I. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" для учащихся 7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)составлена на основе: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 декабря 2012; СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление от 28.09.2020 № 28); ФГОС для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599; Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Образцовская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области, утвержденной приказом от 11.08.2016 №02; программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы, сборник под ред. В.В. Воронковой; Учебным планом основного общего образования для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год. II. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" составлена с учетом возможностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ориентирована на: развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности; усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях; понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений. Структура программы представлена следующими разделами: -Личная гигиена. -Одежда. -Питание. -Семья. -Культура поведения . -Жилище. -Транспорт. -Торговля. -Средства связи. -Медицинская помощь. -Учреждения, организации и предприятия. Учебный предмет "Основы социальной жизни" предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах, такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется последующих классах. На уроках "Основы социальной жизни" используются следующие методы: - словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр; - практические: карточки, тесты. Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций. Методы и формы позволяют коррегировать познавательную деятельность: наблюдательности, воображения, внимания, памяти и устной речи. Способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий, постепенно подготавливает их труду и самостоятельной жизни. Занятия по данной рабочей программе тесно связаны с такими предметами как: "Русский язык", "Чтение", "Математика", "Природоведение", "География", "Биология", "Естествознание" и "Ручной труд". На занятиях по "Основам социальной жизни" следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках "Русского языка". На всех этапах занятия в связи с изученным материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умение детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод. Ш. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом МКОУ "Специальная школа № 80", учебный предмет "Основы социальной жизни" представлен в обязательной части учебного плана, общий объем учебного времени в 7 классе составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: Минимальный уровень Достаточный уровень Личная гигиена Рассказывать о правилах личной гигиены. Соблюдать и выполнять правила личной Называть санитарно-гигиенические правила гигиены подростка. пользования зубной щеткой, расческой, Характеризовать индивидуальные предметы мочалкой, душем, ванной и унитазом. гигиены. Рассказывать о правилах смены одежды, Выполнять санитарно-гигиенические правила нательного и постельного белья. пользования зубной щеткой, расческой, Различать индивидуальные предметы мочалкой, душем, ванной и унитазом. гигиены. Соблюдать правила смены одежды, нательного и постельного белья. Одежда Выполнять мелкий ремонт одежды под Ремонтировать разорванные места одежды. руководством учителя. Стирать белое белье вручную и с помощью Знать особенности стирки цветного и белого стиральной машины. белья. Гладить одежду и белье. Рассказывать правила пользования моющими Называть правила пользования моющими средствами. средствами. Рассказывать о последовательности и Знакомится с устройством стиральной машины особенности утюжки одежды из различных и правилами пользования ею. тканей. Соблюдать санитарно-гигиенические Называть предприятия по химической чистке требования и правила техники безопасности при одежды, виды оказываемых ими услуг. ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины. Характеризовать предприятия по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг. Рассказывать о правилах подготовке вещей к сдаче в чистку. Питание Рассказывать санитарно-гигиенические Соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности требования и правила техники безопасности при при приготовлении пищи. приготовлении пищи. Называть электробытовые приборы при Использовать электробытовые приборы при приготовлении пищи. приготовлении пищи. Рассказывать о способах обработки овощных, Рассказывать о способах и последовательности мясных и рыбных продуктов. обработки овощных, мясных и рыбных Готовить обед, оформлять готовые блюда, продуктов. сервировать стол под руководством учителя. Характеризовать последовательность приготовления блюд. Готовить обед Оформлять готовые