1.Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью; авторской Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной «Природоведение», сборника Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2018 год. Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью и призвана оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Целью данного курса является обобщение знаний об окружающем мире, подготовка обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний Задачи программы 1. формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; 2. демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; 3. формирование специальных и общеучебных умений и навыков; 4. воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; 5. воспитание социально значимых качеств личности. Программа учебного курса рассчитана на один год . Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим 2. Общая характеристика учебного предмета Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний обучающихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах. Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, математика, физическая культура, труд). Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся. «Наша Родина — Россия». В процессе изучения этого раздела программы предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения. Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля. Обучение природоведению проводится с учетом психологических особенностей детей 11— 13летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Обучающиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия. В процессе изучения окружающего мира, природы у обучающихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, а так же в жизни растений, животных. Впервые пятиклассники знакомятся со строением организма человека. Дети учатся наблюдать за погодой, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность обучающихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов. Знания о природе помогают видеть прекрасное в ней, воспитывают положительное отношение к ней, стремление беречь и охранять ее богатства. Ежедневные наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Такие занятия являются подготовительной деятельностью для адаптации обучающихся в современном мире. Положительный эффект в воспитании и обучении обучающихся может быть достигнут при проведении уроков с использованием следующих принципов: - воспитывающей и развивающей направленности обучения; - систематичности и последовательности; - связи обучения с жизнью; - коррекции в обучении; - наглядности; - сознательности и активности обучающихся; - индивидуального и дифференцированного подхода; - прочности знаний, умений и навыков. Методы обучения, применяемые на уроках: - словесные методы — рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой; - наглядные методы — демонстрации, экскурсии, самостоятельные наблюдения; - практические методы — устные и письменные упражнения, практические работы. В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у обучающихся специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, и одновременно служит основой для них. 3.Описание места учебного предмета в учебном плане Природоведение - это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе 1 час в неделю 34 учебных недели 34 часа в год. Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в дополнительном первом (I 1) классе I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися программ включаются элементы проектной деятельности. Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Ведущими методами обучения являются: словесные, наглядные, практические (рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, наблюдение, упражнения, самостоятельная работа и др.) 4.Описание ценностных ориентиров содержания природоведения. Познавательные ценности - содержания курса позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Коммуникативные ценности - курс природоведения способствует формированию процесса общения, развитию грамотной речи. Приобретаемые навыки ориентиры на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Нравственные ценности - курс природоведения направлен на формирование ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Эстетические ценности - формируемые в курсе природоведения ценностные ориентиры, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Базовые учебные действия Регулятивные УД: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные УД: умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Коммуникативные УД: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; Предметные результаты: Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень: узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Класс Обучающиеся должны уметь: Обучающиеся должны знать: 5 называть конкретные предметы и класс явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; - устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями; связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; - выполнять рекомендуемые практические работы; соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; - соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Обращаться с самым простым лабораторным оборудованием (13) Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке (13). Определять температуру воды и воздуха - обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; - что общего и в чем различие неживой и живой природы; расположение Российской Федерации н географической карте. Расположение столицы; - чем занимается население страны (хозяйство); - каковы ее природа и природные богатства (леса луга, реки, моря, полезные ископаемые); основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные части тела человека, значение ег наружных и внутренних органов, их взаимосвязь. -отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов (1-3) - характерные признаки некоторых полезны ископаемых, песчаной и глинистой почвы (1,2) - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды воздуха; (1-3) - расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла - текучесть воды и движения воздуха. - специальные термины, слова и понятия использовать их в своей речи. 6.