История 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История России» для 8 класса составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Историко-культурного стандарта, подготовленного Российским историческим обществом
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени основного общего образования;
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:




1) Учебник. История России. 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин и др. /
под редакцией А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.
2) Учебник. История Нового времени. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.
Ванюшкина / под редакцией А.А.Искендерова. – М. Просвещение, 2019

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, (34 рабочих недели, по 2 часа). На изучение Всеобщей истории отводится 28 часов, а на
историю России 40 часов.

Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом
Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации
поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе
формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи,
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую
информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством
учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под
руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и
обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с
использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных
работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и
контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания
современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства
разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических
событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях
и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий
и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать
приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,
выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям
отечественной и мировой культуры;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и
исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии
народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути
и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание учебного предмета
История России
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и
предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и
место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная
(губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии:
создание флота,
рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов,
мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности
российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.

Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество,
горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний
Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные
выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война:
причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование
системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация,
традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая
печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и
университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники».
Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров.
Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в
отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация
внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—
1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756-1763 гг.
П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Российская империя в период правления Екатерины II.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в.
Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России.
Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное
крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья,
Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под

предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной
Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма.
«Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной.
Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в
Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в
Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в
отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в
антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной
школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский
(шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского
литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.

Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта.
Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения,
особенности питания.
Основные события и даты 8 класс
1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Иваном V)
1682—1689 гг. — правление царевны Софьи
1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве
1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой
1686—1700 гг. — война с Османской империей
1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища (позднее — академия) в Москве
1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына
1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем
1695, 1696 гг. — Азовские походы
1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу
1700—1721 гг. — Северная война
1700 г. — поражение под Нарвой
16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга
1705—1706 гг. — восстание в Астрахани
1707—1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина

1708—1710 гг. — учреждение губерний
1708 г. — битва при деревне Лесной
27 июня 1709 г. — Полтавская битва
1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход
1714 г. — указ о единонаследии
27 июля 1714 г. — Гангутское сражение
1718—1720 гг. — учреждение коллегий
1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии
1720 г. — сражение у острова Гренгам
1721 г. — Ништадтский мир со Швецией
1721 г. — провозглашение России империей
1722 г. — введение Табели о рангах
1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход
1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге
1725—1727 гг. — правление Екатерины I
1727—1730 гг. — правление Петра II
1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны
1733—1735 гг. — война за польское наследство
1736—1739 гг. — русско-турецкая война
1741—1743 гг. — русско-шведская война

1740—1741 гг. — правление Иоанна Антоновича
1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны
1755 г. — основание Московского университета
1756—1763 гг. — Семилетняя война
1761—1762 гг. — правление Петра III
1762 г. — Манифест о вольности дворянской
1762—1796 гг. — правление Екатерины II
1768—1774 гг. — русско-турецкая война
26 июня 1770 г. — Чесменское сражение
21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле
1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой
1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва
1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей
1775 г. — начало губернской реформы
1783 г. — присоединение Крыма к России
1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам
1787—1791 гг. — русско-турецкая война
1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»
1788—1790 гг. — русско-шведская война
11 декабря 1790 г. — взятие Измаила

1791 г. — Ясский мир с Османской империей
1796—1801 гг. — правление Павла I
1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы русской армии
11 марта 1801 г. — убийство Павла I
Основные понятий и термины
Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские
наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша.
Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. Кондиции. «Бироновщина». Просвещённый абсолютизм. Секуляризация. Уложенная
комиссия. Гильдия. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).
Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.
Основные источники
Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г.
Ништадтский мир. «Акт поднесения государю царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца
Отечества». Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. «Ревизские сказки». Реляции и мемории.
«Юности честное зерцало». «Слово на погребение Петра Великого» Феофана Прокоповича. Газета «Ведомости». Переписка Петра I.
«Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев о России.
Кондиции Анны Иоанновны. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и
городам. Городовое положение. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером.
Указы
Емельяна Пугачёва. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Ясский мирный договор.
Оды М. В. Ломоносова. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
Основные исторические персоналии 8 класс

Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф. М. Апраксин, А. П. Бестужев-Рюмин, Э. И. Бирон, Я. В.
Брюс, А. П. Волынский, В. В. Голицын, Ф. А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI
Антонович,
М. И. Кутузов, Ф. Я. Лефорт, И. Мазепа, А. Д. Меншиков, Б. К. Миних, А. Г. Орлов, А. И. Остерман, Павел I, Пётр I, Пётр II, Пётр III, Г.
А. Потёмкин, П. А. Румянцев, царевна Софья, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: Батырша, Г. Байер, В. И. Баженов, В. Беринг, В. Л.
Боровиковский, Д. С. Бортнянский, Ф. Г. Волков, Е. Р. Дашкова, Н. Д. Демидов, Г. Р. Державин, М. Ф. Казаков, А. Д. Кантемир, Дж.
Кваренги, И. П. Кулибин, Д. Г. Левицкий, М. В. Ломоносов, А. К. Нартов, И. Н. Никитин, Н. И. Новиков, И. И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е.
И. Пугачёв, А. Н. Радищев, В. В. Растрелли, Ф. С. Рокотов, Н. П. Румянцев, А. П. Сумароков, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский, Д.
Трезини, Д. И. Фонвизин, С. И. Челюскин, Ф. И. Шубин, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов, М. М. Щербатов, С. Юлаев, С. Яворский.

Календарно-тематическое планирование
История России 40 часов

№
п/п

Тема урока

Кол
-во
час

Основные
элементы
содержания

Основные
понятия

Требования к
уровню
подготовки
обучающихся

Вид контроля

Оборудован
ие

Домашнее
задание

Дата
провед
ения
план

Введение (1 ч)

1

У истоков
российской
модернизации

1

Территория
Российского
государства,
население, соцэконом. хар-ка,
политический
строй

Сословнопредставительн
ая монархия

Умение
работать с
исторической
картой.
Сравнивать
территорию
Российского
государства в
разные
периоды (от
Петра I до
Екатерины II).

Беседа

Карта

Подготовить
сообщения об
исторических
персоналиях

Глава 1. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч)

2

Россия и Европа
в конце
XVII в.

1

Усиление
османской
угрозы Европе.
Россия в борьбе с
Турцией и
Крымом. Россия
и Священная
лига. Борьба
Франции за
господство в

Гетман,
голытьба,
реестровые
казаки

Знать
основные
направления
внешней
политики.
Определять
причины войн,
показывать на
карте театр
военных

Фронтальная
беседа,

Карты,
таблица

§1

Европе.
Балтийский
вопрос.

3

Предпосылки
Петровских

1

Усиление
иностранного
влияния на
Россию. Симеон
Полоцкий.
Политический
курс Б.И.
Морозова и И.Д.
Милославского.
Реформы А.Л.
ОрдинаНащокина.
Реформаторские
планы В.В.
Голицына.

Регентство,
гвардия,
медаль,
волонтер,
верфь.

Давать
характеристик
у состояния
России
накануне
решающих
перемен.
Выделять
главное в
тексте
учебника.

Сообщения учся

Схема,
документ

§2

1

Детство Петра.
Двоецарствие.
Царевна Софья.
Начало
царствования
Петра. Азовские
походы. Великое

Гвардия, лавра,
регент

Давать
характеристик
у началу
царствования
Петра. Знать
хронологию
Азовских

Устный опрос,
работа с
документом и
картой

Мультимеди
й ная
система,
компьютер,
карта,
документ,

§3

реформ

4

Начало
правления Петра
I

действий.
Составлять
устный рассказ
о союзниках и
противниках
России

посольство 16971698 гг.

5

Великая
Северная война
1700—1721 гг.

1

Начало Северной
войны.
Поражение под
Нарвой. Реформа
армии.
Полтавская
«виктория».
Прутский поход.
Победы русского
флота.
Ништадтский
мир.

походов.
Уметь
характеризова
ть
деятельность
Великого
посольства.
Рекрутская
система,
конфузия,
регулярная
армия,
генеральное
сражение,
редут, империя

Знать
хронологию
Северной
войны. Уметь
показать
основной театр
военных
действий.
Объяснять
причины
войны и ее
необходимость
. Рассказывать
об архитектуре
Петербурга,
становлении
русского
флота.
Использовать
литературные
произведения

репродукции

Устный опрос,
работа по
карточкам

Мультимеди
й ная
система,
компьютер,
карта,
документ,
репродукции

§4

для рассказа
об
исторических
событиях.
6

Реформы
управления
Петра I

1

Создание Сената
и коллегий. Указ
о единонаследии.
Табель о рангах.
Реформа
местного
управления.

