1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения (ФГОС). Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г.,
программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского ( 5-9 классы),
пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.:
Просвещение, 2011. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утвержденного приказом Минобразования РФ.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
•
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
•
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
•
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
•
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
•
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
•
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
•
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
•
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу
и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
•
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую
деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство
как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств —
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает
возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
2
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в
начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного
образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и
окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида
искусства.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У
учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка.
Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства,
изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает
возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа,
требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя,
учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы,
основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной
школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Рабочая программа
6класса рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости напрекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его
вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной
индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает
его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
3
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение —
это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность
направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и
прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование
интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у
школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным
искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь
и деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми,
связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к
миру,
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт,
выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его
содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение
отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное
искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен
принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные
связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
4
в ценностно-ориентационной сфере:
•
осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
•
понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
•
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных
формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и
искусства;
в трудовой сфере:
овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
овладение средствами художественного изображения;
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на
основе его эмоционально-нравственной оценки;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной афере:
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации
неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
•
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
•
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
•
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
5
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной
выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе
создания художественных образов;
•
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
•
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках,
книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
•
диалогический подход к освоению произведений искусства;
•
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений
искусства;
в трудовой сфере:
•
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной
художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т.
д.).
•
•
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные
образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических
искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного
опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной
позицией;
6
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны,
края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном
образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений
народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие
замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания
художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в
художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла.
7
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и
смысл.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс.
Обучение и художественное воспитание учащихся в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь
дети знакомятся с искусством изображения как художественным пониманием мира и выражением отношения к нему как особой и
необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом
выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования
рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое
значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе
овладения навыками работы с разнообразными материалами учащиеся приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируют
формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства с
использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества
(умение договориться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие
отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными
возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является
необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационнотехнологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
9
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности учащихся
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35ч)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия
картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение
ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой
культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются
изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает
произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
1. Изобразительное
Искусство и его виды. Пространственные и временные
Называть пространственные и временные виды
искусство. Семья
виды искусства. Пространственные виды искусства и
искусства и объяснять, в чем состоит различие
пространственных
причины деления их на виды.
временных и пространственных видов искусства.
искусств.
Какое место в нашей жизни занимают разные виды
Характеризовать три группы пространственных
Художественные
деятельности художника, где мы встречаемся с
искусств: изобразительные, конструктивные и
материалы
деятельностью художника.
декоративные, объяснять их различное
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды назначение в жизни людей.
пространственных искусств и их назначение в жизни
Объяснять роль изобразительных искусств в
людей.
повседневной жизни человека, в организации общения
Роль пространственных искусств в создании предметно- людей, в создании среды материального окружения, в
пространственной среды нашей жизни, в организации
развитии культуры и представлений человека о самом
общения людей, в художественном познании и
себе.
формировании наших образных представлений о мире.
Приобретать представление об изобразительном
Виды станкового изобразительного искусства:
искусстве как о сфере художественного познания и
живопись, графика, скульптура.
создания образной картины мира.
Художник и зритель: художественный диалог.
Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о
Творческий характер работы художника и творческий
зрительских умениях и культуре, о творческой
характер зрительского восприятия.
активности зрителя.
Зрительские умения, зрительская культура и творчество Характеризовать и объяснять восприятие
зрителя.
произведений как творческую деятельность.
Задание: участие в беседе на тему пластических
Уметь определять, к какому виду искусства относится
искусств и деления их на три группы (изобразительные, рассматриваемое произведение.
конструктивные и декоративные).
Понимать, что восприятие произведения искусства —
10
Значение особенностей художественного материала в
создании художественного образа.
Художественный материал и художественный
изобразительный язык.
Художественный материал и художественная техника.
Основные скульптурные материалы: особенности их
выразительности и применения.
Графические материалы и их особенности.
Живописные материалы. Разные виды красок и их
применение в разных видах работы художника.
Задание: выполнение композиции с целью исследования
художественных возможностей красок (гуашь, акварель,
акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина,
перо, тушь, пастель и др.).
Материалы: живописные и графические материалы,
бумага.
2. Рисунок — основа
Рисунок — основа мастерства художника. Виды
изобразительного
рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе
творчества
над произведением любого вида пространственных
искусств.
Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий
рисунок как самостоятельное графическое
произведение.
