Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «История России»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно – правовые документы
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.;
- адаптированная основная общеобразовательная программа МАОУ СОШ №4, пос. Школьный;
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- программа воспитания на 2021 – 2026 годы МАОУ СОШ №4;
- Якубовская Э.В. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Вариант 1. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества : 5-9-е классы / Э.В. Якубовская, М.И.
Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2023;
- Бгажнокова И. М. Мир истории. История Отечества. Методические рекомендации. 6–9 классы : учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И. М.
Бгажнокова, И. В. Карелина. — М. : Просвещение, 2020.
I. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимися
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции, воспитания их в духе патриотизма и уважения к
своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета:
- формирование нравственного сознания развивающейся личности, способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Основные задачи изучения предмета:
- овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
- формирование представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
- усвоение терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений,
в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.
В 9 классе изучается история России XX – начала XXI в. В программе 4 больших раздела, которые содержательно
обобщают главные исторические события XX века: Великая революция, Гражданская война, Великая Отечественная война,
послевоенное развитие СССР (1945–1955 гг.), Послевоенное развитие СССР и Российская Федерация в конце XX – начале XXI
века.
II. Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 1 учебный год (2023 - 2024) на 68 часов, по 2 часа в неделю.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами,
особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов:
- цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими
явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
- экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
- объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что
соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе невозможно из-за специфики развития обучающихся.
Содержание обучения имеет практическую направленность. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и
развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и
последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода
в обучении и т.д.
На уроках истории обучающиеся должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины,
современной общеполитической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Материал курса
создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность
широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень
важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать
иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо

помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную
(смысловую) основу изучаемых явлений.
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа создана на основе ФГОС и предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные результаты:
- работать с картой;
- высказывать свое отношение к изучаемым событиям;
- принимать участие в обсуждении вопросов на уроке;
- уметь составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную
составляющую изображений;
- уметь объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах, описаниях;
- уметь самостоятельно делать выводы.
Предметные результаты
Минимальный уровень
Аналогичные с достаточным уровнем
требования с учётом индивидуальных учебных
возможностей обучающихся

Достаточный уровень
объяснять причины:
– начала революции;
– образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;
– начала гражданской войны и интервенции;
– введения нэпа;
знать наиболее яркие события XX–XXI века, исторических персонажей;
объяснять:
– предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941–1945);
– причины неудач Красной армии в начальный период воины;
– меры советского правительства против военной агрессин Германии;

описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла,
приводить примеры из литературных произведений;
показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;
по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной
войны, их последствия для мирового сообщества;
знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событии
войны (Курск, Ленинград и др.);
ориентироваться в:
– основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.;
– причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической партии
на все сферы жизни человека;
– причинах холодной войны и гонки вооружений;
– положении СССР на международной арене;
объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели»,
противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н. С. Хрущёва;
объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере,
внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и
отрицательные результаты;
знать имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена
предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей, художников,
деятелей науки (на основе межпредметных знаний).

V. Содержание учебного материала
Раздел I. Великая российская революция и гражданская война
Великая российская революция
Предпосылки революции. Падение самодержавия, переход власти к Временному правительству и Петросовету. Решение о
созыве учредительного собрания. Основные политические партии: большевики, меньшевики, эсеры, кадеты.
Призыв В. И. Ленина к вооруженному восстанию. Начало октябрьского этапа российской революции. Причины победы
большевиков. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле».
Образование рабоче-крестьянского правительства – временного Совета народных комиссаров (СНК). Установление советской
власти на большей части бывшей Российской империи. Брестский мир. Причины гражданской войны.

