РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебному курсу «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс п. Образцы 2024 1. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету " Основы социальной жизни " для учащихся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)составлена на основе: • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 декабря 2012; • СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление от 28.09.2020 № 28); • ФГОС для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599; • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Образцовская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области, утвержденной приказом от 11.08.2016 №02; • программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы, сборник под ред. В.В. Воронковой; • Учебным планом основного общего образования для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год. Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: 1. Ковалева Е. А. Технология. Сельскохозяйственный труд.. 8 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Ковалева Е. А.- М.: Просвещение, 2022. Основной целью обучения профильного труда является всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры, как основа для получения обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: − создать условия для развития социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); − обучить обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; − ознакомить с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; − ознакомить с массовыми рабочими профессиями, сформировать устойчивые интересы к определенным видам труда, побудить к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; − формировать представление о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, 2 содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе; − ознакомить с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся; − формировать трудовые навыки и умения, технические, технологические, конструкторские и первоначальные экономические знания, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде; − коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; − развивать регулятивные функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формировать коммуникативную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность. Основной формой организации учебного процесса по предмету «Профильный труд» является: - урок, -практическая работа, -самостоятельная работа, -фронтальная работа. Основные технологии: Личностно-ориентированная Деятельностный подход Уровневая дифференциация Информационно-коммуникативные Здоровьесберегающая Игровая Проектная Основными видами деятельности учащихся по предмету являются: Беседа (диалог) Работа с книгой Практическая деятельность: уход за растениями, животными Самостоятельная работа Работа по карточкам 3 Работа по плакатам Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологии Методы обучения: беседа, словесные, наглядные, практические, лабораторные работы, экскурсии Методы стимуляции: Демонстрация наглядных объектов ИТК Дифференцированное, разноуровневое обучение Наглядные пособия, раздаточный материал Создание увлекательных ситуаций Занимательные упражнения Экскурсии Декады трудового обучения Участие в конкурсах Участие в выставках 2. Общая характеристика учебного предмета «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд) 8 класс Программа содержит оптимальный объем знаний и навыков по сельскому хозяйству, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах и по построению и объёму учебного материала является базовой. Функциями программы являются: 1. Обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области: - создание условий формирования прочных профессиональных трудовых умений и навыков; - создание условий для повышения познавательной деятельности обучающихся; - создание условий для развития творческих способностей обучающихся; - создание условий для развития индивидуального развития обучающихся; - создания условий благоприятного климата в коллективе; - создание безопасных условий труда); 2. Формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; 3. Обеспечение целостности развития личности обучающегося с учётом возрастных особенностей обучающихся. 4. Реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; 4 Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий как, наблюдение, экскурсии, лабораторные работы с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность работ. Преподавание базируется на основе полученных знаний обучающимися на основе общеобразовательных предметов: природоведение и математика, биология. Рабочая программа учебного предмета профильного труда «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся 8 класса включает осенние сельскохозяйственные работы: обработка почвы, уборка цветников, опавшей осенней листвы, скошенной травы, уход за садовыми дорожками, уход за комнатными цветковыми растениями. На занятиях по растениеводству обучающиеся знакомятся с основами овощеводства и цветоводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания зелёных овощей, рассады цветковых растений, изучают правила и приёмы ухода за цветочными клумбами, побелки плодовых деревьев. Также ребята узнают о свойствах и условиях хранения удобрений. Присутствуют темы о домашних животных. С целью профориентационной работы, индивидуализации процесса обучения, применения инновационных технологий выращивания растений используется специальное оборудование – переносной комплект для естественно – научного биологического практикума «Чудогрядка». С целью экологического воспитания обучающихся уроках по темам «Почва» используется специальное оборудование - тренажер игровой имитатор в виде конвейерной ленты с бункером мусоросборником. Исходя из возможностей обучающихся, местных климатических условий, отсутствия базового предприятия, материальной базы учебного заведения увеличено количество часов на изучение тем по растениеводству за счёт учебных часов по животноводству и птицеводству. Для закрепления знаний по каждому разделу проводятся практические упражнения. Для проверки умений и знаний в конце каждого триместра проводится контрольная работа. Программа способствует профориентации и социальной адаптации обучающихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что благотворно сказывается на качестве обучения обучающихся. Занятия по учебному предмету профильного труда «Сельскохозяйственный труд» различаются по соотношению изучаемого материала: теоретического и практического. Теоретические занятия Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся профессиональных знаний (технических, технологических и др.). По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы: 1. Изучение инструментов и оборудования. 