РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 7 класс специальная (коррекционная) программа VIII вида

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел образования Фроловского муниципального района
МОУ "Образцовская СШ"

РАССМОТРЕНО

______________________

от «

»

2024г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УВР

Директор

________________________ ________________________
Игнатова Ю.Г.
Котельникова Л.В.
Протокол _____________

Приказ _______________

от «

от «

»

2024 г.

»

2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык» 7 класс
специальная (коррекционная) программа VIII вида

п. Образцы 2024 год

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе адаптированной программы для детей с умственной
отсталостью в условиях общеобразовательных классов в соответствии с документами:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (в редакции от 13.07.2021г.)
2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов
специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 11. 12. 2020 г.);
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.11.2015);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20, Санитарноэпидемиологические правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником « Русский
язык» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В).
Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9
классов учебника «Русский язык» под редакцией Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской в 7 классе.
Изучение русского языка в образовательных учреждениях по специальной коррекционной программе способствует
решению специфических задач:
1) овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение
и создание высказываний в устной и письменной форме;

2

3) обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от
произведений родной особенностями образно-эстетической системы;
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения,
учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее
развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое
воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим
недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания
личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически
значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики
направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и
речевого развития
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться
(увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников коррекционного класса. Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала и психологический
климат в классе.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: темы
программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное,
глагол) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.
Формы организации учебного процесса.
В коррекционном классе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При
обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и
развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
3

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так
как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над
способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Формы работы.
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются: тренировочные упражнения, словарные,
выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти,
грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится
контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и
комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и
грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 7 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей
слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по
грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом,
изученным не только в 5 и 7 классах, но и в предыдущих.
Задания для обучающихся создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 7 класса. Оценка
знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ обучающихся, текущих и итоговых контрольных
работ.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
Методы урока.
На уроках русского языка используются следующие методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр презентаций, фильмов;
-практические – упражнения, карточки, тесты (разноуровневые);
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
4

-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана для 7 классов, обучающихся по адаптированной программе 8 вида. Занятия по данной
программе проводятся в форме урока (40 мин). В 7 классе по учебному плану Образцовской СШ на изучение предмета отводится 136
часов в год (4 часа в неделю). Плановых контрольных уроков 8, зачетов 4, тестов 12. Прохождение программы осуществляется за счет
сжатия и резервных уроков.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду други х
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа произведений ,
- определения основной мысли текста.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1- й уровень
-- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 – 50 слов);
-- находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах;
-- пользоваться школьным орфографическим словарем;
-- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
-- участвовать в составлении плана к тексту;
5

-- восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;
-- писать и правильно оформлять поздравительную открытку.
2- й уровень
-- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
-- решать орфографические задачи с помощью учителя;
-- подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;
-- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;
-- участвовать в составлении поздравительной открытки;
Обучающиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Содержание тем учебного предмета
Звуки и буквы.
В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и
различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря
обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова
и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по
произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и
письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к
самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников
навыки построения простого предложения и сложного предложения в 7 классе. Одновременно закрепляются орфографические и
пунктуационные навыки.
Текст. При изучении темы «Текст» у обучающихся 7 классов формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что
является главным о предмете темы (основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
6

• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление,
главная часть, заключение;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в
высказываниях;
• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и
последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.
Связная речь. Большое внимание в 7 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности
школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется
постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения – ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу,
позволяющую обучающимся 7 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 7 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям:
обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается
формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при
составлении, заявления, расписки и др.).
В 7 классе также обращается внимание на графические навыки.
Распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения тем и разделов по программе
Четверть
I
II
III
IV
Год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
36
28
44
28
136

КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
2
2
2
2
8

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса по адаптированной программе (8 вид)
7

№ урока

Дата
план

Дата
факт

1

2

3

4

5

.

Содержание
учебного материала

Цели и задачи урока

Форма организации учебных
занятий, виды учебной
деятельности

Повторение.
Звуковая
характеристика
языка: гласные и
согласные звуки,
ударные и
безударные
гласные, звонкие и
глухие, твердые и
мягкие согласные.
Дифференциация
звуков.

