Рабочая программа по учебному курсу «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) 9 класс

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по сельскохозяйственному труду для учащихся 9 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)составлена на основе:
 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 декабря 2012;
 СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (постановление от 28.09.2020 № 28);
 Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей5-9 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы, сборник под ред. В.В. Воронковой;
 Учебным планом основного общего образования для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 20232024 учебный год.
Программа составлена из расчета 442 часов (13 часов в неделю) на изучение в 9 классе.
Цель программы:
 Допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ 8 вида;
 реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с отклонениями вразвитии,
подготовка к работе по одной из массовых рабочих профессий, интеграция в обществе.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение,экскурсия,
лабораторная работа, наглядный материал: натуральные овощи, фрукты, муляжи, макеты, таблицы, раздаточный материал, карточки.
Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается упражнение, учащимся предлагается подготовка проектов,что побуждает их
искать дополнительные сведения об изучаемом объекте. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется
самостоятельная работа.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых
работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения,естествознания, математики, СБО, ОБЖ,
рисования.
Процесс образования ориентирован на работу с каждым учеником с учетом его индивидуальных (возрастных, психофизических,
интеллектуальных) особенностей, возможностей в обучении путем создания в ней адаптивной педагогической системы и
максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального, духовного ифизического развития личности
Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека, которая, оказывает решающее влияние на его развитие.
Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции
умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся 9 класса специальной школы должны овладеть определённой системой
первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся
с составом почвы её обработкой и внесением удобрений; узнают о способах предпосевной подготовки и посева семян. На учебно-опытном
участке, учащиеся осваивают технологические приёмы ухода за овощными культурами: выращивают рассаду; плодовые и ягодные

саженцы; ухаживают за садом, отбирают и высаживают семенные растения для получения урожая семян. После занятий учащиеся
выполняют индивидуальные или групповые задания учителя, которые помогаютв решении комплекса следующих учебно-воспитательных
задач:

1. Углубление и конкретизация знаний о значении; классификации основных овощных; цветочных; плодово-ягодныхкультур.
2. Формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, а также ввыращивании
животных.
3. Развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
4. Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве, цветоводстве, животноводстве.
В данной рабочей программе большое внимание уделяется развитию мышления, мелкой моторики, внимания,памяти, воспитывается
самостоятельность, самоконтроль, коллективизм, что является решением основных целей
программы. Особое внимание педагог уделяет практической направленности программного материала (его нацеленности на формирование
трудовых умений и навыков), которая служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений
учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни поокончании школы.
Рабочая программа направлена на закрепление полученных ранее знаний и навыков. Рабочая программа не только способствует
профориентации и социальной адаптации обучающихся, но и развивает их умственный потенциал. Положительно влияет на физическое
развитие и на личностные свойства.
К концу обучения учащиеся:
Должны знать:
 - Устройство доильного аппарата.
 - Подготовка коровы к доению.
 - Правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
 - Знать время и правила уборки овощей.
 - Правила хранения семенников и извлечение семян.
 - Личная гигиена доярки (дояра).
 - Тепличный грунт. Состав земляной смеси для теплиц.
 - Формирование крон молодого плодового дерева.
 - Внешние и внутренние ростовые почки. Обрезка на почку.
 - Подготовка рассады огурцов к высадке.
 - Подкормки растений.
 - Съем плодов без повреждений стебля и листьев.
Должны уметь:
 - Разборку и сборку доильного аппарата.













- Пасти телят.
- Стирать полотенца, халаты и косынки после работы в коровнике.
- Правильно обращаться при работе с с/х инвентарем.
- Извлекать семена из плодов овощей. Промывка, просушка семян.
- Подготовка почвы в теплице для выращивания огурцов.
- Разметка мест для высадки рассады, поделка лунок, обработка их, полив.
- Подвязка стеблей растений с помощью шпагата.
- Удаление боковых побегов.
- Обрезка и укорачивание веток, плодовых деревьев.
- Промывка доильных аппаратов и молокопровода после дойки.
- Пастьба коров.

Специфические задачи обучения труду направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельностидетей, на
повышение познавательной активности. В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы
детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.
Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать условияработы); предварительно
планировать работу.
При изучении тем курса используются:
 - наглядные пособия (таблицы, образцы овощных культур и др.);
 - дидактический материал;
 - коррекционные задания и упражнения;
Способы и формы оценки образовательных результатов
При оценке знаний и умений по трудовому обучению учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения
практическое выполнение работы, качество выполненной работы, организация рабочегоместа.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенныхошибок с применением
профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки,материал изложен не точно,
применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ несамостоятельный, применялись
дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоениитеоретического материала

даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическимтребованиям и работа
выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично несоответствует
технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям.Работа выполнена с
помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена
Виды и методы организации учебного процесса
Виды организации учебного процесса по трудовому обучению являются: урок, экскурсии, практические занятия.
Методы обучения: словесные, практические.
Методы стимулирования: словесные, сюрпризные моменты.
Основные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие,разноуровневые.
Содержание программы
ОВОЩЕВОДСТВО.
Уборка урожая томатов

 Теоретические сведения.

