1 Адаптированная рабочая программа по биологии для 7 класса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 классов составлена на основе требований к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Калуги, рабочих программ по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Билогия. География. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва. М.: Просвещение, 2018 г. Учебный предмет «Биология» ставит своей целью изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушением интеллекта. Основными задачами биологии являются: формирование элементарных научных представлений об основных компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье; формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений); формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому санитарно-гигиеническому воспитанию подростков; формирование предметных и общеучебных умений и навыков; воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; воспитание социально значимых качеств личности; формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Содержание программы направлено на достижение личностных и предметных результатов адаптированной образовательной программе образования обучающихся с 2 умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г.Калуги. На уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета биология изучается в 7 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю; Для реализации Рабочей программы используется УМК по биологии включающий учебники, рекомендованные к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию: Учебник. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / З.А. Клепинина. – М. : Просвещение. Рабочая тетрадь. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. пособие для учеб. пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / З.А. Клепинина. — М. : Просвещение. Курс «Биология» продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся 5-6 классов получают элементарную естественнонаучную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность курса биологии, который включает разделы: «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы. Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности. Учащиеся узнают о мерах оказания доврачебной помощи, отрабатывают практические умения (измерить давление, наложить повязку). 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО УСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Обучение биологии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. В программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении биологических знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (отвечать легкие задания, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания. Необходимо постоянно учитывать, что некоторые учащиеся с большим трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно. В связи с этим учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует учебники. В течение всех лет обучения необходимо также широко использовать наглядные пособия, дидактический материал. Воспитанию прочных биологических умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное количество времени на уроках биологии. Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником. Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках биологии. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении биологических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника. Наряду с решением готовых текстовых биологических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению ее структурных компонентов и общих приемов работы над задачей. 4 ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения учебного предмета осознание себя как гражданина России; сформированность чувства гордости за свою Родину; сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; сформированность этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения учебного предмета Минимальный уровень представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека; знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме Достаточный уровень представления об объектах неживой и живой природы, организме человека; осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека; 5 установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); программы; выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой; описание особенностей состояния своего организма; знание названий специализации врачей; применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи). знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков; узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека; знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций; выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах); владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях. 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Растения, грибы и бактерии Введение Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе. Растения. Общее знакомство с цветковыми растениями Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Семя. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения. Дыхание растений. Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения. Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). Практические работы. 1. Органы цветкового растения. 2. Строение цветка. 3. Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль). 4. Строение семени с одной семядолей (пшеница). 5.Определение всхожести семян. Демонстрация опытов: 1. Условия, необходимые для прорастания семян. 2. Испарение воды листьями. 3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте). 4.Передвижение минеральных веществ и воды по древесине. 5.Образование крахмала в листьях на свету. 7 Многообразие растительного мира Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. Цветковые растения. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). Однодольные покрытосеменные растения Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан). Практические работы: 1. Перевалка и пересадка комнатных растений. 2. Строение луковицы. Двудольные покрытосеменные растения Пасленовые. Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак. Бобовые. Горох. Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком. Практические работы: 1. Строение клубня картофеля. 2. Выращивание рассады. Уход за комнатными растениями. Перевалка комнатных растений. Пересадка комнатных растений. Осенние работы на пришкольном участке. Весенние работы на пришкольном участке. Практические работы: 1. Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке. 2. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. 3. Уборка прошлогодней листвы. Экскурсия «Весенние работы в саду». 8 Бактерии Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Грибы Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 класс (68 часов в год) Раздел Введение Растения. Общее знакомство с цветковым и растениями Примерное содержание Кол-во часов Многообразие живой 3 природы. Многообразие растения. Значение растений. Охрана растений Строение растения. Строение цветка. Виды соцветий. Опыление цветков. Разнообразие плодов. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. Строение семян фасоли и пшеницы. Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение листа. Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад. Строение стебля. Значение в жизни растения. Разнообразие стеблей. Взаимосвязь частей растений. 22 Основные виды учебной деятельности обучающихся Узнавание и определение названий растений. Умение вести наблюдения. Умение давать определения терминам, правописание. Умение сравнивать. Умение формулировать ответ на вопрос. Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. Умение вести наблюдения. Знание названий и значения частей цветкового растения. Осознание взаимосвязи между строением органов цветкового растения и выполняемыми функциями. Узнавание цветковых растений на моделях, фотографиях, гербариях и рисунках. Выполнение классификации растений на основе выделения общих признаков. Выполнение практических работ по определению частей растений, выделение части цветка как органа цветкового растения, внешний вид фасоли, строение семени фасоли, строение семени пшеницы, условия прорастания семян, определение всхожести семян, изменение цвета 9 при действии на раствора крахмала него раствора йода, нахождение органических веществ в разных частях растения. Выполнение заданий в рабочей тетради. Применение полученных знаний в Многообраз ие растительн ого мира Деление растений на группы. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные. 5 Однодольн ые покрытосе менные растения Злаковые. Хлебные злаковые культуры. Выращивание. Использование в народном хозяйстве. Лилейные. Цветочнодекоративные лилейные. Овощные. Дикорастущие. Уход за комнатными растениями. Виды работ на пришкольном участке. 8 Двудольны е покрытосе менные растения Пасленовые. Дикорастущие. Овощные и технические: картофель, томат, баклажан, перец. Цветочно-декоративные. Бобовые. Пищевые: фасоль, соя. Кормовые: клевер, люпин. Розоцветные. Плодовоягодные: яблоня, груша, вишня, малина, персик, абрикос. Сложноцветные. Пищевые: подсолнечник. Цветочнодекоративные: календула, бархатцы, маргаритка, 26 учебных, учебно-трудовых и бытовых ситуациях. Умение вести наблюдения. Знание классификации растений. Умение работать с биологическими понятиями, проходить тестовый контроль, выполнять индивидуальную работу по карточке. Выполнение задания на сравнение, обобщение. Выполнение заданий в рабочей тетради. Умение вести наблюдения. Осознание взаимосвязи между строением органов цветкового растения и выполняемыми функциями. Узнавание однодольных цветковых растений на моделях, фотографиях, гербариях и рисунках. Выполнение классификации растений на основе выделения общих признаков. Выполнение практических работ определение признаков однодольных растений, строение луковицы. Выполнение заданий в рабочей тетради. Применение полученных знаний в учебных, учебно-трудовых и бытовых ситуациях. Умение вести наблюдения. Осознание взаимосвязи между строением органов цветкового растения и выполняемыми функциями. Узнавание двудольных цветковых растений на моделях, фотографиях, гербариях и рисунках. Выполнение классификации растений на основе выделения общих признаков. Выполнение заданий в рабочей 1 тетради. Выполнение практических 0 работ определение признаков двудольных растений, выполнение осенних и весенних работ на пришкольном участке. Применение Бактерии Грибы георгин. Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Бактерии гниения, брожения, Клубеньковые бактерии. Болезнетворные бактерии. Грибы съедобные и несъедобные. Ядовитые грибы. 2 2 полученных знаний в учебных, учебно-трудовых и бытовых ситуациях. Умение вести наблюдения. Знание названий и значения частей бактериальной клетки. Узнавание бактерий на фотографиях и рисунках. Выполнение классификации бактерий на основе их формы и значения в природе и жизни человека. Выполнение заданий в рабочей тетради. Применение полученных знаний в учебных, учебно-трудовых и бытовых ситуациях. Умение вести наблюдения. Знание названий и значения частей грибов. Узнавание съедобных и несъедобных грибов на моделях, фотографиях и рисунках. Выполнение классификации грибов. Установление взаимосвязи между средой обитания и строением грибов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Знание правил безопасного образа жизни. Применение полученных знаний в учебных, учебно-трудовых и бытовых ситуациях. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Биология» включает: учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей; методические рекомендации для учителя; комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы; информационно-коммуникативные средства: электронное приложение к учебнику; 1 мультимедийные обучающие программы; общепользовательские цифровые 1 инструменты учебной деятельности; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия; оборудование для демонстрации и проведения опытов: лупы, микроскопы, лабораторное оборудование; оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.); модели и натуральный ряд. Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы готовые микропрепараты, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. 1 2