Адаптированная рабочая программа по биологии для 6 класса Сроки реализации: 1 год (68 часов) Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе: 1.Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., 2. Федерального компонента основного (общего) образования 2004 3.Федеральный перечень учебников. 4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение", 2013г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п. 5.Положение о рабочей программе учителей , работающих по Государственным образовательным стандартам в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении « Холмогорская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Ломоносова « муниципального образования « Холмогорский муниципальный район « Архангельской области Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школьного курса естествознания. Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний. Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников. В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы. Цель: дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); 2. Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; 3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни; 4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом. Коррекционно- воспитательные: 1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным; 2. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома; 3. Формирование здорового образа жизни; 4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду; 5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность. Коррекционно-развивающие: 1. Развитие и коррекция познавательной деятельности; 2. Развитие и коррекция устной и письменной речи; 3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии. Общая характеристика организации учебного процесс Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа»(6класс),«Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. На уроках биологии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ. В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания о неживой природе; продолжает формировать представление о мире, который окружает человека. Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете биологии. Межпредметные связи Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей курсов природоведения 5 класса, биологии 6 класса с курсами биологии 7-9 классов, в ходе которых изучались основные знания о неживой природе; формировались представления о мире, который окружает человека, а также с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки. Основные направления коррекционной работы: 1. 2. 3. 4. 5. Коррекция переключаемости и распределение внимания; Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти Коррекция слухового и зрительного восприятия Коррекция произвольного внимания Развитие самостоятельности, аккуратности Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В 6 классе на изучение биологии отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Критерии и нормы оценки знаний, обучающихся по биологии Оценка Базовый уровень «5» Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет. «4» Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя «3» Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных Минимально необходимый уровень Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Содержание тем учебного курса № тем ы 1 2 3 Названи е темы Содержание темы Природа Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу. Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Вода Воздух Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха. 4 Полезны е ископаем ые 5 Почва Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. П о л е з н ы е и с к о п а е м ы е , и с п о л ь з у е м ы е д л я п о лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Основное свойство почвы — плодородие.Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование № п/п Раздел учебного предмета Количество часов 1 Природа 3 2 Вода 16 3 Воздух 15 4 Полезные ископаемые 21 5 Почва 13 Итого 68 часов Календарно-тематическое планирование. Дата № Тема урока п/п 3.09 6.09 10.09 13.09 Колво часов 1 Живая и неживая природа 1 2 Твердые тела, жидкости и газы 1 3 Для чего нужно изучать неживую природу? 1 4 5 Вода в природе Вода - жидкость 1 1 Деятельность обучающихся Понятия Практическая работа ПРИРОДА – 3 часа Коррекционная работа Отличать: живые и неживые предметы. Отличать твердые тела от жидкостей и газов Тела, предметы, неживые, живые, организмы Твердое, жидкое, газообразное, лед, водяной пар Формирование умений сравнивать, дифференцировать понятия Учить связному высказыванию Проводить наблюдения за природой. Неживая природа Учить наблюдать, анализировать, делать выводы ВОДА – 16 часов местонахождение воды в природе обращаться с простейшим лабораторным оборудованием. Океаны, моря, озера, дождевая и талая вода Прозрачна, пресная, соленая, текучесть Формирование умения работы с текстом учебника. Опыт № 1 «Определение текучести воды» Развитие наблюдательности и зрительного восприятия. Формирование наблюдательности при проведении опытов, умение делать выводы по проделанной работе. 