Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Образцовская средняя школа»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
Введено в действие
приказом и.о. директора
МОУ «Образцовская СШ»
от «03» сентября 2018 г. № 142

Рассмотрено и утверждено на заседании
педагогического совета школы
протокол от «31 » августа 2018 г. №01
Председатель педагогического совета школы

_____________Л.В. Котельникова

____________________Л.В. Котельникова
(подпись, расшифровка подписи)

Согласовано на заседании управляющего
совета школы
протокол от « 30» августа 2018г. № 01

Адаптированная
основная общеобразовательная программа
начального общего образования
обучающихсяс тяжелыми нарушениями речи
(далее –ТНР) (вариант 5.1)
муниципального общеобразовательного
учреждения «Образцовская средняя школа»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области

2018 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….3
Пояснительная записка……………………………………………….…..3
Планируемые результаты освоения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования….9
Система оценки достижения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов
освоенияадаптированной основной общеобразовательной
программыначального общего образования……………………….…11
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………..12
Программа формирования УУД _.……………………………………….……...12
Рабочие программы учебных предметов, курсов,
внеурочной деятельности……………………………………………..……....12
Программы духовно-нравственного-развития……………………………..….…12
Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни …………………………………..…….12
Программа коррекционной работы…………………………………….…...12

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………19
Учебный план АООП………………………………………………….……..19
План внеурочной деятельности……………………………………….……..19
Календарный учебный график…………………………………………..……20
Система условий реализации АООП НОО………………………………..……20
Приложение 1……………………………………………………….……22
Приложение 2……………………………………………………….……24
Приложение 3………………………………………………………….…25

2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа начальногообщего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи(далее –ТНР) (вариант
5.1)муниципального общеобразовательного учреждения – Образцовскойсредней школы
(далее – Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности
обучающихся с ТНРс учетом образовательных потребностей и запросов участников
образовательных отношений.
АООП НОО (вариант 5.1) Школы разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .N"«273- ФЗ.
• СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с
изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
организации
обучения
и
воспитания
в
организациях,
осуществляющих
образовательнуюдеятельность
по
адаптированным
основным
образовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее — ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки
РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014.
18.05.2015,31.12.2015).
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом, Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
• Уставом Школы,
• С учетом Примерной адаптированнойосновной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихсяс ТНР, одобренной решением федерального
учебно-методическогообъединения по общему образованию.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования:
Обеспечение достижения выпускником НОО планируемых результатов освоения
АООП НОО (вариант 5.1) на основе комплексного психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с ТНР.
Задачи, реализуемые при получении НОО:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся:
• духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающеепринятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
• формирование желания и основ умения учиться, способности к организации
своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
учетом их индивидуальных особенностей;
•создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья
обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего
поведения в соответствии с ними:
• формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения
в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к
миру, кзнаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
3

образования.
Помимо реализации общих задач при получении НОО АООП НОО (вариант
5.1)предусматривает решение специальных задач:
• своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении:
•
определение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся,
обусловленныхуровнем их речевого развития:
• определение особенностей организации образовательной деятельности
для категорий обучающихся
в соответствии с индивидуальными особенностями,
структурой речевого нарушения развития и степенью его выраженности;
• коррекция индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация и
совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению;
• осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогическойпомощи обучающимся с учётом психофизического и речевого развития и
индивидуальныхвозможностей (в соответствии
с
рекомендациями
психологомедико-педагогическойкомиссии);
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся;
• оказание
консультативной
и
методической
помощи
родителям
(законным представителям) обучающихся.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основнойобщеобразовательной
программы начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –АООП)
начального общего образования (далее – НОО) обучающихся стяжелыми нарушениями
речи (далее – ТНР) – это образовательная программа,адаптированная для обучения детей с
ТНР с учетом особенностей ихпсихофизического и речевого развития, индивидуальных
возможностей,обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается иутверждается
организацией, осуществляющей образовательную деятельностьв соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом(далее – ФГОС) НОО
обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья (далее – ОВЗ) и с учетом
Примерной адаптированной основнойобщеобразовательной программы начального
общего образованияобучающихся с ТНР.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положеныследующие
принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в областиобразования
(гуманистический характер образования, единствообразовательного пространства на
территории Российской Федерации,светский характер образования, общедоступность
образования, адаптациясистемы образования к уровням и особенностям развития и
подготовкиобучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательныхпотребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательныхпотребностей;
онтогенетический принцип;
принцип
комплексного
подхода,
использования
в
полном
объемереабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных
исоциальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектированииАООП НОО
ориентировку на программу основного общего образования, чтообеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ТНР;
4