Выразительные возможности графических материалов.
Навыки работы с графическими материалами.
Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение
рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Задание: выполнение зарисовок с натуры отдельных
растений, травинок, веточек, соцветий или простых
мелких предметов.
Материалы: карандаши разной твердости, уголь,
фломастер, гелевая ручка, тушь (на выбор учителя),
бумага.
3. Линия и ее выразительные Выразительные свойства линии, виды и характер
возможности Ритм линий линейных изображений.
Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма
творческая деятельность на основе зрительской
культуры, т. е. определенных знаний и умений.
Иметь представление и высказываться о роли
художественного материала в построении
художественного образа.
Характеризовать выразительные особенности
различных художественных материалов при создании
художественного образа.
Называть и давать характеристики основным
графическим и живописным материалам.
Приобретать навыки работы графическими и
живописными материалами в процессе создания
творческой работы.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма,
вкус в работе с художественными материалами.
Приобретать представление о рисунке как виде
художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и
художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и
художественности различных видов рисунков
мастеров.
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать
пространственные формы.
Овладевать навыками размещения рисунка в листе.
Овладевать навыками работы с графическими
материалами в процессе выполнения творческих
заданий.
Приобретать представления о выразительных
возможностях линии, о линии как выражении эмоций,
чувств, впечатлений художника.
Объяснять, что такое ритм и его значение в создании
11
в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и
зарубежных мастеров.
Задание: выполнение (по представлению) линейных
рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм,
линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в
характере линий — тонких, широких, ломких, корявых,
волнистых, стремительных и т. д.).
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
4. Пятно как средство
выражения. Ритм пятен
5. Цвет. Основы
цветоведения
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в
изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта.
Тон и тональные отношения: темное и светлое.
Тональная шкала. Понятие тонального контраста.
Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна — понятие фактуры.
Граница пятна.
Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно.
Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в
природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и
тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, белая бумага
или бумага для аппликаций, клей.
Понятие цвета в изобразительном искусстве.
Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и
восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга.
Цветовой круг как наглядный геометрический порядок
множества цветов.
Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и
составные цвета.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная
шкала.
изобразительного образа.
Рассуждать о характере художественного образа в
различных линейных рисунках известных художников.
Выбирать характер линий для создания ярких,
эмоциональных образов в рисунке.
Овладевать навыками передачи разного
эмоционального состояния, настроения с помощью
ритма и различного характера линий, штрихов,
росчерков и др.
Овладевать навыками ритмического линейного
изображения движения (динамики) и статики
(спокойствия).
Знать и называть линейные графические рисунки
известных художников.
Овладевать представлениями о пятне как одном из
основных средств изображения.
Приобретать навыки обобщенного, целостного
видения формы.
Развивать аналитические возможности глаза, умение
видеть тональные отношения (светлее или темнее).
Осваивать навыки композиционного мышления на
основе ритма пятен, ритмической организации
плоскости листа.
Овладевать простыми навыками изображения с
помощью пятна и тональных отношений.
Осуществлять на основе ритма тональных пятен
собственный
художественный замысел, связанный с изображением
состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.).
Знать понятия и уметь объяснять их значения:
основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет.
Получать представление о физической природе света
и восприятии цвета человеком.
Получать представление о воздействии цвета на
человека.
Сравнивать особенности символического понимания
цвета в различных культурах.
Объяснять значение понятий: цветовой круг,
12
6.Цвет в произведениях
живописи
7. Объемные изображения в
скульптуре
Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета.
Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего
восприятия цвета в зависимости от взаимодействия
цветовых пятен.
Символическое значение цвета в различных культурах.
Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие.
Задания: 1. Выполнение упражнений на взаимодействие
цветовых пятен. 2. Создание фантазийных изображений
сказочных царств с использованием
ограниченной палитры и с показом вариативных
возможностей цвета («Царство Снежной королевы»,
«Изумрудный город»,«Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Эмоциональное восприятие цвета человеком.
Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное
средство в пространственных искусствах.
Искусство живописи.
Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст.
Понятие теплого и холодного цвета.
Понятие «локальный цвет».
Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой
строй, выражающий образную мысль художника.
Умение видеть цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых
пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка.
Задание: изображение осеннего скульптуре букета с
разным колористическим состоянием (яркий, радостный
букет золотой осени, времени урожаев и грустный,
серебристый, тихий букет поздней осени).
Материалы: гуашь (или акварель, акрил, темпера),
кисти, бумага.
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды
скульптуры и их назначение в жизни людей.
