адаптированная рабочая программа по истории для 7 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Нормативно – правовые документы
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.;
- адаптированная основная общеобразовательная программа МАОУ СОШ №4, пос. Школьный;
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- программа воспитания на 2021 – 2026 годы МАОУ СОШ №4;
- Якубовская Э.В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Вариант 1. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества: 5-9-е классы / Э.В. Якубовская, М.И.
Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2023;
- Бгажнокова И. М. Мир истории. История Отечества. Методические рекомендации. 6–9 классы : учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И. М.
Бгажнокова, И. В. Карелина. — М. : Просвещение, 2020.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимися
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции, воспитания их в духе патриотизма и уважения к
своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета:
- формирование нравственного сознания развивающейся личности, способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Основные задачи изучения предмета:
- овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
- формирование представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
- усвоение терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений,
в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.
Программа «История Отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по XVII в.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 1 учебный год (2023 - 2024) на 68 часов, по 2 часа в неделю.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами,
особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов:

- цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими
явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
- экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
- объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что
соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе невозможно из-за специфики развития обучающихся.
Содержание обучения имеет практическую направленность. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и
развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и
последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода
в обучении и т.д.
На уроках истории обучающиеся должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины,
современной общеполитической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Материал курса
создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность
широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень
важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать
иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо
помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную
(смысловую) основу изучаемых явлений.
На уроках истории используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с
исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени».

V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа создана на основе ФГОС и предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные результаты освоения программы:
- проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
- уметь объяснять значение новых понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты: освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для предметной области история,
готовность к их применению. Они рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец
школьного обучения:
Минимальный уровень
- объяснять значение слов и понятий в контексте
изучаемых тем;
- устанавливать (по вопросам учителя) причины:
- возникновения языческих верований;
- возникновения разнообразных видов труда;
- возвышения среди племён отдельных личностей;
- объединения племён;
- возникновения государства;
- крещения Руси;
- распада Киевской Руси;
- знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир,
Суздаль;
- знать исторические имена (3–5 имён);

Достаточный уровень
- объяснять значение словарных слов и понятий;
- устанавливать причины:
- возникновения языческих верований и обрядов;
- развития ремёсел, торговых отношений, культуры;
- возникновения государства, его структуры, функций;
- развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
- распада Киевской Руси;
- возникновения религии, торговли, межгосударственых связей России (IX–XVII вв.);
- захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
- освободительных войн между государствами;
- возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
- смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;

- знать главные исторические события: от Крещения Руси
до Куликовской битвы.

- описывать:
- образ жизни восточных славян, места расселения;
- отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван
Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др);
- знать названия древних городов Руси (3–6 названий);
- знать основные события периодов:
- IX в. – первое Древнерусское государство;
- X в. – крещение Руси;
- XI в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
- XI–XIII вв. – расцвет культуры древней Руси;
- XI–XV вв. – раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение
Золотой Орды;
- XVI–XVII вв. – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV, смутное время,
Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.

VI. Содержание учебного материала
Раздел I. Древняя Русь
Происхождение славян
Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III–II тыс. до н. э. в северной части
Европы от Рейна до Днепра. Ветви славян н славянских языков. Характеристика природных, климатических условий мест
проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обобщение культуры славян и
культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар. Славяне-воины, борьба славян со степными
кочевниками, походы на Византию.
Славяне и соседние народы. Особенности географического положения, природные и климатические

условия

проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др.
Неравномерность развития отдельных славянских племён. Соседская территориальная община – вервь, племена, союзы племён.
Грады как центры племенных союзов. Верховная знать – князья, старейшины, их опора – дружина. Положение женщин в

общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению
государства у восточных славян.
Облик славян и черты их характера. Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян.
Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях.
Занятия восточных славян: скотоводство, oxoтa, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др. Быт восточных славян:
жилище славян, традиции в питании, развитие ремёсел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели. Речные
пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг
в греки». Возникновение городов – центров ремёсел, торговли, административного управления. Киев и Новгород – развитые
центры славянского мира, контролирующие торговые пути.
Культура и верования восточных славян. Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома,
молнии, войны; Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) – бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки
предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции.
Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы.
Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
Создание Древнерусского государства. Происхождение слова Русь (научные представления). Первое Древнерусское
государство как результат ожесточённой борьбы князей – Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь,
дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума – совещательный орган
при князе для решения государственных вопросов. Община как замкнутая социальная система, организующая и
контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь её членов. Вотчина – крупное частное землевладенне,
основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян –
смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».

Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля,
Чернигова, Смоленска, Новгорода и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя
торговля с северными пародами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям.
Русские сухопутные караваны по пути в Индию. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга,
Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племён.
Крещение Руси, истоки христианской веры. Повторение. Истоки христианской веры. Религии к X–XI вв. Объединение
восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская
Болгария (ислам). Хазарский каганат (иудаизм), католический Запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице
сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью
христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для её
дальнейшего исторического развития: укрепления государственной власти, расширения внешних связей, укрепления
международного авторитета, развития культуры.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при
Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев – один из крупнейших городов
Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого,
родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы. Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда – свод
древнерусского феодального права.
Феодальная раздробленность Руси (XI – XV вв.). Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям.
«Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний,
угрозы соседних племён. Шаги Владимира Мономаха (1053–1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны
русских царей – шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси.
Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти

Владимира Мономаха и его сына Мстислава I – великого князя киевского (1076–1132). Влиятельные княжества Руси: ГалицкоВолынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке). Новгород – крупный
культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение
Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). Иллюстративное знакомство с
памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и в Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы
Переславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и др. Иконопись,
традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери – символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями
Образование монгольского государства. Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение
пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племён. Покорение войском Чингисхана
соседних племен. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска от
кочевников. Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь.
Разорение рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь.
Осада и падение Киева. Создание нового государства – Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских
земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, ярлыки. Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь –
преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр
Невский. Ратные подвиги.
Объединение русских земель против Золотой Орды. Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск
Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трёхполья, использование орудий труда.
Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост
феодального земледелия, монастырского землевладения, десятина. Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь,
Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и

внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача.
Собирание Москвой русских земель. Иван Калита – московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, её
значение для победы над Ордой. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного
государства Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды.
Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума – совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III
(1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель в борьбе с монголо-татарским игом. Личность Сергия
Радонежского и его влияние на самосознание русского народа.
Раздел III. Единое Московское государство
Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный. Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание
на царство царя Ивана IV Грозного. Личность царя. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в
обществе. Погромы Новгорода. Причины возникновения опричнины. Церковь – крупный собственник и землевладелец в
государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе:
посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в
государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550
г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства
в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей
России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
Смутное время. Воцарение династии Романовых. Причины кризиса российского общества на рубеже XVI–XVII вв.
Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса
Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель па берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город,
Земляной город). Рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход
Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания.

Семибоярщина – заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому
королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение
Москвы. Икона Казанской Богоматери. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых.
Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление
церкви, монастырей. Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).
Культура в Российском государстве XVI – XVII вв. Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские
ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском. Памятники литературы. Агиография,
народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве. Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван
Фёдоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного.
VII. Реализация программы воспитания
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, учет возрастных
особенностей обучающихся, ведущий вид деятельности, а так же их образовательные потребности и потенциальные
возможности. Воспитательный потенциал урока реализуется через интеграцию получаемых

