Рабочая программа по учебному курсу «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильныйтруд
(сельскохозяйственный труд)» для учащихся 7 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)составлена на основе:
 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятого
Государственной Думой 21 декабря 2012;
 СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление от 28.09.2020 № 28);
 Адаптированной образовательной программы основного общего образования для детей5-9
классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы,
сборник под ред. В.В. Воронковой;
 Учебным планом основного общего образования для учащихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на 2021-2022 учебный год.
Цель программы:
 допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ;
 реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и
подростков с отклонениями в развитии, подготовка к работе по одной из массовых
рабочих профессий, интеграция в обществе.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы
занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, наглядный материал: натуральные
овощи, фрукты, муляжи, макеты, таблицы, раздаточный материал, карточки.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и
преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на
знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики,
ОСЖ, ОБЖ, рисования. На всех занятиях используются элементы национально-регионального
компонента: учитываются особенности выращивания тех или иных культур в местных условиях
,
Процесс образования ориентирован на работу с каждым учеником с учетом его
индивидуальных (возрастных, психофизических, интеллектуальных) особенностей,возможностей
в обучении путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально
благоприятных условий для умственного, эмоционального, духовного и физического развития
личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Трудовая деятельность - форма проявления жизненной активности человека, которая,
оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе школьников.
Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и
личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по
окончании школы. В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся 7 класса
должны овладеть
определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общемуземледелию и
важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся с составом почвы её
обработкой и внесением удобрений; узнают о способах предпосевной подготовки и посева семян.
На учебно-опытном участке, учащиеся осваивают технологические приёмы ухода за овощными
культурами: выращивают рассаду; плодовые и ягодные саженцы; ухаживают за садом, отбирают
и высаживают семенные растения для получения урожая семян. После занятий учащиеся
выполняют индивидуальные или групповые задания учителя, которые помогают в решении
комплекса следующих учебно-воспитательных задач:

1. Углубление и конкретизация знаний о значении; классификации основныховощных;
цветочных; плодово-ягодных культур.
2. Формирование
знаний
и
умений

по

возделыванию

ведущих

сельскохозяйственных растений.
3. Развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
4. Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве, цветоводстве.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества
школьников: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность,
самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается
мышление и мелкая моторика; способность к пространственному анализу: речи, внимания,
памяти. В данной рабочей программе большое внимание уделяется развитию мышления, мелкой
моторики, внимания, памяти, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, коллективизм,
что является решением основных целей программы. Особое внимание педагог уделяет
практической направленности программного материала (его нацеленности на формирование
трудовых умений и навыков), которая служит эффективным средством коррекции умственных,
физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной
жизни по окончании школы.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На реализацию программы предусмотрено 238 часов, т.е. 7 часов в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ
КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Одной из важнейших задач коррекционной школы является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате
учащиеся должны использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за
рамками учебногопроцесса. Содержание технологического образования в определенной степени
призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимых для успешной
жизнедеятельности каждого человека и всей страны.
При изучении предмета профильный труд обеспечивается достижениеличностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:

- развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;
- проявление познавательной активности в области предметной
технологической деятельности;

Метапредметные результаты:
-планирование процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой наплан работы;
-организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителеми
сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими её участниками;
-объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельностив решение
общих задач коллектива;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачейкоммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовойдеятельности
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе иколлективе требованиям и
принципам