Скульптурные памятники, парковая скульптура,
камерная скульптура, произведения мелкой пластики.
цветотональная шкала, насыщенность цвета.
Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону,
смешения красок, получения различных оттенков
цвета.
Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с
вариациями цвета при создании фантазийной цветовой
композиции.
Различать и называть основные и составные, теплые
и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Создавать образы, используя все выразительные
возможности цвета.
Характеризовать цвет как средство выразительности
в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и
холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет,
сложный цвет.
Различать и называть теплые и холодные оттенки
цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия
художественных произведений, умение любоваться
красотой цвета в произведениях искусства и в реальной
жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания
красками цветовых образов с различным
эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
Называть виды скульптурных изображений,
объяснять их назначение в жизни людей.
Характеризовать основные скульптурные материалы
и условия их применения в объемных изображениях.
13
8. Основы языка изображения
(обобщение темы)
Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности
объемного изображения. Связь объема с окружающим
пространством и освещением. Характер материала в
скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень
(гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь,
железо), дерево и др. Выразительные свойства разных
материалов и применение их в различных видах
скульптуры. Особенности восприятия скульптурного
произведения зрителем, зрительские умения. Обход как
важнейшее условие восприятия круглой пластики.
Задание: создание объемных изображений животных в
разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные
материалы.
Виды изобразительного искусства и их назначение в
жизни людей. Представление о языке изобразительного
искусства как о языке выразительной формы.
Художественные материалы и их выразительные
возможности. Художественное творчество и
художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие
реальности, зрительские умения. Культуросозидающая
роль изобразительного искусства.
Задание: участие в выставке лучших творческих работ
по теме с целью анализа и подведения итогов изучения
материала; обсуждение художественных особенностей
работ.
Рассуждать о средствах художественной
выразительности в скульптурном образе.
Осваивать простые навыки художественной
выразительности в процессе создания объемного
изображения животных различными материалами
(лепка, бумагопластика и др.).
Рассуждать о значении и роли искусства в жизни
людей.
Объяснять, почему образуются разные виды
искусства, называть разные виды искусства,
определять их назначение.
Объяснять, почему изобразительное искусство —
особый образный язык.
Рассказывать о разных художественных материалах и
их выразительных свойствах.
Участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств художественных
произведений.
Участвовать в выставке творческих работ.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
9. Реальность и фантазия в
Изображение как познание окружающего мира и
Рассуждать о роли воображения и фантазии в
творчестве художника
отношение к нему человека. Условность и
художественном творчестве и в жизни человека.
правдоподобие в изобразительном искусстве.
Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку
Реальность и фантазия в творческой деятельности
не только для того, чтобы строить образ будущего, но
художника. Правда искусства как реальность, пережитая также и для того, чтобы видеть и понимать
14
10. Изображение предметного
мира — натюрморт
11. Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира.
человеком. Выражение авторского отношения к
изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в
изобразительном искусстве. Ценность произведений
искусства.
Задание: участие в диалоге об особенностях реальности
и фантазии в творчестве художников.
Многообразие форм изображения мира вещей в разные
исторические эпохи. Изображение предметов как знаков
характеристики человека, его занятий и положения в
обществе. Описательные и знаковые задачи в
изображении предметов. Интерес в искусстве к
правдоподобному изображению реального мира.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории
искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории
искусства. Ритм в предметной композиции.
Задание: работа над натюрмортом из плоских
изображений знакомых предметов (например, кухонной
утвари) с решением задачи их композиционного,
ритмического размещения на листе (в технике
аппликации).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Многообразие форм в мире. Понятие пространственной
формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические фигуры, которые лежат в
основе многообразия форм. Формы простые и сложные.
Конструкция сложной формы из простых
геометрических тел. Метод геометрического
структурирования и прочтения сложной формы
предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.
Задания: 1. Изображение с натуры силуэтов двух-трех
кувшинов как соотношения нескольких геометрических
фигур.
Материалы: карандаш, бумага или материалы для
аппликации.
окружающую реальность.
Понимать и объяснять условность изобразительного
языка и его изменчивость в ходе истории человечества.
Характеризовать смысл художественного образа как
изображения реальности, переживаемой человеком,
как выражение значимых для него ценностей и
идеалов.
Формировать представления о различных целях и
задачах изображения предметов быта в искусстве
разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов
(знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.)
в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного
изображения обычных, простых предметов (кухонная
утварь).
Осваивать простые композиционные умения
организации изобразительной плоскости в натюрморте.