Абсолютизм,
аристократия,
губерния,
коллегия,
модернизация,
прокурор,
ратуша, Сенат,
Табель о
рангах, фискал

Характеризова Фронтальный
ть
опрос, работа
экономическое по карточкам
состояние
России при
Петре I.
Давать
объяснение
причинам
создания
Сената и
коллегий.
Характеризова
ть указы
Петра,
обсуждать
реформы.
Сравнивать
положение
сословий в
петровскую
эпоху с
прежним
положением.

Мультимеди
й ная
система,
компьютер,
схема,
документ

§5

7

Экономическая
политика

1

Роль государства
в экономике.
Развитие
промышленност
и. Мануфактуры.
Развитие
торговли,
транспортных
путей и
налоговой
системы. Итоги
экономического
развития.

Крепостная
мануфактура,
кумпанства,
меркантилизм,
отходники,
подушная
подать,
посессионные
крестьяне,
подушная
перепись,
протекционизм

Характеризова См.р, устный
ть
опрос
экономическое
состояние
России при
Петре I.
Давать
объяснение
перестройке
экономической
структуре
страны,
сравнивать
положение
сословий в
петровскую
эпоху с
прежним
положением.

Карта,
таблица,
документ

§6

8

Российское
общество в
Петровскую
эпоху

1

Дворянское
сословие. Города
и горожане.
Положение
крестьян.

Гильдии,
магистрат,
прибыльщик,
ревизия

Уметь
характеризова
ть сословия.
Давать оценку
положения
различных
слоев
общества.
Сравнивать

Мультимеди
й ная
система,
компьютер,
документ

§7

Фронтальный
опрос

вотчины и
поместья.
9

Церковная
реформа.
Положение
традиционных
конфессий

1

Петр I и церковь.
Упразднение
патриаршества.
Феофан
Прокопович.
Старообрядцы и
другие
конфессии.

10

Социальные и
национальные
движения.
Оппозиция
реформам

1

Причины
народных
выступлений.
Астраханское
восстание 17051706 гг.
Восстание под
предводительств
ом К.А.
Булавина.
Башкирское
восстание.
Выступление
старообрядцев.
Выступления
работников
мануфактур.

Синод

Работные
люди,
отходники,
посессионные
крестьяне,
ревизия,
челобитная.

Знать
устройство
церкви.
Характеризова
ть процесс
модернизации.
Давать
характеристик
у конфессиям.

Индивидуаль
ный опрос,
работа по карте

Знать причины Фронтальный
восстаний,
опрос
участников, их
требования.
Уметь
показывать
районы
восстаний,
рассуждать о
причинах
поражения.

Мультимеди
й ная
система,
компьютер,
карта

§8

Мультимеди
й ная
система,
компьютер,
документ

§9

Выступления
против реформ.
«Дело царевича
Алексея».
11

Перемены в
культуре

1

Наука.
Образование.
Художественная
культура.
Изменения в
повседневной
жизни.

России в годы
Петровских
реформ

Ассамблея,
гравюра, кант,
клавикорды.
Кунсткамера,
цифирные
школы,
прелестные
письма.
Классицизм.

Готовить
сообщения на
заданную
тему,
выступать с
докладом,
отвечать на
вопросы
аудитории.

Индивидуальн
ый опрос,
сообщения учся

Мультимеди
й ная
система,
компьютер,
документ,
репродукции
картин

§10

Индивидуальн
ый опрос,
сообщения учся

Мультимеди
й ная
система,
компьютер,
документ,
репродукции
картин

§11

Фронтальный
опрос

Мультимеди
й ная
система,
компьютер,

§12

12

Повседневная
жизнь и быт при
Петре I

1

Дворянский
образ жизни. В
крестьянском и
городском
«миру».
Новшества в
повседневной
жизни.

Готовить
сообщения на
заданную
тему,
выступать с
докладом,
отвечать на
вопросы
аудитории.

13

Значение
петровских
преобразований
в истории страны

1

Характер
Петровских
реформ. Успехи
и неудачи
преобразований.

Давать
характеристик
у и делать
выводы в
реформах

14

Повторительнообобщающий
урок по главе 1

1

Россия – великая
европейская
держава.

Петра I.

Тестовая работа

Обобщить
полученные
знания по
разделу в виде
теста.