Предметные результаты:
В познавательной сфере:
-расчет себестоимости продукта труда;В
трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности,правил санитарии и
гигиены;
В мотивационной сфере:
-оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметнойдеятельности;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Вводное занятие
Анализ результатов обучения за 7 класс. Задачи обучения в предстоящем учебномгоду. Охрана
труда. Спецодежда.
Овощеводство.
Уборка лука
Объект работы: Лук
Теоретические сведения. Признаки созревания лука. Способы хранения лука.
Практические работы: Уборка и просушка лука. Обрезка лука. Учет урожая.
Осенние работы на пришкольном участке
Объект работы: Овощи.
Теоретические сведения: Уборка урожая овощей. Способы очистки гряд отсорняков
Умение: Работа сельхозинвентарем
Практические работы: Уборка урожая овощей. Очистка гряд от сорняков
Уборка урожая столовых корнеплодов.
Объект работы: Столовые корнеплоды
Теоретические сведения: Сроки и способы уборки корнеплодов. Требование ккачеству уборки.
Правила работы при уборке. Способы хранения корнеплодов.Умение: Убирать корнеплоды.
Практические работы: Подкапывание корнеплодов. Обрезка ботвы. Сортировка.Закладка на
хранение.
Ягодные кустарники и уход за ними.
Объект работы: Ягодные кустарники.
Теоретические сведения: Строение и особенности плодоношения ягодныхкустарников. Вредители
и болезни ягодных кустарников.
Практическое повторение: Очистка и сортировка семян овощных культур.Очистка гряд от
сорняков.
Очистка семян столовых корнеплодов и лука.Объект
работы: Семенники корнеплодов и лука
Практические работы: Очистка семян столовых корнеплодов и лука.
Осенние работы на пришкольном участке

Умение: Работа сельхозинвентарем.
Практические работы: Уборка урожая капусты, столовых корнеплодов.Перекапывание почвы.
Уход за посевами зеленых культур.

Защищенный грунт.
Теоретические сведения: Виды защищенного грунта. Устройство односкатного идвускатного
парника. Использование парников.
Почвенные смеси для парников и теплиц.Объект
работы: Почва.
Теоретические сведения: Состав почвенной смеси, соотношение частей.Заготовка и хранение
почвенной смеси.
Практические работы: Заготовка почвенной смеси.
Подготовка парника к зиме.
Объект работы: Парник.
Теоретические сведения: Подготовка парника к зиме.
Практические работы: Выемка грунта из парника. Ремонт обвязки.
Заготовка биотоплива для парника. Теоретические
сведения: Понятие о биотопливе
Минеральные удобрения.
Объект работы: Минеральные удобрения.
Теоретические сведения: Виды минеральных удобрений. Хранение удобрений.Внесение
удобрений в почву. Распознование удобрений.
Умение: Распозновать минеральные удобрения.
Практические работы: Смешивание и распознавание минеральных удобрений.
Практическое повторение: Очистка и сортировка семян овощных культур.
Контрольная работа за 1 полугодие.
Садоводство.
Основные плодовые деревья.
Объект работы: Плодовое дерево.
Теоретические сведения: Сведения о плодовых деревьях. Строение плодовогодерева. Размножение
плодовых деревьев. Выращивание саженца из черенка.
Капуста.
Теоретические сведения: Сведения о капустных овощных растениях. Строение иособенности
белокочанной капусты. Сорта и гибриды капусты. Способы
выращивания капусты. Выращивание рассады капусты в парнике, теплицеоткрытом грунте.
Зеленые овощи.
Теоретические сведения: Сведения о зеленых овощах. Биологические особенности зеленых
овощей. Строение и особенности различных видов салата. Листовая горчица. Строение и
особенности растения укропа, выращивание укропа.
Редис.
Теоретические сведения: Строение и особенности растения редис выращиваниередиса.
Выращивание семян редиса.

Подготовка семян к посеву.
Объект работы: Семена овощных культур
Умение: Готовить семена овощных культур к посеву
Практические работы: Очистка семян зеленых овощей и лука.
Выращивание рассады капусты
Объект работы: Почва
Умение: Выращивать рассаду капусты
Практические работы: Подготовка почвы под открытый рассадник. Посев семянкапусты в
открытый рассадник, в ящики.
Выращивание зеленых овощей
Объект работы: Почва. Семена зеленых овощей
Умение: Выращивать зеленые овощи.
Практические работы: Подготовка почвы под зеленые овощи. Посев семянсалата, шпината,
укропа, петрушки.
Выращивание рассады капусты.
Объект работы: Рассада капусты.
Умение: Пикировать рассаду капусты
Практические работы: Пикировка и уход за рассадой
Выращивание редиса
Объект работы: Почва
Умение: Работа сельхозинвентарем
Практические работы: Подготовка почвы, посев семян, уход за посевом.
Весенние работа на пришкольном участке.
Объект работы: Почва
Теоретические сведения: Подготовка гряд, Посев семян овощных культур. Уход зарастениями.
Умение: Работа сельхозинвентарем
Практические работы: Вскапывание почвы. Посев семян овощных культур. Уходза растениями.
Выращивание семян редиса.
Объект работы: Редис
Умение: Работа сельхозинвентарем
Практические работы: Подготовка почвы, высадка корнеплодов редиса, уход запосадками.
Выращивание капусты в открытом грунте.Объект
работы: Рассада капусты.
Теоретические сведения: Правила высадки рассады капусты,томата. Уход зарассадой и посевами
овощных культур.
Тематический план
№
п/п