Признаки
поражения растений томата
фитофторозом.
Сбор плодов томата с
пораженных
растений.
Прогревание
плодов
томата,
пораженных
фитофторозом,
в горячей
воде для
предотвращения загнивания. Сбор недозрелых плодов. Оставление плодов на здоровых кустах для получения семян. Дозревание
плодов и их переработка.
 Практические работы. Раздельный сбор зрелых и недозрелых плодов. Размещение недозрелых плодов для дозревания. Сбор
семенных плодов томата, размещение их для пологого размягчения в комнатных условиях. Выборка семян из полностью
размягченных плодов. Промывка и просушка семян.
Уборка огурцов – семенников
 Теоретические сведения. Внешний вид огурцов, оставленных для получения семян. Сроки уборки и признаки созревания огурцов,
оставленных для получения семян. Приемы хранения огурцов – семенников. Правила извлечения семян.
 Практические работы. Сбор огурцов-семенников до наступления заморозков. Размещение огурцов в комнатных условиях.
Наблюдение за состоянием семенников. Извлечение семян (разрез огурцов вдоль) из семенных камер. Промывка и просушка семян.

САДОВОДСТВО.
Уход за молодым садом
 Теоретические сведения. Признаки однолетнего прироста плодового дерева. Заглубление или оголение корневой шейки
посаженного плодового дерева. Проверки состояния молодых посадок плодовых деревьев.
 Практические сведения. Осмотр молодых посадок. Замена погибших молодых деревьев новыми саженцами. Рыхление почвы в
приствольных кругах и полив ( по необходимости). Подсыпка почвы в приствольный круг при оголение корневой шейки. Проверка
подвязки саженцев к кольям.
Подготовка молодого сада к зиме
 Теоретические сведения. Грызуны – вредители молодых посадок плодовых деревьев. Борьба с грызунами. Приспособления для
охраны молодых плодовых деревьев от грызунов. Сроки установки защитных приспособлений.
 Практические работы. Подготовка материала для обвязки стволов саженцев плодовых деревьев к кольям. Обвязка нижней части
ствола молодого дерева еловыми ветками или толью. Проверка состояния обвязки через некоторое время.
ЖИВОТНОВОДСТВО.
Пастьба телят

 Теоретические сведения. Значение летней и осенней пастьбы животных для укрепления их здоровья и получения высокой
продуктивности. Понятие о пастбище. Пастбище для телят. Правила о пастьбе. Поение животных на пастбище. Обращение с
животными.
 Практические работы. Выгон телят на пастбище. Маршрут движения на пастбище и обратно. Наблюдение за телятами во время
пастьбы. Предотвращение ухода телят за пределы пастбища. Своевременное возвращение телят с пастбища. С соблюдением маршрута
движения.
ЖИВОТНОВОДСТВО
Производственная санитария и личная гигиена доярки (дояра)
 Теоретические сведения. Основные правила производственной санитарии. Использование молочного и моечного отделений фермы
строго по назначению. Санитарные требования к содержанию коров в помещении, а также к коровнику и другим отделениям фермы.
Личная гигиена доярки (дояра). Спецодежда доярки (дояра), защита рук доярки (дояра) от трещин, царапин и кожных заболеваний.
Значение правил личной гигиены для доярки (дояра)
.
Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого скота
 Теоретические сведения. Бычки и телочки. Возраст разделения молодняка. Постановка бычка на откорм. Выращивание телок для
пополнения дойного стада. Содержание откормочного молодняка. Нормы и рационы кормления. Окончание откорма.
 Практические работы. Уборка помещения, где содержится откормочный молодняк. Подготовка кормов к употреблению. Раздача

кормов согласно рациону и кратности кормления. Поение животных.

ЖИВОТНОВОДСТВО
Кормление и раздой новотельной коровы.
 Теоретические сведения. Признаки близкого отела коровы. Кормление коровы накануне отела, сразу после отела и а период раздоя.
Понятие о раздое коровы. Кратность доения при раздое. Молозиво и его ценные качества. Необходимость скармливания молозива
теленку. Предотвращение воспаления молочной железы (мастита) укоровы. Окончание раздоя.
 Практические работы. Кормление коровы накануне отела доброкачественным сеном. Поение коровы теплой болтушкой. Из отрубей
сразу после отела. Постепенный ввод сочных и концентрированных кормов. Ежедневный учет молока. Прибавка корма на раздой.
Контроль за состоянием вымени. Продолжительность массажа вымени во время раздоя.
Уход за телятами в молочный период.
 Теоретические сведения. Первое кормление теленка молозивом. Кормление теленка в первые 10 дней жизни цельным молоком.
Составление схемы выпойки теленка. Постепенная замена цельного молока. Уход за посудой, используемой для кормления теленка
молоком. Приучение теленка к поеданию сена. Содержание теленка в молочный период. Уход за телятами, содержащимися в
индивидуальных клетках и групповых станках.
Машинное доение коровы.
 Теоретические сведения. Механизация доения коров. Общее представление о доильной установке. Доение с помощью переносимого
доильного аппарата и доение в молокопровод. Основная и вспомогательная операции при машинном доении, последовательность их
выполнения. Правила надевания и съема доильных стаканов. Правила включения доильного аппарата. Признаки окончания доения.
Машинное додаивание.
 Практические работы. Подготовка доильного аппарата к работе.подготовка коровы к доению. Надевание доильных стаканов.
Включение доильного аппарата. Наблюдение за процессом дойки, выключение аппарата и снятие стаканов. Частичная разборка,
промывка, установка для просушивания доильного аппарата.

