адаптированная рабочая программа по математике для 9 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Образцовская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области

Рабочая программа по учебному курсу
«Математика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(9 класс)

Учитель: Т. И. Чичерова

2023-2024 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией
И.М. Бгажноковой и авторской программы под редакцией Ульянцевой М.Б. «Математика». М..: Просвещение, 2018г., допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации. Настоящая программа предназначена для организации обучения математике
на основе учебного пособия Антропова А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. «Математика: 9: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида».
Авторская программа Ходот А.Ю. (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. под редакцией И.М.
Бгажноковой «Математика». М..: Просвещение, 2018. предусматривает на изучение математики в 9 классе 3 часа в неделю (102 ч).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
1. Формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных
видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
2. Максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом
индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля,
аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в
современном обществе.
Содержание учебного материала
Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1000000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных
слагаемых. Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
Единицы измерения и их соотношения. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение
однородных величин. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Запись чисел, полученных при измерении
длины, стоимости, массы, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1000000; с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в
пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000. Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие,
оценка достоверности результата). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с
преобразованием в пределах 100 000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное,
двузначное число. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3-4 арифметических действий.
Дроби. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Получение долей. Сравнение долей.
Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей
с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями. Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.
Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования обыкновенных дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными
(сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами, целых и смешанных чисел неправильными дробями. Приведение
обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи). Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Нахождение одной или нескольких частей числа. Десятичная
дробь. Чтение, запись десятичных дробей. Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Сравнение
десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи). Умножение и деление десятичной дроби на однозначное,
двузначное число. Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами, полученными при измерении и выраженными
десятичной дробью. Нахождение десятичной дроби от числа. Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение
нескольких процентов от числа.
Арифметические задачи. Простые и составные (в 3-4 арифметических действия) задачи. Задачи на нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на
(в)…». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы
(производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход).
Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника
(квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Геометрический материал. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб. Использование чертежных инструментов для
выполнения построений. Углы, виды углов, смежные углы. Градус как мера угла. Сумма смежных углов. Сумма углов треугольника.
Симметрия. Ось симметрии. Симметричные предметы, геометрические фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично
расположенные относительно оси симметрии. Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата. Площадь
геометрической фигуры. Обозначение: S. Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Геометрические тела: куб, шар, параллелепипед,
пирамида, призма, цилиндр, конус. Узнавание, называние. Элементы и свойства прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба).
Площадь боковой и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба). Объем геометрического тела. Обозначение: V.
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба). Геометрические формы в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся
- читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
- складывать, вычитать целые числа в пределах 1 000 000 и числа, полученные при измерении, умножать и делить их на трехзначное число;
- выполнять четыре арифметических действия с числами до 1 000 000 с использованием микрокалькулятора и предварительной
приблизительной оценкой результата путем округления компонентов действий до высших разрядных единиц;
- выполнять четыре арифметических действия с десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и предварительной
приблизительной оценкой результата в случае, когда целые части компонентов действий не равны нулю;
- находить один и несколько процентов от числа;
- записывать проценты в виде обыкновенной дроби (простые случаи);
- находить число по одной его части (проценту);
- решать задачи на встречное движение и движение в разных направлениях;
- решать задачи, в которых требуется рассчитать бюджет молодой семьи;
- решать простые и составные задачи, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба);

- измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепипеда в кубических единицах;
- узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида. самостоятельно
- различать шар, цилиндр, пирамиду, конус.
Математический словарь:
Новые слова (изучаются при прохождении соответствующих тем):
o
процент,
o
объем;
o
кубический миллиметр,
o
кубический сантиметр,
o
кубический дециметр,
o
кубический метр;
o
цилиндр,
o
конус,
o
пирамида.
Структура курса
№

Раздел (глава, модуль)

1
2
3
4
5
6
7

Повторение. Геометрические фигуры и тела.
Числа целые и дробные. Геометрический материал
Проценты. Геометрический материал
Конечные и бесконечные дроби. Геометрический материал
Все действия с десятичными дробями и целыми числами. Геометрический материал
Обыкновенные дроби. Геометрический материал
Повторение
Итого:

