Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативным основанием для составления рабочей программы являются следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, внесёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011г. №
85).
3. Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на
основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5
– 9 классы: в 2 сб./ Под ред.В.В.Воронковой. – Москва, 2012 год. Допущена Министерством
образования и науки РФ.
4. Индивидуальный учебный план по адаптированной образовательной программе на 2023 – 2024
учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник: Математика. 8 класс: учеб.для специальных (коррекц.) образоват. Учреждений VIIIвида / В.В. Эк. – 19-е изд. –М.: Просвещение,
2023.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение 7 контрольных работ, организация текущих самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики.
Форма обучения - урок.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Задачи преподавания математики:
•дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им усваивать другие учебные предметы и в дальнейшем
включиться в трудовую деятельность;
•использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с
нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств;
•развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
•воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость,
трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения
и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
 величину 1 градус;
 размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму углов
треугольника;
 элементы транспортира;
 единицы измерения площади, их соотношения;
 формулы длины окружности, площади круга.

Учащиеся должны уметь:
 присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах
1000000;
 выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное целое
число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
 находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
 находить среднее арифметическое нескольких чисел;
 решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
 строить и измерять углы с помощью транспортира;
 строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
 вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
 вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
 строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
Примечания. Обязательно:
 уметь выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами в пределах 10
000; по возможности с десятичными и обыкновенными дробями;
 знать наиболее употребительные единицы площади;
 знать размеры прямого, острого и тупого угла в градусах;
 находить число по его половине, десятой доле;
 вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;
 вычислять площадь прямоугольника.
Содержание курса
Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Представление
многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.Сравнение и упорядочение многозначных
чисел.
Единицы измерения и их соотношения. Величины (стоимость, длина, масса, емкость,
время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения стоимости: копейка (1 к.),
рубль (1 р.). Единицы измерения длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см), дециметр (1 дм),
метр (1 м), километр (1 км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер
(1 ц), тонна (1 т). Единица измерения емкости – литр (1 л). Единицы измерения времени: секунда
(1 с), минута (1 мин), час (1 ч), сутки (1 сут.), неделя (1нед.), месяц (1 мес.), год (1 год), век (1
в.).Единицы измерения площади: квадратный миллиметр (1 кв. мм), квадратный сантиметр (1 кв.
см), квадратный дециметр (1 кв. дм), квадратный метр (1 кв. м), квадратный километр (1 кв.
км).Единицы измерения объема: кубический миллиметр (1 куб. мм), кубический сантиметр (1 куб.
см), кубический дециметр (1 куб. дм), кубический метр (1 куб. м), кубический километр (1 куб.
км).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение
однородных величин. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины,
массы.Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы, в виде десятичной
дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия
компонентов арифметических действий, знаки действий. Все виды устных вычислений с
разрядными единицами в пределах 1 000 000; с целыми числами, полученными при счете и при
измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000.Алгоритмы письменного сложения,
вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Нахождение неизвестного компонента
сложения и вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное
действие, оценка достоверности результата). Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 100 000.
Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное,

двузначное число. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из
3-4 арифметических действий. Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в
пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой
результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Дроби. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Получение
долей. Сравнение долей. Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и
знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми
числителями, с одинаковыми знаменателями.Смешанное число. Получение, чтение, запись,
сравнение смешанных чисел. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования
обыкновенных дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными (сокращение),
неправильных дробей целыми или смешанными числами, целых и смешанных чисел
неправильными дробями. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие
случаи). Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями.Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.Нахождение одной или нескольких частей
числа. Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей. Выражение десятичных дробей в
более крупных (мелких), одинаковых долях. Сравнение десятичных дробей. Сложение и
вычитание десятичных дробей (все случаи). Умножение и деление десятичной дроби на
однозначное, двузначное число. Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами,
полученными при измерении и выраженными десятичной дробью.Нахождение десятичной дроби
от числа.Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких
процентов от числа.
Арифметические задачи. Простые и составные (в 3-4 арифметических действия) задачи.
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и
кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи
на пропорциональное деление. Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы:
движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем
всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход).
Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало,
конец, продолжительность события). Задачи на нахождение части целого. Простые и составные
задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади
прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Планирование хода
решения задачи. Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
Геометрический материал. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка,
линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб. Использование чертежных документов для
выполнения построений. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение,
точки пересечения) и линий (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, в том
числе параллельные).Углы, виды углов, смежные углы. Градус как мера угла. Сумма смежных
углов. Сумма углов треугольника. Симметрия. Ось симметрии. Симметричные предметы,
геометрические фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные
относительно оси симметрии. Построение геометрических фигур, симметрично расположенных
относительно оси симметрии. Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника,
квадрата. Площадь геометрической фигуры. Обозначение: S. Вычисление площади
прямоугольника (квадрата). Геометрические тела: куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма,
цилиндр, конус. Узнавание, называние. Элементы и свойства прямоугольного параллелепипеда (в
том числе куба). Развертка прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба). Площадь боковой
и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба).Объем
геометрического тела. Обозначение: V. Измерение и вычисление объема прямоугольного
параллелепипеда (в том числе куба). Геометрические формы в окружающем мире.
Учебно - тематический план