повторить знания по разделу «Синтаксис»;
повторить изученное о различении букв и
звуков, гласных и согласных; закрепить
умение в обозначении звуков и букв;
навыки фонетического разбора; закрепить
умение работы с безударными гласными;
воспитание чувства прекрасного на
примерах литературных произведений.

Комбинированный урок, работа
с литературным произведением,
поиск необходимой информации
в учебной и справочной
литературе;

Учить ставить цели, находить пути их
достижения, делать выводы. Повторить
знания по разделу «Звуки и буквы»;
коррекция фонематического восприятия
через игры; развитие зрительного
восприятия; осуществление самоконтроля;
Развивать орфографическую зоркость,
учить самостоятельно находить способ
решения орфографических задач.

Урок обобщения и
систематизации знаний, работа с
карточками.
Тестирование №1

Собирать и систематизировать изученный
материал по данной теме; сравнивать
работу ь и ъ знаков в речи; проводить
сравнительный анализ; осуществление
взаимоконтроля;
Учить пользоваться учебной и справочной
литературой; повторить знания
обучающихся об алфавите; учить
выполнять классификации;

Урок обобщения и
систематизации знаний,
практическая работа

Нахождение
орфограммы в
слове, общий
способ решения
орфографических
задач.
Употребление
разделительных ь и
ъ в словах.
Работа со
школьным
орфографическим
словарем. Алфавит.

Корректировка

Урок обобщения и
систематизации знаний; анализ
текста;

Урок обобщения и
систематизации знаний

Входная
контрольная
работа
8

6

7

8

Текст. Повторение
пройденного.
Повторение.
Простое
предложение,
нераспространённое
и
распространённое.
Однородные члены
предложения без
союзов, с
одиночным союзом
и. Знаки
препинания.
Распространение
предложений
однородными
членами
предложения.

9

Составление
предложений с
заданными
однородными
членами
предложения.

10

Обращение, его
место в
предложении.
Употребление
обращения в
диалоге.
Текст. Дополнение
текста фактами,
подтверждающими

11

вырабатывать умение различать в тексте
простое и сложное предложение;
формировать пунктуационную
грамотность; воспитание любви к Родине;

Урок обобщения
исистематизации знаний

Формировать представления об
однородных членах предложения; учить
находить в предложении однородные
члены предложения; учить составлять
схемы однородных предложений с
обозначением союзов;
Формирование умения распространять
предложения однородными членами;
повторить постановку знаков препинания
между однородными членами;

Урок повторения

Формировать умение составлять сложные
предложения с однородными членами
предложения; повторить материал о
главных и второстепенных членах
предложения; коррекция устной и
письменной речи;

Урок повторения.
Урок развития речи

Повторить понятие «обращение», развитие
и коррекция устной речи; научить умению
обращаться к товарищу с просьбой;
развитие личностных качеств;

Урок повторения
Урок развития речи

Формирование умений работы по тексту;
развитие письменной речи обучающихся;
актуализация словаря; развитие зрительно-

Урок повторения
Урок развития речи

Анализ
диктанта

Урок повторения

9

основную мысль (с
опорой на рисунки).

пространственной ориентировки на
рисунках;

12

Диктант по теме
«Повторение».

Выявить уровень остаточных знаний.

Контрольная работа (диктант)
№1

13

Анализ диктанта,
работа над
ошибками.

Закрепление

14

Р.р.Адрес.
Повторение.
Дополнение
тематического
словаря адресными
данными.
Р.р.Поздравление.
Повторение.
Профессиональные
праздники.
Внесение
личностно
значимых
профессиональных
праздников в
календарь
памятных дат.

Работа над западающими темами,
подробный анализ ошибок;
взаимопомощь, практическая работа с
толковым словарем; закрепление
материала;
Формировать и закреплять умение
заполнять почтовый конверт (ранее на
уроках рус. яз и СБО); развитие
коммуникативных навыков; зрительнопространственная ориентировка.
Закрепить умение заполнения
поздравительной открытки; Расширение
тематического словаря. Речевой этикет;
развитие письменной речи; формирование
личностных качеств; развитие умения
отвечать на вопросы;

Урок развития речи
Заполнения поздравительной
открытки

15

16

Корень.
Определение.
Графическое
изображение.

