Пояснительная записка 8 класс Рабочая программа по курсу «Социально- бытовая ориентировка» (8 класс) составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 5-9 классы. Сборник 1, изд. «Владос» 2012 г. На изучение курса отводится 68 часов. Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями. В планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. В восьмом классе начинается новая тема « Экономика домашнего хозяйства», где предполагается дать детям сведения о доходных статьях семьи и о расходе ее бюджетных средств. Учить учащихся планировать свои расходы на месяц с учетом обязательных ежемесячных выплат за жилье, питание, коммунальные услуги и другое. Дать представление о крупных покупках, что к ним относится , как их планировать. Познакомить с разными видами сбережений и их назначением. Расширяются знания по темам, которые велись в прошлых классах. Большое внимание уделяется практическим работам после изучения тем, особенно по составлению деловых бумаг и заполнению различных квитанций. В восьмом классе особое значение приобретает грамотность в написании различных деловых бумаг. При изучении темы «Культура поведения» делается большой упор на культуру общения юноши и девушки как дома так и в общественных местах, что часто наши подростки не умеют делать. Здесь же предлагается разбор жизненных ситуаций, которые помогут нашим учащимся правильно вести себя в разных обстановках, выбирать ту линию поведения, которая в данном случае будет единственно верной. В теме « Средства связи» предлагается познакомить учащихся с современными технологиями связи: мобильный телефон, интернет, факс и др. Тематическое планирование. Предмет: социально- бытовая ориентировка 8 класс № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 название темы Водное занятие Личная гигиена Одежда. Жилище Культура поведения Семья Питание. Средства связи Экономика домашнего хозяйства Транспорт Торговля Медицинская помощь Учреждения, организации и предприятия Всего: Кол-во часов 1 3 6 4 4 6 8 6 14 4 4 6 2 теория практика Форма контроля 1 2 3 3 2 3 4 3 7 2 2 3 1 1 3 1 2 3 4 3 7 2 2 3 1 68 36 32 Содержание разделов программы. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра и природные средства. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения его — воспитание воли, целеустремленности, доброты, отзывчивости и других положительных качеств личности. Практические работы Упражнения в протирании кожи лица; подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры, с учетом состояния кожи; использование масок из фруктов и овощей. ОДЕЖДА И ОБУВЬ Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков. Химчистка — знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами по приведению одежды в надлежащий вид. Практические работы Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка; экскурсия в химчистку, знакомство с правилами приема изделий и выдача их, с прейскурантом на чистку определенного вида изделий. ПИТАНИЕ Виды теста: дрожжевое, пресное. Приготовление изделия из теста. Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей, зелени. Запись рецептов. Практические работы Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов; приготовление пресного теста, из него лапши и выпечка печенья; запись рецептов соления, варенья, консервирования, сушки овощей, фруктов, ягод; приготовление овощного салата; нарезка зелени и фруктов для сушки СЕМЬЯ Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним — кормление из соски, с ложечки; купание, одевание, пеленание, уборка постели. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек. Практические работы Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы; мытье детской посуды, игрушек. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей. Практические работы Сюжетная игра «Встреча молодых людей». ЖИЛИЩЕ Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла, ванны. Практические работы Мытье кафельных стен, чистка раковин. ТРАНСПОРТ Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения. Значение водного транспорта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные службы. Основные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до условного пункта назначения. Экскурсии Экскурсия на автобусную станцию или в порт Практические работы Выбрать пункт назначения. Определить время и место отправления. Рассчитать стоимость проезда на теплоходе в направлениях «туда и обратно» с учетом класса каюты. ТОРГОВЛЯ Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые. Различия рынка от магазина: одно из них —право покупателя предлагать продавцу снизить цену (право торговаться); — право выбора товара. Практические работы Экскурсия на рынок. Выявление системы расположения продаваемой продукции; нахождение более низких