документ

Тест

Бланки для
теста

С.80 №1

Глава 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 ч)

15
16

Эпоха
дворцовых
переворотов
(1725—1762)

2

Причины и
сущность
дворцовых
переворот.
Екатерина I
(1725-1727).
Петр II (17271730).
«Верховники»
(февраль 1730).
Анна Иоановна

Дворцовый
переворот,
Верховный
Тайный Совет,
Конституционн
ая монархия,
кондиций,
Бировщина.

Знать причины Фронтальный
дворцовых
опрос, устный
переворотов,
опрос
хронику
событий и
действующих
лиц. Учиться
обобщать
знания, делать
выводы.
Доказывать

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
документ,
портреты

§13

§14

(1730-1740).
Иван VI
Антонович
(1740-1741).
Елизавета
Петровна (17411761). Петр III
(1761-1762).
17

Внутренняя
политика и

1

Система
управления
страной.
Укрепление
позиций
дворянства.
Экономика
России в 17251762 гг.

Манифест о
вольности
дворянской,
отмена
внутренних
таможен,
усиление
крепостничеств
а.

Особенности
внутренней
политики
российских
императоров
после Петра,
развивать
умение
работать с
текстом
учебника.

Индивидуальн
ый опрос

Документ

§15

1

В сообществе
европейских
держав.
Семилетняя
война. На
южных и
восточных
рубежах.

Восточный
барьер,
гаубица,
Семилетняя
война –
кузница
русского
военного

Главные
направления
внешней
политики,
особенности
внешней
политики.
Развивать
умение

Устный опрос,
работа по
карточкам

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
документ,
таблица

§16

экономика
России в 1725—
1762 гг.

18

Внешняя
политика России
в 1725—1762 гг.

свои
суждения.
Работать с
дополнительно
й литературой.

мастерства.

19

Национальная и
религиозная
политика в
1725—1762 гг.

1

20

Повторительнообобщающий
урок по главе 2

1

Прибалтика и
Украина. На
восточных
окраинах.
Башкирские
восстания.
Религиозная
политика.

Тестовая работа

работать с
картой.
Составлять
хронологическ
ие таблицы.
Знать причины
дворцовых
переворотов.
Уметь
составлять
генеалогическ
ую таблицу
правителей.
Давать
характеристик
у внутренней и
внешней
политики
России.

Фронтальный
опрос, работа
по карточкам.

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
документ,
индивид.
карточки

С.108 ответить
на вопросы

Обобщить
полученные
знания по
разделу в виде
теста.

Тест

Бланки для
тестов

С.109 рубрика
«Повторяем…»

Глава 3. Российская империя при Екатерине II (9 ч)

21

Россия в системе
международных
отношений

1

Изменения
Протекторат,
международных повод и
отношений в
причина войны.
середине XVIII в.
Россия и
Франция. Россия
и Англия. Россия
и Австрия.
Россия и
Пруссия. Россия
и Швеция.
Россия и Речь
Посполитая.
Отношения
России с
Турцией и
Крымом.

Определять
направление
внешней
политики.
Показывать по
карте
территориальн
ые
приращения.
Рассказывать о
военных
действиях с
опорой на
термины и
даты.

Фронтальный
опрос

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
карта,
документ,
портреты

§17

22

Внутренняя
политика
Екатерины II

1

Екатерина II –
правительница
России.
«Просвещенный
абсолютизм».
Реформы
Екатерины II.

Анализ
политики
Екатерины
(цели, итоги).
Работа с
документами,
развитие
умений
работать с

Фронтальный
опрос

Документ,
портреты

§18

Просвещенный
абсолютизм,
«Золотой век»
русского
дворянства,
либерализм.
Уложенная
комиссия.
Духовное
управление

23

Экономическое
развитие

Социальная
структура
российского
общества II
половины XVIII
в

текстом.

1

Развитие
сельского
хозяйства.
Развитие
промышленност
и. Развитие
торговли,
транспортных
путей и
денежной
системы.

Миссионеры,
секуляризация,
экономические
крестьяне,
отходники,
банк,
ассигнации,
месячина,
феодальнокрепостнически
е отношения

Определять
Устный опрос,
основные
работа по
черты
карточкам
экономическог
о развития
(тенденции и
противоречия).
Делать вывод
о влиянии
крепостного
права на
развитие
отраслей
экономики.
Совершенство
вать умение
читать карту.

Карта,
документ

§19

1

«Золотой век»
дворянства.
«Крестьянское
житие».
«Среднего рода
люди».