Состав слова
Вспомнить изученный материал по теме
«Состав слова» ; учить выделять корень в
словах; формирование умения находить
корень слов и подбирать однокоренные
слова; развитие умения рассуждать и
делать выводы;

Урок развития речи
Заполнение конверта.

Комбинированный урок

10

17

Приставка.
Определение.
Графическое
изображение.

18

Суффикс.
Определение.
Графическое
изображение

19

Окончание.
Определение.
Графическое
изображение

20

Образование
разных частей речи
с помощью
приставок.

21

Образование
разных частей речи
с помощью
суффиксов.

22

Единообразное
написание гласных
и согласных в
корнях
однокоренных слов.

Вспомнить изученный материал по теме
«Состав слова» ; формировать понятие об
изменении части слов; обогащать
словарный запас; развивать умение
анализа и синтеза;
Вспомнить изученный материал по теме
«Состав слова»; формировать понятие об
изменении и образовании слов.
Вырабатывать умение отличать формы
слов от однокоренных; развитие
логического мышления;

Комбинированный урок

Вспомнить изученный материал по теме
«Состав слова»; формировать понятие об
изменении и образовании слов.
Вырабатывать умение отличать формы
слов от однокоренных; формировать
умение работать по плану;
Систематизировать знания по теме
«Состав слова»; учить образовывать слова
с помощью приставок; развитие лексикограмматической структуры речи; развитие
зрительной ориентировки;
Закрепить знания о суффиксе, его
графическом изображении; учить
образовывать слова с помощью
суффиксов; развитие коммуникативных
навыков; Развитие умения
ориентироваться в тексте; развитие умения
доказывать свою точку зрения.
Закрепить умение находить однокоренные
слова, образовывать их, выделять корень
слова, писать корень в однокоренных
словах единообразно. Воспитывать
внимание, аккуратность при письме.

Комбинированный урок
Тестирование №2

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

11

23

Способы проверки
орфограмм в корне
слова.

24

Правописание
гласных и
согласных в
приставках.

25

Разделительный
твёрдый знак после
приставок

Развивать умение находить в слове корень;
ознакомить с единообразным написанием
корней в однокоренных словах.
Познакомить детей с понятием
«орфограмма» и помочь им глубже понять
сущность орфографических трудностей
русского письма. Формировать у детей
осознанность письма.
закрепить умения обнаруживать
Урок-дискуссия
орфограмму в словах и применять
способы проверки орфограмм в корне
слова, умение работать со словарём; Учить
культурному общению обучающихся
(знать правила, устанавливать
контакты); развивать речь, мышление,
внимание, память обучающихся;
формирование орфографического навыка
Урок изучения нового материала
правописания приставок с опорой на
знание того, что приставки сохраняют
одинаковое написание, независимо от
произношения;
тренировка умения образовывать новые
слова с помощью приставок;
графическое обозначение их на письме.
развитие самостоятельности получения
знания; развитие мыслительных операций:
анализа, наблюдения; развитие
познавательных и творческих
способностей; воспитание интереса и
любви к родному языку, родным
традициям
Закреплять знание правописания в словах
Ъ; продолжать формирование умения
писать Ъ после приставок. Развивать

Комбинированный урок
Тестирование №3
12

орфографическую зоркость , умение
высказываться по предложенной теме и
опорным словосочетаниям; корригировать
нарушения речемыслительной
деятельности, восприятия; развивать
логическое мышление (операции анализа,
синтеза, сравнения), образную
долговременную память. Воспитывать
устойчивое произвольное внимание.

26

Сложные слова с
соединительными
гласными о, е.

Познакомить с образованием сложных
слов с помощью сложения двух основ и
соединительной гласной; уметь правильно
написать соединительные гласные о, е;
поупражняться в нахождении сложных
слов; научить определять, с помощью
основ каких слов они образованы;
познакомить с лексическим значением
сложных слов; развивать логическое
мышление, умение работать со словарем ;
воспитывать самостоятельность,
внимание, интерес к русскому языку,
любовь и бережное отношение к природе.

27

Обогащение
словаря сложными
словами, их
активизация.

28

Объяснение
значения данных
слов (по образцу).