6 7 Температура воды и её измерение 1 Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении 1 8 Изменение состояния воды при замерзании 1 9 Лед – твердое тело 1 10 Превращение воды в пар 1 11 Кипение воды 1 12 Три состояния воды в 1 обращаться с простейшим лабораторным оборудованием Термометр, градус свойства воды при нагревании и охлаждении. Температура, колба Знать свойства воды при замерзании: Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении обращаться с простейшим лабораторным оборудованием Знать: Три состояния воды, пар, паровой двигатель Знать: использование пара человеком. Лед, температура Знать: Лед, ледник, айсберг Пар, испарение Туман, кипение, турбина, электричество Роса, иней, Опыт № 2 «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей» Развитие памяти, внимания, умение давать ответы на вопросы после проведения опытов. Формирование практических навыков измерения температуры воды Развитие речи при ответах на вопросы. Развитие зрительного восприятия. Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ). Опыт № 3 «Лед – легче воды» Формирование наблюдательности, умения делать выводы при проведении опытов Формирование умений сравнивать и делать выводы Формирование наблюдательности, развитие памяти, внимания при проведении опытов Формирование мыслительных природе 13 Вода - растворитель 1 14 Водные растворы и их использование 1 15 Нерастворимые в воде вещества 1 16 Чистая и мутная вода 1 17 Питьевая вода. 1 18 Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. 1 отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; круговорот воды обращаться с простейшим лабораторным оборудованием Знать определение раствор, растворитель, водный раствор. обращаться с простейшим лабораторным оборудованием Знать: Вода прозрачная, мутная, минеральная, чистая Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием Знать: отличительные признаки питьевой, колодезной, воды из рек и озер и способы их очистки. Знать: Использование воды, пресная вода, охрана воды, очистные сооружения круговорот воды в природе Растворимый, растворитель Раствор, водный раствор процессов(синтез, анализ), умнение работать с текстом учебника. Опыт № 4 «Растворение соли, сахара в воде» Формирование наблюдательности, развитие памяти, внимания при проведении опытов Развитие мыслительных процессов (анализа и синтеза) Фильтрование Опыт № 5 Развитие наблюдательности, «Нерастворимо умения делать выводы сть мела в воде» Чистый, мутный Опыт № 6 «Отстаивание мутной воды после взбалтывания» Развитие наблюдательности, умения делать выводы Питьевая вода Формирование связного высказывания с опорой на вопросы Дождевальные установки Развитие слухового восприятия, умения работать с текстом учебника. 19 Что мы узнали о воде. 1 20 Воздух в природе 1 21 Воздух занимает место 1 22 Воздух сжимаем и упруг 1 23 Воздух – плохой проводник тепла 1 24 Расширение воздуха при нагревании, сжатие при 1 Проверка знаний и умений по теме «Вода» Понятия раздела Знать: отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием Знать: Свойства воздуха, Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием Знать: Сжимаемость воздуха, упругость Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием Знать: Теплопроводность воздуха Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием Знать: Расширение воздуха при нагревании и сжатие Газообразное тело Опыт № 7 «Обнаружение воздуха в пористых телах» Воронка, водолаз Опыт № 8 «Объём воздуха в какой-либо ёмкости» Формирование умений сравнивать, делать выводы Упругость Опыт № 9 «Упругость воздуха» Формирование умения доказывать, делать выводы после проведения опытов Термос, ватин, Опыт № 10 «Воздух – плохой проводник тепла» Развитие умения связно высказываться при ответах на вопросы ВОЗДУХ – 15 часов Колба, газ Развитие умения отвечать на вопросы, формирование долговременной памяти Формирование умения работы с лабораторным оборудованием, развитие мыслительных процессов(синтез, анализ) Развитие умения доказывать свою точку зрения 25 охлаждении Теплый воздух легче холодного 1 при охлаждении Знать: движение воздуха Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя. 26 Движение воздуха в природе 1 Знать: ветер, ураган, шторм 27 Состав воздуха 1 Знать: Смесь газов 28 Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ 1 Знать: свойства кислорода, его значение 1 Углекислый газ 30 Применение углекислого газа 1 Знать: свойства углекислого газа Знать: свойства и применение углекислого газа 31 Значение воздуха 