цен на одноименную продукцию; сравнение рыночных цен и магазинных на одно и тоже название товара. СРЕДСТВА СВЯЗИ Телефон: Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов милиции — 02; пожарной команды — 01; утечка газа — 04; скорой помощи — 03; и другие аварийные службы (поломка водопровода, неисправности электроэнергии и др.). Получение справок по телефону — Служба точного времени «говорящие часы». Междугородняя телефонная связь Порядок пользования автоматической связью. Виды заказ междугороднего телефонного разговора. Тариф на междугородние телефонные разговоры. Практическая работа, экскурсии Экскурсия на почту-телеграф: Сюжетно-ролевая игра «телефонная справочная служба». Экскурсия на переговорный пункт. Выбор названия города, знакомство с кодом и тарифом. Расчет стоимости разговора за 1 минуту, 3.5,10. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление, солнечный удар). Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Практические работы Сюжетная игра - оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой раны, наложение повязки на руку, ногу, голову; оказание помощи спасенного из водоема. УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение. Практические работы Экскурсия в префектуру для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи. ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА Бюджет семьи: виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и др.); условия и порядок их получения; основные статьи расходов: а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения; б) виды государственных страхований; в) питание; г) оплата проезда; д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость; оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; предметы личной гигиены; покупка одежды, обуви, головного убора с учетом времени года; создание уюта и сбережение сил, времени, денег: это мебель, посуда, бытовые электроприборы, постельное белье и т.п. Ремонт обуви, одежды. — повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра, музея, вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шерсти, ткань и т.д. е) помощь родственникам. Практическая работа Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление доверенности на получение зарплаты, стипендии, пенсии за членов семьи. Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью. Упражнения в снятии показателей электросчетчика (газового счетчика, счетчика воды, телефонных разговоров). Расчет стоимости израсходованной электроэнергии (газ, воды, телефонных разговоров); заполнение квитанция (на конкретных примерах); упражнение в планировании крупных, дорогостоящих покупок (на конкретных примерах); Экскурсия в ЖЭК (ДЭЗ) и т.п. Требование к знаниям и умениям учащихся. 8 класс Личная гигиена. Обучающиеся должны знать: - правила ухода за кожей лица; - приемы нанесения косметических средств на лицо, шею. Обучающиеся должны уметь: - правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног. - использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам. - в меру пользоваться косметикой. Одежда и обувь. Обучающиеся должны знать: - правила стирки к сушки одежды из шерстяныхи синтетических тканей; - правила и последовательность глажения изделий; - виды предприятий похимической чистке одежды, их назначение; - виды оказываемых имиуслуг; - правила подготовки вещей к сдаче в чистку. Обучающиеся должны уметь: - стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей; - гладить блузки, рубашки, платья. Питание. Обучающиеся должны знать: - виды теста; - способы приготовления изделий из теста; - способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени. Обучающиеся должны уметь: - приготовить пресное тесто и изделия из него - лапшу, печенье; - нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп; - заготовит ягоды без тепловой обработки; - записать рецепт соления, варенья, консервирования. Семья. Обучающиеся должны знать: - правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания; - правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка; - санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек. Обучающиеся должны уметь: - купать, одевать, пеленать куклу; - кормить куклу из соски и с ложечки; - содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки. Культура поведения. Обучающиеся должны знать: - правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, требования к внешнему виду молодых людей. Обучающиеся должны уметь: - культурно и вежливо вести себя при знакомстве вкино, на танцах и т.