знаний

на

уровень

эмоционального переживания. Совокупность этих факторов в процессе организации обучения и воспитания обеспечивает:
- установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке (занятии) информации,
активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(педагогами) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- разработка уроков, экскурсий, направленных на практикоориентированный подход, расширение образовательного
пространства школьного предмета, воспитание любви к природе, родному краю. Проведение уроков за пределами школы –
интерната: в окружающем образовательную организацию лесном массиве, в детской районной библиотеке, зоопарке,
краеведческом музее, на объектах социального назначения (швейная фабрика, автовокзал, магазины, хлебокомбинат и пр.);
- применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми. Применение на уроках (занятиях) таких форм как квесты, викторины, брейн – ринги, игры
– провокации, игры – демонстрации и пр.;
- организация предметных, тематических декад с целью развития познавательной и творческой активности, раскрытия
способности обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
- включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний
(двигательная активность на уроке, уроки – путешествия, турниры, викторины, сюрпризные моменты и пр.), налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
(поощрение, создание ситуации успеха, сотворчество, поручение важного дела и пр.).
Планируемые мероприятия:
Месячник гражданско - патриотического воспитания – сентябрь
«День солидарности в борьбе с терроризмом» - сентябрь

КТД «Красота природы в произведениях русских писателей, поэтов, художников» - октябрь
Декада «Путешествие по страницам сказов П.П. Бажова» - октябрь
Туристско – краеведческая декада – октябрь
КТД «Легенды Сысертского края» - ноябрь
КТД «Устное народное творчество» - ноябрь
Декада «Культурное богатство нашей родины» - ноябрь
Праздник «С русским задором по русским просторам» (традиции календарных праздников) - январь
День космонавтики: выставка рисунков – апрель
Акция «Бессмертный полк» - май
КТД «Подвигу народа жить в веках» - май
Декада «Никто не забыт, ничто не забыто» - май
Экскурсии в музеи г. Сысерть и г. Екатеринбург – в течение года

VIII КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1

дата

тема
Что такое история. Что из□чает
история. Как пользоваться
книгой по истории. Счет лет в
истории.

2

Происхождение
славян

3

В каких местах селились
славяне

4

Славяне и соседние народы. О
хазарах и Византии.

5

Облик славян и черты их
характера

содержание
Познакомить с термином история; формировать интерес к
новому учебному предмету. Формирование представлений о
ленте
времени;
развивать
умения
устанавливать
последовательность событий, определять их длительность,
сопоставляя даты, соотносить год с веком.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Формировать представления о жизни наших предков –
восточных славян; на какие племена были разделены; места
их расположения. Формирование понятия многонациональное
государство; учить уважать людей других национальностей;
формирование интереса к урокам истории.
1. Познакомить с процессом расселения
восточнославянских племѐн в древности; дать ученикам
общее представление о занятиях и быте древних славян.
Формировать умение работать с картой; Способствовать
овладению технологией исторического исследования на
основе использования исторических источников; учебника,
иллюстраций
2. Развивать умение работать в группе;
3. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и
чувство патриотизма.
Формирование представлений о славянских племенах и
племенах, которые населяли Европу; развитие словеснологического мышления учащихся; формирование образов
других племен: германских, печенежских, норманнов и др.
Формирование представлений об облике славян, характере;
формирование положительного отношения к предкам;
развитие памяти и умения вступать в диалог; развитие
пространственно-временных представлений; учить детей
делать вывод о сложной жизни женщин в племенах
восточных славян.

деятельность
Вводный
урок.
Чтение
вступительной статьи учебника
стр.3.

Урок изучения нового
материала

Комбинированный урок. Работа
с картой учебника стр.11.
Схематическая
зарисовка
в
тетрадь и проговаривание

Урок
изучения
нового
материала. Урок с применением
ИКТ.
Урок изучения нового
материала. Урок с
применением ИКТ. Пересказ
текста по плану.

6

Торговый путь «из варяг в греки»

7

Хозяйство и уклад жизни
восточных славян. Земледелие –
основное занятие славян.
Организация жизни славян. Как
менялась жизнь людей в общине.

8

Жилища, одежда, семейные
обычаи восточных славян

9

Языческие традиции восточных
славян

10

Обобщающий урок по теме
«Древняя Русь».