2. Знакомство со свойствами материалов. 3. Первоначальное усвоение технологических операций. 4. Изучение этики и эстетики профессионального труда. Комплексные практические работы Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду. Происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся, путем применения их при выполнении 5 трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, заканчивая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций. Самостоятельные и контрольные работы Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых обучающиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Контрольные работы выполняются в конце каждого раздела. Межпредметная интеграция занятий по профильному труду осуществляется: с предметной областью «Математика» - расчеты для построения, подсчет стоимости строительных и отделочных материалов; использование ПК и программных средств при изучении разделов учебной программы: с предметной областью «Язык и речевая практика» - обогащение словарного запаса, развитие речи через поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях; с предметной областью «Естествознание» - влияние деятельности людей на состояние окружающей среды; с предметной областью «Человек и общество» - ознакомление с историей возникновения отделочных материалов, инструментов и т.д.; изучение кодексов законов о труде, основных правах и обязанностях рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина. Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. При этом предполагается, что изучение теоретического материала программы должно быть связано с выполняемыми практическими работами. Содержание программы предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от получения знаний, до применения их в повседневной жизни. 3. Место курса в базисном учебном плане. В соответствии с ФГООС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебный предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд) в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на - 238 часов в год при 7 часах в неделю (34 учебных недель). 4. Планируемые результаты освоения рабочей программы по предмету "Профильный труд" Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГООС, предполагает достижения ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Профильный труд» для обучающихся 8 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. 6 На уроках профильного труда будут формироваться следующие личностные результаты: - принятие и освоение социальной роли обучающегося; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах; - развитие мотивации к изучению предмета; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности; - выражение желания учиться и трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности; - осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфические для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Минимальный уровень: − знать названия материалов; процесс их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре,учебе, отдыхе; − знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требованияпри работе с производственными материалами; − знать и применять правила безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенические требования привыполнении работы; 7 − − − − − − − уметь пользоваться технологической картой, используемой в процессе изготовленияизделия; знать составление стандартного плана работы; понимать и оценивать красоту труда и его результатов; давать эстетическую оценку предметам и уметь их использовать в повседневнойжизни; учитывать мнение товарищей и педагога при организации собственной деятельностии совместной работы; комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижение товарищей; принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охранеприроды и окружающей среды. Достаточный уровень: − осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с физическими, декоративно - художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно- практической деятельности; − производить отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов; − владеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.); − понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; − уметь выполнить самооценку своего труда с помощью учителя; − понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы. Изучение предмета «Профильный труд» в 8 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий (БУД): Личностные учебные действия: - понимать необходимость применения социально-бытовых знаний в повседневной жизни. - учиться контролировать процесс и результат учебной и практической деятельности. - развивать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде, активно включаться в социальную среду. - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. - формирование разумных потребностей, умений соизмерять их с материальными возможностями. - стремиться посредством трудовой деятельности удовлетворять свои потребности. - развитие таких качеств, как деловитость, практичность, бережливость, экономичность, хозяйственность, всесторонняя подготовка к 8 будущей самостоятельной жизни. - развитие отрицательного отношения к иждивенчеству, бесхозяйственности, тунеядству. Коммуникативные учебные действия: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях - слушать собеседника, - вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; - обучение умению непринужденно вести себя во время разговора; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: - уметь применять свои знания и умения в повседневной жизни. - уметь ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни. - уметь оценивать свой результат. Познавательные учебные действия: - применение в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания. - расчленение сложного учебного материала на связанные между собой и логически завершенные части; - точно следовать полученным указаниям и инструкциям; - выделение главных существенных сторон предмета или явления; - отражение в речи выполняемых практических действий до начала, во время и после работы; - связь новых сведений с ранее усвоенными; - варьирование материала при повторении; - соблюдение правил безопасности и санитарно-гигиенических требований на уроках. - расширять знания учащихся относительно источников приобретения информации. 