1 32 Чистый и загрязненный воздух 1 Знать: значение кислорода, воздуха, озеленение Знать: чистый. загрязненный воздух, способы очистки. Уметь: применять в классе способы Кислород, углекислый газ, горение, воздух Азот, кислород, углекислый газ 29 Смесь газов, кислород, углекислый газ, азот, водяной пар Кислород Углекислый газ, «Сухой лед» Развитие наблюдательности Развитие наблюдательности, умения делать выводы, умения работать с текстом учебника Развитие умения составлять связное высказывание по рисунку Развитие умения сопоставлять свойства кислорода и описанный в тексте опыт Развитие наблюдательности при проведении опытов Развитие наблюдательности, умения делать выводы, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение) Развитие речи при ответах на вопросы учителя Развитие познавательных процессов, умение работать с текстом учебника. 33 Охрана воздуха 1 34 Что мы узнали о воздухе 1 35 Что такое полезные ископаемые 1 36 Полезные ископаемые, используемые в строительстве 1 37 Гранит. 1 38 Известняки. 1 очитки воздуха. Знать: способы охраны воздуха Повторительнообобщающий урок по теме воздух Промышленная пыль, выхлопные газы, завод, фабрика Понтия раздела ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – 21 час Знать: местонахождени е в природе полезных ископаемых характерные признаки полезных ископаемых; Уметь: находить месторождения полезных ископаемых на карте Знать: Полезные ископаемые, используемые в строительстве Уметь: находить в коллекции Знать: свойства и применение гранита Знать: особенности строения, свойства и применение Формирование навыков самостоятельной работы с текстом, развитие связной Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала Полезные ископаемы Развитие слухового, зрительного анализатора, умение работать с картой. Кирпич, цементные бруски, плита, стекло, гранит, мрамор, мел Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ) Гранит, полированный Обыкновенный известняк, мел, мрамор. Развитие связной речи Развитие познавательного интереса, мыслительных процессов (синтез, анализ) известняков. 39 Песок и глина. 1 40 Горючие полезные ископаемые. 1 41 Торф. 1 42 Каменный уголь. 1 Уметь находить их в коллекции полезных ископаемых. Знать: свойства и применение песка и глины Знать: свойства и применение горючих полезных ископаемых. Знать: свойства и применение торфа Уметь: находить его в коллекции полезных ископаемых. Знать свойства и применение каменного угля. Уметь: находить его в коллекции полезных ископаемых. 43 44 Нефть. Природный газ. 1 1 Знать свойства и применение нефти. Уметь: находить её в коллекции полезных ископаемых. Знать свойства и Песок, песчинка, глина Развитие наблюдательности, связной речи. Торф, каменный уголь, природный газ Развитие познавательных процессов Торф, торфяные болота Опыт № 11 «Влагоемкость торфа» Развивать умения составлять рассказ по плану Каменный уголь, антрацит, обыкновенный каменный уголь, бурый уголь, каменноугольная смола, кокс, светильный газ Опыт № 12 «Хрупкость каменного угля» Развивать умения составлять рассказ по плану Нефть, нефтяные вышки, скважины Природный газ Наблюдение за сгоранием каменного угля. Развитие умения составлять рассказ по плану, наблюдательности. Развивать умения составлять 45 46 47 48 49 Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. 1 1 Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. 1 Железные руды. 1 1 применение природного газа Знать: полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Уметь: находить их в коллекции полезных ископаемых. Знать: Внешний вид, свойства, добычу, использование калийной соли. Уметь: находить их в коллекции полезных ископаемых. Знать: Внешний вид, свойства, добыча, использование фосфоритов. Знать: внешний вид, свойства, получение металлов. Уметь: находить их в коллекции полезных ископаемых Знать: внешний вид, свойства, получение черных металлов. рассказ по плану Минеральные соли, минеральные удобрения Калийная руда, калийная соль Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение) Опыт № 13 «Определение растворимости калийной соли» Развивать умения составлять рассказ по плану. Формирование мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение) Фосфориты, фосфоритовая мука, суперфосфат. Руды, драгоценный металл, сплав Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение) Развитие умений отвечать Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)полными ответами Железные руды, магнитный, красный, бурый железняки, Развивать умения составлять рассказ по плану Формирование 50 Черные металлы. Чугун 1 51 Сталь 1 52 Медная и алюминиевая руды. 1 53 54 Алюминий. Медь и олово 1 1 Уметь: находить их в рудники. коллекции полезных ископаемых Знать: черные Чугун. металлы, внешний вид и свойства чугуна. Уметь: находить его в коллекции полезных ископаемых Знать: свойства и применение стали, изделия из стали. Знать: свойства, применение, получение меди и алюминия. Уметь находить их в коллекции полезных ископаемых Знать: свойства, применение, получение алюминия. Уметь находить его в коллекции полезных ископаемых Знать: свойства, применение, получение меди и Сталь. Медный колчедан, Алюминий. наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение) Развитие внимания, памяти при изучении нового материала Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)полными ответами Учить умению сравнивать, анализировать. Алюминий Развивать память, внимание при изучении нового материала Медь. Олово. Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, олова. 55 Что мы узнали о полезных ископаемых 1 сравнение)полными ответами Уметь находить их в коллекции полезных ископаемых Знать свойства, применение, получение полезных ископаемых Понятия раздела Практическая работа. Уметь находить их в коллекции полезных ископаемых ПОЧВА – 13 часов 56 Что называют почвой 1 Знать: Почва, плодородие Плодородие 57 Состав почвы. 1 Знать: состав почвы Перегной Экскурсия к почвенным обнажениям 58 Перегной – органическая часть почвы 1 59 Песок и глина, минеральная часть почвы 1 Распознавание полезных ископаемых. Уметь его определять Знать: Перегной, органические вещества, неорганические вещества Знать неорганическую часть почвы, почвы глинистые, песчаные, черноземные Формирование наблюдательности, долговременной памяти мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)полными ответами Учить работать с иллюстрациями в учебнике, составлять рассказ Развитие наблюдательности Составление отчета по экскурсии. Перегной, органический Опыт № 14 Неорганический Опыт № 15 Формирование умений «Глина тяжелее доказывать и приводить песка» примеры. «Выделение воздуха и воды» Развитие умений наблюдать и делать выводы при проведении опытов Развитие умений наблюдать и делать выводы при 60 Минеральные соли в почве 61 Различие почв по их составу 1 1 62 Как проходит вода в разные почвы 1 63 Испарение воды из почвы 1 64 Весенняя (предпосевная обработка почвы) 1 Знать: состав почвы Знать: состав почвы Уметь определять вид почвы Знать: состав почвы. Знать: свойства воды, состав почвы Знать: способы обработки почвы. Песчаный, глинистый Чернозем, песчаный, глинистый Почва Обработка, предпосевная Уметь: вскапывать почву 65 Осенняя (основная) обработка почвы 1 Знать: способы обработки почвы. Обработка Уметь: вскапывать почву 66 Практическая работа Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников 1 67 Охрана почв 1 68 Что мы узнали о почве. 1 Итоговый урок. Знать: способы обработки почвы. Приствольный Уметь: вскапывать почву Знать: способы охраны почвы Знать свойства почвы и уметь проводить проведении опытов Развивать умение анализировать, сравнивать Развитие наблюдательности Минеральные соли Понятия раздела Пр. р. Вскапывание лопатой, боронование граблями. Пр. р. Вскапывание лопатой, боронование граблями Пр. р. Вскапывание лопатой, боронование граблями Формирование умений правильно отвечать на вопросы учителя Формирование умений делать выводы Учить применять теоретические знания в практической деятельности Учить применять теоретические знания в практической деятельности Учить применять теоретические знания в практической деятельности Развитие познавательных процессов Развитие познавательных процессов при повторении и закреплении пройденного несложную обработку почвы на пришкольном участке. материала Основные требования к знаниям и умениям учащихся Базовый уровень Минимально-необходимый уровень 6 класс Учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: - отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел характерные признаки некоторых полезных ископаемых, на примере металлов, воды, воздуха; расширение при песчаной и глинистой почвы; нагревании и сжатие при охлаждении, способность к - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь: - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; Учащиеся должны уметь: - проводить несложную обработку почвы на пришкольном - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. участке. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Материалы учебно-методического комплекта: Для учащихся: 1. Учебник: Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / А.И.Никишов.- М. Просвещение, 2019 Для учителя: 1. Учебник: Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / А.И.Никишов.- М. Просвещение, 2019 2. Методика преподавания биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г. 3. Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида В.В.Воронкова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2000 г. Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, чучела животных, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.