принцип целостности содержания образования. Содержаниеобразования едино.
В основе структуры содержания образования лежит непонятие предмета, а понятие
«предметной области»;
принцип
направленности
на
формирование
деятельности,
обеспечиваетвозможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной
имдеятельности, способами и приемами познавательной и учебнойдеятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений,сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненнойситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельнойориентировке и активной деятельности в
реальном мире, в действительнойжизни; трансформирование уровня полученных
знаний в областьжизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В
основу
разработки
АООП
НОО
обучающихся
с
ТНР
заложеныдифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихсяс ТНР
предполагает учет особых образовательных потребностей этихобучающихся, которые
определяются уровнем речевого развития,этиопатогенезом, характером нарушений
формирования речевойфункциональной системы и проявляются в неоднородности по
возможностямосвоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с
дифференцированно
сформулированными
в
ФГОС
НОО
обучающихся
с
ОВЗтребованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение
дифференцированного
подхода
обеспечивает
разнообразиесодержания,
предоставляя
обучающимся
с
ТНР
возможность
реализоватьиндивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности
дляпедагогического творчества, создания вариативных образовательныхматериалов,
обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию,развитие способности
обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи в соответствии с ихвозможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положенияхотечественной
психологической науки, раскрывающих основныезакономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуруобразовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развитияобучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, чторазвитие
личности обучающихся с ТНР младшего школьного возрастаопределяется характером
организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода вобразовании
является обучение как процесс организации познавательной ипредметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающейовладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образованияобучающихся с ТНР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимогохарактера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразнойдеятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения визучаемых предметных
областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению;
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развитияобучающихся с
ТНР на основе формирования универсальных учебныхдействий, которые обеспечивают не
5

только успешное усвоение ими системынаучных знаний, умений и навыков, позволяющих
продолжить образование наследующей ступени, но и социальной компетенции,
составляющей основусоциальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступаеторганизация
детского самостоятельного и инициативного действия вобразовательном процессе,
снижение доли репродуктивных методов испособов обучения, ориентация на личностноориентированные, проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях оязыке,
представляющем собой функциональную систему семиотического илизнакового
характера, которая используется как средство общения.
Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентовязыка,
наличие определенных отношений между языковыми единицамиодного уровня и разных
уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что языксуществует
и реализуется через речь, в сложном строении которойвыделяются
различные
компоненты
(фонетический,
лексический,грамматический, семантический), тесно
взаимосвязанные на всех этапахразвития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образованииобучающихся
ТНР является включение речи на всех этапах учебнойдеятельности обучающихся.В
контексте разработки АООП начального общего образованияобучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых иинтеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями,умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системногонедоразвития в
процессе освоения содержания предметных областей,предусмотренных ФГОС НОО и
коррекционно-развивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели –формирование
речевого взаимодействия в единстве всех его функций(познавательной, регулятивной,
контрольно-оценочной и др.) в соответствии сразличными ситуациями.
Общая характеристика адаптированной основнойобщеобразовательной программы
начального общего образования
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получаетобразование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям кмоменту завершения обучения
образованию сверстников с нормальнымречевым развитием, находясь в их среде и в те же
сроки обучения.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим
или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкаястепень выраженности
дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся собщим недоразвитием речи III - IV
уровней речевого развития различногогенеза
(например,
при
минимальных
дизартрическихрасстройствах,ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех
компонентов языка, для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированныхна
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
сТНР
коррекционных мероприятий и требований к результатам освоенияобучающимися
программы коррекционной работы. Обязательнымиусловиями реализации АООП НОО
обучающихся с ТНР являютсялогопедическое сопровождение обучающихся,
согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых
образовательныхпотребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
6