Уметь выделять композиционный центр в
собственном изображении.
Получать навыки художественного изображения
способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические представления в
процессе соотношения цветовых пятен и фактур на
этапе создания практической творческой работы.
Характеризовать понятие простой и сложной
пространственной формы.
Называть основные геометрические фигуры и
геометрические объемные тела.
Выявлять конструкцию предмета через соотношение
простых геометрических фигур.
Изображать сложную форму предмета (силуэт) как
соотношение простых геометрических фигур,
соблюдая их пропорции.
15
2. Конструирование из бумаги простых геометрических
тел.
Материалы: листы белой (ксероксной) бумаги, клей,
ножницы.
Изображение
объема
на
Плоскость и объем. Изображение трехмерного
12.
плоскости
и
линейная пространственного мира на плоскости.
перспектива
Задачи изображения и особенности правил изображения
в эпоху Средневековья. Новое понимание личности
человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира.
Изображение как окно в мир и рождение правил
иллюзорной «научной» перспективы. Перспектива как
способ изображения на плоскости предметов в
пространстве. Правила объемного изображения
геометрических тел. Линейное построение предмета в
пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка
схода. Правила перспективных сокращений.
Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Задания:1. Создание линейных изображений (с разных
точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса (свободные зарисовки
карандашом без использования чертежных
принадлежностей). 2. Изображение с натуры
натюрморта, составленного из геометрических тел.
Материалы: карандаш, бумага.
13. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета.
Источник освещения. Понятия «свет», «блик»,
«полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая
тень». Освещение как выразительное средство. Борьба
света и тени, светлого и темного как средство
построения композиций драматического содержания.
Возрастающее внимание художников в процессе
исторического развития к реальности и углублению
внутреннего пространства изображения. Появление
станковой картины. Картина-натюрморт XVII—XVIII
веков.
Задания: 1. Выполнение быстрых зарисовок
геометрических тел из гипса или бумаги с боковым
освещением с целью изучения правил объемного
Приобретать представление о разных способах и
задачах изображения в различные эпохи.
Объяснять связь между новым представлением о
человеке в эпоху Возрождения и задачами
художественного познания иизображения явлений
реального мира.
Строить изображения простых предметов по правилам
линейной перспективы.
Определять понятия: линия горизонта; точка зрения;
точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху,
снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке.
Объяснять перспективные сокращения в
изображениях предметов
Создавать линейные изображения геометрических тел
и натюрморт с натуры из геометрических тел.
Характеризовать освещение как важнейшее
выразительное средство изобразительного искусства,
как средство построения объема предметов и глубины
пространства.
Углублять представления об изображении борьбы
света и тени как средстве драматизации содержания
произведения и организации композиции картины.
Осваивать основные правила объемного изображения
предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень).
Передавать с помощью света характер формы и
эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.
Знакомиться с картинами-натюрмортами
европейского искусства XVII—характеризовать роль
освещения в построении содержания этих
16
14. Натюрморт в графике
15. Цвет в натюрморте
изображения.
Материалы: карандаш, бумага.
2. Изображение (набросок) драматического по
содержанию натюрморта, построенного на контрастах
светлого и темного.
Материалы: гуашь (темная и белая — две краски),
кисть, бумага или два контрастных по тону листа бумаги
— темный и светлый (для аппликации).
Графическое изображение натюрморта. Композиция и
образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции,
движение и покой, случайность и порядок.
Выразительность фактуры. Графические материалы,
инструменты и художественные техники.
Печатная графика и ее виды. Гравюра и различные
техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп –
оттиск печатной формы.
Задания: 1. Выполнение графического натюрморта с
натурной постановки или по представлению.
Материалы: уголь или черная тушь, перо или палочка,
бумага.
2. Создание гравюры наклейками на картоне (работа
предполагает оттиски с аппликации на картоне).
Материалы, листы картона, резак и ножницы, клей,
одноцветная гуашь или типографская краска, тонкий
лист бумаги, фотовалик и ложка
Цвет в живописи, богатство его выразительных
возможностей. Собственный цвет предмета (локальный)
и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая
организация натюрморта — ритм цветовых пятен.
Выражение цветом в натюрморте настроений и
переживаний художника.
Задания: 1. Выполнение натюрморта, выражающего то
или иное эмоциональное состояние (праздничный,
грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т.
д.).
Материалы: гуашь, кисти, большие листы бумаги.
2. Выполнение натюрморта в технике монотипии.
Материалы: краска, бумага.