Примерное
кол-во часов
15
33
15
6
9
15
9
102

Тематическое планирование
9 КЛАСС (3 ч в неделю, 102 ч в год)
№
по/п

№
уро
ка

Название раздела, темы

Количество
часов
1 четверть

Повторение 15 ч

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24

23
24

Нумерация. Целые числа. Таблица классов и разрядов
Сравнение чисел. Округление чисел.
Сложение и вычитание целых чисел.
Обыкновенные дроби и смешанные числа
Отрезок. Измерение отрезков.
Десятичные дроби
Меры длины
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Контрольная работа №1
Числа, полученные при измерении величин.
Луч. Прямая
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
Решение задач.
Взаимное расположение прямых на плоскости
Повторение
Сложение и вычитание целых чисел.
Углы. Виды углов. Измерение углов
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Нахождение неизвестного.
Ломаные линии и многоугольники
Решение примеров в несколько действий
Контрольная работа №2 по теме: "Сложение и вычитание целых
чисел и десятичных дробей".
Треугольники. Длины сторон треугольника.
Умножение целых чисел и десятичных дробей на однозначное число.

24

план

факт

25
26
27
28
29
30

1
2
3
4
5
6

31
32
33
34
35
36

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

37

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

1
2
3
4
5
6
7
8
9

2 четверть
Параллелограмм. Ромб.
Умножение чисел, полученных при измерении на однозначное число.
Деление целых чисел на однозначное число. Решение уравнений.
Прямоугольный параллелепипед.
Деление чисел, полученных при измерении на однозначное число
Нахождение неизвестных компонентов действий умножения и
деления.
Куб
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Умножение и деление на двузначное число.
Развертка прямоугольного параллелепипеда. Решение задач.
Рисование параллелепипеда
Повторение
Контрольная работа №3
Умножение на трехзначное число.
Деление на трехзначное число.
Пирамиды
Решение примеров в несколько действий
Контрольная работа №4
Развертка пирамиды
Круг и окружность. Длина окружности
Повторение
Нахождение одного процента от числа.
Нахождение нескольких процентов от числа.
Шар

24

3 четверть

30 ч

Как записать проценты обыкновенной дробью?
Особые случаи нахождения процентов от числа.
Особые случаи нахождения процентов от числа.
Цилиндр
Нахождение числа по 10 и 25 его процентам
Нахождение числа по 50 и 75 его процентам.
Решение задач арифметических задач
Конус
Нахождение числа по одному его проценту.

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Нахождение числа по 50 и 25 его процентам.
Конструирование моделей геометрических фигур
Нахождение числа по 20 и 10 его процентам.
Решение задач на проценты
Осевая симметрия.
Контрольная работа №5
Построение фигур симметричных относительно прямой
Запись десятичных дробей в виде обыкновенных.
Запись обыкновенных дробей в виде десятичных.
Запись десятичных дробей в виде обыкновеннгых
Бесконечные дроби.
Центральная симметрия
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей
Построение фигур симметричных относительно точки
Действия с десятичными дробями на калькуляторе.
Контрольная работа №6
Площадь геометрической фигуры ( прямоугольника)
Повторение
Получение обыкновенных дробей.
Единицы измерения
4 четверть

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Площадь круга
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Умножение обыкновенных дробей на целое число
Деление обыкновенных дробей на целое число
Объем тела. Измерение объема тема.
Запись обыкновенных дробей в виде десятичных и наоборот
Объем прямоугольного параллелепипеда.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
Все действия с обыкновенными и десятичными дробями
Единицы измерения объема
Нахождение объем прямоугольного параллелепипеда(куба).
Контрольная работа №7

24 ч

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Работа над ошибками.
Повторение. Числа целые и дробные.
Повторение. Проценты и дроби.
Повторение. Обыкновенные и десятичные дроби.
Повторение. Решение задач.
Повторение. Геометрические фигуры и тела.
Итоговая контрольная работа.
Работа над ошибками.
Повторение
Резерв.
Итого

102 ч

Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса.
1. А.П. Андропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот. «Математика» 1. учебник для 9 класса специальных коррекционных образовательных
учреждений VIII вида.-М.: «Просвещение», 2021 г
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.:
Изд. Центр ВЛАДОС, 2019.
3. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М. Н. Перова. Москва, ВЛАДОС, 2018г.
4. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. В.В. Эк, М.Н. Перова, М., Просвещение, 2017
http://www.edu.ru - Федеральный
портал
Российское
образование
http://www.school.edu.ru - Российский
общеобразовательный
портал
www.1september.ru - все
приложения
к
газете
«1сентября»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».