9 5. Содержание учебного предмета «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд) в 8 классе I четверть Вводное занятие Подведение итогов обучения в VII классе. Задачи на предстоящий учебный год. Краткое содержание работы в первой четверти. Охрана и труд. Спецодежда. Овощево дство Уборка семенников редиса и укропа Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Сроки уборки семенников. Дозревание семян. Условия их хранения. Практические работы. Срезка засохших стеблей редиса и укропа под корень. Подвешивание пучков стеблей в проветриваемом помещении. Обмолот и очистка семян зимой. Уборка капусты Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Сроки уборки капусты ранних и поздних сортов. Причины разрыва кочана на корню и влияние этого явления на его сохранность. Способы уборки капусты. Переработка капусты и зимнее хранение кочанов. Практические работы. Уборка кочанов, удаление верхних листьев. Отбор кочанов на первоочередное потребление и переработку. Отбор на корню кочанов для зимнего хранения, удаление из почвы вместе с корнями, подвешивание за кочерыгу в хранилище. С а д о в о д с т в о Малина и смородина Объект работы. Ягодный кустарник. Теоретические сведения. Продолжительность жизни и урожайность ягодного кустарника. Влияние плодородия почвы и погоды на урожай ягод. Размножение смородины отводками и черенками. Размножение малины корневыми отпрысками. Выращивание посадочного материала смородины из черенков. Сроки заготовки черенков. Сроки и способы посадки малины и смородины. Умение. Выращивание малины и смородины. Практические работы. Подготовка почвы под посадку малины (вскапывание почвы, внесение удобрений). Разметка линий рядов. Выкапывание канавки по линии ряда. Выкапывания корневых отпрысков малины на старых посадках или подвоз сортовых, заранее купленных. Установка стеблей в канавку, расправка корней, засыпка почвой, уплотнение. Подготовка почвы под посадку черенков смородины (внесение перегноя или компоста, глубокое вскапывание почвы). Осенний уход за плодовыми деревьями Объект работы. Плодовое дерево. Теоретические сведения. Высокорослые и карликовые плодовые деревья: виды, их распространение в местных условиях. Понятие о приствольном круге плодового дерева. Осенние меры борьбы с вредителями плодового сада. Правила перекопки приствольного круга и внесения в него удобрения. Практические работы. Вырезка сухих ветвей. Удаление отмершей коры, сбор ее на подстилку, сжигание. Сбор зимних гнезд вредителей. Выкопка канавки по периметру приствольного круга, внесение минеральных удобрений в нее по норме. Перекопка приствольных кругов у плодовых деревьев 10 с радиальным направлением борозд. Осенний влагозарядковый полив плодового сада (по необходимости). Практическое повторение Виды работ. По выбору. Уборка овощей и картофеля, заготовка перегноя, торфа и дерновой земли, подготовка парникового хозяйства к зиме или осенний уход за ягодными кустарниками. Самостоятельная работа По выбору. Посадка малины с предварительной разметкой рядов или перекопка приствольного круга плодового дерева. II четверть Вводное занятие Животноводство Крупный рогатый скот Объект работы. Корова. Теоретические сведения. Виды крупного рогатого скота (коровы, быки-производители, молодняк разного возраста). Раздельное содержание разных видов крупного рогатого скота. Внешнее строение коровы и некоторые особенности крупного рогатого скота. Наглядное пособие. Изображение всех видов крупного рогатого скота. Экскурсия. Животноводческая ферма. Умение. Распознавание статей коровы. Упражнение. Определение основных статей коровы. Молочно-товарная ферма Теоретические сведения. Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы. Оборудование коровника на школьной ферме. Ознакомление с оборудованием коровника в ближайшем коллективном или фермерском хозяйстве, а также в крестьянском подсобном хозяйстве. Способы удаления навоза, поение животных и раздача кормов. Телятник, моечное и молочное отделения, машинное отделение, помещение для приготовления кормов, навозохранилище, силосные башни, траншеи, площадки для хранения грубых кормов в коллективном хозяйстве. Постройки и сооружения для содержания коров в индивидуальных и фермерских хозяйствах. Оборудование коровника на школьной ферме. Экскурсия. Ближайшее коллективное, фермерское или подсобное крестьянское хозяйство. Молочно-товарная ферма или коровник. Меры безопасности при уходе за крупным рогатым скотом Теоретические сведения. Правила безопасности при уборке стойл, проходов и кормушек, раздаче корма, выпуске коров на выгульный двор или пастбище. Меры и правила электро- и пожаробезопасности при работе на молочной ферме. Наглядное пособие. Плакаты по безопасности труда на животноводческой ферме. Уход за коровами зимой Объект работы. Корова. Теоретические сведения. Стойловое содержание коровы. Оборудование стойла. Способы раздачи кормов, поения животного и удаления навоза на разных фермах. Необходимость постоянной чистки стойл при стойловом содержании коровы. Чистка коровы, инструменты и приспособления дляэтого. Правила безопасной работы инструментами и приспособлениями. Умение. Уход за коровой. 11 Практические работы. Чистка стойла от навоза, сбрасывание навоза в проход. Раскладка чистой подстилки. Удаление навоза из прохода в навозохранилище. Чистка коровы. Чистка кормушки. Корма для коровы Объект работы. Корова. Теоретические сведения. Виды и характеристика корма для коровы (грубые, сочные, концентрированные, зерновой, отходы технических производств, комбикорма). Умение. Распознавание кормов для коровы. Упражнение. Определение вида корма для коровы. Подготовка кормов к скармливанию корове Теоретические сведения. Корма, даваемые без обработки. Грубые, сочные и концентрированные корма, требующие обработки. Способы резки соломы, кормовых корнеплодов и бахчевых культур. Запаривание кормов. Машины и приспособления для обработки кормов. Смешивание грубых и сочных кормов с концентратами. Практические работы. Мойка кормовых корнеплодов. Измельчение кормовых корнеплодов, тыквы или кормового арбуза. Смешивание измельченного сочного корма с дертью или отрубями. Резка соломы, заваривание ее кипятком и посыпка мукой или отрубями. Практическое повторение Виды работы. Уборка коровника. Кормление свиней и уход