произведений
Осваивать первичные умения графического
изображения натюрморта с натуры и по
представлению.
Получать представления о различных графических
техниках.
Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее
виды.
Приобретать опыт восприятия графических
произведений, выполненных в различных техниках
известными мастерами.
Приобретать творческий опыт выполнения
графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне.
Приобретать представление о разном видении и
понимании цветового состояния изображаемого мира в
истории искусства.
Понимать и использовать в творческой работе
выразительные возможности цвета.
Выражать цветом в натюрморте собственное
настроение и переживания.
17
16. Выразительные возможности
натюрморта (обобщение темы)
Предметный мир в изобразительном искусстве.
Узнавать историю развития жанра натюрморта.
Выражение в натюрморте мыслей и переживаний
Понимать значение отечественной школы натюрморта
художника, его представлений и представлений людей
в мировой художественной культуре.
его эпохи об окружающем мире и о себе самих.
Выбирать и использовать различные
Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в
художественные материалы для передачи собственного
искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение
художественного замысла при создании натюрморта.
творческой индивидуальности художника.
Развивать художественное видение,
Задание: создание натюрморта, который можно было бы наблюдательность, умение взглянуть по-новому на
назвать «натюрморт-автопортрет» («натюрморт как
окружающий предметный мир.
рассказ о себе»).
Материалы: гуашь, кисти или пастель, восковые мелки,
бумага
Вглядываясь в человека. Портрет (11 ч)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к
личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и
понимания его.
17. Образ человека — главная
Изображение человека в искусстве разных эпох.
Знакомиться с великими произведениями портретного
тема искусства
История возникновения портрета. Портрет как образ
искусства разных эпох и формировать представления
определенного реального человека. Портрет в искусстве о месте и значении портретного образа человека в
Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Ноискусстве.
вого времени. Парадный портрет и лирический портрет. Получать представление об изменчивости образа
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном человека в истории.
изображении характера человека, его внутреннего мира. Формировать представление об истории портрета в
Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие
русском искусстве, называть имена нескольких
художники-портретисты.
великих художников-портретистов.
Задание: участие в беседе на тему образа человека в
Понимать и объяснять, что при передаче художником
портрете, образновыразительных средств портрета в
внешнего сходства в художественном портрете
живописи, графике, скульптуре.
присутствует выражение идеалов эпохи и авторская
позиция художника.
Уметь различать виды портрета(парадный и
лирический портрет).
Рассказывать о своих художественных впечатлениях.
18-19. Конструкция головы
Закономерности построения конструкции головы
Приобретать представления о конструкции,
человека и ее основные
человека. Большая цельная форма головы и ее части.
пластическом строении головы человека и пропорциях
пропорции
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия
лица.
лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении
форма рта. Подвижные части лица, мимика.
характера модели и отражении замысла художника.
18
20. Изображение головы
человека в пространстве
21. Портрет в скульптуре
22. Графический портретный
рисунок
Задание: выполнение портрета в технике аппликации
(изображение головы с соотнесенными по-разному
деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.).
Материалы: бумага для фона и аппликации, клей,
ножницы.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и
черепной частей головы, соотношение головы и шеи.
Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и
призматическая форма носа. Зависимость мягких
подвижных тканей лица от конструкции костных форм.
Закономерности конструкции и бесконечность
индивидуальных особенностей и физиономических
типов.
Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Задание: зарисовки объемной конструкции головы,
движения головы относительно шеи; участие в диалоге о
рисунках мастеров.
Материалы: карандаш, бумага.
Человек — основной предмет изображения в
скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства.
Выразительные возможности скульптуры. Характер
человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Скульптурный портрет литературного героя.
Задание: создание скульптурного портрета выбранного
литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка
(пластиковая дощечка).
Образ человека в графическом портрете. Рисунок
головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение
человека в графическом портрете. Выразительные
средства и возможности графического изображения.
Расположение изображения на листе. Линия и пятно.
Роль выразительности графического материала.
Задание: создание рисунка (наброска) лица своего друга
или одноклассника (с натуры).
Овладевать первичными навыками изображения
головы человека в процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке и
средствами аппликации.
Приобретать представления о способах объемного
изображения головы человека.
Участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств рисунков мастеров
портретного жанра
Приобретать представления о способах объемного
изображения головы человека.
Вглядываться в лица людей, в особенности личности
каждого человека.
Создавать зарисовки объемной конструкции головы.
Знакомиться с примерами портретных изображений
великих мастеров скульптуры, приобретать опыт
восприятия скульптурного портрета.
