Пояснительная записка 9 класс Рабочая программа по курсу «Социально- бытовая ориентировка» (9 класс) составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 5-9 классы. Сборник 1, изд. «Владос» 2012 г. На изучение курса отводится 68 часов. Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями. В планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Девятый класс завершает изучение предмета СБО и подводит итоги того, как учащиеся подготовлены к самостоятельной жизни, как могут ориентироваться в окружающей обстановке и выбирать правильную линию поведения в той или иной ситуации. Темы в девятом классе подобраны таким образом, что они нацеливают будущих выпускников на трудовую жизнь. Вводится новая тема «Трудоустройство», которая помогает учащимся правильно выбрать будущую профессию, реально оценивая свои возможности. Учащиеся будут учиться собирать нужные бумаги для поступления на работу, заполнять анкеты и другие деловые бумаги, узнают куда нужно обращаться по поводу трудоустройства. В этой теме планируется провести ряд экскурсий в те организации, которые занимаются трудоустройством \биржа труда\. Можно провести ряд экскурсий на предприятия , которые могут принять будущих выпускников на работу, поговорить с рабочими и руководством о тех качествах, которые нужны для устройства на ту или иную должность. Тем, которые были в младших классах уже нет, но не нужно о них забывать, а проводить повторение от урока к уроку. Лучше всего повторение проводить на внеклассных воспитательских занятиях приближенных к жизненным ситуациям. Подбирая материал к урокам необходимо использовать как можно больше периодической литературы, рассказывать обо всех новинках и событиях, использовать опыт самих учащихся и вырабатывать у них правильную жизненную позицию Тематическое планирование. Предмет: социально- бытовая ориентировка 9 класс № п\п название темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вводное занятие Личная гигиена Одежда и обувь. Питание. Семья Жилище Культура поведения Транспорт Торговля Профориентация и трудоустройство Экономика домашнего хозяйства Средства связи Медицинская помощь Учреждения, организации и предприятия Подведение итогов за год Всего: 11 12 13 14 15 Колво часов 1 2 5 10 4 4 4 2 4 8 теория 8 4 4 4 6 4 2 4 2 2 2 2 2 68 37 2 31 1 2 2 4 3 2 2 2 3 4 практика Форма контроля 3 6 1 2 2 1 4 Календарно - тематическое планирование. Предмет: социально- бытовая ориентировка 9 класс 9 класс Количество часов, предусмотренных программой – 68 Количество часов, предусмотренных учебным планом – 2 № Содержание 1. Вводный инструктаж по технике безопасности.Вводное занятие. Тема: Личная гигиена Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека. Вред курения, алкоголя и наркотиков. 2. 3. Колво часов 1 Словарь 1 Упражнения на развитие психических процессов. Пассивныйкуриль щик. 1 1. Коррекция двигательных нарушений; 2.Артикуляционная гимастика. Здоровый образ жизни. 5 5. Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. 1 6. Выбор одежды и обуви при покупке 1 7. Определение размеров одежды и обуви. 1 8. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Тема: Питание. 1 4. Коррекционная работа 2 Тема: Одежда и обувь Стиль одежды, мода, обновление одежды. . Дата 1 10 1.Коррекция Имидж, модель, двигательных реставрация, нарушений; дизайн, 2.Зрительная комбинирование гимнастика 1. Коррекция Сезонная одежда, двигательных аксессуары. нарушений; 2.Артикуляционная гимастика. Упражнения на Европейский развитие воображения размер. и творческих способностей. 1. Коррекция Полуобхват двигательных груди. нарушений; 2.Артикуляционная гимастика. Упражнения на Токсичность, развитие воображения опасность, и творческих средства, правила способностей. выведения. 9. Приготовление национальных блюд. 1 10. Приготовление национальных блюд. 1 11. Меню праздничного стола. 1 12. Составление меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. 1 Питание детей ясельного возраста. Приготовление блюд для детей ясельного возраста. Приготовление блюд для детей ясельного возраста. 1 17. Диетическое питание. 1 18. Приготовление диетического блюда. 1 Тема: Семья 4 19. Основы семейного очага (условия для создания семьи) 1 20. Основы семейного очага ( семейные отношения, семейные традиции). 1 21. Закон Российской Федерации о браке и 1 13. 14. 15. 16. 1 1 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Дыхательная гимастика 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Дыхательная гимастика Традиции Национальности, приправы, традиции. Кушанье. Десертная тарелка. скатерть 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Коррекция мелкой моторики. Артикуляционная гимастика. Сервировка, праздник, застолье Пюре, смеси Прикорм 1.