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитиемречи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительнойсистемы родного
языка вследствие дефектов восприятия и произношенияфонем.
Отмечается
незаконченность
процессов
формированияартикулирования и восприятия звуков,
отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность
произношения звуковкрайне вариативна и может быть выражена в различных
вариантах:отсутствие,
замены
(как
правило,
звуками
простыми
по
артикуляции),смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам
звуковойсистемы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития являетсяпониженная
способность к дифференциации звуков, обеспечивающаявосприятие фонемного состава
родного языка, что негативно влияет наовладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушениемформирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (чтопроявляется одновременно в
искажении звуков, звукослоговойструктурыслова, в просодических нарушениях), либо
нарушением формированияотдельных компонентов фонетического строя речи (например,
толькозвукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговойструктурыслова).
Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевойматериал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные сактивной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нередко выраженным общим недоразвитием речихарактеризуются
остаточными
явлениями
недоразвития
лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы.У таких обучающихся не отмечается
выраженных нарушенийзвукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова
проявляютсяв различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на
уровнеотдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточнаявнятность,
выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатлениеобщейсмазанности речи,
смешение
звуков,
свидетельствующее
о
низкомуровне
сформированности
дифференцированного восприятия фонем иявляющееся
важным
показателем
незакончившегосяпроцессафонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловойстороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в немотсутствуют слова, обозначающие
названия некоторых животных, растений,профессий людей, частей тела. Обучающиеся
склонны использовать типовыеи сходные названия, лишь приблизительно передающие
оригинальноезначение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких
поситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующихвнутри
лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлениемсинонимических и
антонимических отношений, особенно на материале слов сабстрактным значением.
Недостаточность
лексического
строя
речи
проявляется
в
специфическихсловообразовательных
ошибках.
Правильно
образуя
слова,
наиболееупотребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются
впродуцировании
более
редких,
менее
частотных
вариантов.
Недоразвитиесловообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно
внарушении
использования
непродуктивных
словообразовательных
аффиксов,препятствует
своевременному
формированию
навыков
группировокиоднокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава,
чтовпоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскомуязыку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языкаособенно
ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц спереносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки вупотреблении
грамматических форм слова.
7

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции спридаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,инверсии.Лексикограмматические средства языка у обучающихся сформированныеодинаково. С одной
стороны, может отмечаться незначительное количествоошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностьюосуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильногоответов, с другой – устойчивый характер
ошибок, особенно всамостоятельной речи.
Отличительной
особенностью
является
своеобразие
связной
речи,характеризующееся нарушениями логической последовательности,застреванием на
второстепенных деталях, пропусками главных событий,повторами отдельных эпизодов
при составлении рассказа на заданную тему,по картинке, по серии сюжетных картин. При
рассказывании о событиях изсвоей жизни, составлении рассказов на свободную тему с
элементамитворчества
используются,
в
основном,
простые
малоинформативныепредложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаютсяразнообразные
нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких,повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизмвозникновения которых обусловлен
недостаточной
сформированностьюбазовых
высших
психических
функций,
обеспечивающих процессы чтения иписьма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным дляобучающихся с ТНР
относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группыриска (совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначениелогопедической помощи на этапе
обнаружения первых признаков отклоненияречевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленнымнарушением перед
началом обучения в школе; преемственность содержания иметодов дошкольного и
школьного образования и воспитания,ориентированных на нормализацию или полное
преодоление отклоненийречевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условияхобразовательных организаций
общего
или
специального
типа,
адекватногообразовательным
потребностям
обучающегося и степени выраженности егоречевого недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,реализуемого как
через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных
курсов, так и в процессеиндивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояниевысших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической ирегуляторной деятельности на
основе обеспечения комплексного подхода приизучении обучающихся с речевыми
нарушениями и коррекции этихнарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средстввоздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогическогосопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующихустранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторнойсферы, состояния высшей
нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программыпри изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областямс учетом необходимости
коррекции речевых нарушений и оптимизациикоммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путемрасширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей,изменения количества учебных часов и
использования соответствующихметодик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательномпространстве для
разных категорий обучающихся с ТНР;
8

постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
исформированности социальной компетенции обучающихся, уровня идинамики развития
речевых процессов, исходя из механизма речевогодефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в томчисле
специализированных компьютерных технологий, дидактическихпособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходныхпутей» коррекционного воздействия на
речевые процессы, повышающихконтроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличиимедицинских
показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптациипутем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных
контактов, обучения умению выбирать и применятьадекватные коммуникативные
стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активноговключения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком, организацияпартнерских отношений с
родителями.