Получать знания о великих русских скульпторахпортретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного
изображения головы человека.
Получать представление о выразительных средствах
скульптурного образа.
Учиться по-новому видеть индивидуальность
человека (видеть как художник-скульптор).
Приобретать интерес к изображениям человека как
способу нового понимания и видения человека,
окружающих людей.
Развивать художественное видение,
наблюдательность, умение замечать индивидуальные
особенности и характер человека.
Получать представления о графических портретах
мастеров разных эпох, о разнообразии графических
средств в решении образа человека.
19
Материалы: уголь, бумага.
23. Сатирические образы
человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное
преувеличение. Отбор деталей и обострение образа.
Сатирические образы в искусстве.
Карикатура. Дружеский шарж.
Изображение дружеского шаржа.
Задание: создание сатирических образов литературных
героев или дружеских шаржей.
Материалы: тушь, перо, бумага.
24. Образные возможности
освещения в портрете
Выразительные, преображающие возможности
освещения. Роль освещения при создании образа.
Изменение образа человека при различном освещении.
Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет,
направленный сбоку, снизу, рассеянный свет,
изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и выполнение набросков
(пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.
Материалы: гуашь (три краски — темная, теплая и
белая), кисти, бумага или материалы для аппликации,
монотипии.
25. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное
воздействие цвета. Соотношение портретного
изображения и его фона как важнейшей составляющей
образа. Цвет и тон (темное — светлое). Цвет и характер
освещения. Цвет как выражение настроения, характера и
индивидуальности героя портрета.
Цвет и живописная фактура.
Задание: создание портрета знакомого человека или
литературного героя.
Материалы: пастель или восковой мелок (для
Овладевать новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей,
передавать индивидуальные особенности человека в
портрете.
Получать представление о жанре сатирического
рисунка и его задачах.
Рассуждать о задачах художественного
преувеличения, о соотношении правды и вымысла в
художественном изображении.
Учиться видеть индивидуальный характер человека,
творчески искать средства выразительности для его
изображения.
Приобретать навыки рисунка, видения и понимания
пропорций, использования линии и пятна как средств
выразительного изображения человека.
Узнавать о выразительных возможностях освещения
при создании художественного образа.
Учиться видеть и характеризовать различное
эмоциональное звучание образа при разном источнике
и характере освещения.
Различать освещение «по свету», «против света»,
боковой свет.
Характеризовать освещение в произведениях
искусства и его эмоциональное и смысловое
воздействие на зрителя.
Овладевать опытом наблюдательности и постигать
визуальную культуру восприятия реальности и
произведений искусства.
Развивать художественное видение цвета, понимание
его эмоционального, интонационного воздействия.
Анализировать цветовой строй произведений как
средство создания художественного образа.
Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по
выбору) портретов великих мастеров, характеризуя
цветовой образ произведения.
Получать навыки создания различными материалами
портрета в цвете.
20
26. Великие портретисты
прошлого
линейного наброска), гуашь, кисть, пастель (для
завершения образа), бумага.
Нарастание глубины образа человека в истории
европейского и русского искусства. Выражение
творческой индивидуальности художника в созданных
им портретных образах. Личность художника и его
эпоха. Личность героя портрета и творческая
интерпретация ее художником. Индивидуальность
образного языка в произведениях великих художников.
Задание: создание автопортрета или портретов близких
людей (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь, кисть, бумага.
Узнавать и называть несколько портретов великих
мастеров европейского и русского искусства.
Понимать значение великих портретистов для
характеристики эпохи и ее духовных ценностей.
Рассказывать об истории жанра портрета как о
последовательности изменений представлений о
человеке и выражения духовных ценностей эпохи.
Рассуждать о соотношении личности портретируемого
и авторской позиции художника в портрете.
Приобретать творческий опыт и новые умения в
наблюдении и создании композиционного портретного
образа близкого человека (или автопортрета).
27. Портрет в изобразительном
Особенности и направления развития портретного
Получать представления о задачах изображения
искусстве XX века
образа и изображения человека в европейском искусстве человека в европейском искусстве XX века.
XX века. Знаменитые мастера европейского
Узнавать и называть основные вехи в истории
изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А.
развития портрета в
Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.). Роль и место
отечественном искусстве XX века.
живописного портрета в отечественном искусстве XX
Приводить примеры известных портретов
века.
отечественных художников.
Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь
Рассказывать о содержании и композиционных
человека с историей своей страны, стремление выразить средствах его выражения в портрете.