Государственн
ые крестьяне,
посессионные
крестьяне,
крепостные
крестьяне,
дворцовые
крестьяне

Определять
основные
черты
социальных
слое общества,
давать им
характеристик
у, сравнивать
положение
слоев

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
документ

§20

России при
Екатерине II

24

мусульман.

Фронтальный
опрос

общества.
25

Восстание под
предводительств
ом Е. И.
Пугачёва

1

Причины
восстания.
Пугачев и его
программы.
Основные этапы
восстания.
Расправа с
восставшими.
Значение
восстания.

26

Народы России.
Религиозная и
национальная
политика

1

Унификация
управления на
окраинах
империи.
Ликвидация
украинского
гетманства.
Формирование
кубанского
казачества.
Активизация
деятельности по

Екатерины II

Крестьянская
война,
уложенная
комиссия,
самоуправлени
е

Объяснять
причины,
итоги,
различные
оценки
восстания.
Давать
собственные
аргументирова
нные
суждения.
Уметь
показывать на
карте район
восстания.

Фронтальный
опрос

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
документ,
репродукции
картин

Учить
Работа в парах, Мультимеди
самостоятельн фронтальная и йная
о работать с
самостоятельна система,
материалом
я работа
компьютер,
учебника,
документ,
отвечать на
карта
вопросы,
искать
дополнительну
ю
информацию в
других

§21

С.37 «Думаем..»
№1-4

привлечению
иностранцев в
Россию.
Религиозная
политика.
27

Внешняя
политика
Екатерины II

1

Основные
направления
внешней
политики.
Русско-турецкая
война 1768-1774.
Русскогрузинские
отношения.
Георгиевский
трактат. Русско0турецкая война
1787-1791гг.
Греческий
проект
Екатерины II.
Участие России в
разделах Речи
Посполитой.
Война со
Швецией.
Политика
«вооруженного

источниках

Протекторат,
повод и
причина войны.
Буферное
государство.
Коалиция.
Нейтралитет.

Определять
направление
внешней
политики.
Показывать по
карте
территориальн
ые
приращения.
Рассказывать о
военных
действиях с
опорой на
термины и
даты.

Фронтальный
опрос

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
карта,
документ,
портреты

§22

нейтралитета».
Борьба
Екатерины II с
революционной
Францией.
Результаты
внешней
политики.
28

Начало освоения
Новороссии и
Крыма

1

Образование
Новороссии.
Переселенческая
политика.
Образование
новых городов.
Освоение Крыма.
Основание
Севастополя.
Поездка
Екатерины II по
Новороссии и
Крыму. Значение
освоения
Новороссии и
Крыма для
России

29

Повторительнообобщающий

1

Тестовая работа

Новороссия,
переселенческа
я политика
диаспора,

Определять
направление
политики
освоения
Новороссии и
Крыма.
Показывать по
карте
территориальн
ые
приращения.
Давать
характеристик
у новым
районам.

Обобщить
полученные
знания по

Фронтальный
опрос

Тест

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
карта,
документ,
портреты

§23

Бланки для
тестов

С.56 №1-6

урок по главе 3

разделу в виде
теста.

Глава 4. Россия при Павле I (2 ч)

30

Внутренняя
политика Павла I

1

Личность Павла
I. Изменения
порядка
престолонаследи
я.
Преобразования
в армии.
Усиление
бюрократизма.
Полицейский
произвол.
Крестьянский
вопрос.
«Разжалованная
грамота»
дворянству.

31

Внешняя
политика Павла I

1

Выборы
внешнеполитиче
ского курса.
Покровительство

Эскадра

Показывать
Работа по
противоречив
карточкам
ый характер
политики
Павла I.
Объяснять
причины
последнего
дворцового
переворота,
высказывать
свое
отношение,
работать с
текстом
учебника и
картой.
Фронтальный
Приводить
опрос
факты,
показывающие
международно

Портрет,
карта,
документ

§24

Мультимеди
йная
система,
компьютер,

§25

Мальтийскому
ордену.
Итальянский и
Швейцарский
походы. Союз с
Наполеоном.
Индийский
поход. Г.
Заговор 11 марта

е влияние на
Россию.