д.), дома; - выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев. Жилище. Обучающиеся должны знать: - правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны; - моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла; - санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла. Обучающиеся должны уметь: - мыть кафельные стены, чистить раковины; - пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни санузла, ванны. Транспорт. Обучающиеся должны знать: - основные автобусные маршруты; - основные маршруты водного транспорта; - правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта Обучающиеся должны уметь: - пользоваться расписанием; - определять стоимость проезда; - покупать билет; - обращаться за справкой; - выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском, автобусном видах транспорта; Торговля. Обучающиеся должны знать: - рынок, его виды; - основные отличия его от магазина; - правила поведения на рынке; - права покупателя на рынке; - цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь и др., а также и фрукты, ягоды и промышленные товары Обучающиеся должны уметь: - выбрать месторасположения нужных товаров; - выбрать продукцию в соответствии с еѐ качеством (внешний вид, вкус и др,), количества, цены. Средства связи. Обучающиеся должны знать: - виды телефонной связи; - правила пользования ими, телефонным справочником; - номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа; - периодичность оплаты телефона; - виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью; - тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния; -оплата за телефон; -порядок заказа междугороднего разговора по адресу; -правила культурного краткого разговора. Обучающиеся должны уметь: - кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова; - узнать время; - получить по телефону справку; - культурно разговаривать по телефону. Медицинская помощь. Обучающиеся должны знать: - меры по предупреждению несчастных случаев в быту; - правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение изсостояние теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывание желудка при отравлении; - приемы оказания помощи спасенному из водоема. Обучающиеся должны уметь: - оказать первую помощь при ожоге, обморожении; - оказать первую помощь утопающему. Учреждения, организации, предприятия. Обучающиеся должны знать: - куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи; - адрес местной префектуры; - отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи. Обучающиеся должны уметь: - обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений. Экономика домашнего хозяйства. Обучающиеся должны знать: - составные части бюджета семьи и их размер; - основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.; - стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.); - правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.); - виды и цели сбережений. Обучающиеся должны уметь: - подсчитать бюджет семьи; - составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.; - подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день; - снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции; - планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки; - соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк. Календарно -тематическое планирование. Предмет: социально- бытовая ориентировка 8 класс 8 классКоличество часов, предусмотренных программой – 68 Количество часов, предусмотренных учебным планом – 2 № 1. 2. Содержание Вводный инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. Тема: Личная гигиена. Уход за кожей лица. колво часо в 1 1 Косметические средства. 1 4. Упражнения в протирании кожи лица лосьоном, нанесение крема. Тема: Одежда. Стирка изделий из шерстянных тканей в домашних условиях. 1 Стирка изделий из синтетических тканей в домашних условиях. Утюжка блузок, рубашек и платьев. Прачечная. Правила пользования. Виды услуг. Прачечная самообслуживания Заполнение бланков для сдачи белья. Экскурсия в прачечную. 1 11. Тема: Жилище. Уборка кухни, санузла. 4 1 12. Уход за ванной, 1 6. 7. 8. 9. 10. коррекционная работа словарь 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Зрительная гимнастика 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Зрительная гимнастика Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. Гигиеническая салфетка 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Артикуляционная гимнастика. Бережная стирка, режим стирки, обороты отжима. Кондиционер для белья 3 3. 5. дата 6 1 1 1 1 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Коррекция мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Коррекция мелкой моторики. Упражнения на развитие психических процессов. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Дыхательная гимнастика. гель, лосьон косметичка, крем Отпаривание, Регулятор нагрева метки Квитанция, 1.Коррекция двигательных Дезинфицирую нарушений; щие средства, 2.