ОВОЩЕВОДСТВО
Выращивание рассады огурцов для теплицы.
 Теоретические сведения. Сорта и гибриды огурцов, предназначенные для выращивания в теплице. Пчелоопыляемые сорта огурцов
и гибриды, не требующие опыления. Современные гибриды с зеленцами – небольшой величины. Сроки посева семян огурцов для
получения раннего урожая. Условия, необходимые для получения здоровой рассады.
 Практические работы. Подготовка земляной смеси. Подготовка горшков или бумажных водонепроницаемых стаканов размером
примерно 8Х8 см. прорезка отверстия на дне стакана. Заполнении е стакана земляной смесью. Полив смеси теплой водой.
Замачивание семян огурца в растворе марганцевокислого калия. Раскладка семян в горшке или стакане. Полив посева теплой водой.
Укрытие пленкой и установка в теплое место. Наблюдение за всходами. После всходов семян установка горшка или стакана на место.
Умеренный полив теплой водой, подкормка и подсыпка перегноя.
САДОВОДСТВО
Формирование кроны молодого плодового дерева
 Теоретические знания. Формирование кроны молодого дерева (скелетные и обрастающие ветви). Форма кроны дерева. Способы
обрезки ветвей у дерева. Обрезка и укорачивание ветвей. Влияние обрезки ветвей на урожайность. Внешние и внутренние ростовые
почки. Обрезка на почку. Инструменты для обрезки древесных ветвей. Правила безопасного обращения с ними.
 Практические работы. Обрезка и укорачивание ветвей и плодовых деревьев по меловым отметкам учителя.
ОВОЩЕВОДСТВО.
Выращивание огурцов в весенней теплице

 Теоретические сведения. Виды весенней теплицы (остеклённая, пленочная, стеллажная, грунтовая). Оборудование весенней
теплицы. Способы обеззараживания и смены грунта в теплице. Подготовка теплицы к новому сезону. Обогрев теплицы. Сроки
высадки рассады огурцов в теплицу. Приемы подвязки стеблей. Поддерживание нужной температуры и влажности воздуха в
теплице. Требование нужной температуры и влажности почвы и воздуха. Подкормка растений органическими и минеральными
удобрениями (дозы и сроки внесения). Расстояния между растениями при посадке рассады.
 Практические знания. Полив грунта в теплице кипятком, а после его подсыхания – раствором марганцовокислого калия.
Натягивание проволоки для подвязки стеблей. Наблюдение за температурой грунта и воздуха. Подготовка рассады огурцов к
высадке. Разметка мест посадки рассады, выкопка лунок, полив. Выборка рассады огурцов из горшков с комьями земли. Посадки
рассады, полив. Наблюдение за приживаемостью растений. Подвязка стеблей растений с помощью шпагата и проволоки.
Систематический полив и опрыскивание растений. Подкормки. Удаление боковых побегов (по необходимости). Наблюдение за
началом роста зеленца, признаки зрелости огурца. Съем плодов без повреждения стебля и листьев. Учетурожая.
Выращивание огурцов под пленочным укрытием.
 Теоретические сведения. Пленочные укрытия разных типов, их устройство. Подготовка почвы для выращивания огурцов под

пленочным укрытием. Приспособления для подвязки стеблей растений. Сорта огурцов, предназначенные для выращивания под
пленочным укрытием. Использование пчелоопыляемых сортов и сортов, не требующих опыления. Тоннельные укрытия, их размеры.
Размещение растений под пленочным укрытием. Сроки посева семян огурцов под пленочное укрытие. Уход за посевами.
 Практические занятия. Вскапывание почвы на грядке. Выкопка канавок вдоль грядки, заполнение их навозом или
спрессованной соломой. Насыпка в канавки земли, смешанной с перегноем. Установка каркаса, натягивание пленки. После прогрева
почвы посев семян огурца в рядки над канавками, полив теплой водой. Прореживание всходов. Систематический полив и подкормка.
Подсыпка земли, смешанной с перегноем. При обильном цветении поднятие пленки с южной стороны для привлечения насекомых –
опылителей. Подвязка стеблей. Удаление боковых побегов (по необходимости).
ЖИВОТНОВОДСТВО
Машинное доение коров двумя аппаратами

 Теоретические сведения. Подготовка коров к доению. Рациональный порядок переноса аппаратов при доении. Условия
работы доярки при использовании доильных аппаратов.
 Практические задания. Подготовка к доению первой и третьей в ряду коровы. Подключение первого аппарата к
молокопроводу, надевание стаканов на вымя первой коровы. Подключение второго аппарата к молокопроводу, надевание стаканов на
вымя третьей коровы. Подготовка второй и четвертой коровы к доению.додаиваение первой коровы и перенос первого аппарата к
второй корове. Додаиваение третьей коровы и перенос (без отключения от молокопровода) аппарат к четвертой корове. Перенос
аппаратов к следующим четырем коровам. По окончании дойки промывка доильных аппаратов и всего молокопровода.
Пастьба коров
 Теоретические сведения. Виды пастбищ (луга, суходолы, лесные пастбища и др.). Вольная и загонная система пастьбы.
Естественные и культурные пастбища. Травы, полезные для коров. Ядовитые травы. Порядок выгона коров на пастбище. Правила
пастьбы. Поение животных на пастбище. Отдых животных на пастбище.
 Практические задания. Выгон коров из коровника, прогон по установленному пути. Наблюдение за коровами во время
пастьбы. При продолжительной пастьбе подгон коров к водопою и месту отдыха. По окончании пастьбы перегон коров к коровнику.
ПОВТОРЕНИЕ ВСЕГО МАТЕРИАЛА
Тематическое планирование.

