2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БИОЛОГИЯ (наименование учебной дисциплины) основное общее (уровень образования) 9 класс (индивидуальное обучение по АОП) Составлена на основе авторской программы Программа по биологии для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В. В.Воронкова / Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В.Воронковой. —М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011г. (наименование программы, автор программы) Учебник: Биология. Человек. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. — М.: Просвещение, 2019. (название, автор, издательство, год издания) Количество часов всего:68, в неделю 2 (1 час выносится на самостоятельное изучение) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа Федеральный закон от 29.12.2012г. № 373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва. Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа № 1087 от 13.08.2015г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в 3 медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий». Адаптированная основная программа общего образования ПОЛОЖЕНИЕ об организации индивидуального обучения на дому в Индивидуальный учебный план Программно-методическое обеспечение Авторская программа по биологии для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова / Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В. Воронковой.—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011 года. Биология. Человек. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. — М.: Просвещение, 2019. Цели и задачи обучения Цели: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдения за биологическими объектами; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; Основными задачами преподавания биологии являются: сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье; привитию навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека; проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе. Коррекционные задачи: развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, память; научить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее; способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету. Место учебной дисциплины в учебном плане Согласно учебному плану для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) на изучение биологии в 9 классе отводится 34 ч. в год – 1час в неделю. Содержание тем учебной дисциплины 4 Введение - 1 час Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных. Тема 1. Общий обзор организма человека - 2 часа Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека. Тема 2. Опора тела и движение - 5 часов Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Лабораторная работа №1 Состав костей. Мышцы. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Тема 3. Кровь и кровообращение - 5 часов Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Большой и малый круги кровообращения. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Лабораторная работа №2 Подсчет частоты пульса. Тема 4. Дыхание - 4 часа Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.) Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Тема 5. Пищеварение - 5 часов Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена 5 питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения. Лабораторная работа №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. Тема 6. Почки -2 часа Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний. Тема 7. Кожа - 3 часа Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Практическая работа №1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Тема 8. Нервная система - 3 часа Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная деятельность человека. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение. Тема 9. Органы чувств - 3 часа Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов. Тема 10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 1 час Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины При организации учебного процесса на уроках биологии используются следующие педагогические технологии: игровые (развивающие игры, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры); дифференцированное обучение; личностно-ориентированное; здоровьесберегающие; технология поддержки ребенка; 6 педагогика сотрудничества. Результаты освоения учебной дисциплины и требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся должны знать: • названия, строение и расположение основных органов организма человека • элементарное представление о функциях основных органов и их систем • влияние физических нагрузок на организм • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм • основные санитарно-гигиенические правила Учащиеся должны уметь: • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья • соблюдать санитарно-гигиенические правила • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах. Критерии и нормы оценки результатов обучения «Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения. «Оценка 4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала. «Оценка 3» ставится при минимальном уровне выполнения требований, предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса «Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл. Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы № Наименование разделов и тем Количество Лабораторные работы п/п часов на раздел 1. Введение . 1 2. Тема 1. Общий обзор организма 2 человека. 3. Тема 2. Опора и движение 5 Л.р. № 1 4. Тема 3. Кровь и кровообращение. 5 Л.р. № 2 7 5. 6. 7. Тема 4. Дыхание. Тема 5. Пищеварение. Тема 6. Почки. 4 5 2 Л.р. № 3 8. Тема 7. Кожа. 3 Пр.р. № 1 9. Тема 8. Нервная система. 3 10. Тема 9. Органы чувств. 3 11. Тема 10. Охрана здоровья человека 1 в Российской Федерации. Всего: 34 Четверть 1 Всего 2 Всего 3 Всего 4 Всего Итого Л.р.-3, пр.р. -1 Распределение часов по четвертям Кол-во часов Кол-во часов и причины по факт опережения или КТП отставания 9 7 10 9 34 8 Календарно-тематическое планирование № п/п Название раздела, тема урока план Введение. 1. Дата Кол-во часов 07.09 2 ч. 2. Организм человека. Строение клеток и тканей организма 14.09 3. Органы и системы органов человека. 21.09 Тема 2. Опора и движение. Планируемые результаты 1 ч. Место человека среди млекопитающих. Тема 1. Общий обзор организма человека. факт 5 ч. 4. Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета 28.09 5. Состав и строение костей. Лаб. работа №1 «Состав костей» 05.10 6. Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. 12.10 7. Значение и строение мышц . 19.10 знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; -вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила; - оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах. Коррекция 9 Основные группы мышц. человека 8. Роль физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Тема 3. Кровь и кровообращение. 26.10 5 ч. 9. Значение крови и кровообращения. Состав крови. 02.11 10. Органы кровообращения . Сосуды. 16.11 11. Большой и малый круги кровообращения. 23.11 12. Сердце и его работа. Лаб работа №2 Подсчет частоты пульса. 30.11 13. Предупреждение сердечнососудистых заболевании. Первая помощь при кровотечениях 07.12 Тема 4. Дыхание. 4 ч. 14. Органы дыхания. 10.12 15. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. 14.12 16. Болезни органов дыхания и их предупреждение. 21.12 17. Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для 11.01 знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; - вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила; - оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах. 10 дыхания. Тема 5. Пищеварение. 18. 5 ч. Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты 18.01 19. Питательные вещества и витамины. 25.01 20. Органы пищеварения. 01.02 21. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. 08.02 22. Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечных заболеваний. 15.02 Тема 6. Почки. 2 ч. 23. Почки – органы выделения. 22.02 24. Предупреждение почечных заболеваний. 01.03 Тема 7. Кожа. 3 ч. 25. Значение и строение кожи. 15.03 26. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно 22.03 знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; - вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила; - оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах. 11 пораженный участок кожи. 27. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении. Тема 8. Нервная система. 05.04 3 ч. 28. Строение и значение нервной системы. 12.04 29. Гигиена умственного труда. Режим дня. 19.04 30. Сон и его значение. 26.04 Тема 9. Органы чувств. 3 ч. 31. Значение органов чувств. 03.05 32. Строение, функции, гигиена органа зрения. 10.05 33. Строение органа слуха. Гигиена слуха. 17.05 Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации. 34. Охрана здоровья человека. 1ч. 24.05 знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; - вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила; - оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах. 12 № п.п. Средства 1. Учебнолабораторное оборудование и приборы 2. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся 3. Учебно- техническое обеспечение Перечень средств Учебно-лабораторное оборудование Микроскоп учебный Спиртовка лабораторная Термометр лабораторный Капельница с пипеткой Ложка для сжигания вещества Мензурка 50 мл Палочка стеклянная Пробирка стеклянная Стекло покровное 18/18 Стекло предметное Фильтровальная бумага Цилиндр мерный с носиком Чашка Петри 100 Штатив для пробирок Правильная осанка Плоскостопие Муляжи: Сердце Позвонки Технические средства обучения: · Персональный компьютер · Телевизор Плакаты: Ткани Скелет человека Мышцы Состав крови Строение сердца Кровообращение Внутренние органы Кожа Зрительный анализатор Слуховой анализатор Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное Цифровые электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, образовательные 2004 ресурсы Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания. Список используемой литературы № Наименование Автор 1. Дидактические игры на уроках естествознания. Человек. Активные формы и методы обучения биологии. Т.М.Лифанова 2. 3. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. Издательство и год издания Москва 2011 Молис С.С., Молис С.А. М.: Просвещение Дудкина О. П. М: Учитель, 2010