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Количество Контрольные
часов
работы
Нумерация чисел в пределах 1.000.000
7
1
Сложение и вычитание в пределе 1000000
6
Умножение и деление на однозначное число
5
1
Умножение и деление на 10, 100, 1000
3
Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи
4
1
Умножение и деление на двузначное число
4
Геометрический материал
4
Обыкновенные дроби
11
Площадь. Единицы площади.
3
1
Обыкновенные и десятичные дроби
25
1
Геометрический материал
4
Меры земельных площадей
10
1
Геометрический материал
8
Повторение
12
1
7
Всего
102
Тема

Календарно-тематическое планирование по математике
для 8 класса специальной (коррекционной) программе VIII вида
3 часа в неделю
№
Название раздела,
Количество
Дата
п/п
тема урока
часов
план факт
Нумерация чисел в пределах 1.000.000
7
1.
Чтение и запись чисел в пределе 1000000
1
2.
Сравнение чисел.
1
3.
Натуральный ряд чисел, счет группами.
1
4.
Разностное и кратное сравнение чисел.
1
5.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч.
1
6.
Контрольная работа №1.
1
7.
Анализ контрольной работы и коррекция знаний
1
Сложение и вычитание в пределе 1000000
6
8.
Устное и письменное сложение
1
9.
Устное и письменное вычитание
1
10. Нахождение неизвестных компонентов при сложении
1
11. Нахождение неизвестных компонентов при вычитании
1
12. Разностное сравнение чисел
1
13. Сложение и вычитание десятичных дробей
1
Умножение и деление на однозначное число
5
14. Устное и письменное умножение на однозначное число
1
15. Деление целого числа на однозначное число
1
16. Умножение и деление десятичной дроби на однозначное число
1
17. Контрольная работа №2.
1
18. Анализ контрольной работы и коррекция знаний
1
Умножение и деление на 10, 100, 1000
3
19. Умножение и деление на 10
1

Знания и умения

Присчитывать и отсчитывать
разрядные единицы и равные
числовые группы в пределах
1000000

Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел

Выполнять умножение и деление на однозначное число

20.
21.

Умножение и деление на 100
Умножение и деление на 1000

1
1

Выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000; круглые десятки, сотни, тысячи

22.
23.

Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи
Умножение и деление на круглые десятки
Умножение и деление на круглые сотни

4
1
1

Выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000; круг-

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Умножение и деление на круглые тысячи
Контрольная работа №3.
Геометрический материал
Окружность. Линии в круге
Градус. Градусное измерение углов
Измерение углов. Сумма углов треугольника
Построение треугольников по заданным углам и вычисление их периметров
Обыкновенные дроби
Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание дробей и целых чисел
Приведение дробей к общему знаменателю.
Сравнение дробей с разными знаменателями
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями
Нахождение числа по одной его доле
Нахождение числапо одной его доле
Площадь. Единицы площади.
Площадь. Единицы площади. Нахождение площади квадрата, прямоугольника.
Арифметические задачи на нахождение площади
Построение прямоугольника и квадрата и вычисление их площади
Контрольная работа №4
Анализ контрольной работы и коррекция знаний
Обыкновенные и десятичные дроби
Замена смешанного числа неправильной дробью.
Преобразования обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число
Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число
Умножение и деление смешанных чисел на целое число

