адаптированная рабочая программа по биологии для 9 класса

2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ
(наименование учебной дисциплины)

основное общее
(уровень образования)

9 класс (индивидуальное обучение по АОП)

Составлена на основе авторской программы
Программа по биологии для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева,
Л.В. Кмытюк, В. В.Воронкова / Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В.Воронковой.
—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011г.
(наименование программы, автор программы)

Учебник:
Биология. Человек. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. — М.: Просвещение, 2019.
(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего:68, в неделю 2 (1 час выносится на самостоятельное изучение)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 373-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.
 Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского
автономного округа № 1087 от 13.08.2015г. «Об утверждении примерных учебных
планов
образовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего
общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в

3








медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных
образовательных технологий».
Адаптированная основная программа общего образования
ПОЛОЖЕНИЕ об организации индивидуального обучения на дому в
Индивидуальный учебный план
Программно-методическое обеспечение
Авторская программа по биологии для обучающихся 6-9 классов специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.И.
Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова / Программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под
редакцией В.В. Воронковой.—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011 года.
Биология. Человек. 9 класс: учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. — М.:
Просвещение, 2019.

Цели и задачи обучения
Цели:
 освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;
 овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных
растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить
наблюдения за биологическими объектами;
 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Основными задачами преподавания биологии являются:
 сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;
 привитию навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
 проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей
природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов,
животных и людей), бережного отношения к природе.
Коррекционные задачи:
 развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, память;
 научить устанавливать
простейшие
причинно-следственные
отношения
и
взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой,
взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее;
способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Согласно учебному плану для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья (VIII вид) на изучение биологии в 9 классе отводится 34 ч. в год –
1час в неделю.
Содержание тем учебной дисциплины

4

Введение - 1 час
Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем
организме и укреплении здоровья. Заметные черты сходства и различия в строении тела
человека и животных.
Тема 1. Общий обзор организма человека - 2 часа
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях
человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания,
кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств.
Расположение внутренних органов в теле человека.
Тема 2. Опора тела и движение - 5 часов
Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет
человека. Соединения костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища
(позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при
ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Лабораторная работа №1 Состав костей.
Мышцы. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и
спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание,
разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на
формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном
формировании опорно-двигательной системы.
Тема 3. Кровь и кровообращение - 5 часов
Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды
и сердце. Большой и малый круги кровообращения. Внешний вид, величина, положение
сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по
сосудам.
Заболевания
сердца
(инфаркт,
ишемическая
болезнь,
сердечная
недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при
кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на
сердечно-сосудистую систему.
Лабораторная работа №2 Подсчет частоты пульса.
Тема 4. Дыхание - 4 часа
Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея,
бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов
дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов
дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и
др.) Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в
жилых помещениях.
Тема 5. Пищеварение - 5 часов
Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы
пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень,
кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение).
Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием
слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена

5

питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления
пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит,
дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных
привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях
пищеварения.
Лабораторная работа №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на
крахмал.
Тема 6. Почки -2 часа
Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь,
мочеиспускательный канал).Внешний вид почек, их расположение в организме человека.
Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
Тема 7. Кожа - 3 часа
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и
жира, терморегуляции. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные
процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез,
чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических
ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Практическая работа №1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно
пораженный участок кожи.
Тема 8. Нервная система - 3 часа
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная
деятельность человека. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение.
Тема 9. Органы чувств - 3 часа
Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни
органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Строение и значение органа слуха.
Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния,
вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая,
температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Тема 10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 1 час
Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране
труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости,
болезни и потере трудоспособности.
Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины
При организации учебного процесса на уроках биологии используются следующие
педагогические технологии:
 игровые (развивающие игры, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры);
 дифференцированное обучение;
 личностно-ориентированное;
 здоровьесберегающие;
 технология поддержки ребенка;