Обогащение словаря; развитие связной
Урок изучения нового материала
устной и письменной речи; развитие
коммуникативных навыков; корригировать
нарушения речемыслительной
деятельности, восприятия; развивать
логическое мышление (операции анализа,
синтеза, сравнения),
Развитие связной речи и умения давать
Комбинированный урок
определения словам; развитие
познавательных и творческих

Урок изучения нового материала

13

29

30

31

32

33

34

Составление
словосочетаний с
данными словами,
включение их в
текст.
Текст. Повторение
пройденного.

Контрольная работа
по теме
«Орфография»
Работа над
ошибками
Упражнения на
закрепление
Р.р.
Самостоятельное
изложение
повествовательного
текста с
предварительным
анализом,
составлением плана
и опорными
словами.
Пробное изложение

способностей;
Формирование умения составлять
различные словосочетания; развитие
лексико-грамматической структуры речи;
развитие коммуникативных навыков;

Комбинированный урок

обобщить сведения о тексте, известные
обучающимся; учить давать определение
текста; формировать умение выявлять
основные признаки текста; формировать и
совершенствовать умения характеризовать
текст по его признакам; развитие
коммуникативных навыков;

Урок закрепления

Проверка и оценка знаний и умений
обучающихся

Контрольная работа (диктант)
№2

Проверка и оценка знаний и умений
обучающихся Закрепить знания
обучающихся изученные за I четверть;
воспитывать интерес к русскому языку,
через работу с литературными текстами;
развивать коммуникативные навыки
Формировать умение составлять план
текста; анализировать составленный текст;
учить самостоятельно излагать
повествовательный текст по плану;
развитие речи; развитие умения
ориентироваться в плане; развитие памяти
и внимания.

Урок закрепления

Работа над западающими темами,
подробный анализ ошибок;

Закрепление

Урок развития речи
Комбинированный урок

14

35

36

37

38

39

Анализ изложения,
работа над
ошибками.
Упражнения на
закрепление
Состав слова,
однородные
предложения,
члены
предложения.
Части речи. Их
различение.
Составление
словосочетаний,
состоящих из
разных частей речи.
Существительное.
Значение
существительных в
речи.

Описание картин

взаимопомощь, практическая работа с
толковым словарем; закрепление
материала;
Закрепить знания обучающихся изученные
за I четверть; воспитывать интерес к
русскому языку, через работу с
литературными текстами; развивать
коммуникативные навыки;
Проведение актуализации знаний за I
четверть в игровой манере; создание
ситуативного интереса и ситуации успеха;
Закрепить знания обучающихся по
изученным темам;
Учить употреблять и определять в
предложениях различные части речи.
Развивать связную речь. Воспитывать
бережное отношение к птицам.

Урок закрепления

Викторина
Закрепление знаний и умений

Урок повторения

Уточнить представления об именах
Комбинированный урок
существительных как названиях
Тестирование №4
предметов, людей, их качеств, явлений
природы и др. - Распознавать имя
существительное среди других частей речи
по обобщенному лексическому значению и
вопросу, обосновывать отнесение слова к
имени
существительному. Объяснять лексическое
значение слов-имен существительных.
Обогащать собственный словарь именами
существительными разных лексикотематических групп.
Составлять предложения и текст из
деформированных слов.
учить описывать картину; формировать
Комбинированный урок
15

окружающей
действительности
существительными

40

Существительные
мужского и
женского рода с
шипящей на конце.

41

Существительные
мужского и
женского рода с
шипящей на конце.

42

Образование
сравнительных
оборотов с союзом
как (один предмет
похож на другой:
глаза как бусинки).

умение строить текст в определенной
композиционной форме, определять
основную мысль сочинения; путем
речевой подготовки предупреждать
недочеты грамматические ошибки в
сочинениях обучающихся; воспитывать
творческую активность, эстетическое
восприятие окружающей
действительности и произведений
живописи; развивать способность точного
употребления слов в устной и письменной
речи.
закрепить
умения
распознавать Комбинированный урок
существительные женского и мужского
рода с шипящим звуком на конце;
Развитие
и
коррекция
мышления,
внимания через выполнение различных
игровых заданий и упражнений;
закрепить
умения
распознавать Комбинированный урок
существительные женского и мужского
рода с шипящим звуком на конце;
Развитие
и
коррекция
мышления,
внимания через выполнение различных
игровых
заданий
и
упражнений;
Воспитание чувства товарищества и
взаимопомощи.
Формирование представлений школьников
о сравнительных оборотах; формирование
навыков грамотного пунктуационного
оформления сравнительного оборота;
совершенствование умений употреблять
сравнения в речи; совершенствование
умений отличать предложения со
сравнительным оборотом от

Урок изучения нового материала

16

сложноподчинённых предложений с
придаточными сравнительными; развитие
коммуникативных навыков.
43
Основные
грамматические
признаки
существительного:
род, число, падеж.

