РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение» 7 класс специальная (коррекционная) программа VIII вида

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел образования Фроловского муниципального района
МОУ "Образцовская СШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УВР

Директор

Котельникова Л.В.

Игнатова Ю.Г.
Протокол
от «

»

2024г.

от «

Приказ
»

2024 г.

от «

»

2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение» 7 класс специальная
(коррекционная) программа VIII вида
п. Образцы 2024 год
1

Чтение (4 часа в неделю; 136 часов в год)
Пояснительная записка
Статус документа
Адаптированная основная образовательная рабочая программа общего образования по чтению составлена для учащихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе примерной государственной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в
соответствии приказом Минобразования Р.Ф. от 10. 04. 2002г., № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, характеристик учащихся по уровням овладения предметными результатами по итогам прошедшего
учебного года, требования к уровням освоения учащимися предметными результатами, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного
курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет чтение включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речь» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учащиеся овладевают предметом 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Программа по чтению в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим придается большое значение
работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении
по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения,
активно используя лексику и образные выражения текста.
Цель обучения чтения в коррекционной школе состоит в развитии речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление, пересказ
содержания художественных произведений.
Задачи:
- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
- формирование техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение
постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
-формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а потом про себя, осмысленно воспринимать содержание
прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
- развитие умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы
текста. Рисовать к тексту словесные картинки, задавать вопросы автору, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др. обучение чтению носит предметнопрактическую направленность, тесно связано с жизнью с другими предметами.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой
деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с
автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драма тизации, добиваясь естественного
общения.

2

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению
предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной
литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 7 классе ведётся работа по объяснительному чтению. Рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более
обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и
сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи
учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от
чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над
выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной
окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация,
DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
3

Предметные результаты
Минимальный уровень:
- читать про себя короткие отрывки ранее проанализированных текстов;
- отвечать на вопросы по содержанию;
- пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображённым событиям;
- выражать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
- учить стихотворения наизусть (объём текста и количество стихотворений с учётом особенностей учеников).
Достаточный уровень:
- читать вслух правильно, целым словом
- читать про себя с предварительным заданием доступные по содержанию тексты и отвечать на вопросы;
- давать оценку поступкам действующих лиц;
- пересказывать текст по плану;
- знать наизусть не менее 8-10 стихотворений (объём не менее 10 строк).

Базовые учебные действия
Образовательная область: Язык и речь. Учебный предмет: Чтение.
Группа БУД-действий
Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Перечень учебных действий
Испытывать чувство гордости за свою страну.
Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
Активно включаться в общеполезную, социальную деятельность
Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых).
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач.
Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления.
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведении е и поведение
окружающих.
Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

4

Познавательные учебные действия

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.
Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности
в соответствии с индивидуальными возможностями.
Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.

5

Краткий учебный курс
№
Раздел
п/п
1. Устное
народное
творчество
2.

3.

4.

Русская
литература XIX
века
Русская
литература XX
века
Внеклассное
чтение

Количество
часов
13

50

63

9

Краткое содержание курса
Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты — внешней и внутренней. Общие
законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности,
заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений
устного народного творчества
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого,
В. Г. Короленко, А. П. Чехова
Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, А. А. Платонова,
К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова,
Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина.
Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение
прочитанных книг.

6

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

Раздел, тема

Коли
чест
во
ча
сов

Дата

Фор
мы
орга
ни
заци
и
учеб
ных
заня
тий

Предметные результаты

Виды учебной
деятельности

Достаточный

БУД

Средства
обучения

Минимальный

I четверть (32 часа)
I. Произведения устного народного творчества (13 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Устное
народное
творчество
(выразительное чтение).
Устное народное творчество (чтение,
ответы на вопросы).
Сказка. «Сивка-бурка» (выразительное
чтение).
Сказка. «Сивка-бурка» (ответы на
вопросы, пересказ).
Сказка. «Журавль и цапля» (чтение по
ролям).
Сказка. «Умный мужик» (чтение,
ответы на вопросы).
Былины. «Три поездки Ильи Муромца»
(выразительное чтение).
Былины. «Три поездки Ильи Муромца»
(чтение, пересказ своими словами).
Народные песни (чтение, выделение
основной мысли).
Пословицы. Загадки (заучивание
наизусть).