Гражданская война
Причины Гражданской войны. Борьба за власть между представителями разных социальных слоёв общества.
Политическое расслоение общества. Создание Рабоче-крестьянской Красной армии. Вооруженные формирования белой армии
против большевиков. Борьба «красных» и «белых» на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале.
Советская власть и Русская православная церковь, национализация церковного имущества, репрессии против
священнослужителей. Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества. Влияние революционных идей на
все виды искусства, расцвет жанра политического плаката, агитбригад и др. Революционная тема в творчестве писателей и
поэтов: М. Горького, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова (выборочно, см. программу по чтению). Воспитание новой
интеллигенции из рабочих и крестьян. Эмиграция интеллигенции за рубеж.
Раздел II. Советское государство в 1920–1930-е годы
Советская Россия в 1920-е годы
Основные меры правительства Советской России в сфере экономики: строжайшая централизация экономики – военный
коммунизм; распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по восстановлению
хозяйства после Гражданской войны. Рост военного производства. Раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение
однопартийной политической системы. Молодёжные коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы). Новая экономическая
политика 1921–1929 гг.: отмена продразвёрстки и замена её продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных
отношений на селе. Финансовая и денежная реформы. Создание Государственной плановой комиссии (Госплан).
Восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и итоги нэпа. Образование СССР. Первая
Конституция СССР (1924 г.). Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В. И. Ленина. Личность И. В.
Сталина, приход Сталина к власти.

Индустриализация в СССР
Экономический

подъём

страны

за

счёт

развития

энергетики,

металлургии,

машиностроения,

химической

промышленности. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение сельскохозяйственного производства, голод 1932–
1933 гг. Насильственное закрепление крестьян на земле. Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа,
политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной рабочей силы в системе ГУЛАГа – спецпереселенцы
(раскулаченные). Культ личности, идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская Конституция 1936 г.
Накануне Второй мировой войны
Приход фашистов к власти в Германии. Обзорно: внешняя политика СССР в 20–40-е гг. XX в.: продвижение в другие
страны коммунистических (интернациональных) идей. Вступление СССР в международную организацию – Лигу Наций.
Заключение союзов с Францией и Англией о взаимопомощи, начало переговоров о заключении военного союза против
Германии, их провал. Начало переговоров с Германией, договор о дружбе и границах (1939).
Раздел III. СССР в Великой Отечественной войне (1941–1945)
Начало Второй мировой войны
Нападение гитлеровской армии на Польшу (1 сентября 1939 г.). Объявление войны Германии со стороны Франции,
Англии. Оккупация немецкими войсками стран Северной Европы. Вступление фашистов в Париж. Англия в схватке с
Германией. Ультиматум Сталина прибалтийским странам, насильственное присоединение их территорий к СССР. Отказ
Финляндии от подписания договора об изменении её границ с СССР. «Зимняя» война 1939–1940 гг. Исключение СССР из Лиги
Наций. Усилия СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий
высшего командного состава. Доклады советских разведчиков о готовящемся нападении Германии на СССР. Слабое
укрепление границ и неготовность армии к боевым действиям.

Начало Великой Отечественной войны
22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной воины. Размах фашистской агрессии, кровопролитие в первые месяцы
воины. Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание
антигитлеровской коалиции. Вступление в войну США. Война с Японией на Дальнем Востоке.
Ключевые военные действия на территории СССР (июнь 1941 – осень 1942 г.)
Наступление немцев на Москву. Введение осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.). Битва под Москвой – первая
значительная победа Красной армии в Великой Отечественной войне. Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа,
плодородных областей юга России. Героическая оборона Севастополя. Военные действия на кавказском направлении.
Продвижение немцев на Волгу, оборонительное сражение за Сталинград. Приказ Верховного главнокомандующего И. В.
Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!».
Всё для фронта, всё для победы
Перестройка экономики страны на военные рельсы. Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток.
Разработка и внедрение новых видов вооружений. Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны.
Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя
Победы. Создание на оккупированных территориях подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание
партизанского движения. Заслуги учёных и рабочих в создании новых видов оружия и военной техники: танков, самоходноартиллерийских установок, самолётов. Мастера культуры – фронту: концертные бригады лучших советских артистов, искусство
плаката, кинофильмы и т. д.
Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 – декабрь 1943 г.)
Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом – коренной перелом в войне. Прорыв блокады Ленинграда.
Операция немецкого командования под названием «Цитадель», её провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Победа
советских войск на Курской дуге, на Днепре, освобождение Киева.