Содержание учебного предмета В содержании учебного материала выделены основные блоки: Вселенная Наш дом - Земля Растительный мир Земли Животный мир Земли Человек Есть на Земле страна Россия Вселенная (2 ч) Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Практические работы Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля. Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность Наш дом — Земля (8 ч) Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле. Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Практические работы Зарисовка форм поверхности суши. Составление таблицы «Полезные ископаемые». Заполнение схемы «Воды суши». Нахождение на карте морей и океанов. Зарисовка форм поверхности своей местности. Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы». Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых. Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность. Растительный мир Земли (6 ч) Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение. Береги растения (Почему нужно беречь растения.Красная книга). Практические работы Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений. Изготовление гербариев отдельных растений. Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания. Уход за комнатными растениями. Составление букетов из сухоцветов. Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика, чтение, изобразительная деятельность. Животный мир Земли (9 ч) Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практические работы Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей. Упражнения в классификации животных (таблица, игры). Изготовление кормушек, скворечников. Наблюдение за домашними животными. Сезонные наблюдения за животными. Составление правил ухода за домашними животными. Составление рассказов о своих домашних животных. Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность. Человек (5 ч) Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Практические работы Составление распорядка дня. Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела. Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка). Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов). Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная деятельность. Есть на Земле страна — Россия (3 ч) Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Томск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы. Наш город. Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Практические работы Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов). Изготовление альбома «Россия — наша Родина». Нахождение России на политической карте. Зарисовка животных и растений своей местности. Составление таблицы «Животные и растения нашей местности». Составление рассказа о своем городе. Изготовление альбома «Наш город». Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 5 класс № Тема урока п/п Кол- Дата Основные виды во обучающихся часо в деятельности 1. Вселенная – 2ч. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. 1 2.09 Заучивают словарные слова и учатся их пояснять Работа с научным текстом Устанавливать причинно-следственные связи Пересказ 2. Исследование космоса. Спутники. 1 Космические корабли. 9.09 Письменная работа в тетради Творческие работы Работа с научной статьёй 3. Наш дом — Земля – 8 ч. 1 Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. 16.09 Работа с научной статьёй Словарная работа Письменная работа в тетради 4. Воздух. Воздух и его охрана. 1 Значение воздуха для жизни на Земле. 23.09 Работа с учебником, словарём Письменная работа в тетради Словарная работа Работа с карточками 5. Поверхность суши. 1 Равнины, холмы, овраги.Горы Практическая работа (по физической карте России). 30.09 Работа с учебником, словарём Работа с научной статьёй Словарная работа Письменная работа в тетради 6. Почва — верхний слой земли. Ее 1 образование. 7.10 7. Полезные ископаемые 1 Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Горючие полезные ископаемые. Нефть, каменный уголь, газ, торф Практическая работа 14.10 Работа с учебником, словарём Письменная работа в тетради Работа с карточками Дидактические игры 8. Свойства воды. Вода в природе. 1 Повторительно – обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые». Тест по теме «Полезные ископаемые». 21.10 Работа с научной статьёй Работа в тетради Пересказ Карточки 9. Воды суши: ручьи, реки, озёра, 1 болота, пруды 11.11 Работа со словарём Работа с научной статьёй Работа в тетради Работа с учебником, словарём Письменная работа в тетради Работа с карточками Пересказ 10. Моря и океаны. Значение морей и 1 океанов в жизни человека. Повторительно - обобщающий урок по теме «Вода». Использование и охрана воды. Тест. 18.10 Работа со словарём Работа с научной статьёй Работа в тетради Рисунок – схема Пересказ 11. Растительный мир Земли» - 6 ч. 1 Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений. Части растения Работа с научной статьёй 25.11 Работа в тетради Рисунок – схема и рассказ по нему Составление таблицы «Лекарственные растения» 12. Дикорастущие и растения. Деревья, травы. культурные 1 кустарники, 2.12 Работа со словарём Работа с научной статьёй Работа в тетради Рисунок – схема и рассказ по нему Вопросы 13. Лиственные деревья. Хвойные 1 деревья. Практическая работа «Зарисовка образцов хвойных растений с натуральных образцов» 9.12 Работа со словарём Работа с научной статьёй Работа в тетради Таблица и рассказ по ней, вопросы 14. Дикорастущие и кустарники. Травы. 