МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел образования Фроловского муниципального района МОУ "Образцовская СШ " РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Трудные вопросы географии» для обучающихся 10 класса Составитель программы: Воробьева Н.А. п. Образцы 2024 Пояснительная записка Программа по элективному курсу «Трудные вопросы географии»: подготовка к ЕГЭ» 10 класс составлена на основе: Федеральной образовательной программы среднего общего образования от 18.05.2023 №371 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями на 12 августа 2022 г. Основной общеобразовательной программы школы Учебного плана МОУ «Образцовская СШ», Программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (28 ч.), рефлексивная часть курса (5 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов. Цель: Обеспечение эффективной подготовки к ЕГЭ по географии. Основная задача программы - развить творческий потенциал личности моих учеников, увеличить их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. На элективный курс отводится 34 часа ( 1час в неделю) Содержание курса Наименование темы № 1. 2. 3. Введение. Введение. Количество часов 1 Освоение основных разделов курса. Тема 1. Источники географической информации и методы географических исследований. Тема 2. Природа Земли и человек Тема 3. Население мира. Тема 4. Мировое хозяйство 29 4 Тема 5. Природопользование и экология. Тема 6. Страноведение Тема 7.География России. Рефлексивная часть курса 4 4 6 3 34 4 4 4 Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланки ЕГЭ и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ). Планируемые результаты освоения основных разделов курса Источники географической информации: План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану. Природа Земли и человек: Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей. Население мира: Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам. Мировое хозяйство Особенности мирового хозяйства. Природопользование и экология: Основные виды природных Ресурсообеспеченность. Анализ ресурсов. Размещение геоэкологических основных ситуаций. видов ресурсов. Основные виды природопользования Страноведение: Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу. Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1 Наименование тем курса Введение. Знакомство с демоверсией ЕГЭ 2024 г. В том числе Всего часов лекции самост. практ. ВЕДЕНИЕ 1 ч. 1 0,5 Индикаторы ФГ 0,5 ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч. 2 2.1 2.2 2.3 Источники географической информации и методы географических исследований Источники географической информации и методы географических исследований Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом Информационная; компьютерная; коммуникативная. 4 Работа с текстом 1 1 Работа с текстом 1 1 Дом. работа 1 1 Общая грамотность 2.4 Анализ трудных заданий. 1 3 3.1 Природа Земли и человек Природа Земли и человек 4 1 3.2 3.3 3.4 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом Анализ трудных заданий. 1 1 Дом. работа 1 1 1 1 1 1 4 4.1 Население мира Население мира 4.3 4.4 5 5.1 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом Анализ трудных заданий Мировое хозяйство Мировое хозяйство 5.3 5.4 6 6.1 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом Анализ трудных заданий Природопользование и экология Природопользование и экология Информационная; компьютерная; коммуникативная Информационная; компьютерная; коммуникативная Информационная; компьютерная; коммуникативная Информационная; компьютерная; коммуникативная 1 1 работа дома 1 Работа с текстом 1 1 1 1 Информационная; компьютерная; коммуникативная 4 1 5.2 Информационная; компьютерная; коммуникативная Информационная; компьютерная; коммуникативная 4 1 4.2 Информационная; компьютерная; коммуникативная 1 работа дома 1 1 Информационная; компьютерная; коммуникативная Информационная; компьютерная; коммуникативная Работа с текстом 1 1 1 1 Информационная; компьютерная; коммуникативная 4 1 1 Информационная; компьютерная; коммуникативная 6.2 6.3 6.4 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом Анализ трудных заданий работа дома 1 1 1 1 7. 7.1 Страноведение Страноведение 7.2 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. Анализ трудных заданий География России География России. 7.3 7.4 8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 9. 1 Информационная; компьютерная; коммуникативная Информационная; компьютерная; коммуникативная 4 1 Общая грамотность Работа с текстом 1 работа дома 1 1 Работа с текстом 1 1 1 5 1 1 1 1 1 География России Тренировочные задания тестовой формы с 1 работа выбором ответа, задания дома текстовой формы с кратким ответом. Тренировочные задания 1 текстовой формы с развернутым ответом Анализ трудных заданий 1 РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА Решение вариантов ЕГЭ 3 Итоговое занятие. Анализ работ. Итого 10. 1 Информационная; компьютерная; коммуникативная 1 1 Информационная; компьютерная; коммуникативная Информационная; компьютерная; коммуникативная Информационная; компьютерная; коммуникативная Работа с текстом 1 2 4 ч. 3 Общая грамотность 1 34 Список литературы, рекомендованный для обучающихся. 1. Атлас и набор контурных карт. 2. Всемирная география: В школе и дома. - Москва: «Росмэн», 2018г. 3. Данилова, Е.А. География. Схемы и таблицы. – Санкт-Петербург: «Тригон», 2020г. 4. Майоров, Т.С. География. Справочник школьника. – Москва: «Ключ-С», 2020г. 5. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География10-11 класс. Москва «Просвещение», 2023 год.