Успехи советских войск на Северо-Кавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном направлении. Встреча
руководителей США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение открытия второго фронта и послевоенного устройства Германии.
Освобождение территории СССР и Европы от фашизма
Усиление военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции. Освобождение территории СССР. Открытие
второго фронта. Ялтинская конференция. Вступление советских войск в Берлин, подписание акта о безоговорочной
капитуляции Германии 8 мая 1945 г. Война СССР с Японией. Подписание акта о капитуляции Японии.
Раздел IV. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX – начале XXI века
СССР после войны
Восстановление промышленных предприятий. Карточная система распределения продовольственных и промышленных
товаров. Голод 1946 г., денежная реформа, отмена карточной системы 1947 г. Обстановка в руководстве страны в послевоенные
годы. Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности. Внешняя политика: формирование системы безопасности страны.
Усиление роли Советского Союза в международных отношениях. Конфронтация стран бывшей антигитлеровской коалиции,
начало «холодной войны». Объединение стран Восточной Европы в единый социалистический блок. Создание
Североатлантического союза (НАТО) под эгидой США. США и СССР – две ядерные державы, две противоборствующие
системы: социализм и капитализм. Начало научно-технической революции (на примерах). Строительство первой в мире
атомной электростанции в г. Обнинске. Разработка водородной бомбы. Успехи в ракетостроении. Выдающиеся советские
ученые: И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров, С. П. Королёв, А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.
Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.) (обзорно)
Политическая жизнь: Н. С. Хрущёв, его речь на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях». Реабилитация
жертв репрессий. Попытка развития демократических принципов, «оттепель». Подъём капитального строительства, освоение
целины. Улучшение условий жизни людей. Борьба за власть в партии, отстранение Н. С. Хрущёва (1964). Внешняя политика
СССР в период «оттепели»: идеи о мирном сосуществовании стран с различным строем, о разоружении. Усиление влияния

СССР на страны Африки, Ближнего Востока и социалистического лагеря. Строительство Берлинской стены. Договор о запрете
испытаний ядерного оружия (1963 г.)
Запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Юрия Гагарина, выход в космос летчика-космонавта
А. А. Леонова. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957 г.). Развитие киноискусства.
Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е гг.
Приход к власти Л. И. Брежнева. Курс на строительство «развитого социализма». Реформы в сельском хозяйстве и
промышленности. Недостатки лёгкой промышленности. Положительные изменения в жизни советских людей. Культурный
досуг, хобби. Появление диссидентов. Внешняя политика: разрядка международной напряженности. Война во Вьетнаме,
Афганистане. Вмешательство во внутреннюю политику Чехословакии (1968 г.). Переход ко всеобщему среднему образованию.
Успехи советских спортсменов. Олимпийские игры в Москве в 1980 г. Советское искусство 1960–1980 гг.
Распад СССР (обзорно)
Последние генеральные секретари СССР: Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачёв. Политика перестройки.
Совершенствование системы оплаты труда. Перевод предприятий на хозрасчёт. Гласность и свобода мнений. Возрастание роли
церкви в жизни общества. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Окончание холодной войны. Бархатные революции в
странах Варшавского договора. Отмена 6-й статьи Конституции (об однопартийной системе). Выборы Президента РСФСР.
Государственный переворот (ГКЧП). Совещание в Беловежской Пуще. Распад СССР. Создание СНГ. Первые годы
существования Российской Федерации. Разгон демонстрации у Дома Советов (1993 г.). Увеличение внешнего долга страны.
Чеченский кризис. Отставка Б. Н. Ельцина.
Россия в начале XXI века
Приход к власти В. В. Путина. Территориальная реформа. Экономические и социальные реформы 2000-х гг. Д. А.
Медведев – новый президент РФ. Политика развития современных технологий. Борьба с международным терроризмом.

Присоединение Крыма (2014 г.). Культурная жизнь страны. Успехи российских спортсменов на международных соревнованиях.
Духовное возрождение России.
VI. Реализация программы воспитания
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, учет возрастных
особенностей обучающихся, ведущий вид деятельности, а так же их образовательные потребности и потенциальные
возможности.