Коррекция блендер двигательных нарушений; 2.Коррекция мелкой моторики. 1.Коррекция Диета, калории, двигательных меню. нарушений; 2.Упражнения на релаксацию. 1.Коррекция Минеральные двигательных вещества, нарушений; аллергия. 2.Коррекция мелкой моторики. Артикуляционная гимастика. 1.Коррекция Менталитет, двигательных традиции, нарушений; заключение брака, 2.Упражнения на преемственность релаксацию. 1.Коррекция Устои, отпуск, двигательных туризм, досуг, нарушений; поколения 2.Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. 1.Коррекция согласие, любовь, двигательных взаимопонимание семье (порядок и условия заключения и расторжения браков). Закон Российской Федерации о браке и семье (обязанности членов семьи связанные с заботой о детях). Тема: Жилище Рациональная расстановка мебели в квартире. 1 24. Интерьер 1 25. Подбор деталей интерьера. 1 26. Сохранение жилищного фонда. 1 4 27. Тема: Культура поведения. Традиции культуры поведения в современном обществе. 28. Соседи. 1 29. Прием гостей. 1 30. Прием гостей. 1 Тема: Транспорт 2 22. 23. 4 1 1 нарушений; 2.Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Звуковая гимастика. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Зрительная гимнастика. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на релаксацию. Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Зрительная гимнастика. Брак. Расторжение брака. Дверной проем, планировка. Встроенная, секционная мебель. Уют, комфорт, интерьер, дизайн. Ремонт, планировка, благоустройство. 1.Коррекция Адекватность, двигательных нормы поведения. нарушений; 2.Упражнения на развитие психических процессов. Упражнения на Жестикулировать. развитие воображения Нетактично. и творческих способностей. 1.Коррекция Гостеприимство, двигательных доброжелательнос нарушений; ть. 2.Упражнения на развитие психических процессов. 1.Коррекция Гостеприимство, двигательных доброжелательнос нарушений; ть. 2.Упражнения на развитие психических процессов. 31. Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. 1 32. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Стоимость проезда. 1 Тема: Торговля. Повторный инструктаж по технике безопасности. Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализация сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Комиссионные магазины. Торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. Ярмарки. Их виды, время и место проведения. 4 1 Экскурсия на рынок. 1 Тема: Профориентация и трудоустройство Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству. 8 Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Документы, не обходимые для поступления на работу, их 1 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на развитие психических процессов. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Артикуляционная гимнастика. Аэропорт, досмотр багажа, регистроация билетов. Пассажирские перевозки, взлетнопосадочная полоса, таможней контроль. 1.Коррекция Рынок. двигательных Сельсконарушений; хозяйственные 2.Упражнения на товары. развитие воображения и творческих способностей. 1 Упражнения на развитие психических процессов. 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на релаксацию. Комиссионный магазин. Уцененный товар. Сезонная ярмарка, праздничная ярмарка Ярмаркавыставка. 1 Упражнения на развитие психических процессов. Вакансия. 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Дыхательная гимнастика. Биржа труда, отдел кадров, молодой специалист. 1 Отдел кадров. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на развитие воображения Трудовая книжка, паспорт. Заявление оформление. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка). Правила их составления. Составление деловых бумаг. Составление деловых бумаг. Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии. 1 Тема: Экономика домашнего хозяйства. Расходы на удовлетворение культурных потребностей. Некоторые текущие расходы (билеты в кино, театр, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды). Подсчет расходов на удовлетворение культурных потребностей. 8 Экономия в домашнем хозяйстве. Практикум в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в банке. Виды вкладов 1 Кредит. Государственное страхование. Экскурсия в сбербанк. Экскурсия в сбербанк. Тема: Средства и творческих способностей. Упражнения на развитие психических процессов. Анкета. Расписка. Срочный договор Артикуляционная гимастика. Упражнения на релаксацию. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. докладная записка 1 Артикуляционная гимастика. Культурные потребности. 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Артикуляционная гимнастика. Упражнения на релаксацию. Коррекция мелкой моторики. 1 1 1 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. Коррекция мелкой моторики. 4 заявка Расходы. Сбережения. Кредит, вклад. страхование 53. связи. Виды связи: сотовая, автоответчик, факс, интернет. 1 54. Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг. 1 55. Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные). Заполнение бланков. Стоимость отправки переводов. Заполнение бланков денежных переводов. 1 Тема: Медицинская помощь. Инфекционные заболевания. 6 58. Меры по предупреждению инфекциоонных заболеваний. 1 59. Уход за больным. Листок нетрудоспособности. 1 60. Уход за больным. 1 61. Чтение назначений врача в рецепте. 1 56. 57. 1 1 Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. Упражнения наразвитие психических процессов. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на релаксацию. Факс, автоответчик, Пластиковая карта. Терминал. Банкомат. Почтовый перевод, денежный перевод. 1.Коррекция Бланк, тариф. двигательных нарушений; 2.Звуковая гимнастика. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения наразвитие психических процессов. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на развитие психических процессов. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения наразвитие психических процессов. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения наразвитие психических процессов. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения наразвитие психических процессов. Инфекция, антибиотики. Прививки. Карантин. Больничный лист, справка без содержания заработной платы. Постельный режим, санитарногигиенические нормы. Санитарногигиенические навыки 62. Чтение аннотаций к лекарствам. 1 . Тема: Учреждения, организации и предприятия. Предприятия бытового обслуживания населения. 4 64. Назначение предприятий бытового обслуживания. 1 65. Экскурсия на предприятие бытового обслуживания Экскурсия на предприятие бытового обслуживания Подведение итогов за год. 1 Подведение итогов за год. 1 63. 66. 67. 68. 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения наразвитие психических процессов. аннотация 1.Коррекция Пункт ремонта двигательных обуви. нарушений; Ателье ремонта 2.Упражнения на одежды. развитие воображения и творческих способностей. 1.Коррекция Прокат, фирма. двигательных нарушений; 2.Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. 1 1 Упражнения на развитие психических процессов. Работа с тестами. Аннотация УМК № п/п 1 Учебное пособие В. П. Субчева 2 рабочая тетрадь З. И. Миронюк 3 Методическое пособие Пособие для учителя В. П. Субчева 4 5 6 7 8 9 тип пособия Пособие для учителя Пособие для учителя контрольноизмерительные материалы: вариативные тестовые задания Развернутое тематическое планирование Поурочные планы автор наименование издательство, год Социально-бытовая ориентировка 9 кл Социально-бытовая ориентировка 9 кл Социально-бытовая ориентировка 5-9 кл Социально-бытовая ориентировка М.: «Просвещение», 2014 М.: «Просвещение», 2014 М.: «Просвещение», 2014 М.: «Владос», 2003. Социально-бытовая ориентировка Практический материал к СБО Социально-бытовая ориентировка М.: «Владос», 2006. С.А. Львова Социально-бытовая ориентировка Волгоград: «Учитель», 2013. Л.А. Бабушкина, М.В. Ковтонюк, З.А. Стульнева Е.Ю. Салеина М.И.Никифоров а, О.Н. Качановская А.Ф. Никитина Социально-бытовая ориентировка Волгоград: «Учитель», 2013. Азбука домоводства Домоводство М.: «Педагогика» М.: «Колос», 1998. Право и политика С.А.Родионова, Т.А. Корепакова Социальная адаптация учащихся 5-9 классы М.: «Просвещение», 2001 Волгоград: «Учитель», 2014. А. Майская Секреты красоты для девочек Настольная книга для мальчиков Энциклопедия этикета Основы домашней экономики Экономический практикум в специи альном (коррекционном) общеобразовательно м учреждении VII вида Семейная экономика 7-8 классов Т. А. Девяткова, Л.Г. Кочетова, А.Г. Петрикова В. В. Воронкова, С.А. Казакова С.А. Львова С.П. Деребина 10 11 Энциклопедия Издание для досуга 12 Учебное пособие 13 14 Программы, планирование, тематические занятия Энциклопедия 15 Энциклопедия 16 Энциклопедия 17 В.Д. Симоненко 18 Книга для учителя Учебнометодическое пособие 19 Учебное пособие В.Д. Симоненко, О.И. Шелепина Т.Н. Старченко М.: «Владос», 2005. Волгоград: «Учитель», 2013. М.: «Олма-Прес», 2000 М.: «Эксмо», 2003. М.: «Рипол Классик», 2002. Брянск, 1995. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. М.: «Вита-пресс», 2002.