44
Различение
существительных
по родам в
словосочетаниях,
правописание.

45

Три типа склонения
существительных

46

Ударные и

углублять знания об именах
существительных, продолжить обучать
школьников выделять из текста имена
существительные, определять
грамматические признаки имени
существительного:
одушевлённые/неодушевлённые,
собственные/нарицательные, род, число,
падеж, склонение, составлять предложения
из предложенных слов.
Дать представление о роде имён
существительных в русском языке.
Научить определять род имени
существительного; способствовать
развитию речи, мышления; воспитать
усидчивость, интерес к предмету, чувство
доброты, милосердия и сострадания;
научить определять род имен
существительных с помощью окончаний и
местоимения «мой»;
Закрепить знания о падежах
существительных; формировать умение
определять склонение. Совершенствовать
умения обучающихся определять тип
склонения. Закрепить умение склонять
имена существительные.
Совершенствование своих
коммуникативных способностей путём
общения в паре. Обобщить знания о
склонении имен существительных.
сравнить ударные и безударные окончания

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок
17

47

безударные
падежные
окончания.

существительных одного и того же
склонения; познакомить со способом
проверки безударных окончаний. Развитие
фонематического восприятия и зрительной
ориентировки;

Правописание
безударных
падежных
окончаний имён
существительных 1
склонения.

уметь определять особенности имён
Комбинированный урок
существительных: собственное или
нарицательное, одушевлённое или
неодушевлённое, род, тип склонения,
число, падеж; научиться правильно писать
безударные падежные окончания имён
существительных первого склонения;
уметь объяснять необходимость знания
типа склонения и падежа имени
существительного для верного написания
его падежного окончания;
совершенствовать навыки написания
Комбинированный урок
безударных окончаний имен
существительных; формировать навыки
грамотного и красивого письма, развивать
речь детей, внимание, наблюдательность;
пробуждать интерес к языку, используя
занимательные задания, интересные
сведения о словах; доброжелательно
относиться к собеседнику, уважать чужое
мнение.
Научить детей грамотному письму слов с Комбинированный урок
данной орфограммой, умению видеть ее в
тексте и слышать, умению проверять
данную орфограмму. Формировать у
обучающихся способность организовывать
свою учебно-познавательную
деятельность, Использовать знаковосимволичные средства для решения

48
Правописание
безударных
падежных
окончаний имён
существительных 2
склонения.

49
Правописание
безударных
падежных
окончаний имён
существительных 3
склонения.

18

50

51

Проверка
безударных
окончаний
существительных
каждого типа
склонения
способом
подстановки
существительного
того же склонения и
падежа с ударным
окончанием (по
дороге - по земле,
на дереве – на
окне).
Р.р.Продолжение
рассказа по
данному началу и
плану
последующих
частей.

52
Р.р. Записка.
Повторение.
Записка –
извинение, запискаблагодарность.

53

Распространение

различных учебных задач;
Формировать умения:
Осуществлять совместную деятельность в
парах и рабочих группах с учётом
конкретных учебно-познавательных задач.
Осознавать познавательную задачу;

Развитие связной речи; активизация и
обогащение словаря; формирование
умения формулировать предложения и
продолжать мысль. Формировать умение
осознавать свои трудности и стремиться к
их преодолению; Участвовать в
творческом, созидательном процессе;
Расширение тематического словаря.
Речевой этикет. Составление записок –
извинений и записок – благодарностей на
заданную тему. Развитие навыков
применения на практике полученных
знаний. Воспитать усидчивость, интерес к
предмету, чувство доброты, милосердия и
сострадания. Формулировать собственные
мысли, высказывать и обосновывать свою
точку зрения;
познакомить обучающихся с однородными

Комбинированный урок

Урок развития речи

Урок развития речи

Комбинированный урок
19

54

55

56

предложений
однородными
членами,
выраженными
существительными
в заданной
падежной форме.