за ними. Уборка свинарника. Подготовка кормов к скармливанию. Самостоятельная работа Определение грубых и концентрированных кормов. Подготовка соломы к скармливанию корове. III четверть Вводное занятие Животноводство Кормление сухостойной и дойной коров зимой Объект работы. Корова. Теоретические сведения. Дойный и сухостойный периоды в жизни коровы. Сухостой (запуск) коровы. Нормы и рационы кормления дойных и сухостойных коров. Особенности кормления коровы, находящейся в сухостое, и новотельной коровы. Очередность раздачи кормов. Рационы кормления коров на школьной ферме и в других животноводческих хозяйствах. Умение. Отмеривание суточной нормы кормов на одну корову. Практические работы. Распределение суточной нормы на разовые согласно принятому рациону. Определение количества корма на группу коров, исходя из разовой нормы на одну голову. Раздача кормов на глаз исходя из разовой нормы. Ручное доение коровы и учет надоя молока Объект работы. Корова. Теоретические сведения. Строение вымени коровы. Формы сосков. Режим доения. Правила ручного доения. Додаивание и массаж вымени. Скорость доения. Посуда для молока. Подготовка коровы к доению. Понятие о припуске молока. Значение полного выдаивания коровы. 12 Приспособления для учета надоя молока. Умение. Ручное доение коровы. Учет надоя молока. Практические работы. Подготовка молочной посуды. Подготовка к доению. Подготовка коровы к доению. Доение кулаком. Массаж вымени, додаивание. Измерение молока молокомером. Первичная обработка молока и уход за молочной посудой Объект работы. Коровье молоко. Теоретические сведения. Приспособления для процеживания и охлаждения молока. Моющие средства для ухода за молочной посудой. Правила мойки и сушки молочной посуды. Умение. Процеживание молока. Практические работы. Процеживание молока. Охлаждение молока. Уход за молочной посудой (мытье — теплой водой, ополаскивание — холодной). Просушка молочной посуды. Овощеводство Защищенный грунт Объект работы. Теплица. Теоретические сведения. Значение парника и теплицы в овощеводстве. Устройство и обогрев теплицы весенней и зимней. Регуляция температуры в теплице. Тепличные грунты. Теплицы стеллажная и грунтовая. Весенние работы в парнике и теплице. Практические работы. Подготовка весенней теплицы к работе. Заполнение стеллажей земляной смесью, полив ее теплой водой. Выращивание рассады томатов Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Строение и биологические особенности растения томата. Сорта томатов (для открытого грунта, для весенней и зимней теплиц). Необходимость рассады для выращивания растений томата как в открытом, так и в защищенном грунте. Расчет сроков посева семян томата для высадки рассады в открытый грунт. Расчет количества корней рассады для посадки на запланированном участке. Расчет количества посевных ящиков для посева семян томата. Сроки посева семян в ящики. Умение. Выращивание помидоров. Практические работы. Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Посев семян томата, полив. Уход за всходами (полив, установка на светлое место). Подготовка стеллажа теплицы для пикировки рассады. Пикировка рассады томата на стеллажах теплицы. Систематический полив и проветривание теплицы. Выращивание кочанного салата в теплице Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Возможность получения ранней витаминной продукции. Сроки посева семян салата для получения рассады. Условия выращивания салата кочанного. Способы посадки рассады салата. Уход за рассадой в ящике и за растениями в теплице. Сроки уборки урожая. Умение. Выращивание салата. Практические работы. Подготовка ящиков к посеву. Посев семян салата. Уход за всходами. Подготовка стеллажей теплицы к посадке рассады. Выравнивание грунта, полив. Разметка посадочных рядков. Посадка рассады (полив ящиков с растениями, выборка рассады и посадка ее в лунки по разметке). Полив. Дальнейший уход за растениями. Уборки урожая (в конце мая). Практическое повторение Виды работы. Уборка коровника, подготовка кормов. Доение коров. Кормление коровы. Закладка парника. 13 Самостоятельная работа. Ручное доение коровы и первичная обработка молока. IV четверть Вводное занятие Садоводство Посадка черенков смородины и уход за ними Объект работы. Ягодный кустарник. Теоретические сведения. Сроки посадки черенков черной смородины. Правила посадки. Расстояния между черенками при посадке. Уход за посаженными черенками. Практические работы. Рыхление вскопанной осенью почвы. Разметка рядов, полив. Наклонная посадка черенков с заглублением до верхней почки. Полив после посадки. Уход за черенками (рыхление почвы, подкормка, поливы). Наблюдения за появлением и ростом листьев и стеблей на черенках. Весенний уход за молодыми посадками малины Объект работы. Ягодный кустарник. Теоретические сведения. Признаки благополучной перезимовки посаженных осенью молодых растений. Практические работы. Обрезка подмерзших верхушек стеблей. Подкормка растений и рыхление почвы. Посадка плодового дерева Объект работы. Плодовое дерево. Теоретические сведения. Высокорослые и карликовые плодовые деревья. Ширина междурядий и расстояния в ряду между деревьями с большим объемом кроны, с кроной средних размеров и карликовыми. Способы разметки для посадки плодовых деревьев. Размеры посадочных ям. Правила выкопки посадочных ям. Внесение удобрений. Подготовка саженцев к посадке, инструменты и приспособления для посадки саженцев. Правила безопасного обращения с ними. Практические работы. Разметка посадочных ям. Выкопка посадочных ям. Заполнение посадочной ямы смесью верхнего слоя почвы с органическими удобрениями. Установка кола в середине посадочной ямы. Установка саженца на холмик, расправление корней, засыпка почвой посадочной ямы, уплотнение почвы вокруг саженца ногами, полив. Подвязка саженца к колу. Овощеводство Высадка рассады томатов в открытый грунт или под временное пленочное укрытие Объект работы. Овощи. Теоретические сведения. Сроки высадки рассады томатов в открытый грунт или под временное пленочное укрытие. Расстояния между рядами и между растениями в ряду. Перегной как лучшее органическое удобрение под томаты. Способы устройства временного пленочного укрытия для рассады. Практические работы. Разметка посадки рассады томатов. Выкопка лунок по разметке. Внесение перегноя в лунки, полив. Выборка рассады со стеллажей теплицы (с комом земли). Посадка рассады в лунки, полив. Первоначальный уход за растениями. Выращивание огурцов в открытом грунте Объект работы. Овощи. 