Планируемые результаты освоения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияобучающимися с
ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НООдополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыминарушениями речи
программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работыдолжны
соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняютсягруппой специальных
требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолениюнарушений
устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения иписьма: отсутствие
дефектов звукопроизношения и умение различатьправильное
и
неправильное
произнесение
звука;
умение
правильновоспроизводить различной сложности
звукослоговую структуру слов какизолированных, так и в условиях контекста; правильное
восприятие,дифференциация,
осознание
и
адекватное
использование
интонационныхсредств выразительной четкой речи;умение произвольно изменять
основныеакустические характеристики голоса; умение правильно осуществлятьчленение
речевого
потока
посредством
пауз,
логического
ударения,интонационной
интенсивности; минимизация фонологического дефицита(умение дифференцировать на
слух и в произношении звуки, близкие поартикуляторно-акустическим признакам);
умение осуществлять операцииязыкового анализа и синтеза на уровне предложения и
слова; практическоевладение основными закономерностями грамматического и
лексическогострояречи;сформированность лексической системности; умение правильно
употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными,так и
непродуктивными словообразовательными моделями; овладениесинтаксическими
конструкциями различной сложности и их использование;владение связной речью,
соответствующей
законам
логики,
грамматики,композиции,
выполняющей
коммуникативную функцию; сформированностьязыковых операций, необходимых для
овладения
чтением
и
письмом;сформированность
психофизиологического,
психологического,лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и
9

письмом;владение
письменной
формой
коммуникации
(техническими
и
смысловымикомпонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые
мотивык изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основногосредства
человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должныотражать:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватнооценивать свои силы,
понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физическойнагрузке, в приеме медицинских
препаратов, осуществлении вакцинации;написать при необходимости SMS-сообщение;
умение адекватно выбратьвзрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать
возникшуюпроблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;умение
принимать решения в области жизнеобеспечения; владениедостаточным запасом фраз
и определений для обозначения возникшейпроблемы;
- овладение социально­бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни:
прогресс в самостоятельности и независимости в быту ишколе; представления об
устройстве домашней и школьной жизни; умениеадекватно использовать лексикон,
отражающий бытовой опыт и осуществлятьречевое сопровождение своих действий,
бытовых ситуаций; умениевключаться в разнообразные повседневные школьные дела;
умение адекватнооценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в
общейколлективной деятельности; умение договариваться о распределении функцийв
совместной деятельности; стремление ребенка участвовать в подготовке ипроведении
праздника; владение достаточным запасом фраз и определенийдля участия в подготовке и
проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержатьразговор, задать
вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание,опасения, завершить разговор;
умение корректно выразить отказ инедовольство, благодарность, сочувствие; умение
поддерживать продуктивноевзаимодействие в процессе коммуникации; умение получать
информацию отсобеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции
речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условияхкоммуникации в
соответствии с коммуникативной установкой; позитивноеотношение и устойчивая
мотивация к активному использованиюразнообразного арсенала средств коммуникации,
вариативных речевыхконструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог;
умениеизлагать свое мнение и аргументировать его; умение использоватькоммуникацию
как средство достижения цели в различных ситуациях;прогресс в развитии
коммуникативной функции речи;
- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытовогоповедения
ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя иокружающих; способность
прогнозировать последствия своих поступков;понимание значения символов, фраз и
определений, обозначающих опасностьи умение действовать в соответствии с их
значением; осознание ценности,целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем;умениеустанавливать причинно-следственные связи между условиями
жизни,внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мирена
основе наблюдений и практического экспериментирования; умениеустанавливать
взаимосвязь общественного порядка и уклада собственнойжизни в семье и в школе,
соответствовать этому порядку; наличие активного взаимодействие с миром, понимание
собственной результативности;прогресс в развитии познавательной функции речи;
- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своегосоциального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей: знаниеправил поведения в разных социальных
ситуациях с людьми разного статуса(с близкими в семье, учителями и учениками в школе,
незнакомыми людьми втранспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и
определений длявзаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми
разногосоциального
статуса;представления
о
вариативности
социальных
10