блюда. Сервировать стол к обеду. Семья Одевать малышей на прогулку. Владеть навыками оказания помощи родителям Помогать малышам при уборке игрушек. Разучивать тихие и подвижные игры. и воспитателям в уходе за младшими детьми. Объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры. Культура поведения Рассказывать о правилах поведения при Объяснять правила поведения при встрече, в встрече, в гостях, при вручении и приеме гостях, при вручении и приеме подарков. подарков. Жилище Выполнять элементарную уборку помещения. Производить регулярную и сезонную уборку Называть моющие средства, используемые жилого помещения. при уборке и мытье окон. Различать виды моющих средств, используемых Рассказывать о правилах ухода за мебелью в при уборке и мытье окон. зависимости от ее покрытия. Ухаживать за мебелью в зависимости от ее Ухаживать за животными. покрытия. Объяснять правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме. Рассказывать о правилах содержания в доме собаки, кошки и попугая. Транспорт Называть функции железнодорожного Рассказывать о функциях железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, транспорта, типах пассажирских вагонов, видах справочных служб, виды камер хранения. справочных служб и камерах хранения, о сроках и месте возврата билетов. . Ориентироваться в расписании. Приобретать билеты в железнодорожной кассе. Обращаться за справкой в справочное бюро вокзала, центральную железнодорожную справочную по телефону. Торговля Называть основные виды универсальных и Характеризовать основные виды универсальных специализированных магазинов, их отделы. и специализированных магазинов. Рассказывать об ассортименте некоторых Ориентироваться в ассортименте некоторых отделов промтоварных магазинов. отделов промтоварных магазинов. Совершать покупки некоторых товаров под Приобретать некоторые товары в руководством взрослых. продовольственном магазине. Соблюдать правила поведения в магазине. Подсчитывать стоимость покупок. Соблюдать правила поведения в магазине. Средства связи Называть перечень, посылаемых предметов, Составлять перечень предметов, посылаемых максимальный вес и стоимость посылаемых бандеролью. предметов. Знать максимальный вес и стоимость Рассказывать о видах и способах упаковки посылаемых предметов. бандероли. Классифицировать виды и способы упаковки Заполнять бланки для отправки бандероли с бандеролей. помощью учителя. Заполнять бланки на отправку бандеролей. Составлять опись посылаемых предметов. Упаковывать бандероль. Медицинская помощь Называть медикаменты входящие в состав Рассказывать о составе домашней медицинской домашней аптечки. аптечки, правила применения и назначения Называть местные лекарственные растения. Рассказывать о правилах оказания первой медицинской помощи при микротравмах. Обрабатывать раны и накладывать повязки с помощью педагога. медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки. Распознавать местные лекарственные растения. Объяснять правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм. Рассказывать о правилах оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах, при растяжении и вывихах. Пользоваться термометром. Готовить отвары и настои из лекарственных растений. Обрабатывать раны и накладывать повязки. Учреждения, организации и предприятия Называть промышленные объекты г. Классифицировать промышленные объекты г. Новокузнецка, виды выпускаемой продукции, Новокузнецка, виды выпускаемой продукции, рабочие профессии. рабочие профессии. Экономика домашнего хозяйства Понимать назначение денег. Понимать назначение денег. Подсчитывать бюджет семьи под Подсчитывать бюджет семьи. руководством педагога. Составлять доверенность на получение Составлять доверенность на получение заработной платы. заработной платы под руководством педагога. V. Содержание учебного предмета 1. Личная гигиена - 4 ч. Личная гигиена подроста. Индивидуальные предметы гигиены. Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, туалетом. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья. 2. Одежда - 8 ч. Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка. Пр.р. Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины. Стирка хлопчатобумажного белья вручную. Пр.р. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. Утюжка белья, брюк. Пр.р. Химчистка. Виды услуг. Правила пользования. Экскурсия в химчистку. 3. Питание - 12 ч. Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда. Третьи блюда. Санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи. Приготовление закусок. Приготовление горячих бутербродов. Пр.р. Первые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Приготовление щей из свежей капусты с картофелем. Пр.р. Вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Приготовление второго блюда из мясных консервов с отварным картофелем и сметанным соусом. Пр.