Дополнения к основной общеобразовательной программе среднего общего образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Образцовская средняя школа»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
Рассмотрена и принята на заседании
Управляющего совета
МОУ «Образцовская средняя школа»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Протокол от «14 » апреля 2021 г. №3

Введено в действие
приказом директора
МОУ «Образцовская СШ»
от « 14 » апреля 2021 г. №67
_____________Л.В. Котельникова

Дополнения
к основной общеобразовательной программе
среднего общего образования
муниципального общеобразовательного
учреждения «Образцовская средняя школа»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области

2021 г.

В текст Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ
«Образцовская СШ» внести следующие дополнения:
Пункт 1.5.5. (Предметные результаты освоения ООП СОО) дополнить следующим
содержанием:
Родной (русский язык) и родная (русская) литература
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
 сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека,
общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в
различных формах и на разные темы;
 включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
 сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным
ростом;
 сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству
познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к
ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры;
 сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и
осознание исторической преемственности поколений;
 свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература"
включают предметные результаты учебных предметов: "Родной язык", "Родная литература"
(базовый и углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения
базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в
речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение
и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном
языке;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы
для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.
Родной (русский) язык
Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых
слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Образ
человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир
русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен,
рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Развитие языка как объективный процесс. Основные тенденции развития современного
русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление
значений слов в современном русском языке.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о

книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания
(приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в
построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии,
Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное
общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
Родной (русский) язык
Обучающиеся научатся:
 осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни
человека;
 объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и
комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
 понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;
 понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным
компонентом;
комментировать
историю
происхождения
фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
 распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
 владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее
соответствия основным нормам современного литературного языка;
 использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения
этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать
слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;



определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
 правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация,
просьба, принесение извинений и др.;
 использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие
противостоять речевой агрессии.
Родная (русская) литература
10 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка»,
сказки.
Ф.М. Достоевский Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя
Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения;
мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их
ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация,
ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».
«Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин Рассказ «Красный цветок»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в
истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах
будущего).
Г.И. Успенский Эссе «Выпрямила»
11 класс
Проблемно-тематические блоки

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
В.Я. Брюсов Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в
мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения;
ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов Пьеса «Жестокие игры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
А.А. Фадеев Романы «Молодая гвардия»
Э.Веркин Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация,
ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…»,
«Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня»,
«Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в
природе…»
Н.М. Рубцов Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя
песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в
истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах
будущего).
Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
Родная (русская) литература
Выпускник на базовом уровне научится:
 демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;



в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения
для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
 в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов
своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения,
носящие проблемный характер и требующие анализа;
 в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя
произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;
 обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой
выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов
художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения
действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;
 определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости.
 анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей
определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие
на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или
закрытого финала, противопоставлений в системе образов
 персонажей и пр.);
 анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки
зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того,
что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или
гипербола);
 осуществлять следующую продуктивную деятельность:
 давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных
его уровнях в их единстве и взаимосвязи, и понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической
эпохе (периоду);
 давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернетресурсов и т. д.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
 анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);










анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведений (например, кино- или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как
интерпретируется исходный текст;
узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,
эпохой;
анализировать произведения современной литературы;
рассматривать книгу как нравственный ориентир;
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы,
предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и
драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».