1 Адаптированная рабочая программа по биологии для 8 класса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса составлена на основе требований к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Билогия. География. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва. - М.: Просвещение, 2018 г. Учебный предмет «Биология» ставит своей целью изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушением интеллекта. Основными задачами биологии являются: формирование элементарных научных представлений об основных компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье; формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений); формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому санитарно-гигиеническому воспитанию подростков; формирование предметных и общеучебных умений и навыков; воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; воспитание социально значимых качеств личности; формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Содержание программы направлено на достижение личностных и предметных 2 результатов адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г.Калуги. На уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета биология изучается в 8 классе - 68 часов (34 учебных недели). Для реализации Рабочей программы используется УМК по биологии включающий учебники, рекомендованные к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию: Учебник. Биология. Животные. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / А.И. Никишов, А.В. Теремов. – М.: Просвещение. Рабочая тетрадь. Биология. Животные. 8 класс: учеб. пособие для учеб. пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.И. Никишов. М.: Просвещение. Курс «Биология» продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся 5-6 классов получают элементарную естественнонаучную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность курса биологии, который включает разделы: «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни; формируют практические умения (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических норм). При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности. Учащиеся узнают о мерах оказания доврачебной помощи, отрабатывают практические умения (измерить давление, наложить повязку). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО УСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Обучение биологии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. 3 В программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении биологических знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (отвечать легкие задания, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания. На всех годах обучения особое внимание учитель обращает на формирование у школьников умения пользоваться устными приемами объяснения. Выполнение биологических заданий и упражнений. Необходимо постоянно учитывать, что некоторые учащиеся с большим трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно. В связи с этим учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует учебники. В течение всех лет обучения необходимо также широко использовать наглядные пособия, дидактический материал. Воспитанию прочных биологических умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное количество времени на уроках биологии. Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником. Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках биологии. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении биологических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника. Наряду с решением готовых текстовых биологических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению ее структурных компонентов и общих приемов работы над задачей. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения учебного предмета 4 осознание себя как гражданина России; сформированность чувства гордости за свою Родину; сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; сформированность этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения учебного предмета Минимальный уровень представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека; знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы; выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой; Достаточный уровень представления об объектах неживой и живой природы, организме человека; осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека; установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); 5 знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; описание особенностей состояния своего организма; знание названий специализации врачей; применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи). выполнение классификаций на основе выделения общих признаков; узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека; знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций; выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах); владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях. 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс Животные Введение Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Круглые черви - паразиты человека (глисты). Аскариды - возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. Насекомые. Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. Позвоночные животные Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах. Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ 7 органы чувств. передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата. Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Экскурсия в зоопарк или на птицеферму. Млекопитающие. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров тела (шерсть), части тела, органы чувств. Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы. Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение. Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов. Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве. Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, 8 распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные. Непарнокопытные животные. Лошади, ослы, зебры. Особенности строения передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными. Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни. Сельскохозяйственные млекопитающие Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Повторение Обобщение знаний по изучению животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. Практические работы на животноводческих фермах. Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. 9 расположенной Практическая работа на любой животноводческой ферме, вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 класс (68 часов в год) Раздел Введение Беспозвоно чные животные Примерное содержание Кол-во Основные виды учебной часов деятельности обучающихся Многообразие животного 2 Развитие навыков составления мира. Значение животных и рассказа по картинкам на основе охрана. зрительного восприятия, формирование умения работы с тетрадью. Формирование умения работать с учебной литературой, коррекции формы изложения материала на основе жизненного опыта. Умение строить ответы на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради. Общие признаки 10 Умение выявлять причиннобеспозвоночных. Внешнее следственные связи. Умение строение и образ жизни. строить ответы на вопросы. Дождевой червь. Круглые Узнавание беспозвоночных черви - паразиты: аскариды животных по внешнему виду. и глисты. Выполнение классификации групп Общие признаки животных. Установление насекомых. Бабочкавзаимосвязи между средой капустница, яблоневая обитания и внешним строением плодожорка, майский жук, дождевого червя/аскариды. Знание комнатная муха. способов заражения глистными Медоносная пчела, тутовый заболеваниями. Установление шелкопряд. Значение в взаимосвязи между средой природе и жизни человека. обитания и внешним видом насекомого майского жука, бабочки капустницы, комнатной мухи, медоносной пчелы (ротовой 1 аппарат и характер пищи). 0 Выполнение практических работ рассматривание гусеницы яблонной плодожорки из поврежденного яблока. Выполнение заданий в рабочей тетради. Применение Позвоночн ые животные Общие признаки позвоночных животных разных систематических групп. Внешнее и внутреннее строение, особенности размножения различных групп животных. Речные и морские рыбы. Рыболовство. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Птицы леса, хищные птицы. Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Домашние куры, утки. Птицеводство. Млекопитающие. Грызуны, их роль в природе и жизни человека. Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. Хищные звери домашние и дикие. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы. 44 Сельскохоз яйственные млекопита ющие Корова. Овцы. Домашние свиньи. Домашние лошади. Содержание и выращивание телят, ягнят, поросят и жеребят на фермах. Верблюды. Северные олени. Уход за животными на животноводческой ферме и пришкольном участке. 10 полученных знаний в бытовых ситуациях. Установление взаимосвязи между средой обитания и внешним строением позвоночного животного. Знание названий и расположения внутренних органов животных. Узнавание рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих по внешнему виду и на разных стадиях развития Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. Работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам, рассказ, беседа с учителем. Объяснение взаимосвязей между природой и человеком. Выполнение практических работ описание внешнего вида птиц, нахождение на схеме частей скелета птиц, млекопитающих. Владение сформированными знаниями и действиями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях (правила выращивания и ухода за домашними животными). Выполнение заданий в рабочей тетради. Применение полученных знаний в учебных, учебнотрудовых и бытовых ситуациях. Знание общих признаков разных групп сельскохозяйственных животных, их значение для жизни человека. Установление взаимосвязи между средой обитания и внешним строением сельскохозяйственных млекопитающих, 1 их содержанием. 1 Владение сформированными знаниями и действиями в бытовых ситуациях (правила выращивания и ухода за домашними животными). Повторение 2 Выполнение заданий в рабочей тетради. Знание общих признаков разных групп животных. Выполнение классификации животных. Узнавание различных животных в окружающем мире, макетах, фотографиях, рисунках.по внешнему виду. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Биология» включает: учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей; методические рекомендации для учителя; комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы; информационно-коммуникативные средства: электронное приложение к учебнику; мультимедийные обучающие программы; общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия; оборудование для демонстрации и проведения опытов: лупы, микроскопы, лабораторное оборудование; оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.); модели и натуральный ряд. Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы готовые микропрепараты, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. 1 2