1.

Наименование раздала

Вводное занятие

Кол-во
часов

1

Контро
льная
работа

Теорет
ическо
е
заняти
е
1

Практ
ическо
е
заняти
е

2.

Овощеводство.

16

3.

Уборка лука

4.

1

7

8

8

4

4

Осенние работы на пришкольном участке

8

4

4

5.

Уборка урожая столовых корнеплодов.

16

8

8

6.

Ягодные кустарники и уход за ними.

12

6

6

7.

Очистка семян столовых корнеплодов и лука.

3

8.

Осенние работы на пришкольном участке

11

9.

Защищенный грунт.

10

10.

Почвенные смеси для парников и теплиц.

11.

3
5

6

4

5

12

6

6

Подготовка парника к зиме.

10

5

5

12.

Заготовка биотоплива для парника.

9

4

5

13.

Свиноводство

20

10

10

14.

Минеральные удобрения.

8

4

4

15.

Садоводство.

8

3

4

16.

Капуста.

8

4

4

17.

Зеленые овощи.

8

4

4

18.

Редис.

13

5

8

19.

Выращивание рассады капусты

7

3

4

20.

Выращивание зеленых овощей

10

5

5

21.

Выращивание рассады капусты.

8

4

4

22.

Выращивание редиса

8

4

4

23.

Весенние работа на пришкольном участке.

8

4

4

24.

Выращивание семян редиса.

8

4

4

25.

Выращивание капусты в открытом грунте.

8

1

3

4

238

4

111

123

238

Сельскохозяйственный труд
Поурочное планирование
№
п/п

1

1

7 класс

Tема урока

Колво
часов

1.
2.
3.
4.

Вводное занятие. Охрана труда. Спецодежда.
Признаки созревания лука.
Сроки уборки лука.
Выборка лука из рядков, раскладка для просушки.

1
1
1
1

5.
6.
7-8
9-10
11-12

Способы хранения лука севка.
Проверка степени просушки.
Отбор лука-толстошея для первоочередного использования.
Отбор лука-толстошея для первоочередного использования.
Просушка лука перед закладкой на хранение.

1
1
2
2
2

Дата
проведения
план

факт

.

2

15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26

Признаки созревания семенных зонтиков у моркови и соплодий
у свеклы.
Сроки уборки моркови и свеклы. Дозревание семян
Срезка стеблей моркови у основания.
Срезка стеблей свеклы у основания.
Срезка стеблей свеклы у основания.
Сроки уборки столовых корнеплодов.
Правила подкапывания корнеплодов.

27-28

Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков.

2

29-30

Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков

2

31-32
33-34

Способы учета урожая и урожайность.
Складывание свеклы в кучу ботвой в одну сторону.

2
2

35-36
37-38
39-40

Складывание свеклы в кучу ботвой в одну сторону.
Хранение корнеплодов
Обрезка ботвы у столовых корнеплодов.

2
2
2

40-41
42-43

Обрезка ботвы у столовых корнеплодов.
Закладка корнеплодов на хранение.