№
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего часов

1

Вводное занятие

2

Количество часов
теоретические
2

практические

ОВОЩЕВОДСТВО
Уборка урожая томатов

35
20

10
6

25
14

3

Уборка огурцов - семенников
САДОВОДСТВО

15
35

4
7

11
28

4

Уход за молодым садом

20

3

17

5

Подготовка молодого сада к
зиме

15

4

11

ЖИВОТНОВОДСТВО

14

6

8

6

Пастьба телят

14

6

8

7

Практическое повторение

40

8

Вводное занятие
ЖИВОТНОВОДСТВО

1
65

1
42

23

Производственная санитария
Выращивание откормочного
молодняка крупного рогатого
скота

10

8

2

15

7

8

11

Устройство доильного
аппарата

40

27

13

12

Практическое повторение

30

30

13

Самостоятельная работа

2

2

14

Вводное занятие
ЖИВОТНОВОДСТВО

1
64

1
28

36

15

Кормление и раздой
новотельной коровы

25

10

15

16

Уход за телятами в молочный
период

18

9

9

17

Машинное доение коровы
ОВОЩЕВОДСТВО

21

9

12

35

5

30

2

9
10

40

Выращивание рассады
огурцов для теплиц

35

5

30

САДОВОДСТВО

20

8

12

19

Формирование кроны
молодого дерева

20

8

12

20

Практическая работа
Самостоятельная работа

18
16

Вводное занятие
ОВОЩЕВОДСТВО

1
49

1
19

30

23

Выращивание огурцов в
весенней теплице

23

11

12

24

Выращивание огурцов под
пленочным укрытием

26

8

18

ЖИВОТНОВОДСТВО

9

3

6

25

Машинное доение коров
двумя аппаратами

3

3

26

Пастьба коров

6

6

27

Практическое повторение

5

5

Итого:

442

18

21
22

18
16

133

309

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
№

Тема урока:

Кол-во
часов

Практическая работа:

I-полугодие( 224 часа)

1.
2.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Охрана труда.
Спецодежда.

2 ч.
1 ч.
1 ч.

Оборудование

Дата

Домашнее
задание

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
12.
131
5.
161
8.

192
2.

23.
24.
25.
26.

ОВОЩЕВОДСТВО
УБОРКА УРОЖАЯ ТОМАТОВ.
Признаки поражения растений
томата фитофторой.
Сбор плодов томата с пораженных
растений.
Прогревание плодов в горячей воде
для предотвращения загнивания.
Сбор недозрелых плодов.
Оставление плодов на здоровых
кустах для получения семян.
Дозревание плодов и их
переработка.
Раздельный сбор зрелых и
недозрелых плодов.
Размещение недозрелых плодов для
дозревания.
Сбор семенных плодов томата,
размещение их для полного размягчения
в комнатных условиях.

35 ч.
20 ч.
1 ч.

Выборка семян из полностью
размягченных плодов, промывка и
просушка семян.

4 ч.

УБОРКА ОГУРЦОВ СЕМЕННИКОВ
Внешний вид огурцов, оставленных
для получения семян.
Сроки уборки и признаки
созревания огурцов.
Приемы хранения огурцовсеменников.
Правила извлечения семян.

15 ч.

1 ч.

§1

1 ч.
1 ч.
1 ч.

§2

1 ч.
4 ч.
3 ч.
3 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Раздельный сбор зрелых и
недозрелых плодов.
Размещение недозрелых
плодов для дозревания.
Сбор семенных плодов томата,
размещение их для полного
размягчения в комнатных
условиях.

Учебник стр.
6-7.

Выборка семян из полностью
размягченных плодов,
промывка и просушка семян.

Учебник стр.910.

§3

272
9.
30
31.
323
4.

Сбор огурцов – семенников до
наступления заморозков.
Размещение огурцов в комнатных
условиях.
Наблюдение за состоянием семенников.
Извлечение семян (разрез огурцов вдоль)
из семенных
камер.

3 ч.

353
7.

Промывка и просушка семян.

3 ч.

САДОВОДСТВО
УХОД ЗА МОЛОДЫМ САДОМ
Признаки однолетнего прироста
плодового дерева.
Заглубление или оголение корневой
шейки посаженного плодового
дерева.
Проверка состояния молодых
посадок плодовых деревьев.
Осмотр молодых посадок.

35 ч.
20 ч.
1 ч.

3 ч.

Осмотр молодых посадок.

Замена погибших молодых деревьев
новыми саженцами.

3 ч.

Замена погибших молодых
деревьев новыми саженцами.

Учебник
стр.61

47
52.

Рыхление почвы в приствольных кругах
и полив (по необходимости).

6 ч.

Рыхление почвы в приствольных
кругах и полив
(по необходимости).

Садовыевилы,
перчатки

53
57.

Подсыпка почвы в приствольный круг
при оголении корневой шейки.

5 ч.

Подсыпка почвы в
приствольный круг при
оголении корневой шейки.

Учебник
стр.66

ПОДГОТОВКА МОЛОДОГО САДАК
ЗИМЕ.

15 ч.

38.
39.

40.
41
43.
44
46.

2 ч.
3 ч.

Сбор огурцов – семенников до
наступления заморозков.
Размещение огурцов в
комнатных условиях.
Наблюдение за состоянием
семенников. Извлечение семян
(разрез огурцов вдоль) из
семенных камер.
Промывка и просушка семян.

Учебник стр.
12

Учебник стр.
13

1 ч.

1 ч.

§12

§13

58.
59.
60.

61.
62
65.
66
72.

73.

74.
75.
76.
77.
78.
79
80.
8182.
83
84.
85.