11

Как возникло Древнерусское
государство

12

О чем рассказывает древняя
летопись?
Об Аскольде, Дире и их походах в
Византию

13

Учить детей прослеживать путь по карте с опорой на текст.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза;
формирование умения устанавливать причинно-следственные
связи и зависимости; развитие пространственно-временных
представлений.
Познакомить с хозяйством и укладом жизни восточных
славян; формировать представление о том, что земледелие
было основным занятием славян, раскрыть значение этого
занятия на примерах и с помощью иллюстраций; развитие
мыслительных операций и воображения; развитие словеснологического мышления и умения доказывать свою точку
зрения; учить устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости.
Познакомить с жилищами восточных славян; учить
рассуждать и отвечать на вопросы; развивать представления о
женской и мужской одежде, предметах декора; познакомить с
украшениями
Познакомить с языческими традициями восточных славян;
развитие воображения и связной речи; формирование умения
делать выводы. Искать связь между сохранившимися в
настоящее время традициями (празднование дня Ивана
Купалы, Масленицы) с языческими традициями.
Обобщить и систематизировать знания и представления о
славянах, их жизни, традициях.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ
Помочь понять, как зарождалась государственность у
восточных славян, и создать конкретные представления о том,
как управлялось Древнерусское государство и каковы были
его особенности. Способствовать запоминанию и
воспроизведению изученного материала; продолжать
развивать навыки работы с учебником. Вызывать чувство
уважения к поступкам восточных славян.

Урок изучения нового
материала.

Урок изучения нового
материала. Работа с учебником.

Урок изучения нового
материала. Работа с учебником,
иллюстрациями.
Урок изучения нового
материала. Урок с применением
ИКТ. Работа с терминами,
работа с текстом учебника.
Урок обобщения и
систематизации. Работа с
учебником, кроссвордом.
Урок изучения нового
материала

Урок изучения нового
материала
Урок изучения нового
материала

14

Князь Олег. Правление Олега в
Киевской Руси.

15

Князь Игорь из рода
Рюриковичей. Походы Игоря на
Византию.

16

Предание о гибели князя Игоря.

17

Как княгиня Ольга отомстила
древлянам.

18

Ольга наводит порядок в
Киевской Руси. Посольство Ольги
в Византию.
Сын князя Игоря и Ольги –
Святослав. Война Святослава с
хазарами.

19

Познакомить с деятельностью первых русских князей (Олега);
проследить начало династии Рюриковичей,
проследить территорию государства в IX в.
Познакомить с деятельностью первых русских князей Олега,
Игоря; проследить начало династии Рюриковичей. Проследить
с какими племенами Русь вела торговлю, по каким морям
плавали русичи, с какими трудностями это было сопряжено,
какая опасность угрожала Киевской Руси.
Познакомить с преданием о гибели князя Игор; развитие
пространственной ориентировки и мыслительной
деятельности.
Познакомить с местью княгини Ольге. Учить рассуждать,
опираясь на факты и доказывать свою точку зрения.
Продолжать учить составлять полные и развернутые ответы,
развивать умение работать коллективно (устно) и
индивидуально (письменно) с дополнительным материалом.
Воспитывать прилежание, интерес к знаниям об истории
своего отечества.

Урок изучения нового
материала

Раскрыть роль княжеской дружины; показать на конкретных
примерах укрепление единой верховной власти князя. Учить
работать с планом; выделять главные мысли из текста;
свободно ориентироваться в тексте учебника. Довести до
понимания, почему необходимо изучать жизнь наших предков
в далеком прошлом.
Развитие представлений о битвах Святослава на Балканах.
Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение
заданий в учебнике и беседы с учителем.
Обобщить знания по главе, развивать связную устную речь и
умение отвечать на вопросы.

Урок изучения нового
материала

20

Битвы Святослава на Балканах.
Гибель Святослава.