2
2

44-45
46-47
48-49
50-51
52-53

Закладка корнеплодов на хранение.
Сортировка корнеплодов. Признаки нестандартной продукции.
Сортировка корнеплодов
Смородина , крыжовник, малина как ягодные кустарники.
Виды ягодных кустарников, распространенные в местных
условиях..
Обрезка засохших ветвей смородины и стеблей малины.
Виды смородины (черная, красная, золотистая)
Строение ягодного кустарника. Уход за ягодным кустарником
Вскапывание почвы вокруг кустарников.
Вредители и болезни ягодных кустарников
Уборка картофеля. Осенняя перекопка почвы.

2
2
2
2
2

1

69

Определение репчатого лука пригодного и непригодного для
длительного хранения.
Проверочная работа: Тема» Уборка лука севка»,» Уборка
столовых корнеплодов»
Вводное занятие. Инструктаж.
Состав земляной смеси для парников и теплиц.
Хранение составных частей земляной смеси. Время заготовки.

70

Заготовка дерновой почвы.

1

71
72
73
74

Доставка почвы к месту хранения.
Доставка почвы к месту хранения.
Хранение составных частей земляной смеси.
Значение парника для выращивания рассады овощных культур.

1
1
1
1

75
76

Почвенный грунт в парнике
Работа в парнике

1
1

13-14

54-55
56-57
58-59
60-61
62-63
64-65
66
67
68

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2

.

.

.

.

1
1

.

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90

Работа в парнике
Свинья как домашнее животное.
Экскурсия на свиноферму.
Экскурсия на свиноферму.
Особенности внешнего строения свиньи.
Породы свиней.
Содержание свиней.
Промышленная свиноводческая ферма.
Содержание свиней в индивидуальном и фермерском хозяйстве.
Содержание свиней на школьной ферме.
Виды свиней.
Уборка свинарника.
Уборка свинарника.
Виды корма для свиней.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
1

91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

109

Норма и рацион кормления.
Подготовка кормов к скармливанию.
Подготовка кормов к скармливанию.
Мойка и измельчение свеклы и тыквы.
Мойка и измельчение свеклы и тыквы.
Мойка и измельчение свеклы и тыквы.
Правила безопасной работы. Инвентарь для уборки.
Чистка кормушек. Удаление навоза из проходов.
Раскладка чистой подстилки в станках.
Чистка посуды для раздачи корма.
Уборка помещения.
Подготовка кормов к скармливанию
Подготовка кормов к скармливанию
Уборка свинарника
Подсчет массы зернового и сочного корма для откормочных
свиней
Подсчет массы зернового и сочного корма для откормочных
свиней
Проверочная работа №2
« Свиноферма»
Вводное занятие. Виды удобрения. Простые минеральные
удобрения
Комплексные минеральные удобрения.

110
111
112

Хранение минеральных удобрений.
Экскурсия в магазин.
Экскурсия в магазин.

1
1
1

113

Внесение в почву минеральных удобрений.

1

106
107
108

1
1
1

.

.
.

Определение вида минерального удобрения
Виды свиноматок.
Нормы и рационы кормления свиноматок.
Содержание свиноматок в индивидуальном станке. Уход за
свиноматкой накануне опороса и сразу после него.
Уход за свиноматкой накануне опороса и сразу после него.
Уборка станка, смена подстилки.
Подготовка и раздача кормов. Обильная подстилка перед
опоросом
Яблоня, груша, слива, вишня-основные плодовые деревья
средней полосы России.

1
1
1
1

122

Строение плодового дерева.

1

123
124

Рост, развитие и плодоношение основных плодовых деревьев.
Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в их
размножении.
Сорта плодовых деревьев.
Выращивание саженца плодового дерева.
Плодовые и листовые почки на плодовом дереве. Характер
кроны и цвет коры плодового дерева.
Безлистный сад.
Безлистный сад.
Определение плодового дерева по характеру кроны и цвету
коры. Определение плодовой и листовой почки.
Определение плодового дерева по характеру кроны и цвету
коры. Определение плодовой и листовой почки.
Навоз как биотопливо для парника. Подготовка других видов
навоза для использования в качестве биотоплива.
Правила укладки навоза, приемы разогревания.
Выбор места для укладки навоза в штабель. Подвоз навоза к
месту укладки.
Укрытие верхнего слоя соломой во избежание промерзания
штабеля.
Перебивка навоза для разогревания перед закладкой в парник
Перебивка навоза для разогревания перед закладкой в парник
Пищевая ценность капусты. Строение и некоторые особенности
растения капусты первого и второго года жизни.
Капуста ранних, средних и поздних сортов. Сорта капусты
пригодные для потребления в свежем виде, квашения и зимнего
хранения.
Рассадный и безрассадный способ выращивания капусты.
Глубина набивки котлована парника навозом. Правила укладки
навоза.
Подвоз навоза к парнику.
Укладка в котлован.
Добавка навоза после осаждения.

