Инклюзивное образование

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.Хочу такой сайт

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Что такое инклюзивное образование.pdf (скачать) (посмотреть)
Полезные ссылки, инклюзивное образование.pdf (скачать) (посмотреть)
Буклет по инклюзивному образованию.pdf (скачать) (посмотреть)

Федеральный пакет документов

24.02.2023

Государственная программа Развитие образования на 2013-2020г..pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации для руководителей ОО.pdf (скачать) (посмотреть)
О коррекционном и инклюзивном образовании детей.pdf (скачать) (посмотреть)
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями.pdf (скачать) (посмотреть)
Пакет специальных образовательных условий обучения детей с задержкой психического развития.pdf (скачать) (посмотреть)
Пакет специальных условий для детей с нарушением зрения.pdf (скачать) (посмотреть)
Пакет специальных условий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.pdf (скачать) (посмотреть)
Пакет специальных условий для детей с нарушением слуха.pdf (скачать) (посмотреть)
Пакет специальных условий для детей с расстройством аутистического спектра.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки России от 02_12_2015 N 1399.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки России от 09_11_2015 N 1309 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ ФГОС с ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Разъяснения по вопросу обеспечения условий доступности образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ ФГОС умственная отсталость.pdf (скачать) (посмотреть)
Примерная образовательная программа (ЗПР).pdf (скачать) (посмотреть)
Примерная основная программа (умственная отсталость).pdf (скачать) (посмотреть)
Анкета для руководителей ОО .xlsx (скачать)

Региональный пакет документов

24.02.2023

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Об осуществлении мониторинга внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.pdf (скачать) (посмотреть)

Муниципальный пакет документов

24.02.2023

Об организации инклюзивного образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ о создании СППС.pdf (скачать) (посмотреть)

Школьный пакет документов

24.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».