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

кон

1

ком

1

ком

Правильное,
осознанное чтение
в темпе,
приближенном к
темпу устной
речи. Отвечать на
вопросы своими
словами.
Анализировать
текст, сравнивать
события и
поступки,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
причинноследственные
связи,
умозаключения (с
помощью

Читать вслух
правильно,
целым
словом.
Пересказы
вать.
Давать
оценку
поступкам
действующих
лиц.
Читать
про
себя
с
предваритель
ным заданием
доступные по
содержанию
тексты
и
отвечать на
вопросы.

Правильно
читать
вслух
доступные
тексты целым
словом и по
слогам.
Пересказывать
сказки.
Отвечать
на
вопросы
по
содержанию.
Читать
про
себя короткие
отрывки ранее
проанализиро
ванных
текстов.
Выразительно
читать
народные

Адекватно эмоционально
отвлекаться на
произведения
литературы.
Бережно относиться к
культурно-историческому
наследию родного края и
страны.
Дифференцированно
воспринимать
окружающий мир, его
временно пространственную
организацию.
Использовать логические
действия. Осознанно
действовать на основе
разных видов
инструкций.

7

11.

12.

13.

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Обобщение по теме «Устное народное
творчество» (ответы на вопросы,
пересказ эпизодов).
Обобщение по теме «Устное народное
творчество» (ответы на вопросы,
пересказ эпизодов).
Развитие связной устной речи.
Составление рассказа по картине.

1

кон

1

обоб

1

кон

А.С. Пушкин. Биография (чтение,
ответы на вопросы).
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
(осознанное чтение).
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
(чтение по ролям).
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
(составление плана).
А.С. Пушкин. «Сказка о царе
Салтане» (пересказ частей сказки по
плану).
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
(выразительное чтение).
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
(ответы на вопросы).
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
(заучивание отрывка).
А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимний
вечер» (выразительное чтение).
А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимний
вечер» (чтение, заучивание наизусть).
А.С. Пушкин. Стихотворение «У
Лукоморья» (выразительное чтение).
Внеклассное чтение. Сказки А.С.
Пушкина (ответы на вопросы, пересказ

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

учителя).
Пересказывать
Заучивать
стихотворения
наизусть.
Пересказывать
текст по
вопросам.

Выразительно
читать
народные
песни.
Знать
пословицы,
загадки.

песни.
Осуществлять
Знать
самоконтроль. Вступать и
пословицы,
поддерживать
загадки.
коммуникацию.
Отвечать
на
вопросы
по Использовать доступные
источники и средства
изученной
получения информации.
теме.

II. Произведения русской литературы ХIХ века (50 ч)
ком Правильное,
на
Отвечать на Отвечать
по
осознанное чтение вопросы по вопросы
прочитанному
ком в темпе,
прочитанно
тексту.
приближенном к
му тексту.
Правильно
Правильно
ком темпу устной
речи.
читать вслух. читать вслух.
Пересказывать
Отвечать на
Делить текст
ком
близко к тексту
вопросы своими
на части.
отдельные
Пересказы
ком словами.
части
Анализировать
вать текст по
произведения,
текст, сравнивать
плану.
доступные
события
и
Давать
ком
учащимся по
поступки,
оценку
изображенным
обобщать,
поступкам
ком
устанавливать
действующих событиям.
Отвечать
на
лиц.
ком аналогии,
по
причинноОтвечать на вопросы
вопросы по содержанию.
ком следственные
связи,
содержанию. Учить
умозаключения
(с
стихотворение
Учить
ком
помощью
наизусть.
стихотворе
учителя).
Читать
по
ние
наизусть.
ком
Пересказывать
Читать
по ролям.
прочитанное.
Давать оценку
ролям.
ком
Заучивать
поступкам
Составлять
стихотворения
рассказ
по действующих