Грызуны – вредители молодых
посадок плодовых деревьев.
Борьба с грызунами.
Приспособления для охраны
молодых плодовых деревьев от
грызунов.

1 ч.

Сроки установки защитных
приспособлений.
Подготовка материала для обвязки
стволов саженцев плодовых
деревьев к кольям.

1 ч.
4 ч.

Подготовка материала для
обвязки стволов саженцев
плодовых деревьев к кольям.

Обвязка нижней части ствола молодого
дерева еловыми ветками
или толью.

7 ч.

Обвязка нижней части ствола
молодого дерева еловыми
ветками или толью.

ЖИВОТНОВОДСТВО
ПАСТЬБА ТЕЛЯТ
Значение летней и осенней пастьбы
животных для укрепления их
здоровья и повышения высокой
продуктивности.
Понятие о пастбище.
Пастбище для телят.
Правила о пастьбе.
Поение животных на пастбище.
Обращение с животными.
Выгон телят на пастбище.

14 ч.
14ч.
1 ч.

Маршрут движения на пастбище и
обратно.
Наблюдение за телятами во время
пастьбы.
Предотвращение ухода телят за
пределы пастбища.

2 ч.

§ 14

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

2 ч.
1 ч.

Учебник
стр.69

§ 33
§ 37

Выгон телят на пастбище.
Маршрут движения на
пастбище и обратно.
Наблюдение за телятами во
время пастьбы.
Предотвращение ухода телят
за пределы пастбища.

§ 38

86.

Своевременное возвращение телят с
пастбища с соблюдением маршрута
движения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ (40 часов)
87
Уборка овощей и картофеля
106.
107 Осенний уход за садом.
116
117 Подготовка молодого сада к зиме.
126
127. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ЖИВОТНОВОДСТВО
Производственная санитария и
личная гигиена доярки (дояра).
128. Основные правила
производственной санитарии
129. Использование молочного и
моечного отделения фермы по
назначению.
130.
131.

132.
133.
134.
135.
136
137.

Санитарные требования к
содержанию коров в помещении
Санитарные требования к
содержанию коровника и других
отделений фермы.
Личная гигиена доярки (дояра).
Спецодежда доярки (дояра).
Защита рук от трещин, царапин и
кожных заболеваний.
Значение правил личной гигиены
для доярки (дояра).
Стирка полотенец, халатов и
косынок.

1 ч.

Своевременное возвращение
телят с пастбища с соблюдением
маршрута
движения.

20 ч.

Уборка овощей и картофеля

10 ч.

Осенний уход за садом.

10 ч.

Подготовка молодого сада к
зиме.

Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки

1 ч.
65 ч.
10ч.
1 ч.

§17,18

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

§19

1 ч.
2 ч.

Стирка полотенец, халатов и
косынок.

Инвентарь

ВЫРАЩИВАНИЕ
ОТКОРМОЧНОГО МОЛОДНЯКА
КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА.
Бычки и телочки.
Возраст разделения молодняка.
Постановка бычка на откорм.
Выращивание телок для пополнения
дойного стада.
Содержание откормочного
молодняка.
Нормы и рацион кормления.
Окончание откорма.
Уборка помещения, где содержится
откормочный молодняк.

15 ч.

147
148.
149
150.

Подготовка кормов к употреблению.

2 ч.

Раздача кормов согласно рациону и
кратности кормления.

2 ч.

151
152.

Поение животных.

2 ч.

УСТРОЙСТВО ДОИЛЬНОГО
АППАРАТА
Машинное доение коров.

40 ч.
3 ч.

§27

Составные части доильного
аппарата и назначение частей
(доильные стаканы, пульсатор)

3 ч.

§ 28

Составные части доильного
аппарата и назначение частей
(коллектор, комплект гибких
шлангов).

3 ч.

138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145
146.

153
155.
156
158.
159
161.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§ 25

1 ч.

§ 26

1 ч.
1 ч.
2 ч.

Уборка помещения, где
содержится откормочный
молодняк.
Подготовка кормов к
употреблению.
Раздача кормов согласно
рациону и кратности
кормления.
Поение животных.

Составные части доильного
аппарата и назначение частей
(доильное ведро с крышкой).
Составные части доильного
аппарата и назначение частей
(устройство для подключения к
молокопроводу)

3 ч.

168
170.
171
173.
174
176.
177
179.
180
182.
183
185.
186
188.

Устройство доильного станка,
пульсатора и коллектора.
Задания 1;2 стр.129

3 ч.

Последовательность разборки
доильного аппарата.
Последовательность сборки
доильного аппарата.
Разборка и сборка пульсатора
доильного аппарата.
Разборка и сборка коллектора
доильного аппарата «Волга».
Разборка и сборка доильного станка
доильного аппарата «Волга».

3 ч.

189
190.
191
192.

Молочно – товарная ферма.

2 ч.

Отделение машинной дойки.

2 ч.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Уборка коровника

30ч.
6 ч.

Уборка коровника

Кормление коров

6 ч.

Кормление коров

Ручное доение коров.

6 ч.

Ручное доение коров.

162
164.
165
167.

193
198.
199
204.
205
210.

3 ч.

3ч.

3 ч.
3 ч.
3 ч.
3 ч.

Разборка и сборка пульсатора
доильного аппарата.
Разборка и сборка коллектора
доильного аппарата «Волга».
Разборка и сборка доильного
станка доильного аппарата
«Волга».

Учебник
стр.131
Учебник
стр.132
Учебник
стр.132

§ 29

Простейшая переработка молока.