21

Обобщающий урок по теме
«Древнерусское государство
Киевская Русь»
КРЕЩЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ. РАСЦВЕТ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Сыновья князя Святослава.
Формировать представления о сыновьях князя Святослава:
Возвращение Владимира на Русь.
Ярополке, Олеге, Владимире. Формировать представления о
Возвращении Владимира на Русь с большим войском из
варягов. Коррекция и развитие памяти, зрительного и
слухового восприятия путем работы с текстом и
наглядностью. Коррекция и развитие мыслительной
деятельности путем заданий по «ленте времени»

22

Урок изучения нового
материала

Комбинированный урок
Комбинированный урок

Урок изучения нового
материала

Урок изучения нового
материала
Выполнение практической
работы.
Урок изучения нового
материала

23

Князь Владимир Красное
Солнышко. Крещение Руси.

24

Заслуги князя Владимира в
укреплении Русского государства

25

Расцвет русского государства при
Ярославе Мудром. Князь – воин,
строитель, книжник.

26

Русская Правда Ярослава Мудрого.

27

Русь после смерти Ярослава
Мудрого.

28

Князь Владимир Мономах.
Память о Владимире Мономахе в
истории Киевской Руси.

29

Распад Руси на отдельные
княжества в XII веке.

Дать общее представление об учении христианства, о
значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть
значение принятия христианства; Развивать умения работать
одновременно с несколькими источниками (учебник,
иллюстрации, дополнительный материал). Воспитывать
уважительное отношение к людям религиозных убеждений,
гуманистическим правилам жизни.
Формировать представления о князе Владимире как о
человеке, который проявлял заботу о людях. Коррекция и
развитие связной устной речи через задания в учебнике.
Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для
укрепления государственности на Руси; раскрыть сущность
«Русской Правды». Развивать умения работать с документами:
учить анализировать и делать выводы; развивать умения
поддерживать беседу по оценке исторической деятельности
Ярослава Мудрого. Вызвать чувство восхищения у учащихся
жизнью и деятельностью Ярослава Мудрого.
Кратко охарактеризовать положение на Руси после смерти
Ярослава Мудрого. Развитие мыслительных операций и
умения отвечать на заданные вопросы. Воспитание любви к
своей Родине.
Довести до понимания учащимся значение деятельности
Мономаха; кратко ознакомить с Поучением детям.
Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке
исторической деятельности, умение учащихся извлекать
знания из различных источников; учить находить в учебнике
ответы на вопросы. Воспитывать чувство гордости за народ,
который упорным трудом добился высоких достижений.
Дать сведения о причинах обособления княжеств; провести
работу над формированием понятий «раздробленность»,
«вотчинник»; выделить положительные и отрицательные
черты распада Киевской Руси. Способствовать запоминанию и
воспроизведению изученного материала, выработке умений
устанавливать причинно-следственные связи; учить связно и
развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы,
рисунки; объяснять сложные понятия на основе текста
учебника, таблиц. Вызывать интерес к изучаемому материалу.

Урок изучения нового
материала

Комбинированный урок

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок
Урок изучения нового
материала
Урок изучения нового
материала

Урок изучения нового
материала

30
31
32
33
34

35

36

37
38
39
40

Новгородская республика.
Господин Великий Новгород.
Занятия и торговые пути
новгородцев.
Ростово-суздальское княжество в
XII веке.
История возникновения Москвы
Культура Руси в X-XIII веках.

Обобщающий урок по «Крещение
Киевской Руси. Расцвет Русского
государства»
Образование монгольского
государства. Чингисхан и его
армия.

Битва на реке Калке.
Нашествие монголов на Русь.
Летописи о битвах на реке Сить и
героической обороне Козельска
Походы Батыя на южнорусские
земли.

Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
Показать, что в начале XII века культура Киевской Руси
достигла своего расцвета; показать, что самыми большими и
красивыми зданиями были церкви, соборы, монастыри;
подчеркнуть, что на русскую культуру оказало большое
влияние византийская культура. Способствовать развитию
памяти, внимания, мышления; в процессе работы с учебником
находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к
тексту.
Обобщить знания о Крещении Киевской Руси и расцвете
Русского
РУСЬ В БОРЬБЕ С ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся,
эмоционально-волевой сферы через работу в паре.
Сформировать знания об образовании монгольской державы и
основателе монгольской империи – Чингисхане; раскрыть
завоевательный характер внешней политики Чингисхана и его
преемников; объяснить внутреннюю политику монгольских
государств; способствовать развитию исторического
мышления, умению анализировать исторические факты;
продолжить формирование умения работать с учебником;
воспитывать чувства сострадания к покоренным народам,
коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
узнавании и различении.

Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала

Урок обобщения и
систематизации
Урок изучения нового
материала

Комбинированный урок
Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала

41

Новгородский князь Александр
Невский (1236-1263).

42

Ледовое побоище.

43

Власть Золотой Орды над
русскими князьями.

44

Русские княжества в XII-XIV
веках. Борьба Москвы с Тверью.

Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию
полководца Александра Невского. Объяснить, почему
Александр Невский стал национальным героем. Привести
примеры, доказывающие, что Александр Невский был
способным государственным деятелем, мудрым дипломатом и
талантливым полководцем; учить учащихся понимать действия
и поступки людей в прошлом. Продолжать развивать умения
поддерживать беседу по оценке исторического деятеля.
Объяснить, почему в обществе сложилась неприязнь к людям, не
исполнявшим свой воинский долг.
Показать героическую борьбу русского народа с немецкими
рыцарями в Ледовом побоище. Рассказать о целях и тактике
ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную
характеристику вооружения немецких и русских войск; с
помощью сему показать, каков был боевой порядок войска и
сил русских перед началом битвы на Чудском озере; раскрыть
сущность полководческого таланта Александра Невского;
объяснить, почему Александр Невский стал национальным
героем.
Познакомиться с историей установления монгольского ига на
Руси и выяснить принципы управления Русью; рассмотреть
взаимоотношения русских князей с Ордой; обобщить итоги и
последствия более двухвекового владычества монголо-татар:
дать определения понятиям: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки,
численники. Развивать умения извлекать необходимую
информацию из разных источников; соотносить единичные
исторические факты и общие явления; анализировать,
сравнивать, обобщать и оценивать предлагаемые исторические
факты, суждения, формулировать и аргументировать
собственную точку зрения; способствовать развитию интереса
к историческим событиям своей страны; вызвать чувство
непримиримости к силам и лицам, в действиях которых
проявляется безнравственность.
Показать феодальную раздробленность на Руси; выяснить
причины разногласий между княжествами; Коррекция и
развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем
работы с текстом и наглядностью.

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового
материала

Урок изучения нового
материала

Урок изучения нового
материала

45

Московский князь Иван Калита
(1325 – 1340). Наследники Калиты.

46

Изменения в золотой Орде.

47

Московский князь Дмитрий
Иванович (1350-1389).
Благословение Сергия
Радонежского.

48

Куликовская битва.

Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты.
Показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения
Ивана Калиты; дать краткую характеристику князю Ивану
Даниловичу; подвести к пониманию, что московское княжество
увеличилось и укрепилось при Иване Калите. Учить понимать
действия и поступки людей в прошлом; продолжать развивать
умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля;
давать нравственную оценку поступкам. Воспитывать бережное
отношение к историческому достоянию.
Совершенствовать навыки работы с учебником:
самостоятельно читать текст, составлять полные, развернутые
ответы, делать выводы.
Дать характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу
и его деятельности перед Куликовской битвой. Подчеркнуть
важнейшие направления его политики; рассказать об
укреплении Москвы в годы правления Дмитрия Ивановича;
подчеркнуть его заслуги в возрождении лучших традиций
русского военного искусства. Учить анализировать факты,
используя текст и иллюстрации учебника. Привлечь внимание
учащихся к выдающемуся русскому полководцу. Дать краткие
сведения из жизни святого Сергия Радонежского; подчеркнуть
его роль в решении князя Дмитрия Ивановича сразить с
монголо-татарами. Совершенствовать навыки работы с
учебником: самостоятельно читать текст, составлять полные,
развернутые ответы, делать выводы. Воспитывать чувство
восхищения личностью Сергия Радонежского, подчеркнуть его
роль в развитии монашества, духовном возрождении, единении
земли русской.
Показать борьбу русского народа за независимость. Выявить
понимание факторов, определяющих победу или поражение в
битве. Продолжать развивать умения самостоятельно делать
выводы; устанавливать причинно-следственные связи,
представлять условия того времени. Воспитывать чувство
патриотизма и восхищения мужеством русских людей,
поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и
одержавших блестящую победу. Раскрыть значение
Куликовской битвы для развития культуры Руси.

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок Работа
с текстом учебника, планом.
Урок с применением ИКТ
Урок изучения нового
материала

Урок изучения нового
материала. Урок с применением
ИКТ

49

Поход Тохтамыша на Москву в
1382 году.

50

Наследники Дмитрия Донского.
Василий II Тѐмный.

51

Собирание Руси Иваном III.
Покорение Новгорода.

52

Освобождение Руси от Золотой
Орды.

53

Управление государством Иваном
III.

54

Обобщающий урок по теме

55

Русь в XVI веке. Царь Иван
Грозный.

56

Близкое окружение царя Ивана
IV. Земский собор, реформы
Избранной рады.

Показать учащимся причины похода Тохтамыша на Москву;
разорение Москвы. Коррекция и развитие личностных качеств,
эмоционально-волевой сферы через работу в паре
Формировать умение анализировать, делать выводы,
обобщать, давать оценку событиям. Развивать кругозор,
устную речь, творческое мышление, память, познавательный
интерес. Воспитывать интерес к истории Отечества.
Формировать чувство патриотизма и гражданственности.
Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового
восприятия путем работы с текстом и наглядностью.
раскрыть основные направления политики Московского
княжества во времена Ивана III; сформировать представление
о личности Государя Всея Руси; Коррекция и развитие памяти,
зрительного и слухового восприятия путем работы с текстом и
наглядностью.
Рассказать детям о значении свержения правления Золотой
Орды; воспитание чувства патриотизма; Коррекция и развитие
памяти, зрительного и слухового восприятия путем работы с
текстом и наглядностью.
Познакомить с изменениями, произошедшими в управлении
страной во время правления Ивана III развивающая: развивать
умения самостоятельно работать с текстом учебника и
извлекать необходимую информацию, способствовать
формированию ИКТ - компетентности воспитательная: в
процессе подготовки и проведения урока воспитывать
уважение и интерес к истории своего Отечества
Обобщить и систематизировать знания по теме. Коррекция и
развитие мыслительной деятельности путем работы с
иллюстрациями.
ЕДИНОЕ МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Познакомить с царем Иваном Грозным (личность); Коррекция
и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия путем
работы с текстом и наглядностью.
Показать помощников Ивана Грозного в управлении страной;
разъяснить роль судебника. Коррекция и развитие связной
устной речи через выполнение заданий в учебнике и беседы с
учителем.

Урок изучения нового
материала Работа с текстом
учебника, планом
Урок изучения нового
материала Работа с текстом
учебника, таблицей.

Урок изучения нового
материала

Комбинированный урок Работа
с текстом учебника, планом.
Урок изучения нового
материала

Урок обобщения и
систематизации
Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала

57

Войны Ивана Грозного.

58

Война с западными странами.

59

Опричнина.

60

Погромы в Новгороде и конец
опричнины. Покорение Сибири.

61

Россия после Ивана Грозного.
Лжедмитрий I – самозванец.

62

Лжедмитрий II. Семибоярщина.

63

Русская православная церковь в
Смутное время. Минин и
Пожарский: за веру и Отечество!

