Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ШКОЛА»
Фроловского муниципального района Волгоградской области

Рабочая программа по учебному курсу
«Русский язык»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(9 класс)
Учитель: Гусенко Е.М.

2023-2024 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Образцовская СШ» с
учетом авторской программы по русскому языку ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1 под
редакцией Э.В.Якубовской.М.И.Шишковой, И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение, 2018;
Составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки
России от 30.08.2013 № 1015;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.328615 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 Федерального перечня учебников;
 Устава ОО;
 Учебного плана ОУ.








Структура рабочей программы
Титульный лист.
Раздел I. Пояснительная записка
Раздел II.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Раздел III.Содержание учебного предмета
Раздел IV.Тематическое планирование
Лист внесения изменений.
Аннотация

Цели и задачи учебного предмета
Цель: разностороннее развитие личности учащихся, способствующее умственному развитию, обеспечивающее гражданское, нравственное
и эстетическое воспитание.
Задачи:
 выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;





научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
повысить уровень общего развития учащихся;
формировать нравственные качества учащихся.

Содержание УМК
УМК для учителя:
Программа
(авторская)
Учебник

УМК для учащегося:
Учебник

Рабочие тетради

Рабочая программа по учебным предметам ФГОС образования
обуающихся с интеллетуальными нарушениями Вариант 1 под
редакциейЭ.В.Якубовской, И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение,
2018
Русский язык. Учебник для 9 класса для общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова М.: Просвещение, 2018

Русский язык. Учебник для 9 класса для общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова М.: Просвещение, 2018
« Состав слова»,» Имя существительное», « Имя прилагательное» , «
Глагол» для 5-9 классов,(авторы Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова)

Место предмета в учебном плане, количество часов
Предмет русский язык изучается с 5 класса по 9. В том числе в 9 классе 136 часов из расчета 4 часа в неделю.
Фомы и методы работы с детьми
Формы
тренировочные
упражнения,
словарные,
выборочные,
комментированные, зрительные, творческие, предупредительные,
свободные,
объяснительные
диктанты,
письмо
по
памяти,
грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием
изложения или сочинения
Методы
словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр
практические - упражнения, карточки, тесты

Раздел II.Планируемые результаты освоения учебного предмета
1-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80 слов);
• составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
• писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
• составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• находить и решать орфографические задачи;
• оформлять все виды деловых бумаг;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
• принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
• составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);
• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
• решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
Раздел III. Содержание учебного предмета
№
1.

2.

Наименование темы Краткая характеристика содержания предмета
(раздела) программы
Предложение. Текст. Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты
ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после
окончания школы»). Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).
Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Исправления в тексте (правильность
построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов. Типы текстов: повествование,
описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов. Составление любого типа текста с
использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения. Включение
образных слов и выражений.
Состав слова.
Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. Сложные слова с
соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон). Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).
Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как
слышим, так и пишем). Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно

3.

Части речи

5.

Предложение. Текст.

составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов
проверки орфограмм.
Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с
опорой на таблицу или без нее). Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа—лапочка,
пожар —
пожарник,
сила —
сильный,
бурить — бурильщик).
Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние,
черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и
окончания зависимого слова. Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование
прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор
несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам. Написание деловых бумаг
(доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в
косвенных
падежах
(Василию,
Марии).
Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Подбор лексического материала (словосочетаний
существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину
известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста
(повествование, описание, рассуждение). Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их
правописании.
Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами. Исправление в тексте. Правильное
использование
местоимений
в
качестве
средств
связи
предложений
в
тексте.
Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение,
цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа. Трудные
случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и
написание глаголов 2-го лица единственного числа. Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим —
слышим — пишем) и безударным (запоминаем — сверяем по таблице и по школьному орфографическому
словарю) окончанием. Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях. Составление
текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок
(возможно,
комиксы).
Использование
образных
средств
языка,
решение
орфографических
задач.
Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.
Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека. Наречия,
характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.).
Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие. Правописание наречий на -а и о с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо). Использование наречий в текстахрассуждениях
(отзывы
на
книгу,
на
просмотренную
телепередачу).
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных в деловых
бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.
Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и

6.