Испытывать чувство
гордости за свою страну.
Адекватно эмоционально
отвлекаться на
произведения
литературы.
Бережно относиться к
культурно-историческому
наследию родного края и
страны.
Дифференцированно
воспринимать
окружающий мир, его
временн опространственную
организацию.
Использовать логические
действия. Осознанно
действовать на основе
разных видов
инструкций.
Дифференцированно
использовать разные
виды речевых
высказываний.
Осуществлять
8

эпизодов).
13.
14.
15.

16.
17.
18.

19.
20.

1.
2.
3.
4.
5.

М.Ю. Лермонтов. Биография (чтение,
ответы на вопросы).
М.Ю. Лермонтов. Биография (чтение,
ответы на вопросы).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Бородино» (выразительное чтение,
заучивание отрывка).
И.А. Крылов. Биография (ответы на
вопросы).
И.А. Крылов. Басня «Кукушка и петух»
(чтение по ролям).
Обобщение по теме: «Произведения
русской литературы ХIХ века» (ответы
на вопросы).
И.А. Крылов. Басня «Волк и журавль»
(выразительное чтение).
Развитие связной устной речи.
Составление рассказа по опорным
словам.

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

обоб

1

ком

1

кон

И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська»
(чтение по ролям).
Внеклассное чтение. Произведения
И.А. Крылова (ответы на вопросы).
Н.А. Некрасов. Биография (чтение,
ответы на вопросы).
Н.А. Некрасов. Стихотворение
«Несжатая полоса» (чтение по ролям).
Н.А. Некрасов. Стихотворение
«Генерал Топтыгин» (выразительное
чтение).

1

ком

1

кон

1

ком

1

ком

1

ком

наизусть.
Пересказывать
текст по
вопросам.

опорным
словам.

II четверть (32 часа)
Правильное,
Отвечать на
осознанное чтение вопросы по
в темпе,
прочитанно
приближенном к
му тексту.
темпу устной
Правильно
речи.
читать вслух.
Отвечать на
Делить текст
вопросы своими
на части.
словами.
Пересказы
Анализировать
вать текст по
текст, сравнивать
плану.

лиц.

самоконтроль. Вступать и
поддерживать
коммуникацию.
Использовать доступные
источники и средства
получения информации.

Отвечать
на
вопросы
по
прочитанному
тексту.
Правильно
читать вслух.
Пересказывать
близко к тексту
отдельные
части
произведения,

Испытывать чувство
гордости за свою страну.
Адекватно эмоционально
отвлекаться на
произведения
литературы.
Бережно относиться к
культурно-историческому
наследию родного края и
страны.
Дифференцированно

9

6.

7.
8.

9.
10.
11.
12.

13.
14.

15.

16.
17.
18.
19.

Н.А. Некрасов. Стихотворение
«Генерал Топтыгин» (выборочное
чтение, ответы на вопросы).
Л.Н. Толстой. Биография (ответы на
вопросы).
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский
пленник», 1 часть (выразительное
чтение).
Л.Н. Толсто. Повесть «Кавказский
пленник», 2 часть (деление на части).
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский
пленник», 3 часть (выборочное чтение).
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский
пленник», 4 часть (ответы на вопросы).
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский
пленник», 5 часть (характеристика
героев).
Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский
пленник», 6 часть (пересказ).
Обобщающий урок по повести
«Кавказский пленник» (ответы на
вопросы).
Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой
«Рассказы для детей» (самостоятельное чтение).
А.П. Чехов. Биография (ответы на
вопросы).
А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
(выразительное чтение).
А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
(ответы на вопросы, пересказ).
Внеклассное чтение. А.П. Чехов
«Каштанка» (чтение, ответы на
вопросы, пересказ эпизодов).

