МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел образования Фроловского муниципального района
МОУ "Образцовская СШ "
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Трудные вопросы географии»
для обучающихся 10 класса
Составитель программы:
Воробьева Н.А.
п. Образцы 2024
Пояснительная записка
Программа по элективному курсу «Трудные вопросы географии»: подготовка к ЕГЭ» 10 класс
составлена на основе:
Федеральной образовательной программы среднего общего образования от 18.05.2023 №371
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями на 12
августа 2022 г.
Основной общеобразовательной программы школы
Учебного плана МОУ «Образцовская СШ»,
Программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки
учащихся к сдаче ЕГЭ. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися
основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и
состоит из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с
кодификатором (28 ч.), рефлексивная часть курса (5 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных
лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором
ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических
работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к
консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения
электронных и Интернет-ресурсов.
Цель: Обеспечение эффективной подготовки к ЕГЭ по географии.
Основная задача программы - развить творческий потенциал личности моих учеников,
увеличить их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного.
Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для
успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного
интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по
различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки
к единому государственному экзамену.
На элективный курс отводится 34 часа ( 1час в неделю)
Содержание курса
Наименование темы
№
1.
2.
3.
Введение.
Введение.
Количество
часов
1
Освоение основных разделов курса.
Тема 1. Источники географической информации и методы
географических исследований.
Тема 2. Природа Земли и человек
Тема 3. Население мира.
Тема 4. Мировое хозяйство
29
4
Тема 5. Природопользование и экология.
Тема 6. Страноведение
Тема 7.География России.
Рефлексивная часть курса
4
4
6
3
34
4
4
4
Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другие
документы, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланки ЕГЭ и иные сведения, связанные с
данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по
географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных
материалов (КИМ).
Планируемые результаты освоения основных разделов курса
Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся
географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения
по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана
местности и построение профиля местности по плану.
Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и
закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в
геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на
определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
Население мира:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение
демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической
и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными
пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
Мировое хозяйство
Особенности мирового хозяйства.
Природопользование и экология:
Основные
виды
природных
Ресурсообеспеченность.
Анализ
ресурсов.
Размещение
геоэкологических
основных
ситуаций.
видов
ресурсов.
Основные
виды
природопользования
Страноведение:
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные
типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного
развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы,
населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с
программной географической номенклатурой по курсу.
География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской
Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его
краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической
номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования и анализ его
результативности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
Наименование тем
курса
Введение. Знакомство с
демоверсией ЕГЭ 2024 г.
В том числе
Всего
часов лекции самост. практ.
ВЕДЕНИЕ 1 ч.
1
0,5
Индикаторы ФГ
0,5
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч.
2
2.1
2.2
2.3
Источники
географической
информации и методы
географических
исследований
Источники
географической
информации и методы
географических
исследований
Тренировочные задания с
выбором ответа, задания
текстовой формы с
кратким ответом.
Тренировочные задания
текстовой формы с
развернутым ответом
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная.
4
Работа с текстом
1
1
Работа с текстом
1
1
Дом.
работа
1
1
Общая
грамотность
2.4
Анализ трудных заданий.
1
3
3.1
Природа Земли и
человек
Природа Земли и человек
4
1
3.2
3.3
3.4
Тренировочные задания
тестовой формы с
выбором ответа, задания
текстовой формы с
кратким ответом
Тренировочные задания
текстовой формы с
развернутым ответом
Анализ трудных заданий.
1
1
Дом.
работа
1
1
1
1
1
1
4
4.1
Население мира
Население мира
4.3
4.4
5
5.1
Тренировочные задания
тестовой формы с
выбором ответа, задания
текстовой формы с
кратким ответом.
Тренировочные задания
текстовой формы с
развернутым ответом
Анализ трудных заданий
Мировое хозяйство
Мировое хозяйство
5.3
5.4
6
6.1
Тренировочные задания
тестовой формы с
выбором ответа, задания
текстовой формы с
кратким ответом
Тренировочные задания
текстовой формы с
развернутым ответом
Анализ трудных заданий
Природопользование и
экология
Природопользование и
экология
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
1
1
работа
дома
1
Работа с текстом
1
1
1
1
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
4
1
5.2
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
4
1
4.2
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
1
работа
дома
1
1
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Работа с текстом
1
1
1
1
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
4
1
1
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
6.2
6.3
6.4
Тренировочные задания
тестовой формы с
выбором ответа, задания
текстовой формы с
кратким ответом
Тренировочные задания
текстовой формы с
развернутым ответом
Анализ трудных заданий
работа
дома
1
1
1
1
7.
7.1
Страноведение
Страноведение
7.2
Тренировочные задания
тестовой формы с
выбором ответа, задания
текстовой формы с
кратким ответом
Тренировочные задания
текстовой формы с
развернутым ответом.
Анализ трудных заданий
География России
География России.
7.3
7.4
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
9.
1
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
4
1
Общая
грамотность
Работа с текстом
1
работа
дома
1
1
Работа с текстом
1
1
1
5
1
1
1
1
1
География России
Тренировочные задания
тестовой формы с
1
работа
выбором ответа, задания
дома
текстовой формы с
кратким ответом.
Тренировочные задания
1
текстовой формы с
развернутым ответом
Анализ трудных заданий
1
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА
Решение вариантов ЕГЭ
3
Итоговое занятие. Анализ
работ.
Итого
10.
1
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
1
1
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Информационная;
компьютерная;
коммуникативная
Работа с текстом
1
2
4 ч.
3
Общая
грамотность
1
34
Список литературы, рекомендованный для обучающихся.
1. Атлас и набор контурных карт.
2. Всемирная география: В школе и дома. - Москва: «Росмэн», 2018г.
3. Данилова, Е.А. География. Схемы и таблицы. – Санкт-Петербург: «Тригон», 2020г.
4. Майоров, Т.С. География. Справочник школьника. – Москва: «Ключ-С», 2020г.
5. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География10-11 класс. Москва «Просвещение», 2023 год.