6



педагогика сотрудничества.
Результаты освоения учебной дисциплины и требования к уровню подготовки
обучающихся
Учащиеся должны знать:
• названия, строение и расположение основных органов организма человека
• элементарное представление о функциях основных органов и их систем
• влияние физических нагрузок на организм
• вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм
• основные санитарно-гигиенические правила
Учащиеся должны уметь:
• применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в
повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья
• соблюдать санитарно-гигиенические правила
• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
«Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно
выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему
учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.
«Оценка 4»
ставится, если уровень выполнения требований выше
удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность
раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету
обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу,
незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных
приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.
«Оценка 3» ставится при
минимальном уровне выполнения требований,
предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по
текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному
учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия
вопроса
«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее
существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий,
искажающие их смысл.
Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы
№
Наименование разделов и тем
Количество
Лабораторные работы
п/п
часов
на
раздел
1.
Введение .
1
2.
Тема 1. Общий обзор организма 2
человека.
3.
Тема 2. Опора и движение
5
Л.р. № 1
4.

Тема 3. Кровь и кровообращение.

5

Л.р. № 2

7

5.
6.
7.

Тема 4. Дыхание.
Тема 5. Пищеварение.
Тема 6. Почки.

4
5
2

Л.р. № 3

8.

Тема 7. Кожа.

3

Пр.р. № 1

9.

Тема 8. Нервная система.

3

10.

Тема 9. Органы чувств.

3

11.

Тема 10. Охрана здоровья человека 1
в Российской Федерации.
Всего:
34

Четверть

1
Всего
2
Всего
3
Всего
4
Всего
Итого

Л.р.-3, пр.р. -1

Распределение часов по четвертям
Кол-во часов
Кол-во часов и
причины
по
факт
опережения или
КТП
отставания
9
7
10
9
34

8

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Название раздела,
тема урока

план

Введение.
1.

Дата

Кол-во
часов

07.09
2 ч.

2.

Организм человека. Строение
клеток и тканей организма

14.09

3.

Органы и системы органов
человека.

21.09

Тема 2. Опора и движение.

Планируемые результаты

1 ч.

Место человека среди
млекопитающих.
Тема 1. Общий обзор организма
человека.

факт

5 ч.

4.

Опорно - двигательная система.
Скелет человека. Его значение.
Основные части скелета

28.09

5.

Состав и строение костей.
Лаб. работа №1 «Состав костей»

05.10

6.

Первая помощь при растяжении
связок, переломах костей, вывихах
суставов.

12.10

7.

Значение и строение мышц .

19.10

знать:
- названия, строение и расположение
основных органов организма человека;
- элементарное представление о
функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на
организм;
-вредное влияние курения и алкогольных
напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические
правила.
уметь:
- применять приобретенные знания о
строении и функциях человеческого
организма в повседневной жизни с целью
сохранения и укрепления своего
здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические
правила;
- оказывать доврачебную помощь при
вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Коррекция

9
Основные группы мышц. человека
8.

Роль физических упражнений для
правильного формирования скелета
и мышц.
Тема 3. Кровь и кровообращение.

26.10

5 ч.

9.

Значение крови и кровообращения.
Состав крови.

02.11

10.

Органы кровообращения . Сосуды.

16.11

11.

Большой и малый круги
кровообращения.

23.11

12.

Сердце и его работа.
Лаб работа №2 Подсчет частоты
пульса.

30.11

13.

Предупреждение сердечнососудистых заболевании. Первая
помощь при кровотечениях

07.12

Тема 4. Дыхание.

4 ч.

14.

Органы дыхания.

10.12

15.

Строение лёгких. Газообмен в
лёгких и тканях.

14.12

16.

Болезни органов дыхания и их
предупреждение.

21.12

17.

Гигиена органов дыхания.
Необходимость чистого воздуха для

11.01

знать:
- названия, строение и расположение
основных органов организма человека;
- элементарное представление о
функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на
организм;
- вредное влияние курения и
алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические
правила.
уметь:
- применять приобретенные знания о
строении и функциях человеческого
организма в повседневной жизни с целью
сохранения и укрепления своего
здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические
правила;
- оказывать доврачебную помощь при
вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

10
дыхания.
Тема 5. Пищеварение.
18.