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

обоб

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

кон

события и
поступки,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
причинноследственные
связи,
умозаключения (с
помощью
учителя).
Пересказывать
прочитанное.
Заучивать
стихотворения
наизусть.
Пересказывать
текст по
вопросам.

Давать
оценку
поступкам
действующих
лиц.
Отвечать на
вопросы по
содержанию.
Учить
стихотворе
ние наизусть.
Читать
по
ролям.
Составлять
рассказ
по
опорным
словам.

доступные
учащимся по
изображенным
событиям.
Отвечать
на
вопросы
по
содержанию.
Учить
стихотворение
наизусть.
Читать
по
ролям.
Давать оценку
поступкам
действующих
лиц.

воспринимать
окружающий мир, его
временнопространственную
организацию.
Использовать логические
действия. Осознанно
действовать на основе
разных видов
инструкций.
Дифференцированно
использовать разные
виды речевых
высказываний.
Осуществлять
самоконтроль.
Использовать доступные
источники и средства
получения информации.

Правильное,
осознанное чтение
в темпе,
приближенном к
темпу устной
речи.
Отвечать на
вопросы своими
словами.

Отвечать на
вопросы по
прочитанно
му тексту.
Правильно
читать вслух.
Делить текст
на части.
Пересказы

Отвечать
на
вопросы
по
прочитанному
тексту.
Правильно
читать вслух.
Пересказывать
близко к тексту
отдельные

Испытывать чувство
гордости за свою страну.
Адекватно эмоционально
отвлекаться на
произведения
литературы.
Бережно относиться к
культурно-историческому
наследию родного края и

10

20.

21.
22.

23.

24.

25.

26.

27.
28.
29.

30.

31.

32.

Развитие связной устной речи.
Составление рассказа по опорным
словам.
В.Г. Короленко. Биография (ответы на
вопросы).
В.Г. Короленко. Повесть. « Дети
подземелья», 1 часть (выразительное
чтение).
В.Г. Короленко. Повесть. « Дети
подземелья», 2 часть (ответы на
вопросы, пересказ).
В.Г. Короленко. Повесть. « Дети
подземелья», 3 часть (деление на части,
пересказ).
В.Г. Короленко. Повесть. « Дети
подземелья», 4 часть (выразительное
чтение, пересказ).
В.Г. Короленко. «Повесть. «Дети
подземелья», 5 часть(пересказ повопросам,
характеристикагероев).
В.Г. Короленко. Повесть. «Дети
подземелья» (пересказ глав по плану).
Развитие связной устной речи.
Составление рассказа «Моя мама».
Обобщающий урок по повести
«Дети подземелья» (ответы на
вопросы, пересказ эпизодов).
Обобщающий урок по повести
«Дети подземелья» (ответы на
вопросы, пересказ эпизодов).
Внеклассное чтение.
В.Г. Короленко. Повесть «Чудная»
(чтение, ответы на вопросы).
Внеклассное чтение.
В.Г. Короленко. Повесть «Чудная»

1

кон

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

кон

1

обоб

1

обоб

1

кон

1

сов

Анализировать
текст, сравнивать
события и
поступки,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
причинноследственные
связи,
умозаключения (с
помощью
учителя).
Пересказывать
прочитанное.
Заучивать
стихотворения
наизусть.
Пересказывать
текст по
вопросам.

вать текст по
плану.
Давать
оценку
поступкам
действующих
лиц.
Отвечать на
вопросы по
содержанию.
Учить
стихотворе
ние наизусть.
Читать
по
ролям.
Составлять
рассказ
по
опорным
словам.

части
произведения,
доступные
учащимся по
изображенным
событиям.
Отвечать
на
вопросы
по
содержанию.
Учить
стихотворение
наизусть.
Читать
по
ролям.
Давать оценку
поступкам
действующих
лиц.