правду жизни в образе человека своего времени, трагизм Интересоваться, будучи художником, личностью
в жизни человека, красота устремленности и
человека и его судьбой.
созидательной силы человека, красота молодости и
многие другие темы в лучших работах отечественных
портретистов XX века.
Задание: участие в выставке лучших работ класса;
посещение художественного музея, выставки.
Человек и пространство. Пейзаж (6 ч)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в
развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж
настроения.
21
28. Жанры в
изобразительном искусстве
29. Изображение пространства.
Правила построения
перспективы. Воздушная
перспектива
Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт,
портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр.
Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает
на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать
художник, называется «содержанием произведения».
Историческое развитие жанров и изменения в видении
мира. История жанров и целостное представление о
развитии культуры. Пейзаж как образ природы и жанр
изобразительного пейзажа.
Задание: участие в беседе на тему жанров в
изобразительном искусстве, особенностей образно –
выразительных средств жанра пейзажа.
Проблема изображения глубины пространства на
плоскости. Способы изображения пространства в
различные эпохи. Особенности системы изображения в
культурах Древнего Востока: Древний Египет,
Месопотамия. Пространственное изображение предмета
и его развитие в искусстве античного мира.
Символическое пространство в искусстве
Средневековья. Обратная перспектива и зримый мир
духовных образов.
Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в
эпоху Возрождения. Изображение глубины пространства, присутствие наблюдателя и открытие правил
линейной перспективы. Картинная плоскость и
пространство изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств
выражения, как форма определенного содержания, обусловленного культурой эпохи и мировоззрением
художника.
Навыки изображения уходящего вдаль пространства.
Схема построения перспективы. Присутствие
наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка
схода параллельных линий, пространственные
сокращения. Прямая и угловая перспектива.
Представления о высоком и низком горизонте.
Правила воздушной перспективы, планы воздушной
перспективы и изменения контрастности. Изменения
Знать и называть жанры в изобразительном
искусстве.
Объяснять разницу между предметом изображения,
сюжетом и содержанием изображения.
Объяснять, как изучение развития жанра в
изобразительном искусстве дает возможность увидеть
изменения в видении мира.
Рассуждать о том, как, изучая историю
изобразительного жанра, мы расширяем рамки
собственных представлений о жизни, свой личный
жизненный опыт.
Активно участвовать в беседе по теме.
Различать в произведениях искусства различные
способы изображения пространства.
Получать представление о мировоззренческих
основаниях правил линейной перспективы как
художественного изучения реально наблюдаемого
мира.
Наблюдать пространственные
сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль
предметов.
Приобретать навыки (на уровне общих
представлений) изображения перспективных
сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства.
Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка
зрения», «линия горизонта», «точка схода»,
«вспомогательные линии».
Различать и характеризовать как средство
выразительности высокий и низкий горизонт в
произведениях
изобразительного искусства.
Объяснять правила воздушной перспективы.
Приобретать навыки изображения уходящего вдаль
пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы.
22
30. Пейзаж – большой мир
31. Пейзаж настроения.
Природа и художник
тона и цвета предметов по мере удаления.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи или
вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и
воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь (ограниченной палитры),
кисти, бумага.
Красота природного пространства в истории искусства.
Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае.
Пейзаж как фон и место события в европейском
искусстве. Появление картины-пейзажа как
самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и
романтический в классическом искусстве. Пейзаж как
выражение величия и значительности нашего мира.
Огромный и легендарный мир в пейзаже.
Организация перспективного пространства в картине.
Земля и небо. Роль формата. Высота горизонта в картине
и его образный смысл.
Задание: изображение большого эпического пейзажа
«Дорога в большой мир», «Путь реки» и т. д. (работа
индивидуальная или коллективная с использованием
аппликации для изображения уходящих планов и
наполнения их деталями).
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей для
аппликации.
Изменчивость состояний природы при разной погоде
(сумрак, туман, солнечная погода) в разное время суток
(утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе.
Изменчивость цветовых состояний в природе и умение
их наблюдать. Живопись на природе — пленэр.
Импрессионизм — направление в живописи XIX в.
Задача изображения новых колористических
впечатлений. Постимпрессионизм. Состояние в природе
и настроение художника, его внутренний мир. Роль
колорита в пейзаже настроения. Наблюдение цветовых
состояний и освещения в реальном окружающем мире.
Задания: 1. Создание пейзажа настроения — работа по
представлению и памяти с предварительным выбором
яркого личного впечатления от состояния в природе
Узнавать об особенностях эпического и
романтического образа природы в произведениях
европейского и русского искусства.