р. Приготовление третьих блюд. Компот из сухофруктов. Приготовление компота из сухофруктов. Пр.р. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. Сервировка стола к обеду. 4. Семья - 4 ч. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. Оказание помощи в одевании малышей на прогулку. Пр.р. Разучивание тихих и подвижных игр. Подвижные игры на улице с детьми младшего возраста. Пр.р. 5. Культура поведения - 4 ч. Поведение в гостях. Правила поведения при встрече и расставании. Подарки. Правила вручения и приемов подарков. Изготовление сувенира. Пр.р. 6. Жилище- 8 ч. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету. Сухая и влажная уборка помещения. Пр.р. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уборка помещения. Мытье зеркал. Пр.р. Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия. Чистка мягкой мебели. Пр.р. Животные в доме (кошка, собака, попугай). Правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных дома. 7. Транспорт - 4 ч. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Справочная служба железнодорожного вокзала, расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Приобретение билетов. Камеры хранения багажа. Экскурсия на железнодорожный вокзал. 8. Торговля - 4 ч. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров. Экскурсия в промтоварный магазин. Приобретение товаров в промтоварном магазине. Пр.р. 9. Средства связи - 4 ч. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок отправления бандеролей. Упаковка бандеролей. Стоимость пересылки. Заполнение бланков на отправку бандеролей. Пр.р. Экскурсия на почту. 10. Медицинская помощь - 6 ч. Домашняя аптечка. Термометр. Измерение температуры тела с помощью термометра. Пр.р. Лекарственные растения. Заваривание травяного настоя. Пр.р. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах. Наложение повязки на рану, поврежденную конечность. Пр.р. 11. Учреждения, организации и предприятия - 4 ч. Промышленные объекты г. Новокузнецка. Названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях. Виды выпускаемой продукции. Названия рабочих специальностей. Экскурсия на промышленное предприятие. 12. Экономика домашнего хозяйства - 6 ч. Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение в нашей жизни. Бюджет семьи. Источник дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. Определение дохода семьи. Пр.р. Мелкие расходы. Составление доверенности на получение зарплаты. Пр.р. VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № п/п Тема раздела Количеств о часов Виды учебной деятельности обучающихся 1. Личная гигиена 4 2. Одежда 8 3. Питание 12 4. Семья 4 5. Культура поведения 4 6. Жилище 8 Рассказывают о правилах соблюдения личной гигиены подростка (девушки и юноши). Объясняют правила смены одежды. нательного и пастельного белья. Определяют санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной. унитазом. Определяют вид ремонта одежды. Называют моющие средства для стирки белья. Рассказывают об устройстве стиральной машины и правила пользования ею. Объясняют санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины. Различают особенности утюжки одежды из различных тканей, а так же постельного белья, полотенец, скатертей. Характеризуют предприятия по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг. Перечисляют правила подготовки вещей к сдаче в чистку. Классифицируют способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов. Определяют последовательность приготовления блюд. Характеризуют возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими. Называют санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи. Рассказывают о правилах пользования столовыми приборами. Перечисляют названия тихих и подвижных игр. Объясняют детям младшего школьного возраста правила игры и играют с ними. Рассказывают о правилах поведения при встрече и расставании. Называют правила поведения в гостях. Перечисляют правила вручения и приема подарков. Называют последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения. Определяют способы и периодичность ухода за окнами. Перечисляют виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон. Объясняют правила ухода за мебелью в зависимости от 7. Транспорт 4 8. Торговля 4 9. Средства связи 4 10. Медицинская помощь 6 11. Учреждения, организации и предприятия 4 12. Экономика домашнего хозяйства 6 ее покрытия. Рассказывают о правилах соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме. Определяют назначение вокзалов и основных служб вокзалов. Рассказывают о порядке приобретения билетов, порядке сдачи и получении багажа в камере хранения. Перечисляют функции железнодорожного транспорта. Называют виды пассажирских вагонов. Определяют примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния. Различают виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа. Называют виды справочных служб. Характеризуют универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Объясняют назначение магазинов. Перечисляют ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов. Определяют стоимость отдельных товаров. Рассказывают о правилах поведения в магазине. Классифицируют виды бандеролей. Рассказывают о порядке отправления бандеролей. Определяют перечень предметов, посылаемых бандеролью. Называют максимальный вес и стоимость посылаемых предметов. Различают виды и способы упаковки бандеролей. Определяют состав домашней аптечки. Рассказывают о правилах применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки. Перечисляют местные лекарственные растения. Объясняют правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм. Знакомятся с правилами оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах, при растяжении и вывихах. Называют промышленные объекты г. Новокузнецка. Перечисляют названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях. Классифицируют виды выпускаемой продукции. Знакомятся с понятие "Деньги", "Семейный бюджет". Перечисляют составные части бюджета семьи. Планируют бюджет семьи. Определяют сколько можно иметь денег на мелкие расходы. Всего 68 ч. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Дата Календарно- тематическое планирование Тема урока I четверть- 18 ч. Личная гигиена – 4 ч. Личная гигиена подроста. Индивидуальные предметы гигиены. Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, туалетом. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья. Одежда – 8 ч. Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка. Пр.р. Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины. Стирка хлопчатобумажного белья вручную. Пр.р. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. Утюжка белья, брюк. Пр.р. Химчистка. Виды услуг. Правила пользования. Экскурсия в химчистку. Питание – 6 ч. Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда. Третьи блюда. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи. Приготовление закусок. Приготовление горячих бутербродов. Пр.р. Первые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Приготовление щей из свежей капусты с картофелем. Пр.р. II четверть- 14 ч. Питание – 6 ч. Вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Приготовление второго блюда из мясных консервов с отварным картофелем и сметанным соусом. Пр.р. Приготовление третьих блюд. Компот из сухофруктов. Приготовление компота из сухофруктов. Пр.р. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. Сервировка стола к обеду. Семья– 4 ч. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. Оказание помощи в одевании малышей на прогулку. Пр.р. Разучивание тихих и подвижных игр. Подвижные игры на улице с детьми младшего возраста. Пр.р. Культура поведения– 4 ч. Примечания 47 Поведение в гостях. Правила поведения при встрече и расставании. Подарки. Правила вручения и приемов подарков. Изготовление сувенира. Пр.р. III четверть- 20 ч. Жилище –8 ч. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету. Сухая и влажная уборка помещения. Пр.р. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уборка помещения. Мытье зеркал. Пр.р. Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия. Чистка мягкой мебели. Пр.р. Животные в доме (кошка, собака, попугай). Правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных дома. Транспорт- 4 ч. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Справочная служба железнодорожного вокзала, расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Приобретение билетов. Камеры хранения багажа. Экскурсия на железнодорожный вокзал. Торговля – 4 ч. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров. Экскурсия в промтоварный магазин. 48 Приобретение товаров в промтоварном магазине. Пр.р. 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Средства связи – 4 ч. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок отправления бандеролей. Упаковка бандеролей. Стоимость пересылки. Заполнение бланков на отправку бандеролей. Пр.р. Экскурсия на почту. IV четверть- 16 ч. Медицинская помощь – 6 ч. Домашняя аптечка. Термометр. Измерение температуры тела с помощью термометра. Пр.р. Лекарственные растения. Заваривание травяного настоя. Пр.р. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах. Наложение повязки на рану, поврежденную конечность. Пр.р. Учреждения, организации, предприятия - 4 ч. Промышленные предприятия, заводы нашего города. Названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях. 61 62 63 64 65 66 67 68 Виды выпускаемой продукции. Названия рабочих специальностей. Экскурсия на промышленное предприятие. Экономика домашнего хозяйства - 6 ч. Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение в нашей жизни. Бюджет семьи. Источник дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. Определение дохода семьи. Пр.р. Мелкие расходы. Составление доверенности на получение зарплаты. Пр.р.