Рабочая программа по обществознанию для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) 9 класс

Адаптированная программа по предмету «Обществознание» для учащихся VIII вида создана на основе УМК:
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией
Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности
людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии,
правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах

своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществов едческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном
российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;

Содержание

Тема1. Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы
государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в
РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система
законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам
человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы
реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского
населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской
Федерации.

Учебно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Тема 1. Политика
10
1
Тема2.Право
24
2
Итого:
34

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»

№

Тема урока

Колво
час

Тип урока
Основные знания умения и навыки

Основные виды
деятельности

Дата
план

1

Политика и власть.

1

2

Государство.

1

3

Политические режимы.

1

Политика и социальное управление (10час)
Рассказать о науках, изучающих общество, их
Урок
особенностях и связях.
«открытия»
Рассказать о существующих формах проявления нового знания
влияния в обществе.
Дать понятие политической системе общества,
Урок
рассказать о роли государства в ней.
«открытия»
Дать понятие формам правления и
нового знания
дифференцировать понятия государства
по формам правления.
Урок
выявлять особенности и признаки
«открытия»

Работа с текстом
учебника.Рубрика
«В классе и дома»,
анализ документов
Работа с текстом
учебника . Работа с
текстом учебника.
Анализ ситуаций
Работа с текстом
учебника.

факт

4

Правовое государство

1

5

Гражданское общество
и государство

1

6

Участие граждан в
политической жизни.

1

7

«Школа молодого
избирателя»

8

Политические партии и
движения

1

«Роль СМИ в
предвыборной борьбе»

1

9

объектов, приводят примеры
в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
принимать и сохранять учебную
задачу, взаимодействовать в ходе работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии,
принимать другое мнение и позицию,
допускать существование различных
точек зрения.
сохранять мотивацию к учебной
деятельности, проявлять интерес к новому
учебному материалу, выражать положительное
отношение кпроцессу
познания.

нового знания

Дать понятия основным положениям,
раскрывающим данную тему.
Научиться устанавливать причинно
-следственные связи и зависимости между
объектами,анализировать вопросы
Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.
принимать и сохранять учебную
задачу, учитывать выделенные учителем
ориентиры действия.
планировать цели и способы
взаимодействия, обмениваться мнениями,
слушать друг друга, понимать позицию
партнера, в т.ч и отличную от своей,
согласовывать действия с партнером.

Урок
«открытия»
нового знания
Урок
«открытия»
нового знания

проявлять заинтересованность не
только в личном успехе, но и в решении
проблемных заданий,
выражать положительное отношение к
процессу познания;применять правила делового

Урок
«открытия»
нового знания
Урок
отработки
умений и
рефлексии
Урок
«открытия»
нового знания
Урок
отработки
умений и

Работа с текстом
учебника.Рубрика
«В классе и дома»
Рубрика
«В классе и дома»
Рубрика «Проверь
себя», словарь.
Работа с текстом
учебника.Рубрика
«В классе и дома»
Деловая игра

Работа с текстом
учебника.Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
Работа с доп.
материалами

10

Повторение

1

11

Роль права в жизни
человека, общества и
государства
Правоотношения и
субъекты права.

1

Правонарушения и
юридическая
ответственность

1

12

13

1

сотрудничества, сравнивать разные точки
зрения, оценивать собственную учебную
деятельность, выражать положительное
отношение к процессу познания.

Право (22 час)
Рассказать что представляют из себя
социальные нормы и каково их видовое
разнообразие.
Дать понятие гражданскому обществу.
Раскрыть понятия: институт гражданства, а
также кто такие граждане и каков их правовой
статус.
Научить самостоятельно выделять и
формулировать цели, анализировать
вопросы, формулировать ответы.
Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.

рефлексии
Урок контроля

Урок
«открытия»
нового знания
Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника

Урок
«открытия»
нового знания

Рубрика «Проверь
себя», Работа с
текстом учебника

Урок
«открытия»
нового знания
Урок

Рубрика
«В классе и дома»

Работа с текстом
учебника. Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.

принимать и сохранять учебную
задачу, самостоятельно выделять и
формулировать цель, составлять план и
последовательность действий.
участвовать в коллективном обсуждении
проблем, обмениваться мнениями,
понимают позицию партнера

14

Правоохранительные
органы

1

15

Конституция -

1

применять правила делового
сотрудничества, сравнивать разные точки
зрения, оценивать собственную учебную
деятельность, выражать положительное
отношение к процессу познания
Дать понятие Конституции РФ. Рассказать о ее
структуре и особенностях. О способах
реализации своих прав и исполнения
обязанностей в конкретных жизненных

Работа с текстом

основной закон РФ
16

Основы
конституционного строя
РФ

1

ситуациях.
Сохранять мотивацию к учебной
деятельности
Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.