членами предложения. Развивающая:
развивать мышление, память,
познавательный интерес, речь.
Воспитательная: воспитывать любовь к
природе, уважение к людям труда,
эстетические чувства, аккуратность.

Повторение по
теме: «Имя
существительного»

повторение, обобщение и систематизация
знаний об именах существительных,
контроль за усвоением знаний и умений;
развитие речи обучающихся; воспитывать
любовь и бережное отношение к природе.

Вступать в учебный диалог с учителем,
одноклассниками, участвовать в общей
беседе, соблюдая правила речевого
поведения;
Текст.
Продолжать формировать у детей общее
Установление
понятие о тексте. Научить отличать текст
последовательности от простого набора предложений по его
фактов,
основным признакам. Воспитывать
подтверждающих
толерантное отношение друг к другу,
основную мысль в
взаимное сотрудничество.
тексте. Связь между
ними с помощью
слов сначала,
потом, затем,
наконец.
Р.р. Изложение
Формировать умение составлять план
описательного
текста; анализировать составленный текст;
текста (описание
учить самостоятельно излагать
природы) с
повествовательный текст по плану;
предварительным
развитие речи; развитие умения
анализом и опорой
ориентироваться в плане

Урок повторения

Комбинированный урок

Урок развития речи
Комбинированный урок

20

на план – схему.
57
Р.р. Написание
изложения.

58

59

60

Диктант за 2
четверть по теме:
«Имя
существительное»
Анализ диктанта,
работа над
ошибками.
Имя
прилагательное.
Значение
прилагательных в
речи.

61
Описание предмета
и его частей
словосочетаниями с
прилагательными.
62

Использование
прилагательных для
выражения
сравнения.

развитие памяти и внимания. Развивать
орфографическую зоркость, речь,
внимание, логическое мышление.
Воспитывать доброе отношение к нашим
меньшим братьям, природе, аккуратность
письма, интерес к предмету.
Проверка и оценка знаний и умений
обучающихся

Урок развития речи

Работа над западающими темами,
подробный анализ ошибок;
взаимопомощь, практическая работа с
толковым словарем; закрепление
материала;
Понимать информацию, представленную в
изобразительной, схематичной, модельной
форме,

Закрепление

Продолжить развивать и корригировать
орфографическую зоркость обучающихся,
память, мышление, внимание, устную и
письменную речь, мелкую моторику
кистей рук, воображение; Воспитывать
интерес к учёбе, к родному языку, чувства
патриотизма.
Формировать умение принимать и
сохранять учебную задачу;
Формировать умения:
Читать и слушать, извлекая нужную
информацию, а также самостоятельно
находить её в материалах учебников,

Комбинированный урок

Контрольная работа (диктант)
№3

Комбинированный урок
Работа с деформированными
предложениями.

Комбинированный урок

21

63
Согласование
прилагательных
существительными
в роде и числе.
64

65

Правописание
падежных
окончаний
прилагательных
мужского и
среднего рода.
Правописание
падежных
окончаний
прилагательных
мужского и
среднего рода.

66
Дифференциация
окончаний
единственного и
множественного
числа: - ее, - ие.
67
Склонение
прилагательных
женского рода.

68

Склонение

Воспитание чувства товарищества и Комбинированный урок
взаимопомощи;
уметь
ставить
и
осмысливать цель, определять способы её
достижения
и
последовательность
действий;
анализировать
результаты,
сравнивать их с поставленной целью,
Формирование навыков правописания
падежных окончаний прилагательных
мужского и среднего рода.

Комбинированный урок

Формировать положительное отношение к
учению, к познавательной деятельности;
Формировать способность к самооценке
своих действий, поступков;

Комбинированный урок

оценивать свои успехи в учебной
деятельности, контролировать и
корректировать свои действия, работать в
паре, соблюдая правила совместного
труда; проявление интереса к изучению
родного языка, стремиться применять
полученные знания в практике речевого
общения,
формирование навыков определения
падежей имен прилагательных по падежам
имён существительных; обобщение и
систематизация знаний обучающихся об
имени прилагательном; воспитание
интереса к языку; коррекция памяти и
внимания.
формирование навыков определения

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок
22

прилагательных
женского рода.