страны.
Дифференцированно
воспринимать
окружающий мир, его
временнопространственную
организацию.
Использовать логические
действия. Осуществлять
самоконтроль.
Осознанно действовать на
основе разных видов
инструкций.
Дифференцированно
использовать разные
виды речевых
высказываний.
Использовать доступные
источники и средства
получения информации.

11

(чтение, ответы на вопросы).

1.
2.

3.

4.

А.М. Горький. Биография (ответы на
вопросы).
А.М. Горький. Повесть «Детство».
Отрывки. 1 часть (выразительное
чтение).
А.М. Горький. Повесть «Детство».
Отрывки. 2 часть (чтение, ответы на
вопросы).
А.М. Горький. Повесть «Детство».
Отрывки. 3 часть (выборочное чтение).

А.М. Горький. Повесть «Детство».
Отрывки. 4 часть (озаглавливание,
пересказ
по плану).
6.
А.М. Горький. Повесть «В людях».
Отрывки. 1 часть (выразительное
чтение).
7.
А.М. Горький. Повесть «В людях».
Отрывки. 2 часть (чтение, ответы на
вопросы).
8.
А.М. Горький. Повесть «В людях».
Отрывки. 3 часть (озаглавливание,
пересказ по плану).
9. Внеклассное чтение А.М. Горький
Повесть «В людях» (чтение, ответы на
вопросы, выборочный пересказ).
10. М.В. Исаковский. Биография (ответы
на вопросы).
11. М.В. Исаковский. Стихотворение
«Детство» (выразительное чтение).
12. М.В. Исаковский. Стихотворение
«Ветер» (выразительное чтение).
5.

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1
1
1

III четверть (40 часов)
III. Произведения русской литературы ХХ века (64 ч)
ком Правильное,
Отвечать на Отвечать
на
по
осознанное чтение вопросы по вопросы
содержанию. содержанию.
ком в темпе,
Читать
«про
приближенном к
себя»
короткие
темпу устной
Читать «про
себя»
с отрывки ранее
ком речи.
Отвечать на
предваритель проанализиро
вопросы своими
ным заданием ванных
словами.
доступные по текстов.
ком
Выражать свое
Анализировать
содержанию
к
текст, сравнивать
тексты
и отношение
ком события и
отвечать на поступкам
героев
в
поступки,
вопросы.
доступной
обобщать,
Давать
ком устанавливать
учащимся
оценку
форме.
аналогии,
поступкам
причиннодействующих Правильно
читать
вслух
ком следственные
лиц.
доступные
связи,
умозаключения (с Читать вслух тексты целым
словом и по
ком помощью
правильно,
слогам.
учителя).
целым
Самостоятель
Пересказывать
словом.
но
читать
ком прочитанное.
рассказы.
Заучивать
Пересказы
Учить
стихотворения
вать текст по
стихотворение
наизусть.
ком
плану.
наизусть
Пересказывать
(объем текста с
ком текст по
учетом
вопросам.
Самостоятель
особенностей
ком
но
читать
учеников).

Испытывать чувство
гордости за свою страну.
Адекватно эмоционально
отвлекаться на
произведения
литературы.
Бережно относиться к
культурно-историческому
наследию родного края и
страны.
Дифференцированно
воспринимать
окружающий мир, его
временнопространственную
организацию.
Использовать логические
действия. Осознанно
действовать на основе
разных видов
инструкций.
Дифференцированно
использовать разные
виды речевых
высказываний.
Осуществлять
самоконтроль.
Вступать и поддерживать
коммуникацию
Дифференцированно
использовать разные
виды речевых
12

13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.

21.

22.

23.
24.
25.

26.