Уметь различать и характеризовать эпический и
романтический образы в пейзажных произведениях
живописи и графики.
Творчески рассуждать, опираясь на полученные
представления и свое восприятие произведений
искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже.
Экспериментировать на основе правил линейной и
воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.
Получать представления о том, как понимали красоту
природы и использовали новые средства
выразительности в живописи XIX в.
Характеризовать направления импрессионизма и
постимпрессионизма в истории изобразительного
искусства.
Учиться видеть, наблюдать и эстетически
переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе.
Приобретать навыки передачи в цвете состояний
природы и настроения человека.
Приобретать опыт колористического видения,
создания живописного образа эмоциональных
переживаний человека.
23
32. Пейзаж в русской живописи
33.Городской пейзаж
(например, утро или вечернее солнце, впечатления
наступающей весны). 2. Создание пейзажа на передачу
цветового состояния (например, «Пасмурный день»,
«Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний
мотив» и др.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
История формирования художественного образа
природы в русском искусстве. Образ природы в
произведениях
А. Венецианова и его учеников А. Саврасов. Картина
«Грачи прилетели». Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана
и значение его творчества для развития российской
культуры.
Задание: разработка творческого замысла и создание
композиционного живописного пейзажа (на темы:
«Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на
основе выбранного литературного образа природы в
творчестве А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А.
Есенина.
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории
искусства. Достоверность и фантазия в изображении
города во времена готики и Возрождения. Жанр
архитектурных фантазий и панорамные городские
пейзажи. Появление городского пейзажа в русском
искусстве. Пейзажи старинной Москвы, СанктПетербурга, других русских городов. Значение этих
произведений для современной культуры.
Образ города в искусстве XX в. Разнообразие в
понимании образа города: как урбанистическое
противостояние природе и как обжитая, многосложная
среда современной жизни. Романтический образ города
и город как воплощение истории отечественной
культуры: каменная летопись истории. Значение охраны
исторического образа современного города.
Получать представление об истории развития
художественного образа природы в русской культуре.
Называть имена великих русскихживописцев и
узнавать известные картины А. Венецианова,
А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.
Характеризовать особенности понимания красоты
природы в творчестве И. Шишкина, И. Левитана
Уметь рассуждать о значении художественного
образа отечественного пейзажа в развитии чувства
Родины.
Формировать эстетическое восприятие природы как
необходимое качество личности.
Приобретать умения и творческий опыт в создании
композиционного живописного образа пейзажа своей
Родины.
Принимать посильное участие в сохранении
культурных памятников.
Получать представление о развитии жанра городского
пейзажа в европейском и русском искусстве.
Приобретать навыки восприятия образности
городского пространства как выражения самобытного
лица культуры и истории народа.
Приобретать навыки эстетического переживания
образа городского
пространства и образа в архитектуре.
Знакомиться с историческими городскими пейзажами
Москвы, Санкт- Петербурга, родного города.
Приобретать новые композиционные навыки, навыки
наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения
Овладеть навыками композиционного творчества в
технике коллажа.
24
34. Выразительные возможности
изобразительного искусства.
Язык и смысл (обобщение темы)
Задание: создание городского пейзажа (темы «Наш
город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов
разного тона в технике аппликации или коллажа
(возможна коллективная работа).
Материалы: бумага разная по тону, но сближенная по
цвету, графические материалы, ножницы, клей.
Приобретать новый коммуникативный опыт в
процессе создания коллективной творческой работы.
Обобщение материала учебного года. Роль
изобразительного искусства в жизни людей.
Деятельный характер восприятия мира художником:
умение видеть как результат изобразительной
деятельности. Мир художественного произведения.
Язык изобразительного искусства. Средства
выразительности и зримая речь. Изобразительное
произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения.
Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия
искусства. Восприятие искусства и искусство
восприятия мира.
Задание: участие в беседе о выразительных
возможностях изобразительного искусства; участие в
выставке творческих работ; посещение музея изобразительного искусства.
Уметь рассуждать о месте и значении
изобразительного искусства в культуре, в жизни
общества, в жизни человека.
Получать представление о взаимосвязи реальной
действительности и ее художественного отображения,
ее претворении в художественный образ.
Объяснять творческий и деятельностный характер
восприятия произведений искусства на основе
художественной культуры зрителя.
Узнавать и называть авторов известных
произведений, с которыми познакомились в течение
учебного года.
Участвовать в беседе по материалу учебного года.
Участвовать в обсуждении творческих работ
учащихся.
25