Связная речь

7.

Словарь

существительное, прилагательное и существительное. Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что,
чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение
главных и второстепенных членов предложения. Использование простых и сложных предложений в различных
типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Определение типов текстов по началу, его
развертывание. Составление текстов на основе данного заглавия (например: «Как я удил рыбу», «Как надо
удить рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»). Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему,
картину, прочитанное произведение, практическую деятельность. Выделение вопросительных,
восклицательных и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге. Работа с
неполными диалогами. Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы. Исправление текстов,
составленных учащимися в течение года (нарушение логики изложения, искажение фактов,
последовательность их изложения; неточный подбор слов, нарушение границ предложений, неправильная
структура предложений, грамматические и орфографические ошибки).
Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов.
Использование образных
средств
языка.
Составление
автобиографии
по данному плану.
Изложение
статьи
учебника
географии
или
естествознания.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с
предварительной отработкой сюжета словаря. Описание характера героя на материале уроков чтения с
предварительной отработкой этого материала. Сочинение-повествование по картине известного художника.
Предварительная
отработка
плана
и
словаря
к
каждому
пункту
плана.
Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка.
Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. Предварительная отработка плана и словаря.
Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель в жизни» и т. д.).
Автобиография, авторитет, администратор, ансамбль, аттестат, безопасность, биография, благодаря (чему),
бюллетень, бухгалтер, бухгалтерия, великодушный, видеомагнитофон, демократия, депозит, диагноз, досуг,
дубликат, живопись, жюри, забастовка, за счет, иждивенец, избиратель, карикатура, комиссия, компьютер,
малодушный, население, общежитие, организация, парламент, правонарушение, православный,
предприниматель, путешествие, религия, религиозный, сбербанк, свидетельство, совершеннолетний,
торжественный, увлечение, фермер, характеристика (45 слов).

Раздел IV.Тематическое планирование
№
урока
1.
2

Тема урока
Повторение. Предложение. (6ч)
Простое предложение
Сложные предложения

Кол-во
часов

Учебник
( упр.на выбор)

словарь

дата
факт

1
1

№1,2,3
№ 3,4,5

жестокость

3-4
5
6
7
8
9
10-11
12-13
14
15
16
17-18
19
20
21
22
23-24
25-26
27
28-29

30
31.
32

Распространенные предложения
Составление сложных предложений
Контрольные вопросы и задания
Состав слова. Текст (12ч)
Корень и однокоренные слова
Образование слов с помощью суффиксов
Образование слов с помощью приставок
Правописание в корне и приставке

2
1
1

№ 7,8,9
№10,11,12
Стр.12-12

1
1
1
2

№13,14,15
№16,17,18
№19,20,21
№22,23,24

конфликт
владелец

Сложные слова
Сложносокращенные слова
Состав слова.Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Автобиография
Имя существительное (17ч)
Значение предметности
Существительные,
близкие
и
противоположные по значению
Существительные,обозначающие
черты
характера
Использование
существительных
для
сравнения одного предмета с другим
Склонение
существительных
в
единственном и во множественном числе
Правописание
безударных
окончаний
существительных
Знакомство
с
несклоняемыми
существительными
Сочетание
прилагательных
с
несклоняемыми существительными
Употребление глаголов в прошедшем
времени
с
несклоняемыми
существительными
Существительное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Записка