М.В. Исаковский. Стихотворение
«Ветер» (заучивание наизусть).
М.В. Исаковский. Стихотворение
«Весна» (выразительное чтение).
К.Г. Паустовский. Биография (ответы
на вопросы).
К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний
чёрт» (выразительное чтение).
К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний
чёрт» (чтение, пересказ).
Внеклассное чтение
К.Г. Паустовский. Рассказ «Старый
повар» (чтение, пересказ).
М.М. Зощенко. Биография (ответы на
вопросы).
М.М. Зощенко. Рассказ «Великие
путешественники» (чтение, ответы на
вопросы).
М.М. Зощенко. Рассказ «Великие
путешественники» (выборочный
пересказ).
М.М. Зощенко. Рассказ «Великие
путешественники» (ответы на
вопросы).
Развитие связной устной речи.
Составление рассказа по плану.
К.М. Симонов. Биография (ответы на
вопросы).
К.М. Симонов. Отрывки из
стихотворения «Сын артиллериста»
(чтение, ответы на вопросы).
К.М. Симонов. Отрывки из
стихотворения «Сын артиллериста»
(чтение по ролям).

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

кон

1

ком

1

ком

1

ком

рассказы.
Отвечать на
вопросы по
прочитанно
му тексту.

высказываний.
Читать вслух Использовать доступные
источники и средства
правильно,
целым словом получения информации.
и по слогам.
Выражать свое
отношение
к
Знать
наизусть
поступкам
стихотворе
героев
в
ния (объем не доступной
менее
10 учащимся
строк).
форме.
Читать «про
себя»
с
предваритель
ным заданием Отвечать
на
доступные по вопросы
по
содержанию
содержанию.
тексты
и
отвечать на
вопросы.
Пересказы
вать
прочитанный
текст.
Самостоятель
но
читать
рассказы.
Отвечать на
вопросы по
содержанию.
Пересказы
вать текст по

13

27.

28.
29.
30.
31.
32.

33.

34.

35.

36.
37.

38.

39.

Внеклассное чтение. А.П. Гайдар.
Повесть «Судьба барабанщика»
(чтение, пересказ эпизодов).
В.П. Катаев. Биография (ответы на
вопросы).
Развитие связной устной речи.
Составление рассказа по плану.
В.П. Катаев. Рассказ «Флаг» (чтение,
ответы на вопросы).
В.П. Катаев. Рассказ «Флаг» (чтение,
пересказ, ответы на вопросы).
Внеклассное чтение. В.П. Катаев.
Рассказ «Хуторок в степи» (чтение,
пересказ).
Н.И. Рыленков. Биография (ответы на
вопросы). Стихотворение «Деревья»
(выразительное чтение).
Н.И. Рыленков. Стихотворение
«Весна без вещуньи - кукушки…»
(выразительное чтение).
Н.И. Рыленков. Стихотворение «Всё в
тающей дымке» (чтение, заучивание
наизусть).
Ю.И. Коваль. Биография (ответы на
вопросы).
Ю.И. Коваль. Рассказ «Капитан
Клюквин» (чтение, озаглавливание
частей, краткий пересказ).
Ю.И. Коваль. Рассказ «Капитан
Клюквин» (выборочное чтение,
характеристика героев).
Обобщающий урок по произведениям
русской литературы
XX века (ответы на вопросы).

1

ком

1

ком

1

кон

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

кон

1

ком

1

ком

1

ком

плану.
Давать
оценку
поступкам
действующих
лиц.

Читать «про
себя»
с
предваритель
ным заданием
доступные по
содержанию
тексты
и
отвечать на
вопросы.
Читать вслух
правильно,
целым
словом.
Отвечать на
вопросы по
содержанию.

14

40.

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.

Развитие связной устной речи.
Составление рассказа по плану.

Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная
собака» (выразительное чтение).
Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная
собака» (чтение, ответы на вопросы).
Ю. Ю.И. Коваль И. Коваль. Рассказ
«Картофельная собака» (описание
собаки по плану).
Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная
собака» (описание собаки по плану).
Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная
собака» (чтение, краткий пересказ).
Ю.Я. Яковлев. Биография (ответы на
вопросы).
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Багульник»
(чтение, ответы на вопросы).
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Багульник»
(чтение, ответы на вопросы).
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Багульник»
(составление характеристики
героя, пересказ).
Р.П. Погодин. Биография (краткое
конспектирование статьи).
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит
– пора» (выразительное чтение).
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит
– пора» (чтение, ответы на вопросы).
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит
– пора» (чтение, краткий пересказ).
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит
– пора» (характеристика героев).