Воспитательный

потенциал

урока

реализуется через

интеграцию получаемых

знаний

на

уровень

эмоционального переживания. Совокупность этих факторов в процессе организации обучения и воспитания обеспечивает:
- установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке (занятии) информации,
активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(педагогами) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- разработка уроков, экскурсий, направленных на практикоориентированный подход, расширение образовательного
пространства школьного предмета, воспитание любви к природе, родному краю. Проведение уроков за пределами школы –

интерната: в окружающем образовательную организацию лесном массиве, в детской районной библиотеке, зоопарке,
краеведческом музее, на объектах социального назначения (швейная фабрика, автовокзал, магазины, хлебокомбинат и пр.);
- применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми. Применение на уроках (занятиях) таких форм как квесты, викторины, брейн – ринги, игры
– провокации, игры – демонстрации и пр.;
- организация предметных, тематических декад с целью развития познавательной и творческой активности, раскрытия
способности обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
- включение в урок игровых элементов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний
(двигательная активность на уроке, уроки – путешествия, турниры, викторины, сюрпризные моменты и пр.), налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
(поощрение, создание ситуации успеха, сотворчество, поручение важного дела и пр.).

VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во Исторические понятия, словарь
дата
тема
часов

Ожидаемые результаты

Великая российская революция и Гражданская война
Великая российская
революция: февраль

3

Великая российская
революция: октябрь

5

Установление советской
власти

3

Гражданская война 1918
– 1920 годов

7

Анархия, Учредительное
собрание, эмиграция, эсеры,
меньшевики, кадеты,
большевики, революция

Комуч, Добровольческая
армия, Белая армия, Рабочекрестьянская Красная армия
(РККА), интервенты, военный
коммунизм, террор, плакат,
пролеткульт

Знать причины, ход, участников революции 1917 года.
Уметь объяснять и приводить примеры общественных настроений и
запросов разных слоёв общества в борьбе с правительством и
императором Николаем II.
Уметь характеризировать особенности влияния различных партий на
возникновение двоевластия в Петрограде в феврале 1917 года.
Уметь объяснять цель и действия В. И. Ленина и партии большевиков
в борьбе за власть с Временным правительством и с другими
партиями.
Знать значения новых слов и понятий.
Уметь работать с лентой времени, отмечать наиболее важные события
периода 1914–1920 годов.
Уметь объяснять причины гражданской войны.
Знать имена исторических деятелей: сторонников Белого движения и их
противников – руководителей советской власти, военачальников РККА.
Уметь рассказывать о деятельности коммунистов в борьбе с
неграмотностью; о создании пролетарской культуры.
Знать некоторые имена деятелей русской культуры и героев
Гражданской войны.
Знать памятные места, их названия, а также события, отражающие
историю революции и Гражданской войны в регионе (крае, области,
городе).
Уметь высказывать своё отношение к изучаемым событиям: революции,
Гражданской войне, действиям исторических персон и др.
Уметь работать с картой, объяснять значения новых слов и понятий

Советское государство в 1920 – 1930 годы
Советская Россия в
первой половине 1920-х
годов

3

Коминтерн, конференция,
конгресс, принудительный
труд, нэп, финансовая реформа,
кооперация, ГОЭЛРО, Высший
совет народного хозяйства

Новая экономическая
политика (нэп)

3

Образование Союза
Советских
Социалистических
Республик (СССР)

3

Союз Советских
Социалистических республик
(СССР), индустриализация, ЦК
РКП(б), Политбюро, пионеры,
комсомол, автономия,
Совнарком

Индустриализация в
СССР

4

СССР накануне Второй
мировой войны
(обзорно)

5

Пятилетний план,
социалистическое
соревнование, ударники труда,
колхоз, совхоз, раскулачивание,
Сталинская Конституция,
колхозник, крестьянеколлективисты
Советское общество, ГУЛАГ,
«враги народа», НКВД, фашизм