2
1
1
1
2

№25,26,27
№28,29,30
№31,32
С.31
№33

сбербанк

1
1

№34,35,36
№37,38,39

1

№40,41,42

1

№43,44,45

2

№46,47,48

2

№49,50,51

1

№52,53,54

2

№55,56,57
№58,59,60

1
1
1

№61,62

автобиография

Безопасность,
население
независимость

авторитет

кафе

33-34

35.
36-37
38
39-40
41

42-43
44-45
46
47
48
49-50
51
52
53
54
55
56
57-58
59
60
61-62
63-64

Изложение содержания текста биографии
писателя
Имя прилагательное (16ч)
Значение признака предмета
Употребление прилагательных в прямом и
переносном значении
Согласование
прилагательных
с
существительными
Правописание
падежных
окончаний
прилагательных
Знакомство
с
прилагательными,
обозначающими
признак
по
принадлежности
Склонение прилагательных в мужском и
среденем роде на –ий.ьи
Склонение прилагательных в женском роде
на -ья
Склонение
прилагательных
во
множественном числе на -ьи
Склонение прилагательных. Закрепление
знаний
Контрольные вопросы и задания
Прилагательное. Закрепление
Деловое письмо. Объяснительная записка
Местоимение (13ч)
Значение местоимений в речи
Употребление местоимений в тексте
Лицо и число местоимений
Изменение местоимений по падежам
Правописание местоимений с предлогами
Правописание местоимений 3-го лица
Местоимение. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
Деловое письмо. Письмо.
Сочинение с элементами рассуждения
Глагол (22ч)

2

1
2

№ 64,65,66
№67-69

Ветеран,мужество

1

№70-72

результат

2

№73-75

1

№76-78

2

№79-81

2

№82-84

1

№95-87

1

№88-90

1
2
1

С.80-81
№91
С.79-80

1
1
1
1
1
2
1
1
2
2

№94-96
№97-99
№100-102
№103-105
№106-108
№109-111
№112
С.97-98
№113-114

традиция
компьютер

65
66
67
68
69
70
71-72
73
74
75-76
77
78-79
80
81-82
83-84
85-86

87
88-89
90-91
92-93

Значение действия предмета
Глаголы, близкие и противоположные по
значению
Использование глаголов для выражения
сравнения
Употребление глаголов в прямом и
переносном значении
Употребление глаголов со значением
отрицания
Выделение глаголов в неопределенной
форме
Правописание глаголов в неопределенной
форме
Различение глаголов по лицам и числам
Изменение формы лица и числа глагола
Правописание
глаголов
2-го
лица
единственного числа
Знакомство с повелительной формой
глагола
Правописание глаголов в повелительной
форме
Использование в речи глаголов в
повелительной форме
Правописание
глаголов.
Закрепление
знаний
Контрольные
вопросы
и
задания..
Закрепление знаний
Сочинение по данному началу и
словосочетаниям
Наречие (14 часов)
Наречие как часть речи
Наречия, противоположные и близкие по
значению
Употребление наречий с глаголами ,
обозначающими речевую деятельность
Употребление сочетаний наречий с

1
1

№115-117
№118-120

1

№121-123

1

№124-126

1

№127-129

1

№130-132

2

№133-135

1
1
2

136-138
№139-141
№142-144

1

145-147

2

№148-153

1

№154-156

2

№157-159

2

№160-162

отдых

1
2

№163-165
№166-168

вежливость

2

№169-171

2

№172-174

обязанность

свидетельство

аккуратно

2

94
95-96
97-98
99
100
101
102
103
104
105106
107108
109110
111
112
113
114
115116
117118
119120
121122
123-

глаголами в прямом и переносном
значении
Наблюдение за правописанием наречий с
гласными а и о на конце
Правописание наречий с гласными а и о на
конце
Различение наречий и прилагательных
Наречие. Закреплений знаний.
Контрольные вопросы и задания
Имя числительное (13 часов)
Числительное как часть речи
Простые и составные числительные
Словосочетания с числительными
Правописание числительных от 5 до 20 и
30
Правописание числительных от 50 до 80,
от 500 до 900
Числительные с мягким знаком на конце и
в середине
Правописание
числительных
90,200,300,400
Числительные. Закрепление.
Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Доверенность.
Предложение. Текст. ( 15 ч.)
Различение
простых
и
сложных
предложений
Союз и в простых и сложных
предложениях
Сложные предложения с союзом что