1
1

114
115
116
117
118
119
120
121

125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139

140
141
142143
144145

1
1
1

.

.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
2
2

.

146147
148149
150151
152153
154155
156157
158159
160161
162163
164165
166167
168169
170
171172
173174
175176
177178
179180
181182
183
184185
186187
188189
190191

Добавка навоза после осаждения.

2

Сроки посева семян капусты ранних, средних и поздних сортов.

2

Подготовка земляной смеси. Заполнение посевных ящиков
земляной смесью
Подготовка земляной смеси. Заполнение посевных ящиков
земляной смесью
Выравнивание почвы в ящиках. Разметка посевных рядков с
помощью маркера. Раскладка и заделка семян в рядках.
Парник. Состав земляной смеси для посадки рассады капусты .

2

.

2
2

.

2

.

Смешивание дерновой земли с перегноем. Насыпка земляной
смеси
Смешивание дерновой земли с перегноем. Насыпка земляной
смеси
Условия для выращивания здоровой рассады капусты.
Заболевание рассады в парнике черной ножкой и меры
предупреждения этого заболевания.
Правила пикировки. Уход за рассадой в парнике.

2

.

Подготовка парника к пикировке рассады: полив, маркеровка.

2

Подготовка парника к пикировке рассады: полив, маркеровка.

2

Пикировка рассады. Полив и притенение
Проверочная работа №3
Тема: «Капуста».
Вводное занятие. Виды зеленных овощей

1
2

Виды салата. (листовой, кочанный, листовая горчица, кресссалат)
Достоинство зеленных овощей (раннее получение витаминной
продукции)
Сроки посева редиса, салата, петрушки, укропа.

2

Рассадный способ выращивания рассады салата кочанного.

2

Способы посева салата, укропа, петрушки, редиса.
Разбивка гряд для выращивания зеленных овощей и редиса.

1
2

Разбивка гряд для выращивания зеленных овощей и редиса.

2

Разметка рядков.

2

Посев семян укропа, петрушки.

2

2
2

2

2

2
2

192193
194195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213

Раскладка семян редиса в лунки. Заделка семян.

2

Раскладка семян редиса в лунки. Заделка семян.

2

Сроки высадки рассады капусты в открытый грунт.
Способы посадки рассады ранних и поздних сортов капусты.
Требования капусты к плодородию почвы и ее обработке.
Вредители и болезни капусты и меры борьбы с ними.
Выравнивание почвы.
Разметка маркером мест посадки рассады.
Выкопка лунок.
Выкопка лунок.
Полив лунок.
Вынос рассады из парника
Посадка рассады.
Посадка рассады.
Посадка рассады.
Полив рассады.
Посадка картофеля.
Посадка картофеля.
Посадка картофеля.
Полив рассады в парниках.

1
1
1

214
215
216
217
218
219
220
221222
223224
225226
227228
229230
231232
233
234235
236237

Промежуточная аттестация: тестирование
Вскапывание почвы лопатой.
Вскапывание почвы лопатой.
Посадка картофеля.
Посадка картофеля.
Посадка картофеля.
Посадка картофеля.
Посадка картофеля.

1
1
1
1
1
1
1
2

Уход за свиньями.

2

Уход за свиньями.

2

Разделка и разметка гряды.

2

Разделка и разметка гряды.

2

Посев зеленной культуры.

2

Посев зеленной культуры.
Практическая работа. Подготовка почвы

1
2

Практическая работа. Подготовка почвы

2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

238
Всего:

Проверочная работа №4
Тема: « Выращивание овощей и редиса».

1
238


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».