16.12 Работа с научной статьёй Работа в тетради Таблица и рассказ по ней Рисунки 15. Декоративные Лекарственные растения. Практическая работа. культурные 1 растения. 1 23.12 Работа с научной статьёй Работа в тетради Таблица и рассказ по ней, вопросы 16. Комнатные растения. Охрана 1 растений. Повторительно – обобщающий урок по разделу «Растительный мир Земли» Тест. 13.01 Работа с научной статьёй Работа в тетради Таблица и рассказ по ней, вопросы 17. «Животный мир земли» - 9 ч. 1 Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Виртуальная экскурсия «Животные России» 20.01 Работа с научной статьёй Таблица и рассказ по ней Работа в тетради Вопросы 18. Понятие животные:насекомые, 1 рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. 27.01 Работа с научной статьёй Таблица и рассказ по ней Работа в тетради Вопросы Дидактические игры 19. Рыбы. Внешний вид. Среда 1 обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края. 3.02 Работа в тетради Работа с текстом Рассказ по плану Дидактические игры Вопросы 20. Птицы. Внешний вид. Среда 1 обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Р.к. Птицы своего края. 10.02 Работа в тетради Работа с текстом Рассказ по таблице Дидактические игры и загадки Вопросы Работа в парах и группах 21. Млекопитающиезвери Внешний 1 вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Р.к Млекопитающие животные своего края. Дидактические игры и загадки Работа с текстом Рассказ по таблице Работа в тетради Вопросы Работа в парах и группах 22. Животные рядом с человеком. 1 Домашние животные в городе и деревне. Дидактические игры и загадки Работа с текстом Рассказ по схеме Работа в тетради Вопросы Работа в парах и группах 23. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома Попугаи, певчие птицы,аквариумные рыбы. Правила ухода и содержания. Практическая работа. Работа с текстом Рассказ по схеме Работа в тетради Вопросы Практическое выполнение заданий 24. Собака.Кошка. Морская свинка, 1 хомяк, черепаха.Правила ухода и содержания. Практическая работа. Работа с текстом Рассказ по схеме Работа в тетради Вопросы Практическое выполнение заданий 25. Охрана животных. Заповедники и 1 заказники Виртуальная экскурсия. Повторительно – обобщающий урок по разделу «Животный мир Земли» Работа с текстом Работа со словарём Работа в тетради Вопросы Виртуальная экскурсия 26. Человек – 5 ч. 1 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов Работа с текстом Рассказ по схеме Работа в тетради Вопросы 27. Здоровье человека (режим, 1 закаливание, водные процедуры и т. д.). Повторительно – обобщающий урок по пройденным темам Тест по темам «Как устроен наш организм» и «Как работает наш организм» Выполнение группам 28. Осанка (гигиена, костно-мышечная 1 система). Органы чувств. Работа с текстом Работа в тетради тестовых заданий по Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Вопросы Занимательные задания по группам 29. Здоровое (рациональное) питание. 1 Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены Работа с учебным текстом Вычерчивание схемы «Витамины» Работа в тетради Рассказ по схеме 30. Скорая помощь (оказание первой 1 медицинской помощи). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей. Повторительнообобщающий урок по разделу « Человек». Тест Занимательные задания по группам. Работа с учебным текстом Работа в тетради Проведение итогового теста по разделу 31. «Есть на Земле страна — Россия»- 1 3 ч. Россия ― Родина моя. Население и народы нашей страны. Москва столица России. Работа с учебным текстом Работа в тетради Просмотр видеосюжетов 32. Крупные города, их 1 достопримечательности: Санкт – Петербург, Казань, Нижний Новгород, : Новосибирск, Владивосток. Работа с учебным текстом Работа с картой России Работа в тетради Просмотр видеосюжетов 33. Золотое кольцо России. 1 Повторительно обобщающий Урок по разделу «Есть на земле страна Россия» Работа с учебным текстом Работа с картой России Работа в тетради Просмотр видеосюжетов в тетради 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Список учебно-методической литературы: Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г. Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 5 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва « Просвещение» 2016 Дополнительная литература для учителя и обучающихся. 1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС 2. Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006 3. « Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006 4. « 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005 5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТПРЕСС.1997 6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997 7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова. Интернет ресурсы и ЦОР 1. ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов 2. Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006 3. Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф» 4. В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана-Граф» 5. Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008 6. Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008. 7. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Издательский центр «Вентана-Граф» 8. Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М. «Дрофа» 2008. 9. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005. 10. А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007. Средства обучения: 1. технические и электронные средства обучения: автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением, телевизор, CD/DVD –проигрыватели, аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи музыки к литературным произведениям; презентации по темам магнитная классная доска