6 ч.

Уход за молочной посудой.

6 ч.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Разборка и сборка доильного
аппарата.

2 ч.
2 ч.

Вводное занятие.
ЖИВОТНОВОДСТВО
КОРМЛЕНИЕ И РАЗДОЙ
НОВОТЕЛЬНОЙ КОРОВЫ.
Признаки близкого отёла коровы.
Кормление коровы накануне отела.
Кормление коровы после отёла.
Кормление коровы в период раздоя.
Понятие о раздое коровы.
Кратность доения при раздое.
Молозиво и его ценные качества.
Необходимость скармливания
молозива теленку.
Предотвращение воспаления
молочной железы (мастита) у
коровы.

1 ч.
64ч.
25 ч.
10+15
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

236
237.

Окончание раздоя.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Кормление коровы накануне отёла
доброкачественным
сеном.

1 ч.
15 ч.
2 ч.

238
239.

Поение коровы теплой болтушкой из
отрубей сразу после отёла.

2 ч.

211
216.
217
222.
223
224.

225.

226.
227.
228.
229.
230.
231.
232.
233.
234.

235.

Простейшая переработка
молока.
Уход за молочной посудой.

Разборка и сборка доильного
аппарата
II-полугодие (252 часа)

§ 20
§ 21

1 ч.

Кормление коровы накануне
отёла доброкачественным
сеном.
Поение коровы теплой
болтушкой из отрубей сразу
после отёла.

240
241.
242
243.
244
245.
246
247.
248
249.
250.

251.
252.
253.
254.
255.
256.
257.
258
259.

Последний ввод сочных и
концентрированных кормов
Ежедневный учет молока.

2 ч.
2 ч.

Последний ввод сочных и
концентрированных кормов
Ежедневный учет молока.

Прибавки корма на раздой.

2 ч.

Прибавки корма на раздой.

Контроль за состоянием вымени.

2 ч.

Продолжительность массажа
вымени во время раздоя.
Признак окончания раздоя (стабильный
надой, несмотря на продолжающуюся
прибавку корма).

2 ч.

Контроль за состоянием
вымени.
Продолжительность массажа
вымени во время раздоя.
Признак окончания раздоя
(стабильный надой, несмотря
на продолжающуюся прибавку
корма).

УХОД ЗА ТЕЛЯТАМИ В
МОЛОЧНЫЙ ПЕРИОД
Первое кормление теленка
молозивом.
Кормление теленка в первые 10 дней
жизни цельным молоком.
Составление схемы выпойки
теленка.
Постепенная замена цельного
молока.
Уход за посудой, используемой для
кормления теленка молоком.
Приучение теленка к поеданию сена.
Содержание теленка в молочный
период.
Уход за телятами, содержащимися в
индивидуальных клетках и
групповых станках.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

18 ч.
9+9
1 ч.

§22

1 ч.

§ 23

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

9 ч.

260.

Обтирание новорожденного теленка
соломенными жгутами досуха.

1 ч.

261.

Размещение в индивидуальной
клетке.
Поение молозивом из поилки,
обтирание чистым полотенцем.

1 ч.

263.

Мытьё поилки горячим растворомсоды,
ополаскивание и просушка.

1 ч.

264.
265.
266.

Поение теленка по схеме
Смена подстилки в клетке.
Подвязывание пучков сена к стенкам
клетки.
Перевод теленка в групповой станок.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Чистка станка.
МАШИННОЕ ДОЕНИЕ
КОРОВЫ.
Механизация доения коров.
Общее представление о доильной
установке
Доение с помощью переносного
доильного аппарата
Доение в молокопровод.
Основная и вспомогательные
операции при машинном доении,
последовательность их выполнения.

1 ч.
21 ч.
9+12
1 ч.
1 ч.

Правила надевания и съема
доильных станков.
Правила включения доильного
аппарата.

1ч

262.

267.
268.

269.
270.
271.
272.
273.

274.
275.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

Обтирание новорожденного
теленка соломенными жгутами
досуха.
Размещение в индивидуальной
клетке.
Поение молозивом из поилки,
обтирание чистым
полотенцем.
Мытьё поилки горячим
раствором соды, ополаскивание
и просушка.
Поение теленка по схеме
Смена подстилки в клетке.
Подвязывание пучков сена к
стенкам клетки.
Перевод теленка в групповой
станок.
Чистка станка.

§ 27

276.
277.
278
279.
280
281.
282
283.
284
285.
286
287.
288
289.

290.

291.
292.
293.
294.

Признаки окончания доения.
Машинное додаиваение.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Подготовка доильного аппарата к
работе
Подготовка коровы к доению.

1 ч.
1 ч.
12 ч.
2 ч.

Надевание доильных станков.
Включение доильного аппарата.

2 ч.

Надевание доильных станков.
Включение доильного
аппарата.

Наблюдение за процессом дойки,
выключение аппарата и снятие
стаканов.
Частичная разборка, промывка.

2 ч.

Установка для просушивания
доильного аппарата.
ОВОЩЕВОДСТВО
ВЫРАЩИВАНИЕ РАССАДЫ
ОГУРЦОВ ДЛЯ ТЕПЛИЦЫ.
Сорта и гибриды огурцов,
предназначенных для выращивания
в теплицах.

2 ч.

Наблюдение за процессом
дойки, выключение аппарата и
снятие стаканов.
Частичная разборка,
промывка.
Установка для просушивания
доильного аппарата.