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

кон
IV четверть (32 часа)
III. Произведения русской литературы ХХ века
ком Правильное,
Отвечать на
осознанное чтение вопросы по
содержанию.
ком в темпе,
приближенном к
Читать «про
себя»
с
ком темпу устной
речи.
предваритель
Отвечать на
ным заданием
доступные по
кон вопросы своими
словами.
содержанию
тексты
и
кон Анализировать
текст, сравнивать
отвечать на
вопросы.
ком события и
Давать
поступки,
оценку
обобщать,
ком
поступкам
устанавливать
действующих
аналогии,
ком причиннолиц.
следственные
Читать вслух
ком связи,
правильно,
умозаключения (с целым
помощью
словом.
ком учителя).
Пересказы
Пересказывать
вать текст по
ком прочитанное.
плану.
Заучивать
Самостоятель
стихотворения
но
читать
ком
наизусть.
рассказы.
Отвечать на
ком Пересказывать
текст по
вопросы по
прочитанно
ком вопросам.
му тексту.

Отвечать
на
вопросы
по
содержанию.
Читать
«про
себя» короткие
отрывки ранее
проанализиро
ванных
текстов.
Выражать свое
отношение
к
поступкам
героев
в
доступной
учащимся
форме.
Правильно
читать
вслух
доступные
тексты целым
словом и по
слогам.
Самостоятель
но
читать
рассказы.
Учить
стихотворение
наизусть
(объем текста с
учетом
особенностей

Испытывать чувство
гордости за свою страну.
Адекватно эмоционально
отвлекаться на
произведения
литературы.
Бережно относиться к
культурно-историческому
наследию родного края и
страны.
Дифференцированно
воспринимать
окружающий мир, его
временнопространственную
организацию.
Использовать логические
действия. Осознанно
действовать на основе
разных видов
инструкций.
Дифференцированно
использовать разные
виды речевых
высказываний.
Осуществлять
самоконтроль.
Вступать и поддерживать
коммуникацию.
Использовать доступные
источники и средства
15

15.

16.
17.
18.

19.
20.
21.

22.
23.

1.

2.

3.
4.

Внеклассное чтение. А.А. Сурков.
Стихотворения из цикла «Победители»
(чтение, ответы на вопросы).
А.Г. Алексин. Биография (ответы на
вопросы).
А.Г. Алексин. Отрывок из повести «29
февраля» (чтение, деление на части).
А.Г. Алексин. Отрывок из повести «29
февраля» (составление плана,
пересказ).
К.Я. Ваншенкин. Биография (ответы
на вопросы).
К.Я. Ваншенкин. Стихотворение
«Мальчишка» (выразительное чтение).
К.Я. Ваншенкин. Стихотворение
«Мальчишка» (чтение, ответы на
вопросы).
К.Я. Ваншенкин. Стихотворение
«Снежки» (выразительное чтение).
Обобщающий урок по произведениям
русской литературы XX века (ответы
на вопросы, пересказ, рассказывание
наизусть).

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

ком

1

обоб

Внеклассное чтение. К.Я. Ваншенкин.
Стихотворения (выразительное
чтение).
Д. Свифт «Путешествие Гулливера в
Лилипутию» (чтение, ответы на
вопросы).
Развитие связной устной речи.
Составление рассказа по плану.
Д.Свифт «Путешествие в Страну
Великанов» (ответы на вопросы).

1

ком

1

ком

1

кон

1

ком

Знать
наизусть
стихотворе
ния (объем не
менее
10
строк).
Читать «про
себя»
с
предваритель
ным заданием
доступные по
содержанию
тексты
и
отвечать на
вопросы.
Пересказы
вать
прочитанный
текст.