14 Теоретические сведения. Строение растения огурца. Условия произрастания растений огурца. Сорта огурцов для открытого грунта, распространенные в местных условиях. Сорта для потребления в свежем виде и для заготовки на зиму. Сроки посева семян огурца в открытый грунт. Способы посева (ширина междурядий и расстояния в рядках). Выращивание огурца на утепленных гребнях и грядках. Умение. Выращивание огурцов. Практические работы. Подготовка почвы (вспашка участка, разметка линий посева). Углубление посевных борозд, внесение в них перегноя. Намачивание семян. Посев семян (раскладка в посевные борозды, заделка). Прореживание всходов. Поливы и подкормки. Подготовка утепленных гребней и гряд (выкопка канавок для одно-: строчной и двухстрочной посадки, закладка в канавки навоза, су- ; хой соломы или зеленой травы, насыпка перегноя, смешанного с почвой, выравнивание поверхности). Посев семян огурца, полив.) = Уход за растениями. Практическое повторение Виды работы. По выбору. Закладка парника, посадка картофеля, уход за рассадой в парнике или теплице. Уход за плодоносящим садом. Самостоятельная работа Разметка почвы, подготовка лунок и посевных борозд, высадка рассады томатов или посев семян огурца. 6. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы «Профильный труд» В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: если обучающиеся верно выполняют • от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт); • от 51% до 65% заданий - «хорошо»; • свыше 65% - «очень хорошо» (отлично). Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы призвана решать следующие задачи: - закреплять основные направления и цели оценочной деятельности; - описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 15 - ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; - обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; - предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; - позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют основу результатов. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с умственной отсталостью содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности. Отметочная система оценивания предметных результатов вводится со второго класса. Критерии оценок: Знания и умения обучающихся по предмету « Профильный труд» оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу Оценка «5» ставится, если учащийся: - полностью освоил учебный материал; - умеет изложить его своими словами; - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «4» ставится, если учащийся: - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; - подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «3» ставится, если учащийся: - не усвоил существенную часть учебного материала; - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; 16 - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; - слабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2» ставится, если учащийся: - почти не усвоил учебный материал; - не может изложить его своими словами; - не может подтвердить ответ конкретными примерами; - не отвечает на большую часть дополнительных вопросов Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ Отметка «5» ставится, если учащийся: - творчески планирует выполнение работы; - самостоятельно и полностью использует знания программного материала; - правильно и аккуратно выполняет задание; - умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами. Отметка «4» ставится, если учащийся: - правильно планирует выполнение работы; - самостоятельно использует знания программного материала; - в основном правильно и аккуратно выполняет задание; - умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами. Отметка «3» ставится, если учащийся: - допускает ошибки при планировании выполнения работы; - не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; - допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; - затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. Отметка «2» ставится, если учащийся: - не может правильно спланировать выполнение работы; 17 - не может использовать знания программного материала; - допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; - не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. Проверка и оценка практической работы учащихся «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный; «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок; «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. Оценивание теста учащихся производится по следующей системе «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %; «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества; «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов. Критерии оценки проекта 1. Оригинальность темы и идеи проекта. 2. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности). 3. Эстетические критерии (композиционная завершенность). 4. Экономические критерии (экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства). 5. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде ; экологическая безопасность). 6. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации). Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе – это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе. 18 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ. 1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями. 2. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой. 7. Тематическое планирование по предмету «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд) 8 класс (7 часов в неделю, 238 часа, 34 учебных часов) № п/п Раздел. Тема урока Количество часов Характеристика видов деятельности обучающихся Дата по плану Дата по факту Растениеводство. Уборка урожая – 20 ч 1-5 6-10 Уборка семенников укропа 5 - Созревание семян в зонтиках семенников укропа 1 - ПР: «Уборка семенников укропа» 2 - ПР: «Обмолот и очистка семян укропа» 2 Уборка семенников редиса 5 - Цветоносные стебли редиса 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Осмотр семенников укропа и нахождение зонтиков с созревшими семенами, готовые к уборке, и зонтики с зелеными недозревшими семенами. Уборка семенников укропа. Обмолот и очистка семян укропа. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, 19 11-12 13-16 17-20 - ПР: «Уборка семенников редиса» 2 - ПР: «Обмолот и очистка семян редиса» 2 Хранение семян 2 - Хранение очищенных и просушенных семян - Подготовка семян к хранению. 