Пчелоопыляемые сорта огурцов и
гибридов, не требующие опыления.
Современные гибриды с зеленцами
– небольшой величины.
Сроки посева семян огурцов для
получения раннего урожая.
Условия, необходимые для
получения здоровой рассады.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1 ч.

2 ч.

2 ч.

35ч.
35 ч.
5+30
1 ч.

Подготовка доильного
аппарата к работе
Подготовка коровы к доению.

§4

1 ч.
1 ч.
1 ч.
30 ч.

§5

295
299.
300
309.

Подготовка земляной смеси.

5 ч.

Подготовка земляной смеси.

Подготовка горшков или бумажных
водонепроницаемых стаканов
размером 8х8 см.

10 ч.

Подготовка горшков или
бумажных водонепроницаемых
стаканов
размером 8х8 см.

310
313.
.
314
318.

Прорезка отверстия на дне стакана.

4 ч.

Прорезка отверстия на дне
стакана.

Инвентарь,
перчатки

Заполнение стакана земляной
смесью.
Полив смеси тёплой водой.

5 ч.

Заполнение стакана земляной
смесью.
Полив смеси тёплой водой.

Инвентарь,
перчатки

319
320

Замачивание семян огурцов в растворе
марганцовокислого калия.

2 ч.

Замачивание семян огурцов в
растворе марганцовокислого
калия.

Инвентарь,
перчатки

321
324.

Раскладка семян в горшочке или стакане.
Полив посева теплой водой.Укрытие
пленкой и установка в теплое место.

4 ч.

Раскладка семян в горшочке или
стакане. Полив посева теплой
водой. Укрытие пленкой и
установка в теплое
место.

Инвентарь,
перчатки

САДОВОДСТВО

20 ч.
8+12
8 ч.

Формирование кроны
молодого дерева (скелетные и
обрастающие ветви).
Форма кроны дерева.

Инвентарь,
перчатки

ФОРМИРОВАНИЕ КРОНЫ
МОЛОДОГО ПЛОДОВОГО
ДЕРЕВА

1 ч.

326.

Формирование кроны молодого
дерева (скелетные и обрастающие
ветви).
Форма кроны дерева.

327.

Способы обрезки ветвей у дерева.

1 ч.

325.

1 ч.

Способы обрезки ветвей у
дерева.

Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки

Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки

§ 16

§ 15

328.

Обрезка и укорачивание ветвей.

1 ч.

329.

Влияние обрезки ветвей на
урожайность.
Внешние и внутренние ростовые
почки. Обрезка на почку.

1 ч.

Инструменты для обрезки
древесных ветвей. Правила
безопасного обращения с ними.

2 ч.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Обрезка и укорачивание ветвей
плодовых деревьев по меловым
отметкам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПОВТОРЕНИЕ:
Подготовка почвы и внесение
удобрений на овощном поле.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Посев семян огурцов на рассаду.

12 ч.
12 ч.

Подготовка горшков и семян к
посеву.

10 ч.

Вводное занятие.
ОВОЩЕВОДСТВО
ВЫРАЩИВАНИЕ ОГУРЦОВ В
ВЕСЕННЕЙ ТЕПЛИЦЕ.
Виды весенних теплиц (остекленная,
пленочная, стеллажная, грунтовая).
Оборудование весенней теплицы.
Способы обеззараживания и смены

1 ч.
49 ч.
23ч.
11+12
1 ч.

330.

331
332.

333
344.

345
362.
363
368
369
378.
379.

380.
381.
382.

1 ч.

Обрезка и укорачивание
ветвей.
Влияние обрезки ветвей на
урожайность.
Внешние и внутренние
ростовые почки. Обрезка на
почку.
Инструменты для обрезки
древесных ветвей. Правила
безопасного обращения с
ними.

Инвентарь,
перчатки

Обрезка и укорачивание
ветвей плодовых деревьев по
меловым отметкам.

Инвентарь,
перчатки

Подготовка почвы и внесение
удобрений на овощном поле.

Инвентарь,
перчатки

Посев семян огурцов на
рассаду.
Подготовка горшков и семян к
посеву.

Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки

Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки

18 ч.
18ч.
16 ч.
6 ч.

1 ч.
1 ч.

§7
§8

383.
384.
385.
386.
387.
388.
389.

390.

391.

грунта в теплице.
Подготовка теплицы к новому
сезону.
Обогрев теплицы.
Сроки высадки рассады огурцов в
теплицу.
Приёмы подвязки стеблей.
Поддержка нужной температуры и
влажности воздуха в теплице.
Требования растения огурца к теплуи
влажности почвы и воздуха.
Подкормка растений органическими
и минеральными удобрениями (дозыи
сроки внесения).
Расстояния между растениями при
посадке рассады.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Полив грунта в теплице кипятком.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§9

1 ч.
1 ч.

§ 10

1 ч.
12 ч.
1 ч.

Полив грунта в теплице
кипятком.
Полив грунта после
подсыхания - раствором
марганцовокислого калия.

Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки

392.

Полив грунта после подсыхания раствором марганцовокислого
калия.

1 ч.

393
394.

Натягивание проволоки для подвязки
стеблей. Наблюдение затемпературой
грунта и воздуха й.

2 ч.

Натягивание проволоки для
подвязки стеблей. Наблюдениеза
температурой грунта и воздуха й.

Инвентарь,
перчатки

395.

Подготовка рассады огурцов к
высадке (обильный полив с легкой
подкормкой минеральными
удобрениями).

1 ч.

Подготовка рассады огурцов к
высадке (обильный полив с легкой
подкормкой
минеральными удобрениями).