Упражнения на развитие санузел. воображения и творческих способностей. Упражнения на развитие Известковые 13. унитазом, раковинами. Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла, ванны. психических процессов. 1 Мытье кафельных стен, чистка раковин. 1 Тема: Культура поведения. Культура общения юноши и девушки. 4 Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей. 1 18. Внешний вид молодых людей. 1 19. Тема: Семья. Уход за грудным ребенком (кормление) 6 1 20. Уход за грудным ребенком (купание) 1 21. Уход за грудным ребенком (одевание, пеленание) 1 22. Одевание, пеленание грудного ребенка. 1 23. Правила содержания в чистоте детской посуды. Правила содержания детских игрушек. 1 Тема: Питание. 8 14. 15. 16. 17. 24. 1 1 1 отложения, плесень. Пемоксоль, сода. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. 1.Коррекция двигательных Кафельная нарушений; плитка. 2.Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. 1.Коррекция двигательных Манера нарушений; поведения. 2.Упражнения на развитие Расковано. психических процессов. Конфликтная ситуация. Зрительная гимнастика. Скромность, порядочность. Упражнения на развитие Стиль, имидж, воображения и творческих аккуратность. способностей. 1.Коррекция двигательных Стилист, нарушений; универсальная 2.Упражнения на развитие одежда. психических процессов. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на релаксацию. Упражнения на развитие психических процессов. Младенец, детское питание, стерильность. Градусник для измерения температуры воды, опрелость, детское мыло 1.Коррекция двигательных Чепчик, нарушений; пинетки, 2.Упражнения на пеленка, релаксацию. детская присыпка. 1.Коррекция двигательных Пеленальный нарушений; стол, 2.Упражнения на памперсы, релаксацию. Артикуляционная Микробы. гимнастика. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Упражнения на релаксацию. Санитарная обработка. 25. Приготовление изделий из теста 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Дыхательная гимнастика. 26. Приготовление блинов скороспелых. Приготовление печенья. 1 28. Квашение, соление овощей. 1 29. Квашение, соление овощей. 1 30. Варка варенья из фруктов и ягод. 1 31. Варка варенья из фруктов и ягод. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю. Тема: Средства связи. Повторный инструктаж по технике безопасности. Телефон. Пользование городским телефономавтоматом, квартирным телефоном. Пользование телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов полиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа, поломке водопровода, неисправности электросети, получение справок по телефону. Служба точного времени. Междугородняя телефонная связь. 1 Упражнения на развитие психических процессов. 1.Коррекция двигательных Противень, нарушений; формы. 2.Дыхательная гимнастика. 1.Коррекция двигательных Консервировани нарушений; е. 2.Дыхательная гимнастика. Стерилизация, маринад, 1.Коррекция двигательных Маринад, нарушений; заморозка, 2.Звуковая гимнастика. сушка. 1.Коррекция двигательных Бланшировани нарушений; е, заморозка. 2.Звуковая гимнастика. Артикуляционная Сироп,плодоно гимнастика. жки. Упражнения на развитие Рациональное воображения и творческих питание способностей. 27. 32. 33. 34. 35. 36. 1 1 Дрожжи, разрыхлитель теста, песочное тесто. Пресное тесто 6 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Дыхательная гимнастика. Мобильная связь, междугородняя связь. 1 Коррекция мелкой моторики. Код города, алфавит. 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2. Упражнения на развитие воображения и творческихз способностей. 1 1.Коррекция двигательных нарушений; Номер службы, справка, собеседник, деловой разговор, абонент. Правила этикета. Код города, роуминг, 37. 38. 39. Порядок пользования автоматической телефонной связью. Заказ междугородного телефонного разговора. Тарифы на телефонные разговоры. Экскурсия на переговорный пункт. Тема: Экономика домашнего хозяйства. Основные статьи расходов. 2.Упражнения на релаксацию. 1 Артикуляционная гимнастика. 14 1.Коррекция двигательных нарушений; 2. Упражнения на развитие воображения и творческихз способностей. 1.Коррекция двигательных нарушений; Доход, расход. 1 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Зрительная память. Коммунальные услуги, налоги. продукты питания Стоимость 1 1 42. 1 Дыхательная гимнастика. 43. Расходы на питание. 1 44. Содержание жилища. 1 45. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. Снятие показателей счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии и газа, заполнение квитанций. Экскурсия в ЖЭК. Экскурсия в ЖЭК. Крупные покупки. 1 Коррекция мелкой моторики. Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Зрительная память. Планирование крупных покупок. 1 41. 46. 47. 48. 49. 50. Междугородняя телефонная связь. 