карта,
документ

Глава 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (8 ч)

32

Общественная
мысль,
публицистика,
литература,
пресса

1

Эпоха
Просвещения в
Европе и ее
влияние на
общественную
мысль России.
Особенности
развития
отечественной
художественной
культуры.
Литература.
Общественная
мысль,

Классицизм,
сентиментализ
м

Устанавливать Фронтальный
связь между
опрос, защита
развитием
рефератов
экономики,
политики и
культуры,
работать с
дополнительно
й литературой,
делать доклад
на заданную
тему.
Определять
особенности

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
индивидуаль
ные
сообщения и
рефераты

С.76 вопросы

политическая
литература,
публицистика.
Мемуары.
Пресса.
33

Образование в
России в XVIII в.

1

Век
Просвещения и
его влияние на
российскую
школу.
Московский
университет.
Академия
художеств.
Домашнее
образование.
Подготовка
учительских
кадров. Создание
Академии наук.
Зарождение
исторической
науки и первые
музеи. Развитие
естественных
наук и техники.

1

В.В. Растрелли.
В.И. Баженов.

Российская наука
и техника в
XVIII в.

34

Русская

Кунсткамера,
Эрмитаж

Барокко.
Рококо.

развития
культуры,
прослеживать
ее связь с
западной
культурой,
знать
выдающиеся
достижения и
имена
деятелей
культуры.
Работать с
иллюстрацией,
описывать
памятники
культуры.
Уметь
создавать
презентации о
персоналиях.
Давать
характеристик
у различным
видам занятий
различных
слоев
общества.
Давать

Фронтальный
опрос, защита
рефератов

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
индивидуаль
ные
сообщения и
рефераты

С.81, 86
вопросы

Фронтальный
опрос, защита

Мультимеди
йная

С. 92, 97

архитектура

М.Ф. Казаков.
И.Е. Старов.
Приглашенные
зарубежные
мастера на
русской службе.
Особенности
развития
живописи в
XVIII в. А.П.
Антропов. И.П. и
Н.И. Аргуновы.
Ф.С. Рокотов.
Д.Г. Левицкий.
В.Л.
Боровиковский.
А.П. Лосенко.
Ф.И. Шубин.
Иностранные
мастера на
русской службе.
Коллекциониров
ание живописи и
скульптуры.

XVIII в.
Живопись и
скульптура

35

Музыкальное и
театральное
искусство

1

Музыка и театр в
европейской
истории.
Иностранцы на

Классицизм.
Сентиментализ
м

характеристик рефератов
у различным
народам,
проживающим
и
соседствующи
м с Россией.
Учить
защищать свои
работы в более
сжатом виде.

Фронтальный
опрос, защита
рефератов

система,
компьютер,
индивидуаль
ные
сообщения и
рефераты

вопросы

Мультимеди
йная
система,
компьютер,

С.101 вопросы

русской сцене.
Зарождение
русского
публичного
театра. Уличный
театр в России.
Музыка. Первые
русские
композиторы и
их музыка.
Крепостной и
домашний театр.
36

Народы России

1

Русский народ.
Украинцы и
белорусы.
Народы
Поволжья.
Народы
Казахстана.
Калмыки.
Народы Кавказа.
Народы Сибири
и Дальнего
Востока.

1

Тестовая работа

и наш край в
XVIII в.

37

Промежуточная
аттестация

индивидуаль
ные
сообщения и
рефераты

Черта
оседлости,
колонизация,
юрта

Фронтальный
опрос, защита
рефератов

Обобщить
полученные
знания по
курсу и

Тест

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
индивидуаль
ные
сообщения и
рефераты

С.105 вопросы

Бланки для
теста

Подготовить
индивидуальные
сообщения,

закрепить в
виде теста.
38

Перемены в
повседневной

1

Жилище.
Одежда.
Питание. Досуг.
Чтение.
Путешествия.

жизни
российских
сословий

39

Повторительнообобщающий
урок по главам 4
и5

1

Характеристика
и анализ
исторических
источников.

40

Итоговое
тестирование

1

Тестовая работа

Давать
характеристик
у и сравнивать
одежду, быт
различных
слоев
общества

Документы,
летописи,
сборники,
литературные
произведения

презентации
Презентации,
сообщения,
документ

Давать анализ
и
характеристик
у, отвечать на
вопросы по
источнику,
делать выводы
и
предположени
я.

Анализ и харка документа

Обобщить и
систематизиро
вать знания
России 8 кл.

Тест

Мультимеди
йная
система,
компьютер,
индивидуаль
ные
сообщения и
презентация,
документ

§26

Документы

Работа над
ошибками


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».