Инвентарь,
перчатки

396
397.

Разметка мест посадки рассады,
выкопка лунок, полив.

2 ч.

Разметка мест посадки
рассады, выкопка лунок,
полив.

Инвентарь,
перчатки

398
400.

Выбор рассады огурцов из горшковс
комьями земли.
Посадка рассады, полив. Наблюдения
за приживаемостьюрастений.

3 ч.

Выбор рассады огурцов из
горшков с комьями земли.
Посадка рассады, полив.
Наблюдения
за
приживаемостью растений.

Инвентарь,
перчатки

401
402.

Подвязка стеблей растений с помощью
шпагата и проволоки. Систематический
полив и опрыскивание растений.
Подкормки.Съём плодов. Учет урожая.

2 ч.

Подвязка стеблей растений с
помощью шпагата и проволоки.
Систематическийполив и
опрыскивание растений.
Подкормки. Съём
плодов. Учет урожая.

Инвентарь,
перчатки

ВЫРАЩИВАНИЕ ОГУРЦОВ ПОД
ПЛЁНОЧНЫМ УКРЫТИЕМ.
Плёночные укрытия разных типов,
их устройство.
Подготовка почвы для выращивания
огурцов под пленочным укрытием.
Приспособления для подвязки
стеблей растений.
Сорта огурцов, предназначенные для
выращивания под пленочным
укрытием.
Использование пчелоопыляемых
сортов и сортов, не требующих
опыления.
Тоннельные укрытия, их размеры.
Размещение растений под
пленочным укрытием.

26 ч
8+18
1 ч.

403.
404.
405.
406.

407.

408.
409.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

§ 11

410.

411
415.
416
420.
421
423.
424
426.
427
428.

429.
430.
431.

432.

433.
434.

Сроки посева семян огурцов под
пленочное укрытие. Уход за
посевами.

1 ч.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Вскапывание почвы на грядке.

18 ч.
5 ч.

Выкопка канавок вдоль грядки,
заполнение их навозом или
спрессованной соломой.
Насыпка в канавки земли,
смешанной с перегноем.
Установка каркаса, натягивание
пленки.
Посев семян огурцов в рядки над
канавками, полив теплой водой.

5 ч.

ЖИВОТНОВОДСТВО
МАШИННОЕ ДОЕНИЕ КОРОВ
ДВУМЯ АППАРАТАМИ.
Подготовка коров к доению.
Рациональный порядок переноса
аппаратов при доении.
Условия работы доярки при
использовании двух доильных
аппаратов.

9 ч.
3 ч.

ПАСТЬБА КОРОВ.
Виды пастбищ (луга, суходолы,
лесные пастбища и др.).

6 ч.
1 ч.

Вольная и загонная система
пастьбы.
Естественные и культурные
пастбища.

1 ч.

3 ч.
3 ч.
2 ч.

Вскапывание почвы на грядке.
Выкопка канавок вдоль
грядки, заполнение их навозомили
спрессованной соломой.
Насыпка в канавки земли,
смешанной с перегноем.
Установка каркаса,
натягивание пленки.
Посев семян огурцов в рядки
над канавками, полив теплой
водой.

Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки

1 ч.
1 ч.

§ 30
§ 31

1 ч.

§ 32

1 ч.

Виды пастбищ (луга,
суходолы, лесные пастбища идр.).

§ 33

Вольная и загонная система
пастьбы.
Естественные и культурные
пастбища.

§37

Травы, полезные для коров.
Ядовитые травы.
Порядок выгона коров на пастбище.
Правила пастьбы.
Поение животных на пастбище.
Отдых животных на пастбище.

1 ч.

ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПОВТОРЕНИЕ
Вскапывание почвы лопатами.

5 ч.
1 ч.

Вскапывание почвы лопатами.

439440
441

Уход за садом.

2 ч.

Уход за садом.

Посадка овощей.

1 ч.

Посадка овощей.

442

Посадка картофеля.

1 ч.

Посадка картофеля.

435.
436.
437.

438

Травы, полезные для коров.
Ядовитые травы.
Порядок выгона коров на
пастбище. Правила пастьбы.
Поение животных на
пастбище. Отдых животных на
пастбище.

1 ч.
1 ч.

§ 34,35
§ 36
§ 38

Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки
Инвентарь,
перчатки

Формы и средства контроля

№
п/п

Контрольные и самостоятельные работы
I четверть

1.

Самостоятельная работа по теме: «Уход за плодоносящим садом».

2.

Самостоятельная работа по теме: «Подготовка молодого сада к зиме».
II четверть

1.

Самостоятельная работа по теме: Производственная санитария и личная гигиена доярки».

2.

Контрольная работа по теме: «Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого
скота».

3.

Самостоятельная работа по теме: «Устройство доильного аппарата»

III четверть
1.

Самостоятельная работа по теме: Уход за телятами в молочный период»

2.

Контрольная работа по теме: «Выращивание рассады огурцов для теплицы».

3.

Контрольная работа по теме: Формирование кроны молодого дерева».
IV четверть

1.

Контрольная работа по теме: «Выращивание огурцов в весенней теплице».

2

Контрольная работа по теме: «Выращивание огурцов под пленочным укрытием».

3.

Самостоятельная работа по теме: «Доение коров двумя аппаратами»

4

Самостоятельная работа по теме: «Условия работы доярки при использовании двух
доильных аппаратов».

5

Самостоятельная работа по теме: «Пастьба коров»

6

Итоговая контрольная за год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».