5 ч.

Пищеварительная система. Значение
питания. Пищевые продукты

18.01

19.

Питательные вещества и витамины.

25.01

20.

Органы пищеварения.

01.02

21.

Пищеварение в ротовой полости,
желудке, кишечнике.
Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в
хлебе, картофеле. Действие слюны
на крахмал.

08.02

22.

Гигиена питания и предупреждение
желудочно- кишечных заболеваний.

15.02

Тема 6. Почки.

2 ч.

23.

Почки – органы выделения.

22.02

24.

Предупреждение почечных
заболеваний.

01.03

Тема 7. Кожа.

3 ч.

25.

Значение и строение кожи.

15.03

26.

Гигиена кожи и гигиенические
требования к одежде. Пр. р. №1
Выполнение различных приемов
наложения повязок на условно

22.03

знать:
- названия, строение и расположение
основных органов организма человека;
- элементарное представление о
функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на
организм;
- вредное влияние курения и
алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические
правила.
уметь:
- применять приобретенные знания о
строении и функциях человеческого
организма в повседневной жизни с целью
сохранения и укрепления своего
здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические
правила;
- оказывать доврачебную помощь при
вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

11
пораженный участок кожи.
27.

Первая помощь при тепловых и
солнечных ударах, ожогах и
обморожении.
Тема 8. Нервная система.

05.04

3 ч.

28.

Строение и значение нервной
системы.

12.04

29.

Гигиена умственного труда. Режим
дня.

19.04

30.

Сон и его значение.

26.04

Тема 9. Органы чувств.

3 ч.

31.

Значение органов чувств.

03.05

32.

Строение, функции, гигиена органа
зрения.

10.05

33.

Строение органа слуха. Гигиена
слуха.

17.05

Тема 10. Охрана здоровья
человека в Российской
Федерации.
34.

Охрана здоровья человека.

1ч.

24.05

знать:
- названия, строение и расположение
основных органов организма человека;
- элементарное представление о
функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на
организм;
- вредное влияние курения и
алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические
правила.
уметь:
- применять приобретенные знания о
строении и функциях человеческого
организма в повседневной жизни с целью
сохранения и укрепления своего
здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические
правила;
- оказывать доврачебную помощь при
вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

12

№
п.п.

Средства

1.

Учебнолабораторное
оборудование и
приборы

2.

Технические и
электронные
средства
обучения и
контроля знаний
учащихся

3.

Учебно- техническое обеспечение
Перечень средств
Учебно-лабораторное
оборудование
Микроскоп учебный
Спиртовка лабораторная
Термометр лабораторный
Капельница с пипеткой
Ложка для сжигания вещества
Мензурка 50 мл

Палочка стеклянная
Пробирка стеклянная
Стекло покровное 18/18
Стекло предметное
Фильтровальная бумага
Цилиндр мерный с
носиком
Чашка Петри 100
Штатив для пробирок
Правильная осанка
Плоскостопие
Муляжи:
Сердце
Позвонки
Технические средства
обучения:
· Персональный
компьютер
· Телевизор

Плакаты:
Ткани
Скелет человека
Мышцы
Состав крови
Строение сердца
Кровообращение
Внутренние органы
Кожа
Зрительный анализатор
Слуховой анализатор
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное
Цифровые
электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,
образовательные 2004
ресурсы
Мультимедийные обучающие программы и электронные
учебные издания.
Список используемой литературы

№

Наименование

Автор

1.

Дидактические игры на уроках
естествознания. Человек.
Активные формы и методы
обучения биологии.

Т.М.Лифанова

2.
3.

Биология. 6-11 классы:
проверочные тесты,
разноуровневые задания.

Издательство и
год издания
Москва 2011

Молис С.С., Молис С.А.

М.:
Просвещение

Дудкина О. П.

М: Учитель,
2010


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».