1
1
4
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1

лые десятки, сотни, тысячи

Выполнять построение окружности, симметричных фигур

Сравнивать и выражать дроби
в более мелких (крупных) долях
Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей

1
1
1
3
1
1
1
1
1
25
1
1
1
1
1

Знать единицы измерения
площади, их соотношение,
вычислять площадь квадрата,
прямоугольника

Выработать прочные навыки
арифметических действий с
обыкновенными дробями и
решение обыкновенных задач
на дроби

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Умножение и деление смешанных чисел на целое число
Все действия со смешанными числами
Запись чисел, полученных при измерении в виде десятичной дроби
Замена десятичной дроби целыми числами
Решение задач с недостающими числовыми данными
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (в виде
десятичной дроби)
Вычисление неизвестного слагаемого
Вычисление неизвестного уменьшаемого, вычитаемого.
Составление и решение примеров со скобками
Решение задач на вычисление начала и окончания событий
Умножение на 10, 100, 1000 чисел, полученных при измерении мер
Деление на 10, 100, 1000 чисел, полученных при измерении мер
Решение задач на нахождение части числа
Решение задач, включающих нахождение десятичной дроби от числа
Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении
Контрольная работа № 5 по теме «Арифметические действия с
числами, полученными при измерении»
Работа над ошибками. Числа, полученные при измерении площади,
и десятичные дроби
Линейные и квадратные меры. Преобразование чисел, полученных
при измерении площади
Умножение и деление чисел, полученных при измерении площади
Решение составных задач, включающих вычисление площади
Геометрический материал
Построение треугольников с помощью транспортира
Построение прямоугольников и вычисление их периметров и площадей
Построение прямоугольников и вычисление их периметров и площадей
Симметричное расположение геометрических фигур относительно
оси и центра симметрии
Меры земельных площадей

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Выполнять умножение и деление обыкновенных дробей
на целое число

Развивать знания об умножении и делении десятичных
дробей на 10, 100, 1000, находить дробь от числа, число по
его дроби. Находить число по
одной его доле, выраженной
десятичной дробью

1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
10

Сформировать навыки по нахождению площади и периметра, умение строить треугольники, симметричные фигуры

73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.

Меры земельных площадей –1 ар, 1 га
Преобразование мер земельных площадей
Решение задач на вычисление земельных площадей
Сложение и вычитание чисел, полученных при вычислении земельных площадей
Замена чисел, полученных при вычислении земельных площадей,
десятичными дробями
Умножении и деление чисел, полученных при измерении земельных
площадей
Умножение и деление чисел, полученных при измерении земельных
площадей
Действия с числами, полученными при измерении земельных площадей
Решение задач на вычисление площади земельного участка.
Составление и решение задач по чертежам
Геометрический материал
Длина окружности
Площадь круга
Решение задач на вычисление длины дуги и площади круга
Линейные, круговые и столбчатые диаграммы.
Составление и решение задач по диаграмме
Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные и десятичныедроби»
Куб и брус.
Конус
Повторение по теме «Арифметические действия с целыми и
дробными числами»
Сложение и вычитание целых и дробных чисел
Сложение и вычитание целых и дробных чисел
Умножение и деление целых и дробных чисел
Умножение и деление целых и дробных чисел
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания целых и дробных чисел.
Решение примеров и задач на все арифметические действия с целыми и дробными числами
Решение примеров и задач на все арифметические действия с целы-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1

12
1
1
1
1
1
1
1

ми и дробными числами
98. Итоговая работа
99. Анализ итоговой работы
100. Комплексное повторение изученного
101. Резерв
102. Резерв

Класс
8
класс

1
1
1
1
1

Уметь применять полученные
знания на практике

Учебно-методическое обеспечение
Методические материалы

Учебники
(автор, год издания, издательство)
Математика. 8 класс: учеб.для специальных (кор- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вирекц.) образоват. Учреждений VIIIвида / В.В. Эк. да, 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой –М. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,
– 19-е изд. –М.: Просвещение, 2023. – 235 с.
2011 год, Сб.1
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной)
школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.:
Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2010. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).

Список используемой литературы






Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., 2005.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 2010.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,
2010.— 191 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В.
Воронковой — М.: Школа-Пресс, 2010. — 416 с.
Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».