Адаптированная программа по предмету «Обществознание» для учащихся VIII вида создана на основе УМК: Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2018 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществов едческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; Содержание Тема1. Политика и социальное управление Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Тема 2. Право Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Учебно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс № п/п Название раздела Кол-во часов Тема 1. Политика 10 1 Тема2.Право 24 2 Итого: 34 Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» № Тема урока Колво час Тип урока Основные знания умения и навыки Основные виды деятельности Дата план 1 Политика и власть. 1 2 Государство. 1 3 Политические режимы. 1 Политика и социальное управление (10час) Рассказать о науках, изучающих общество, их Урок особенностях и связях. «открытия» Рассказать о существующих формах проявления нового знания влияния в обществе. Дать понятие политической системе общества, Урок рассказать о роли государства в ней. «открытия» Дать понятие формам правления и нового знания дифференцировать понятия государства по формам правления. Урок выявлять особенности и признаки «открытия» Работа с текстом учебника.Рубрика «В классе и дома», анализ документов Работа с текстом учебника . Работа с текстом учебника. Анализ ситуаций Работа с текстом учебника. факт 4 Правовое государство 1 5 Гражданское общество и государство 1 6 Участие граждан в политической жизни. 1 7 «Школа молодого избирателя» 8 Политические партии и движения 1 «Роль СМИ в предвыборной борьбе» 1 9 объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. принимать и сохранять учебную задачу, взаимодействовать в ходе работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение кпроцессу познания. нового знания Дать понятия основным положениям, раскрывающим данную тему. Научиться устанавливать причинно -следственные связи и зависимости между объектами,анализировать вопросы Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. планировать цели и способы взаимодействия, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывать действия с партнером. Урок «открытия» нового знания Урок «открытия» нового знания проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий, выражать положительное отношение к процессу познания;применять правила делового Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и Работа с текстом учебника.Рубрика «В классе и дома» Рубрика «В классе и дома» Рубрика «Проверь себя», словарь. Работа с текстом учебника.Рубрика «В классе и дома» Деловая игра Работа с текстом учебника.Рубрика «Проверь себя», словарь. Работа с доп. материалами 10 Повторение 1 11 Роль права в жизни человека, общества и государства Правоотношения и субъекты права. 1 Правонарушения и юридическая ответственность 1 12 13 1 сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания. Право (22 час) Рассказать что представляют из себя социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Дать понятие гражданскому обществу. Раскрыть понятия: институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус. Научить самостоятельно выделять и формулировать цели, анализировать вопросы, формулировать ответы. Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. рефлексии Урок контроля Урок «открытия» нового знания Урок «открытия» нового знания Работа с текстом учебника Урок «открытия» нового знания Рубрика «Проверь себя», Работа с текстом учебника Урок «открытия» нового знания Урок Рубрика «В классе и дома» Работа с текстом учебника. Рубрика «Проверь себя», словарь. принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно выделять и формулировать цель, составлять план и последовательность действий. участвовать в коллективном обсуждении проблем, обмениваться мнениями, понимают позицию партнера 14 Правоохранительные органы 1 15 Конституция - 1 применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания Дать понятие Конституции РФ. Рассказать о ее структуре и особенностях. О способах реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных Работа с текстом основной закон РФ 16 Основы конституционного строя РФ 1 ситуациях. Сохранять мотивацию к учебной деятельности Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. «открытия» нового знания Урок «открытия» нового знания учебника .Анализ документа Работа с текстом учебника.Анализ документа Урок отработки умений и рефлексии Работа в тетради Урок «открытия» нового знания Работа с текстом учебника. Рубрика «В классе и дома» Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии Работа с текстом учебника .Анализ документа Работа в тетради Урок «открытия» нового знания Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. Работа с текстом планировать цели и способы взаимодействия, обмениваться мнениями, участвовать в коллективном решении проблем, распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию учитывать ориентиры, данные учителем при изучении материала Владеть целостными представлениями о качествах личности 17 «Конституция РФ» 18 Права и свободы 1 человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права и свободы 1 человека и гражданина 19 1 20 «Права и свободы граждан» 1 21 Гражданские правоотношения 1 22 Право на труд. 1 Рассказать что собой представляют права, свободы и обязанности человека. Познакомить с разделами конституции. Правоотношения в различных сферах жизни , каким должно быть поведение их участников. Объяснить чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей. Дифференцировать понятия: право, семья, ребенок. Выделить их спецификацию и взаимосвязь. Научить овладевать целостными представлениями о качествах личности человека, привлекать информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного Урок Трудовые правоотношения. 23 Трудоустройство в Республике Адыгея Семейные правоотношения 1 24 Административные правоотношения 1 25 Уголовно-правовые отношения 1 26 Социальные права 1 27 Социальные права граждан 1 28 Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. 1 30 «Закон об Образовании» 1 31 Повторение 1 29 1 материала планироватьт цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвовать в коллективном обсуждении проблем, распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию сравнивать разные точки зрения , оценивать собственную учебную деятельность, сохранять мотивацию к учебной деятельности «открытия» нового знания учебника .Рубрика «В классе и дома» Урок «открытия» нового знания Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. Объяснить социальные права гражданина. Дать понятие «административное правонарушение». Объяснить его структуру и нормы, подтверждающие различные формы преступления. самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы. Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениям и, понимать позицию партнёра оцениватьсобственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом Урок «открытия» нового знания Работа с текстом учебника . Вопросы и задания для практикума Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома» Работа с текстом для анализа Раскрыть понятие образования как института общества. Рассказать о науке, ее функциях, об учреждениях науки, о высшей школе, видах высших учебных заведений РФ. Научиться выполнять контрольные задания по обществознанию, получить Урок «открытия» нового знания Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии Урок «открытия» нового знания Работа с текстом учебника . Рубрика «В классе и дома» Урок «открытия» нового знания Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. Урок отработки умений и рефлексии Работа с документом Письменная работа в тетради Письменная работа в тетради Урок развивающего 32 Итогово -обобщающее занятие 1 возможность научиться преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать) Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера выражать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения Итого 34 час контроля Урок отработки умений и рефлексии Подведение итогов.