1

№175-177

2

№178-180

2
1
1

№181-183
№184-185
С.185

1
1
1
1

№187-189
№190-192
№193-195
№196-198

2

№199-201

2

№202-204

2

№205-207

1
1
1

№208-209
С.174-175
С.173-175,№210

1

№211-213

2

№214-215

2

№216-218

2

№219-221

Сложные предложения с союзом потому 2
что
Сложные предложения с союзом когда
2

№222-224

Сложные предложения с союзом чтобы

№225-227

иждивенец

национальность

124
125Сложные
предложения.
Закрепления
126
знаний
127
Предложение. Закрепление знаний
128
Контрольные вопросы и задания
Повторение (8 часов)
129Повторение
136

2

№228-230

1
1

№231-233
С.196

8

№234-247

Раздел V.Нормы оценивания результатов обучающихся
1. Диктант.
Ошибкой в диктанте считаются:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова, даны в программе каждого класса);
- те правила орфографии и пунктуации, которые не изучались, но которые учитель оговорил с учащимися перед работой и выписал их на
доску.
Ошибкой в диктанте не считаются:
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;
- логопедические ошибки (Приложение);
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Негрубыми ошибками считаются:
- перенос слова;
- исключения из правил.
Примечание:
- повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных слова, считаются как две ошибки;
- два исправления считаются за одну ошибку;
- две пунктуационные ошибки считаются за одну ошибку.
Выставление отметки за диктант:
«5» - нет ошибок, но допускается 1-2 исправления или 1 негрубая ошибка;
«4» - 1-2 орфографические ошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3 пунктуационные) и 1-2 исправления;
«3» - 3-5 орфографические ошибки , 3 пунктуационных и 1-2 исправления;

«2» - 6 и более орфографические ошибок.
Выставление отметки за грамматическое задание:
«5» - нет ошибок
«4» - правильно выполнено ¾ заданий
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий
Выставление отметки за словарный диктант:
«5» - нет ошибок (одно исправление)
«4» - 1-2 ошибки (одно исправление)
«3» - 3-5 ошибок
«2» - 5 и более ошибок
Выставление отметки за контрольное списывание:
«5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений
«4» - 1 ошибка и 1-2 исправления
«3» - 2-3 ошибки и 1-2 исправления
«2» - 5 и более ошибок
2. Изложение.
Оценивается одной отметкой.
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2
орфографические ошибки, 1-2 исправления
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в
построении двух-трех предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8
орфографических ошибок, 3-5 исправлений
3. Сочинение.
Оценивается одной отметкой.
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2
орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 –
3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8
орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Лист внесения изменений
№

Внесенные изменения

число

Аннотация
Название
рабочей Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными
программы
нарушениями (VIII вида) 9 класса основного общего образования на 2023/2024 учебный год
Срок,
на
который 1 год
разработана
рабочая
программа
Нормативная
база
 рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
рабочей программы
нарушениями. Вариант 1 5-9 классы по д ред. Э.В.Якубовской,М.И.Шишковой,И.М.Бгажноковой. М.:
Просвещение, 2018;
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и
науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельностью по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 Федеральный перечень учебников;
 Устав ОО;
 Учебный план ОУ.
УМК
 Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Вариант 1 5-9 классы по д ред. Э.В.Якубовской,М.И.Шишковой,И.М.Бгажноковой. М.:
Просвещение, 2018;
 Русский язык. Учебник для 9 класса для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы; Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова.М.:

Просвещение, 2018
Цель и задачи учебного Цель: разностороннее
развитие личности
учащихся,
способствующее
умственному
развитию,
предмета
обеспечивающее гражданское, нравственное и эстетическое воспитание.
Задачи:
 выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
 научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 повысить уровень общего развития учащихся;
 формировать нравственные качества учащихся.
Количество часов на 136
изучение
учебного
предмета
Основные
темы
 Предложение. Текст.
(разделы)
учебного
 Состав слова.
предмета
 Части речи
 Предложение. Текст.
 Связная речь
 Словарь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».