отношений;готовность
к
участию
в
различных
видах
социального
взаимодействия;овладение средствами межличностного взаимодействия; умение
адекватноиспользовать
принятые
в
окружении
обучающегося
социальные
ритуалы;умение
передавать
свои
чувства
в
процессе
моделирования
социальныхотношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особымиобразовательными
потребностями обучающихся.

Система оценки достижения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемыхрезультатов
освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемыхрезультатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценкупредметных, метапредметных и
личностных результатов, в том числеитоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемыхрезультатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценкудостижения обучающимися с
ТНР планируемых результатов освоенияпрограммы коррекционной работы в поддержке
освоения АООП НОО,обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностейобучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемыхрезультатов освоения
программы коррекционной работы
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемыхрезультатов
освоения программы коррекционной работы является достижениеуровня речевого
развития, оптимального для обучающегося при реализациивариативных
форм
логопедического воздействия (подгрупповые,индивидуальные логопедические занятия) с
сохранением базового объемазнаний и умений в области общеобразовательной
подготовки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО Школы, может
использоваться метод экспертной оценки (заключенияспециалистовшПМПк) на основе
мнений группы специалистов школьного психолого-педагогического консилиума
(шПМПк), работающих с ребенком.

11

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1 Программа формирования УУД _АООП НОО обучающихся с ТНР (далее Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы.
2. Рабочие
программы по учебнымпредметам: математика, окружающий мир,
технология,
музыка,
изобразительное
искусство,
физкультура,
внеурочной
деятельностисоответствуют ООП НОО Школы. Рабочие программы по учебным
предметам русский язык и литературное чтение учитывают особые образовательные
потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации
образовательной деятельности.
3.Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР
соответствуют ООП НОО Школы.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни соответствуют ООП НОО Школы.
5. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной
поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающимися с ТНР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
• СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 №189 (с
изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24. 11.2015),
• СанПин2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения ивоспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для
обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10. 07.20 15 №26.
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки
РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10,2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014,
18.05.2015, 31.12.2015),
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1 598,
• Уставом Школы.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения, и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной
деятельности.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностейобучающихся с ТНР
программа коррекционной работы расширяется за счетвключения индивидуальноориентированного коррекционно-логопедическоговоздействия, сквозными направлениями
которого выступают: работа попреодолению нарушений фонетического компонента
речевой функциональнойсистемы; фонологического дефицита и совершенствованию
лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и
коррекциинарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Коррекционнаяработа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного
процесса, приизучении предметов учебного плана и на логопедических
занятиях,проводимых
на
базе
организованных
при
общеобразовательных
организацияхлогопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений
12

устнойречи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма,препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметнымобластям,
работа
по
формированию полноценной речемыслительнойдеятельности.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
•
через
содержание
и
организацию
образовательной
деятельности
(индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного использования
языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации
полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся
успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения
к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному
обучению);
• в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей
областивформе специально организованных индивидуальных и групповых занятий
(по оказаниюкоррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения,
коррекции нарушенийустной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и
письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным
областям);
• в
рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся; степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по
необходимости;
Цельюпрограммы коррекционной работы является комплексное психолого-медикопедагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной
деятельности (позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся
с ОВЗ (ТНР), в том числе детей -инвалидов.
Задачи программы:
• своевременное выявление детей с ТНР;
• определение особых образовательных потребностей детей с ТНР;
• определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
• создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР АООП НОО, их
интеграции в Школе;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи рассматриваемой категории обучающихся с учётом особенностей их психического
и (или) физического развития, индивидуальных возможностей:
• организация индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического
воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического компонента речевой
функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений
чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;
• разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
• Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист
призван решать
проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
13

• Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также
взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем
обучающегося, участие в данном процессе всех
участников образовательной
деятельности.
• Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
• Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для
получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом
и (или) психическом развитии.
• Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает
соблюдение
гарантированных
законодательством
прав
родителей
(законных
представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования,
организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные
права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями
(законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в
специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную
деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в
соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР.
Программа коррекционной работы Школы
включает взаимосвязанные
направления, которые отражают её содержание:
• диагностическая работа;
• коррекционно-развивающая работа;
• консультативная работа;
• информационно-просветительская работа.
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с
ТНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию
им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы.
Диагностическая работа включает:
• раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации:
• комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической
информации от специалистов Школы;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление
его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся:
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
14

• изучение
адаптивных
возможностей
и
уровня
социализации
обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
•системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой
развития ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных),
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся
с ОВЗ с коррекционных
программ/методик, методов и приёмов обучениям в
соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционноразвивающихзанятий специалистов);
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося
вдинамике образовательного
процесса,
направленное
на
формирование
универсальныхучебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его
поведения;
•социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативнаяработа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психологопедагогическихусловий
обучения, воспитания, коррекции развития и социализации
обучающихся.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса:
• консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору
индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
• к о н с у л ь т а т и в н у ю помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса —
15

обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в
развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам —
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснениюиндивидуально-типологических
особенностей
различных
категорий
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной
поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагоговпсихологов, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-медикопедагогического консилиума (далее — шПМПк), которые входят в его постоянный состав.
ШкольныйПМПк является основным механизмом взаимодействия специалистов.
Персональный состав шПМПк ежегодно утверждается приказом директора Школы.
Основные требования к условиям реализации программы:
- психолого-педагогическое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
• обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР:
• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима: использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
•
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач: обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение
в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития
ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося
сверстника: использование специальных методов, приёмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на
особые
образовательные
потребности
детей:
дифференцированное
и
индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях);
16

• обеспечение
здоровьесберегающих
условий
(оздоровительный
и
охранительный режим,
укрепление
физического
и
психического
здоровья,
профилактика
физических, умственных
и психологических
перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
• обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий:
• развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционнойработы используются:
• адаптированные основные общеобразовательные программы начального
общегообразования,
• коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,
• случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану - использование
адаптированных образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная
работа
осуществляется
специалистами
соответствующейквалификации, имеющими специализированное образование, и
педагогами, прошедшими обязательную курсовую профессиональную подготовку.
В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагогапсихолога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующейдолжности.
Специфика организации образовательной и коррекционнойработы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации
работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования
детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развитая в здание и помещения Школы,
организацию их пребывания обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся
с ОВЗ), также позволяющих, обеспечить адаптивную и коррекцнонно-развивающую
среду Школы;
• наличие кабинета для занятии с педагогом-психологом(1)
• наличие кабинета для логопедических занятий (1)
Информационное обеспечение
17

Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды, и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей),педагогов ксетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
1.
Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня
содержания образования - достижение личностных, метапредметных. предметных
результатов АООП НОО.
2.
Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или
психического развития.
3.
Социальная адаптация обучающихся.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются
в программах обязательных коррекционно-развивающих курсов.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП НОО
вынесены в Приложение 3.

18

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Учебный план АООП
Учебный план АООП НОО вариант 5.1 (обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы.
2. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 5.1) разработан
на
основе следующих нормативно-правовых документов:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ,
• СанПиНами 2.4,2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013. 24.11.2015),
• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
и
воспитания
в
организациях,
осуществляющих
образовательнуюдеятельность по адаптированным основным образовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее — ФГОС), утвержденным приказом Министерства
образованиянауки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010,
22.09.2011,
18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденныйприказомМинобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
План
внеурочной
деятельности
направлен
на
достижение
обучающимисяпланируемых результатов освоения АООП начального общего
образования
и
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
особенностей,
образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных
представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до
10 часов в неделю по следующим направлениям:
• спортивно-оздоровительное
• общекультурное
• общеинтеллектуальное
• духовно-нравственное
• социальное.
Для обучающихся с ТНР обязательной частью внеурочной деятельности
является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая
область
поддерживает
процесс
освоения
содержания
АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся.
Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы,
отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются
обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на
основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую
область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся.
19

Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционн оразвивающую область, ООП НОО определяет Школа.
Распределение
часов
внеурочной
деятельности
по
направлениям
(включая коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации,
названия, количества часов на каждый класс на текущий учебный год в Приложении 2.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающихзанятий АООП НОО
вынесены в Приложение 3.
3.Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику
ООН НОО школы.
4. Система условий реализации АООП НОО
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинг метапредметных универсальных учебных
действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагогпсихолог совместно с учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы на ступень обучения по учебным
предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей
области.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются
различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 5.1), работа по самообразованию
педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности
учебно-воспитательного процесса.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический
кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим
планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам
коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности.
Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут
принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, учителя-логопеды,
социальный педагог, педагог-психолог), происходит оптимизация внутренних ресурсов
школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники, планово поэтапно проходят
курсовую переподготовку.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках
школьногоПМПк, в постоянный состав которого входят учителя-логопеды, педагогипсихологи.
Материально -технические условия
Материально-техническое
обеспечение
заключается
в
создании
надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей
с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения
Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для
обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды Школы:
• наличие- кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
• наличие кабинета для логопедических занятий (1)
• наличие кабинета для занятий ритмикой (1)
20

Реализация АООП НООтребует обеспечение оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
(приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. от №986).
Реализация
данного направления определяет необходимость укомплектования
начальной школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность
использования и создания информации, выступления с аудио-, видео- и графическим
сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность
осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях,
доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и
региональных центрах информационно-образовательныхресурсов.
Классы
оборудованы и используются педагогами для проведения уроков с
применением образовательных ИКТ. Все кабинеты начальных классов, специалистов
оборудованы безопасным доступом в Интернет с целью использования электронных
образовательных ресурсов федеральных и региональных центров) информационнообразовательных ресурсов.
Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО размещаются на
сайте Школы; рассматриваются в ежегодном публичном отчете Школы; являются
обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских
собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях.

21

Приложение 1.
План реализации программы коррекционной работы
Формы и методы
Сроки
работы
Диагностическое направление
Своевременное
Выявление обучающихся с
Стартовая
Сентябрь
выявление
особы ми образовательным и
диагностика
обучающихся с ОВЗ потребностями
обследования
для создания
Направление на ТПМПК
Подготовка
Апрель – Май, август
специальных
необходимой
условий получения
документации
образования
Цель

Содержание деятельности

Мониторинг динамики развития Анализ
обучающихся, успешности
результатов
освоения программы обучения деятельности
обучающихся,
успеваемости

Организация
мероприятий,
способствующих
личностному
развитию
обучающихся,
коррекции
недостатков
устной речи,
профилактика и
коррекция
нарушений
чтения и письма,
освоению
базового
содержания
образования

Непрерывность
специального
сопровождения

По итогам
учебного года

Ответственный
Специалисты
Специалисты,
учителя, ведущие
коррекционные
занятия, классный
руководитель
Специалисты,
учителя, ведущие
коррекционные
занятия, классный
руководитель

Проектирование и
Анализ
По необходимости
корректировка коррекционных результатов
мероприятий
обследования
Коррекционно-развивающее направление
Составление программы
Программа
Сентябрь
сопровождения обучающегося сопровождения
(перечень курсов
коррекционноразвивающей
области)

Специалисты,
учителя

Разработка групповых и
Программы занятий Сентябрь
индивидуальных коррекционных
программ (курсов коррекционноразвивающей области ) в
соответствии с особыми
образовательными
потребностями обучающихся

Специалисты,
учителя

Проведение индивидуальных
и групповых коррекционноразбивающих занятий,
необходимых для преодоления
нарушения развития и трудностей
обучения

Занятия

Социальное сопровождение
Занятия,
обучающегося в случае
наблюдение
неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих
обстоятельствах
Консультативное направление
Выработка совместных
Ознакомление с
обоснованных рекомендаций по рекомендациями по
основным направлениям работы с результатам
обучающимися, единых для всех диагностики,
участников образовательных
обследования
отношений
Консультирование
По запросам
специалистами педагогов по