1 Планирование расходов на день с учетом бюджета и состава семьи. Планирование расходов на две недели с учетом бюджета и состава семьи. Расходы на питание. 40. тариф. 1 1 1 1 бюджет Экономия, квартплата Квитанция, тариф, жилплощадь 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Зрительная память. Счетчики. Показания. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Артикуляционная гимнастика Сберегательная книжка, проценты, кредитная карта. Банковский счет. 1.Коррекция двигательных нарушений; 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Оказание материальной помощи родственникам. Экскурсия в КЭК Тема: Транспорт. Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Водный транспорт. Основные маршруты. Расписание. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Экскурсия на автобусную станцию. Экскурсия на автобусную станцию. Тема: Торговля. Специализированны е магазины (книжный, спортивный и др.). Стоимость основных промышленных товаров. Подсчет стоимости покупок. 1 Экскурсия в специализированный магазин. Экскурсия в специализированный магазин. Тема: Медицинская помощь. Первая помощь при несчастных случаях 1 1 4 1 1 2.Артикуляционная гимнастика Упражнения на развитие воображения и творческих способностей. Материальная помощь 1.Коррекция двигательных Зал ожидания, нарушений; билет, 2.Зрительная память. контрлоер, электронное табло, платформа, касса, бронирование, транзит. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Артикуляционная гимнастика Паром, теплоход, причал, речной вокзал, порт. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Коррекция мелкой моторики. Кассовый аппарат, самообслужива ние. 1.Коррекция двигательных нарушений; 2.Коррекция мелкой моторики. гипермаркет 1 1 4 1 1 1 6 1 1.Коррекция двигательных Профилактика, нарушений; термический 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. (ожог). Первая помощь при обморожении. 1 Первая помощь при отравлении. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Первая помощь утопающему. 1 Глистные заболевания и меры их предупреждения. 1 Тема: Учреждения, предприятия и организации. Департамент, муниципалитет, префектура, полиция. Их назначение. Экскурсия в муниципалитет. 2 1 1 1 1 2.Звуковая гимнастика. ожог, инфекция. 1.Коррекция двигательных Кровообращени нарушений; е. 2.Звуковая гимнастика. Стерильная повязка. Упражнения на развитие Активированн психических процессов. ый уголь 1.Коррекция двигательных Компресс нарушений; 2.Звуковая гимнастика. 1.Коррекция двигательных Искусственное нарушений; дыхание, 2. Упражнения на развитие носилки. психических процессов. 1.Коррекция двигательных Аскариды, нарушений; глисты, 2. Артикуляционная паразиты, гимнастика. интоксикация. 1.Коррекция двигательных Специалист, нарушений; население, 2. Упражнения на развитие отдел психических процессов. социального обеспечения. Аннотация УМК № п/п 1 Учебное пособие В. П. Субчева Социально-бытовая ориентировка 8 кл 2 рабочая тетрадь З. И. Миронюк Социально-бытовая ориентировка 8 кл 3 Методическое пособие В. П. Субчева Социально-бытовая ориентировка 5-9 кл 4 Пособие для учителя Социально-бытовая ориентировка 5 Пособие для учителя 6 Пособие для учителя Т. А. Девяткова, Л.Г. Кочетова, А.Г. Петрикова В. В. Воронкова, С.А. Казакова С.А. Львова М.: «Просвещение», 2014 М.: «Просвещение», 2014 М.: «Просвещение», 2014 М.: «Владос», 2003. 7 М.: «Владос», 2006. М.: «Владос», 2005. Волгоград: «Учитель», 2013. С.А. Львова Социально-бытовая ориентировка Волгоград: «Учитель», 2013. 9 контрольноизмерительные материалы: вариативные тестовые задания Развернутое тематическое планирование Поурочные планы Социально-бытовая ориентировка Практический материал к СБО Социально-бытовая ориентировка Социально-бытовая ориентировка Волгоград: «Учитель», 2013. 10 11 Энциклопедия Издание для досуга Азбука домоводства Домоводство М.: «Педагогика» М.: «Колос», 1998. 12 Учебное пособие Л.А. Бабушкина, М.В. Ковтонюк, З.А. Стульнева Е.Ю. Салеина М.И.Никифоров а, О.Н. Качановская А.Ф. Никитина Право и политика 13 14 Популярное пособие женская энциклопедия Энциклопедия 15 Энциклопедия 16 Энциклопедия 17 М.:«Просвещение », 2001 Самара: «АВС», 1997. М.: «Олма-Прес», 2000 М.: «Эксмо», 2003. М.: «Рипол Классик», 2002. Брянск, 1995. 8 тип пособия автор С.П. Деребина наименование Для вас, сударыни А. Майская Секреты красоты для девочек Настольная книга для мальчиков Энциклопедия этикета Книга для учителя В.Д. Симоненко 18 Учебно-методическое пособие Т.Н. Старченко 19 Учебное пособие В.Д. Симоненко, О.И. Шелепина Основы домашней экономики Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VII вида Семейная экономика 78 классов издательство, год М.:«Издательство НЦ ЭНАС», 2004. М.: «Вита-пресс», 2002.