Знать причины возникновения крестьянских бунтов и выступлений против
власти большевиков в 1920–1922 годы. Уметь находить в тексте примеры,
разъясняющие причины противостояния стран Европы с большевистской
Россией. Уметь показывать на карте страны, которые поддерживали
торговые и дипломатические отношения с Россией в 1920-х годах. Уметь
самостоятельно рассказывать об изменениях в промышленности и
сельском хозяйстве в период нэпа. Знать год основания СССР, правильно
объяснять смысл понятий в аббревиатуре СССР и в других сокращенных
словах. Знать причины создания СССР в контексте экономики,
государственно-территориального устройства, культурных связей между
автономными республиками. Уметь показывать на карте и называть
республики в составе СССР. Знать краткие биографические сведения о
В. И. Ленине, И. В. Сталине. Уметь объяснять влияние культуры на
развитие национальных окраин, приводить примеры оказания помощи
народам, ранее не имевшим доступа к благам цивилизации. Знать историю
и особенности культуры родного региона в досоветский период (народы,
традиции, состояние культуры и образования). Уметь объяснять роль
личности В. И. Ленина в истории СССР. Уметь устно и письменно
описывать памятные места города (поселка), сохранивших в названии
символы (события, героев советского периода). Знать причины укрепления
и возникновения власти И. В. Сталина после смерти Ленина. Уметь
ориентироваться в направлениях развития плана индустриализации СССР.
Уметь объяснять и приводить примеры трудовых достижений советских
людей при выполнении пятилетних планов. Понимать смысл и содержание
коллективных трудовых движений ударничества, соцсоревнования и др.
Приводить примеры трудовых инициатив. Уметь сравнивать и делать
самостоятельные выводы о промышленной революции и коллективизации.
Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся участия молодёжи в
улучшении жизни села, города, их стремления к учебе, спорту, труду. Уметь
составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике,
передавать в устной речи эмоциональный контекст изображений. Уметь
показывать на карте великие стройки первых пятилеток. Знать причины
возникновения принудительного труда в СССР в 1930-е годы. Знать о роли
личности Сталина и его ближайшего окружения в их преступных
действиях по поиску «врагов народа», «чистке». Приводить примеры
достижений в образовании, культуре, их влиянии на формирование
общественного сознания советских людей. Знать некоторые имена
писателей и других деятелей культуры. Уметь объяснять причины
возникновения фашизма. Уметь объяснять значения новых слов и понятий,
использовать их в ответах, рассказах, описаниях

СССР в Великой Отечественной войне (1941 – 1945)
Накануне Великой
Отечественной войны

2

Начало Великой
Отечественной (июнь
1941 – осень 1942 года)

2

Всё для фронта, всё для
Победы

3

Дезертирство, подпольщики,
диверсия, катюши

Коренной перелом в
ходе войны (осень 1942 –
1943 год)

3

Контрнаступление,
форсировать, эвакуация

Освобождение СССР и
Европы от фашизма
(1944 – сентябрь 1945
года)

4

Оккупанты, десант,
капитуляция, Нюрнбергский
процесс, Парад Победы, День
Победы, «Бессмертный полк»

Договор о ненападении,
германизация, союзники,
мобилизация, оккупация

Знать дату нападения Германии на Польшу. Уметь рассказывать о действиях
правительства СССР по укреплению западных границ. Знать причины
неготовности Красной Армии к войне с Германией. Уметь сравнивать и делать
выводы поданным о боевой, технической, кадровой подготовке в армии СССР
и Германии накануне войны. Знать и называть имена, фамилии
руководителей СССР, США, Англии, Германии в период 1941–1945 годов,
узнавать их на фотоснимках. Знать и обозначать на ленте времени дату
нападения Германии на СССР, объяснять замыслы Гитлера по разгрому СССР и
преимуществах его армии в начале войны. Знать о действиях руководства СССР
по мобилизации населения страны. Уметь показывать на карте основные
направления фронтов Красной Армии в начале войны. Уметь рассказывать об
обороне и защите Москвы, приводить примеры подвигов защитников Москвы.
Уметь делать самостоятельные выводы о важности провала планов Гитлера по
захвату столицы СССР, об укреплении авторитета Красной Армии и всего
советского народа после разгрома немцев под Москвой. Уметь показывать на
карте регионы эвакуации промышленных предприятий, культурных
ценностей, населения и др. Самостоятельно рассказывать об условиях жизни
и работы людей на военных и гражданских предприятиях, приводить
примеры, иллюстрирующие призыв «Всё для фронта, всё для победы!».
Давать нравственные оценки труженикам тыла, участникам подполья,
примерам военных и гражданских подвигов в тылу и на фронтах
Знать героическую историю обороны Севастополя, ход боевых действий
Сталинградской битвы и её итоги. Знать имена защитников и
военачальников Сталинградской битвы, условия и причины исторической
победы, ее влияние на дальнейший ход войны. Уметь описывать своими
словами наиболее яркие события боевых действий Советской Армии в
войне с Германией. Уметь давать оценку преступлениям фашистов, а также
оценивать героев – защитников Отечества. Знать карту движения советских
войск при освобождении стран Европы от немецких оккупантов. Знать и
отмечать на ленте времени: дату освобождения Ленинграда; дату
освобождения Сталинграда; дату освобождения Крыма и Севастополя.
Уметь самостоятельно делать выводы об историческом значении
освобождения этих территорий от захватчиков. Уметь объяснить значение
открытия второго фронта в Европе и решений Ялтинской конференции в
реализации интересов СССР, Англии, США по итогам войны. Знать дату
взятия Берлина, имена и фамилии советских бойцов, водрузивших флаг
Победы над Рейхстагом. Знать итоги войны и значение Нюрнбергского
процесса. Знать дату Великого Парада Победы, уметь описать это событие.
Знать дату празднования Дня Победы в России, объяснять значение
движения «Бессмертный Полк»

Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX – начале XXI века
СССР после войны

3

Держава, устройство мира,
атомная бомба, СЭВ, холодная
война, «железный занавес»,
идеологическая война

Пора «оттепели»
(середина 1950-х –
первая половина 1960-х
годов) (обзорно)

3

Оттепель, коммунизм, целина,
мирное сосуществование,
спутник, космос, космонавты

Советский Союз в
середине 1960 – 1980-е
годы: от стабильности к
кризису (обзорно)

3

«Развитой социализм», кризис,
застой, диссиденты, дефицит

Распад СССР. Россия в
1990-е годы

5

Перестройка, гласность,
свобода слова и мнений,
президент, ГКЧП, распад
СССР, коррупция,
приватизация, национализм,
терроризм

Россия в начале XXI века

4

Высшие органы власти РФ,
законодательная власть,
исполнительная власть,
губернаторы, федеральные
округа, выборы, референдум

Уметь объяснять и приводить примеры усиления авторитета СССР в мире
после окончания войны. Знать причины противостояния двух общественнополитических систем: социалистической и капиталистической. Уметь
называть и показывать на карте страны СЭВ и ведущие страны НАТО.
Уметь описывать трудности и проблемы жизни советских людей в
послевоенный период и задачи руководства СССР по восстановлению
экономики, промышленности, сельского хозяйства. Уметь объяснять
причины усиления культа личности Сталина и нагнетания репрессивных
методов в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Понимать смысл и значение
развенчивания культа личности Сталина для дальнейшего развития
советского общества. Уметь анализировать и делать выводы о
хозяйственно-экологической деятельности правительства Н. С. Хрущева
(успехи и ошибки). Уметь объяснять значение идей о мирном
сосуществовании государств с разным социально-политическим
устройством. Знать об исторических успехах СССР в науке, в освоении
космоса, оттепели в искусстве, а также о качестве жизни советских людей
в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Знать об основных направлениях
развития СССР в период правления Л. И. Брежнева: путь к «развитому
социализму», реформы в промышленности и сельском хозяйстве,
зависимость от добычи нефти и газа. Знать о причинах ухудшения
общественного настроения и жизни людей в «эпоху застоя». Знать о
достижениях СССР в спорте, культуре, уметь приводить примеры на основе
учебных текстов. Иметь общие представления о начальных этапах
перестройки, попытках экономических реформ и их кризисе. Понимать
значение политики гласности и перестройки в процессах окончания
холодной войны и отказа от противостояния с Западом. Личность М. С.
Горбачева и Б. Н. Ельцина. Знать причины распада СССР и смены
политической системы. Уметь объяснять значения новых слов и понятий.
Знать дату образования Российской Федерации, её государственные
символы. Знать о смене президентов 2000, 2004, 2008, 2012 гг. (личность
В. В. Путина). Понимать значение проводимых реформ: соблюдение
конституционных норм на территории РФ, стабилизация и улучшение
жизни населения, подъём экономики, поддержка малого и среднего бизнеса,
развитие технологий и др. Знать примеры реализации национальных
проектов. Уметь приводить примеры духовного, нравственного,
культурного возрождения России в период с 2000 по 2014 г. Уметь
самостоятельно выполнять все виды заданий учебника. Уметь объяснять
значение понятий: патриот России, народное единство, благополучие и
процветание Отечества, духовные ценности

IХ. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. История Отечества. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
образовательные программы. Авт. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В.
2. «История Отечества». Рабочая тетрадь. 9 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Бгажнокова
И.М., Смирнова Л.В., Федорова Е.Н.
3. Презентации MS Power Point.
4. Видеоэнциклопедия ТВ Центр «История государства Российского»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».