Специалисты,
учителя

В течение учебного Специалисты,
года в соответствии учителя
с учебным планом

Социалисты

Сентябрь и/или по
необходимости

Специалисты,
учителя

В течение учебного Специалисты,
года согласно
учителя

22

Разъяснительная
деятельность в
отношении
педагогов и
родителей
(законных
представителей)

решению проблем в развитии
графику
и обучении, поведении и
межличностном
взаимодействии
обучающихся
Консультативная помощь
Беседы с
В течение
семье в вопросах решения
родителями
учебного года
конкретных вопросов
(законными
согласно графику
воспитания и оказания
представителями) консультаций
возможной помощи
обучающихся
обучающемуся в освоении
программы обучения
Информационно – просветительское направление
Рассмотрение вопросов,
Беседы,
В течение
связанных с особенностями
тематические
учебного года по
образовательного процесса и
выступления на
запросам
сопровождения обучающихся родительских
с ограниченными
собраниях,
возможностями здоровья;
ШМО, ПС, сайт,
индивидуальноинформационные
типологических особенностей стенды, печатные
обучающихся с ОВЗ
материалы
Психологическое
Тематические
В течение
просвещение педагогов с
выступления на
учебного года по
целью повышения их
ШМО, ПС,
запросам
психологической
информационные
компетентности
стенды, сайт,
печатные
материалы
Психологическое
Беседы,
В течение
просвещение родителей с
тематические
учебного года по
целью формирования у них
выступления на
запросам
элементарной психологородительских
педагогической компетенции
собраниях,
информационные
стенды

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

23

Приложение 2.

Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности на 2018-2019учебный год
План внеурочной деятельности разработан на основе следующих нормативноправовыхдокументов:
для обучающихся 1-х классов по АООП (вариант 5.1) на основе нормативноправовых документов, указанных в АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ;
План внеурочной деятельности направлен
на достижение
обучающимися
планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и
обеспечивает реализацию индивидуальных
особенностей,
образовательных
потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10
часов в неделю по следующим направлениям:
* спортивно-оздоровительное
* общекультурное
* общеинтеллектуальное
* духовно-нравственное
* социальное.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 5.1 (кроме
коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы,
Для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО вариант 5 . 1 ) в соответствии с ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ обязательной частью внеурочной деятельности является
коррекционно- развивающая область.
Коррекциенно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания
АООП НОО. Обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы,
отводимые на коррекционно-развивающую область, (включаются в часы, отводимые на
внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются
обязательными.Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе
рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
Чередованием учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционноразвивающую область, ООП НОО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года
обучения.
По АООП (вариант 5.1) в коррекционно-развивающей области выделены часы
следующих коррекционных курсов:
* Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с целью
восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтики
изучения сложных разделов учебной программы, овладения орфографическими навыками.
* Коррекционно-развивающие занятия по чтению - 1 час с целью формирования
полноценного навыка чтения, развития связной речи,
* Логопедические Коррекционно-развивающие занятия: с целью формирования
навыков письменной речи - 1 час по развитию графомоторных навыков и с целью
коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова - 1 час по формированию
звуковой стороны речи;
* Коррекционно-развивающие занятия с психологом - 1 час с целью развития
и коррекции психических процессов.

24

Приложение 3.
План внеурочной деятельности
АООП обучающихся с ТНР (вариант 5.1) на 2018-2019 учебный год
Направления
внеурочнойдеят-ти
деяте
Коррекционнодеятельности
развивающая
область(вариант 5.1)

Формы
организации

Кол-во часов в
неделю

Название

1

Индивидуальные
занятия

Коррекционно-развивающиезанятия по
языку (кружок английского языка)
Коррекционно-развивающие занятия по
чтению

Индивидуальные
занятия

Логопедические коррекционноразвивающие занятия

1

Групповые занятия

Коррекционно-развивающие занятия
(танцевальный кружок)

1

Групповые занятия

Коррекционно-развивающиезанятия по
математике (кружок «Математика с
увлечением»)

1

Групповые занятия

Итого:

1

5

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».