«открытия»
нового знания
Урок
«открытия»
нового знания

учебника .Анализ
документа
Работа с текстом
учебника.Анализ
документа

Урок отработки
умений и
рефлексии

Работа в тетради

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника. Рубрика
«В классе и дома»

Урок
«открытия»
нового знания
Урок отработки
умений и
рефлексии

Работа с текстом
учебника .Анализ
документа
Работа в тетради

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
Работа с текстом

планировать цели и способы
взаимодействия, обмениваться мнениями,
участвовать в коллективном решении
проблем, распределять обязанности,
проявлять способность к взаимодействию
учитывать ориентиры, данные учителем
при изучении материала
Владеть целостными представлениями о
качествах личности
17

«Конституция РФ»

18

Права и свободы
1
человека и гражданина в
РФ, их гарантии.
Конституционные
обязанности
гражданина.
Права и свободы
1
человека и гражданина

19

1

20

«Права и свободы
граждан»

1

21

Гражданские
правоотношения

1

22

Право на труд.

1

Рассказать что собой представляют права,
свободы и обязанности человека. Познакомить
с разделами конституции.
Правоотношения в различных сферах жизни ,
каким должно быть поведение их участников.
Объяснить чем отличаются трудовые
правоотношения от других видов
общественных отношений, предполагающих
трудовую деятельность людей.
Дифференцировать понятия: право, семья,
ребенок. Выделить их спецификацию и
взаимосвязь.
Научить овладевать целостными
представлениями о качествах личности
человека, привлекать информацию,
полученную ранее, для решения
проблемной задачи.
Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.
учитывать ориентиры, данные
учителем, при освоении нового учебного

Урок

Трудовые
правоотношения.

23

Трудоустройство в
Республике Адыгея
Семейные
правоотношения

1

24

Административные
правоотношения

1

25

Уголовно-правовые
отношения

1

26

Социальные права

1

27

Социальные права
граждан

1

28

Международноправовая защита жертв
вооруженных
конфликтов.
Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования.

1

30

«Закон об
Образовании»

1

31

Повторение

1

29

1

материала
планироватьт цели и способы
взаимодействия, обмениваются мнениями,
участвовать в коллективном обсуждении
проблем, распределять обязанности,
проявлять способность к взаимодействию
сравнивать разные точки зрения
, оценивать собственную учебную
деятельность, сохранять мотивацию к
учебной деятельности

«открытия»
нового знания

учебника .Рубрика
«В классе и дома»

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.

Объяснить социальные права гражданина.
Дать понятие «административное
правонарушение». Объяснить его структуру и
нормы, подтверждающие различные формы
преступления.
самостоятельно выделять и
формулировать цели; анализировать вопросы,
формулировать ответы.
Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.
ставить учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что ещё не известно
участвовать в коллективном решении
проблем; обмениваться мнениям
и, понимать позицию партнёра
оцениватьсобственную учебную
деятельность, свои достижения;
анализировать и характеризовать
эмоциональное состояние и чувства
окружающих, строить свои
взаимоотношения с их учётом

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника . Вопросы
и задания для
практикума
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«В классе и дома»
Работа с текстом
для анализа

Раскрыть понятие образования как института
общества. Рассказать о науке, ее функциях, об
учреждениях науки, о высшей школе, видах
высших учебных заведений РФ.
Научиться выполнять контрольные
задания по обществознанию, получить

Урок
«открытия»
нового знания
Урок
«открытия»
нового знания
Урок отработки
умений и
рефлексии
Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника . Рубрика
«В классе и дома»

Урок
«открытия»
нового знания

Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.

Урок отработки
умений и
рефлексии

Работа с
документом
Письменная работа
в тетради
Письменная работа
в тетради

Урок
развивающего

32

Итогово -обобщающее
занятие

1

возможность научиться преобразовывать
полученную информацию в соответствии с
заданием (выделять главное, сравнивать)
Проследить уровень усвоения знаний по
изученному разделу. Выявить и предупредить
ошибки.
адекватно использовать речевые средства
для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, осознанно и
произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме, в т.ч. творческого и
исследовательского характера
выражать адекватное понимание
причин успешности/неуспешности
учебной деятельности, устойчивую
учебно-познавательную мотивацию учения
Итого 34 час

контроля
Урок отработки
умений и
рефлексии

Подведение итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».