1 1 Уборка капусты 4 - Капуста ранних сортов - Капуста средних сортов - Капуста поздних сортов 1 1 1 - ПР: «Уборка поздней капусты» 1 Простейшая переработка капусты 4 совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание семенников редиса, семян редиса в стручке, определение готовности семян к уборке, подсчет количества семян редиса в стручке. Уборка семенников редиса. Обмолот и очистка семян редиса. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Хранение очищенных и просушенных семян. Подготовка семян к хранению. Изготовление этикеток. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание растений капусты на школьном участке, определение места срезки кочана капусты, уборка капусты. Организация рабочего места, выполнение 20 - Переработка кочанов. Квашение капусты - Соление и укладка капусты - Наблюдение за процессом брожения капусты 1 1 1 -ТЕСТИРОВАНИЕ: «Уборка урожая» 1 тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Подготовка кочанов капусты к квашению и добавочных материалов, шинкование (измельчение), соление капусты, наблюдение за процессом брожения капусты. Посадка малины и смородины – 24 ч 21-23 24-28 Малина 3 - Некоторые особенности малины - Сорта малины 1 2 Посадка малины 5 - Подготовка почвы под посадку малины - Подготовка саженцев малины - Посадка саженцев малины 1 1 1 - ПР: «Посадка саженцев малины» 1 - ПР: «Подготовка почвы и внесение 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание и нахождение отличительных признаков у сортов малины. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание и нахождение на 21 удобрений» 29-32 33-34 35-42 Весенний уход за молодыми посадками малины 4 - Обрезка саженцев малины - Полив, подкормка, рыхление саженцев малины 1 1 - ПР: «Уход за молодыми посадками малины в весеннее время 2 Смородина 2 - Некоторые особенности растения смородина - Сорта смородины 1 1 Выращивание посадочного материала смородина 8 - Выращивание саженцев черной смородины - Выращивание саженцев красной смородины 1 1 - ПР: «Осенняя посадка черенков черной 2 саженцах малины почки. Нахождение на корневой поросли почки, из которой вырастет новый побег. Посадка саженцев малины. Подготовка почвы и внесение удобрений. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Выкапывание корневой поросли малины, уход за молодыми посадками малины, полив, рыхление, подкормка. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание куста смородина, нахождение отличительных признаков, изучение сортов смородины. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды 22 смородины» 43-44 - ПР: «Выращивание посадочного материала красной смородины 2 - ПР: «Уход за черенками черной смородины в весеннее время» 2 Посадка смородины 2 - Подготовка почвы. Посадка узкополосным способом 1 ТЕСТИРОВАНИЕ: «Посадка малины и смородины» 1 спецодежды, правила техники безопасности. Нарезка черенков кустарников и прикрепление их к земле деревянными шпильками. Подготовка почвы и внесение удобрений, посадка черенков, отведение ветвей (отводков) и уход за ними. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Посадка смородины узкополосным способом. Осенний уход за плодоносящим садом – 20 ч 45-46 47-48 Высокорослые и низкорослые плодовые деревья 2 - Высокорослые (сильнорослые) деревья - Низкорослые (слаборослые, карликовые) деревья. 1 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Нахождение отличий слаборослых плодовых деревьев от сильнорослых. Вредители плодовых деревьев 2 Организация рабочего места, выполнение 23 49-55 - Распространенные вредители плодовых деревьев 2 Уход за плодоносящим садом ранней осенью 7 - Борьба с вредителями сада - Удаление корневой поросли - Обработка почвы - Внесение удобрений. Нормы и сроки внесения удобрений 1 1 1 1 - ПР: «Сбор ловчих поясов» 1 - ПР: «Внесение удобрений и обработка почвы в приствольных кругах плодоносящих деревьев» 2 тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание карточек с распространенными вредителями плодовых деревьев. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Определение границ распространения горизонтальных корней дерева. Измерение приствольных кругов плодовых деревьев, рассматривание горизонтальных скелетных корней, определение его направления и глубины залегания. Подготовка к внесению и внесение удобрений, обработка почвы. 24 6-64 Уход за плодоносящим садом 9 - Борьба с вредителями сада - Побелка штамбов и ветвей - Санитарная обрезка плодовых деревьев 1 1 1 - «Борьба с вредителями сада поздней осенью» 3 - ПР: «Побелка штамбов плодовых деревьев» 2 - ТЕСТИРОВАНИЕ: «Осенний уход за плодоносящим садом» 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Сбор зимних гнезд насекомых – вредителей сада. Санитарная обрезка плодовых деревьев на кольцо. Очистка штамбов плодовых деревьев, побелка штамбов плодовых деревьев. Защищенный грунт – 18 ч 65-66 Защищенный грунт и его значение 2 - Грунт открытый и защищенный - Использование защищенного грунта 1 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение участка земли и специального сооружения, в которых искусственно создаются благоприятные для растения условия (свет, тепло, влажность почвы, воздух) 25 67-72 73-75 76-78 Утепленный грунт 6 - Индивидуальные укрытия - Групповые укрытия - Укрывной материал и его применение - Каркасные укрытия: тоннельные и шатровые - Паровые гряды и их устройство 1 1 1 1 Парники 3 - Парники углубленные и наземные - Наземный переносной односкатный парник с рамами - Наземный переносной двускатный парник с пленочным покрытием 1 1 Теплицы 3 - Теплицы защищенного грунта - Зимние теплицы - Весенние теплицы 1 1 1 2 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изготовление модели каркаса для тоннельного укрытия из проволоки, прутьев ивы. Изучение устройства паровых гряд. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание устройства углубленного односкатного парника на биологическом обогреве. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Знакомство с устройством стеллажных теплиц и грунтовых. 26 79-82 Весенние работы в парниках и теплицах 4 - Подготовка парников и теплиц 1 - ПР: «Подготовка почвенной смеси для стеллажей теплицы и закладка ее на стеллажи» 2 - ТЕСТИРОВАНИЕ: «Защищенный грунт» 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Подготовка почвенной смеси для стеллажей теплицы и закладка ее на стеллажи. Салат кочанный – 15 ч 83-85 86-88 Строение и некоторые особенности салата кочанного 3 - Строение растения салата кочанного - Некоторые особенности растения салата кочанного - Значение салата кочанного 1 1 Сорта салата кочанного 3 - Сорт салата кочанного – «Майский» - Сорт салата кочанного «Берлинский желтый» - Сорт салата кочанного – «Фестивальный», «Крупнокочанный» 1 1 1 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание листьев, стебля салата кочанного. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание растения салата кочанного разных сортов, сравнение их листьев. 27 89-91 92-97 Выращивание салата кочанного 3 - Выращивание салата кочанного посевом семян в грунт - Рассадный способ выращивание салата кочанного - Удобрения, вносимые под салат кочанный 1 Выращивание салата кочанного в теплице 6 - Посев семян салата кочанного - Пикировка сеянцев рассады салата кочанного - Выращивание рассады салата кочанного в питательных кубиках 1 1 - ПР: «Выращивание салата кочанного в стеллажной теплице» 2 - ТЕСТИРОВАНИЕ: «Салат кочанный» 1 1 1 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение способов выращивания салата кочанного. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Подготовка тепличного грунта. Посадка семян салата кочанного в питательные кубики. Пикировка сеянцев в теплицу. Уход за растениями салата кочанного. Томат – 19 ч 28 8-100 101-103 104-108 Строение и некоторые особенности томата 3 - Строение растения - Некоторые особенности растения - Значение томата 1 1 1 Сорта и гибриды томата 3 - Сорта и гибриды томата - Сорта открытого грунта - Сорта защищенного грунта 1 1 1 Выращивание рассады томата 5 - Посев семян томата - Пикировка сеянцев - Уход за рассадой 1 1 1 - ПР: «Выращивание рассады томата» 2 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание строение растения томат – ствол, листья, пасынки. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание сортов томатов выращиваемых на школьном участке. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Подготовка семян томата к посадке. Посев семян томата. Пикировка сеянцев. Уход за рассадой томатов – полив, рыхление. 29 109-113 114-116 Выращивание томата в открытом грунте 5 - Подготовка почвы и внесение удобрений - Высадка в открытый грунт - Уход за рассадой в открытом грунте 1 1 1 - ПР: «Выращивание томата в открытом грунте» 2 Выращивание томата безрассадным способом 3 - Подготовка почвы и внесение удобрений - Посев семян. Уход за растениями 1 1 - ТЕСТИРОВАНИЕ: «Томат» 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Разметка мест для посадки рассады томата. Высадка рассады томата на участок. Уход за растениями томата в открытом грунте – полив, рыхление. Удаление сорняков, пасынков, подвязка. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Сравнение сроков посева семян томата при выращивании рассады и сроков посева семян в открытый грунт безрассадным способом. Огурец – 12 ч 30 117-119 120-122 123-128 Строение и некоторые особенности огурца 3 - Строение растения огурца - Некоторые особенности растения огурца - Значение огурца 1 1 1 Сорта и гибриды огурца для открытого грунта 3 - Сорта и гибриды огурца 3 Выращивание огурца в открытом грунте 6 - Подготовка почвы и внесение удобрений - Посев семян - Уход за растениями 1 1 1 - ПР: «Выращивание огурца в открытом грунте» 2 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание стебля, листьев, боковых побегов первого и второго порядка растения огурца. Нахождение отличий женского и мужского цветка у растения огурец. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение сортов и гибридов огурца, выращиваемых на полях ближайшего хозяйства, на пришкольном участке. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Подготовка почвы и внесение удобрений. 31 - ТЕСТИРОВАНИЕ: «Огурец» 1 Подготовка семян к посеву. Посев семян. Первоначальный уход за растениями – прореживание, полив, рыхление, прополка. Посадка плодовых деревьев – 19 ч 129-132 133-135 136-141 Выбор места под сад 4 - Рельеф местности - Почвы и подпочвы - Грунтовые воды 1 1 2 Подбор и размещение пород и сортов плодовых деревьев 3 - Порода деревьев в садоводстве - Подбор пород и сортов плодовых деревьев - Размещение плодовых деревьев в саду 1 1 1 Подготовка к посадке плодовых деревьев 5 - Подготовка почвы к посадке - Разбивка участка и разметка мест для посадки саженцев - Подготовка посадочных ям 1 1 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение залегания грунтовых вод на участке под школьный сад. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение сортов - опылителей садовых деревьев. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. 32 142-147 147-150 - ПР: «Подготовка к посадке сада» 2 Разбивка сада и разметка мест для посадки саженца. Подготовка посадочных ям для высадки плодового саженца. Посадка плодовых деревьев 7 - Хранение саженцев плодовых деревьев - Посадка саженцев 1 1 - ПР: «Прикопка саженцев плодовых деревьев на зимнее хранение» 2 - ПР: «Посадка саженцев плодовых деревьев» 2 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Подготовка почвенной смеси и заполнение посадочных ям. Посадка саженцев плодовых деревьев. - ТЕСТИРОВАНИЕ «Посадка плодовых деревьев» 1 Крупный рогатый скот - Значение крупного рогатого скота - Группы крупного рогатого скота - Внешний вид животных - Особенности строения и деятельности органов Животноводство Молочная ферма – 33 ч 4 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, 1 ответы на фронтальный опрос, 1 совместный анализ работы, выставление 1 оценок, уборка рабочего места. 1 Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание внешнего строения крупного рогатого скота, нахождение лопатки, бабки, седалищного бугра, скакательного сустава. 33 151-153 154-156 157-161 Породы крупного рогатого скота 3 - Молочные породы крупного рогатого скота - Молочно-мясные породы крупного рогатого скота - Мясные породы крупного рогатого скота 1 1 Содержание коров и телят на молочной ферме 3 - Коровники и телятники - Условия содержания коров и телят - Способы содержания коров 1 1 1 Крупная молочная ферма с частичной механизацией производственных процессов (экскурсии) 4 - Основное помещение молочной фермы – коровники - Основное помещение молочной фермы телятники 2 1 2 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание рисунков пород коров на форзаце учебника, определение пород данной местности, ближайших хозяйств. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение содержания коров на ближайших хозяйствах – привязное и беспривязное содержание, стойло, боксы. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Экскурсии на молочную ферму ближайшего хозяйства. Знакомство с постройками и сооружениями, находящимися на территории ближайшего хозяйства. 34 162-165 166-169 170-173 Содержание коров на крупной молочной ферме 4 - Устройства и оборудование коровника для привязного содержания коров - Устройство и оборудование коровника для беспривязного содержания коров 2 Содержание телят на крупной молочной ферме 4 - Телятник на молочной ферме. Профилакторий - Устройство и оборудование профилактория - Устройство и оборудование помещения для телят молочного периода - Устройство и оборудование помещения для телят 3-6-месячного возраста Содержание коров и телят на небольшой молочной ферме и в приусадебном хозяйстве 1 - Содержание коров и телят на небольшой ферме - Содержание коров и телят в приусадебном хозяйстве 2 2 1 1 1 4 2 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание картин с оборудованием для стойла коровы, сравнение со стойлами, которые видели во время экскурсий на молочной ферме. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение устройства профилактория, индивидуальных клеток. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание устройства кормушек на ближайших молочных фермах. 35 174-180 Уход за коровами в стойловый период 7 - Уход за коровами 2 - Значение распорядка дня на ферме 2 - ПР: «Уборка коровника и чистка животных в зимнее время» 2 - ТЕСТИРОВАНИЕ: «Молочная ферма» 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Знакомство с распорядком дня на ближайшей молочной ферме. Ежедневная уборка стойла коровы. Еженедельная уборка коровника, чистка коровы. Корма и кормление коров – 58 ч 181-182 183-185 Виды кормов 2 - Виды кормов для животных - Подкормки и добавки 1 1 Зеленые корма 2 - Травы пастбищ 2 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение видов кормов для животных. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Рассматривание зеленых свежевыкошенных трав пастбищ. 36 186-190 191-194 195-198 Грубые корма 6 - Грубые корма – сено 2 - Грубые корма – сенаж 2 - Грубые корма – солома и мякина 2 Сочные корма 4 - Сочные корма – силос 2 - Кормовые корнеплоды, картофель, кормовые бахчевые 2 Концентрированные корма 4 - Зерновые корма 2 - Отходы технических производств 2 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Определение качества сена и соломы во время экскурсий на молочную ферму ближайшего хозяйства. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Определение качества сочных кормов во время экскурсий на молочную ферму ближайшего хозяйства. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение отходов крахмального и свеклосахарного производства – мезга, свекольный жом, барда. 37 199-202 203-206 207-209 Корма животного происхождения 4 - Корма животного происхождения - Молоко и отходы его переработки - Отходы мясной и рыбной промышленности - Белковые добавки для крупного рогатого скота 1 1 1 1 Витаминные, минеральные и комбинированные подкормки 3 - Витаминные подкормки - Минеральные подкормки - Комбинированные подкормки 1 1 1 Комбинированные корма 3 - Комбинированные корма (комбикорма) 3 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение ценных кормов для животных – рыбная мука, мясокостная мука, белковые добавки. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение состава витаминной подкормки для молодняка и взрослых животных крупного рогатого скота. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение состава комбинированных кормов (комбикорма). 38 210-215 216-217 218-220 Состав кормов 6 - Состав корма - Сухое вещество, его состав 1 1 - ЛПР: «Обнаружение крахмала в картофеле и сахара в свекле» 2 - ЛПР: «Обнаружение крахмала и растительного белка в зерновых кормах» 2 Подготовка кормов к скармливанию 2 - Кормовые цеха для подготовки кормов к скармливанию 2 Подготовка грубых кормов 3 - Скармливание сена коровам без подготовки 1 - Подготовка соломы к скармливанию 2 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Обнаружение крахмала в картофеле и сахара в свекле. Обнаружение крахмала и растительного белка в зерновых кормах. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение процесса подготовки кормов к скармливанию. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение процесса запаривания соломы и способов подготовки соломы на фермах ближайшего хозяйства. 39 221-223 224-228 229-232 233-236 Подготовка сочных кормов 4 - Мойка сочных кормов 2 - Измельчение сочных кормов 2 Подготовка концентрированных кормов 5 - Измельчение концентрированных кормов - Увлажнение концентрированных кормов - Осолаживание концентрированных кормов - Дрожжевание концентрированных кормов 1 1 1 1 - ПР: «Подготовка кормов к скармливанию коровам» 1 Понятие о правильном кормлении животных, питательности кормов и кормовой единицы 4 - Правильное кормление животных 2 - Питательность. Кормовая единица 2 Нормы и рационы кормления 4 - Нормы кормления 2 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение способов подготовки сочных кормов на фермах ближайшего хозяйства. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Подготовка кормовых корнеплодов к скармливанию коровам, смачивание соломы, сдабривание соломы. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение кормовой единицы для животных. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление 40 237-240 241-242 237-238 - Рационы кормления 2 оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение таблицы нормы суточного рациона кормления. Кормление сухостойных коров в стойловый период 4 - Лактационный и сухостойный период - Нормы кормления - Рационы кормления - Определение живой массы коровы 1 1 1 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение рациона для сухостойной коровы на ферме ближайшего хозяйства. Кормление дойных коров в стойловый период 2 - Нормы кормления дойных коров в стойловый период - Рационы кормления дойных коров в стойловый период 1 Режим кормления коров в стойловый период 2 - Режим кормления коров в стойловый период ТЕСТИРОВАНИЕ: «Корма и кормление коров» 1 1 Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. Изучение нормы рациона кормления дойных коров в стойловый период на ферме ближайшего хозяйства. Организация рабочего места, выполнение тестового задания, работа с текстом, ответы на фронтальный опрос, совместный анализ работы, выставление оценок, уборка рабочего места. Знать, что является охраной труда, виды спецодежды, правила техники безопасности. 41 42