Формирование представлений о защите Иваном Грозным
земель русских от противников; воспитание патриотизма;
Коррекция и развитие личностных качеств, эмоциональноволевой сферы при самостоятельной работе и при выражении
собственного мнения.
Формирование представлений о желании Ивана IV укрепить
свое государство и его заинтересованность в мастерах
военного дела, литейщиках, медиках и др специалистах,
которых в Русском государстве почти не было. Показать
причины войны с Польшей, которая в союзе с Литвой стала
очень сильным государством.
Формирование понятия опричнина и предпосылок к его
появлению; формирование представлений о личности Ивана
Грозного; Коррекция и развитие памяти, зрительного и
слухового восприятия путем работы с текстом и наглядностью.
Показать жестокую расправу Ивана Грозного над жителями
Новгорода; показать, что Опричнина помогла царю утвердить
свою власть над всей страной, но ослабила ее, тем самым
крымский хан смог прорваться к Москве; Расширение границ
Русского государства за счет покорения казаками Сибирского
ханства Ермаком.
Формировать представления о личности Федора Ивановича.
Правление Бориса Годунова и причины голода. Показать
предпосылки для появления самозванцев. Правление
Лжедмитрия I. Развивать причинно следственные связи и
зависимости.
Формировать представления о Лжедмитрии II самозванце и
ставленнике Польши и Литвы. Формирование представлений
об осаде Троице-Сергиева монастыря польско-литовским
войском; воспитывать чувство уважения к Михаилу
Шуйскому, который снял осаду
Выявить причины, которые способствовали наступлению
Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы
Смуты, социальный состав участников этих событий.
Познакомить с гражданским подвигом Кузьмы Минина,
Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского народа.
Развивать у детей умение анализировать, сравнивать и
обобщать.

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

64

Воцарение династии Романовых.
Царь Алексей Михайлович
Романов (1645-1676).

65

Раскол в Русской православной
церкви.

66

Укрепление южных границ
России. О казаках.

67

Развитие России в XVII веке.
Культура России в XVI – XVII
веках.

68

Обобщающий урок по теме.

Развивать устную речь, память, умение анализировать
события, использовать для получения знаний дополнительный
материал. Развивать интерес к истории собственной страны,
воспитать уважение и гордость за события прошлого и
сформировать у учащихся активную гражданскую позицию.
Обеспечить усвоение знаний о правлении первых Романовых.
Развивать навыки работы с документами, учебником для
анализа и обобщения исторических событий.
Формирование личностного отношения к изучению прошлого
своей страны. Коррекция и развитие личностных качеств,
эмоционально-волевой сферы через работу в паре
Наглядно показать укрепление южных границ России.
Развивать пространственную ориентировку учащихся.
Коррекция и развитие связной речи при работе над
деформированным текстом.
Развивать интерес к русской истории, культуре; выявить
характерные черты русской культуры XVII века;
сформировать умение логически мыслить, выстраивать
причинно-следственные связи, анализировать и обобщать
материал, делать выводы; продолжить формирование умений
работать с материалами: текстом учебника, документами,
иллюстрациями, схемами, таблицами; воспитывать у
учащихся гуманное отношение к окружающему миру,
толерантность. Коррекция и развитие связной устной речи
через выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем.
Обобщить знания по теме. Корригировать внимание в ходе
беседы с учителем, коррекция и развитие мыслительной
деятельности путем логических заданий.

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

IX. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. История Отечества. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
образовательные программы. Авт. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. М.: Просвещение
2. «История Отечества». Рабочая тетрадь. 7 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Бгажнокова
И.М., Смирнова Л.В., Федорова Е.Н. М. Просвещение
3. Наша победа. В.А.Ильин. М.2009 год.
4. Чтобы знали и помнили. «Подмосковье»,2014 год.
5. О Битве Куликовой. В.В.Артемов, М.,2005 год.
6. Презентации MS Power Point


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».