IV. Внеклассное чтение (7 ч)
Давать
Отвечать на
оценку
вопросы своими
поступкам
словами.
действующих
Анализировать
лиц.
текст, сравнивать
Читать «про
события и
себя»
с
поступки,
предваритель
обобщать,
ным заданием
устанавливать
доступные по
аналогии,

учеников).

получения информации.

Читать вслух
правильно,
целым словом
и по слогам.
Выражать свое
отношение
к
поступкам
героев
в
доступной
учащимся
форме.
Отвечать на
вопросы
по
содержанию.

Выражать свое
отношение
к
поступкам
героев
в
доступной
учащимся
форме.
Читать
«про
себя» короткие
отрывки ранее

Адекватно эмоционально
отвлекаться на
произведения
литературы.
Дифференцированно
воспринимать
окружающий мир.
Использовать логические
действия.
Дифференцированно
16

5.
6.
7.

А.Лагин. Повесть «Старик Хоттабыч»
(чтение, ответы на вопросы).
А.Лагин. Повесть «Старик Хоттабыч»
(чтение, ответы на вопросы).
Правила чтения журналов. Чтение
отдельных статей. Экскурсия в
библиотеку. Правила работы с газетой.
Чтение отдельных статей.

1

ком

1

ком

1

экск

причинноследственные
связи,
умозаключения (с
помощью
учителя).
Пересказывать
прочитанное.

содержанию
тексты
и
отвечать на
вопросы.
Обсуждать
прочитанные
статьи.

проанализиро
ванных
текстов.
Обсуждать
прочитанные
статьи.

использовать разные
виды речевых
высказываний. Вступать
и поддерживать
коммуникацию.
Использовать доступные
источники и средства
получения информации.

17

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Контрольно-оценочная деятельность
Дата

Обобщающие уроки

По произведениям А.С.Пушкина.
По произведениям М.Ю.Лермонтова

Ответы на вопросы по произведениям
Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко

По произведениям русских писателей
первой половины ХХ века. А.М.Горький,
Ю.И.Коваль

По произведениям русских писателей
второй половины ХХ века
Ю.Я.Яковлев, А.Г.Алексин

Дата

Контрольные вопросы
А.К.Аксёнова. Учебник чтения для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
I четверть
Стр.72, Стр.78
II четверть
Стр.108, Стр. 150
III четверть
Стр. 190, Стр. 251

IV четверть
Контрольные вопросы по изученным произведениям.
Стр. 263, 280

18

Контрольно- измерительные материалы.

Раздел 1. Устное народное творчество.

1.
2.
3.
4.
5.

Почему данный вид творчества называется устным?
Назовите его жанры.
Назовите характерные особенности сказок.
Приведите примеры пословиц.
Загадайте друг другу загадки.

Раздел 2. Из произведений русской литературы 19 века.
1.
2.
3.
4.

Произведения каких писателей изучали в этом разделе?
Что вы знаете о жизни и творчестве А.С. Пушкина – основателя нашего современного языка?
Какой вид произведений можно назвать иносказательным?
Расскажите наизусть одно из стихотворных произведений.

Раздел 3. Из произведений русской литературы 20 века.
1.
2.
3.
4.
5.

Назовите авторов произведений, изучаемых в этом разделе.
Какое из произведений вам наиболее запомнилось? Чем?
Какие темы раскрывались в этих произведениях?
Чему учат нас поступки героев этих рассказов?
Какие произведения авторов, представленных в этом разделе, вы читали дома? Расскажите о своих впечатлениях.

19

Учебно-методический комплекс
1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под ред. И.М. Бгажноковой,
Москва «Просвещение» 2010 г.
2. А.К. Аксенова “Чтение». Учебник для 7-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Москва «Просвещение» 2007г.
3. Иллюстрации и сюжетные картинки к произведениям.
4. Художественная литература. Народные сказки. Авторские сказки о животных и природе. Пословицы и поговорки.
5. Портреты писателей.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».