69
Р.р. Коллективное
сочинение по
картине бытового
жанра с
предварительным
анализом,
составлением плана
опорой на схему,
отбором речевого
материала.
70
Р.р. Письмо.
Повторение.

71

Постановка
вопросов от
существительного к
прилагательному в
косвенных падежах.
Наблюдение за
окончанием
вопроса и
окончанием

падежей имен прилагательных по падежам
имён существительных; обобщение и
систематизация знаний обучающихся об
имени прилагательном; воспитание
интереса к языку; коррекция памяти и
внимания.стремиться к
совершенствованию своих знаний в
области родного языка,
Познакомить с жизнью и творчеством В.Д.
Поленова. Научить обучающихся
передавать свое отношение к картине,
понимать содержание картины и её
художественные способности.
Воспитывать самостоятельность,
творческую активность, интерес к
живописи. Развивать способность
внимательного отношения к значению
слов и их употребление в устной и
письменной речи. Развивать чувство
прекрасного.
Выделение в тексте письма вопросов и
просьб к адресату как отдельной
структурной единицы. Расширение
тематического словаря. Коллективное
сочинение писем на заданную тему,
ответов на полученное письмо.
научить распознавать тип склонения имен
существительных, стоящих в косвенных
падежах; прививать навыки
самостоятельной работы; развитие
орфографической зоркости, развитие речи.

Работа с деформированными
предложениями.

Урок развития речи

Урок развития речи

Комбинированный урок

23

72

73

прилагательного.
Постановка
вопросов от
существительного к
прилагательному в
косвенных падежах.
Правописание
падежных
окончаний
прилагательных в
единственном
числе.

74

Проверка
безударных
окончаний
прилагательных с
помощью вопроса.

75

Распространение
предложений
однородными
членами,
выраженными
прилагательными в
заданной падежной
форме.

Наблюдение за окончанием вопроса и
окончанием прилагательного. Развитие
памяти и мыслительной деятельности.

Комбинированный урок

способствовать формированию знаний Урок – закрепление
об имени прилагательном; развивать
умения находить имена прилагательные
в речи и определять все его грамматические
категории;
способствовать
развитию творческой активности и
познавательных
интересов
обучающихся, ассоциативное мышление;
воспитывать любовь к зимнему времени
года, аккуратность, целеустремленность
закрепить умения обучающихся грамотно
Комбинированный урок
писать безударные окончания имен
прилагательных. Развивать умение
согласовывать имена существительные с
именами прилагательными и с помощью
вопросов проверять безударные окончания
имен прилагательных; обогащать
словарный запас обучающихся
совершенствовать знания об имени Комбинированный урок
прилагательном как части речи;
Определить лексическое значение имён
прилагательных, их изменения по родам,
числам
и
падежам;
обозначить
зависимость имени прилагательного в
предложении от имени существительного.
Развивать навык самооценки, умение
поддерживать на уроке доброжелательную
атмосферу; работать в коллективе, быть
собранным, сдержанным на протяжении
24

76

Упражнения на
закрепление
«Прилагательное».

77

Диктант по теме:
«Прилагательное».
Анализ диктанта,
работа над
ошибками.

78

79

Текст. План текста.
Деление главной
части плана на
подпункты,
отражающие
последовательность
предъявляемых
фактов (примеров).

80
Глагол. Значение
глаголов в речи.

81

Использование
глаголов для

всего урока. Воспитывать интерес к
предмету.
Развивать память, внимание, логическое
мышление; совершенствовать устную и
письменную речь, грамматический строй
речи.
Проверка и оценка знаний и умений
обучающихся
Работа над западающими темами,
подробный анализ ошибок;
взаимопомощь, практическая работа с
толковым словарем; закрепление
материала;
Формировать умение составлять план
текста. Учить делить на главные части и
подпункты. Познакомить обучающихся с
понятием «абзац» как средством членения
письменной связной речи, при помощи
которого
отделяются
предложения,
выражающие новую мысль, важную для
читателя; развивать умения выделять
части повествовательного текста (начало,
основную часть, концовку); составлять
план текста.
Глагол
Расширять представления детей о
значении глаголов в речи. Учить детей
использовать различные по значению
глаголы при составлении связных
высказываний. Развивать фонематическое
восприятие, навыки звукового анализа и
синтеза.
продолжить развитие у обучающихся
орфографических и речевых навыков,

Урок закрепления

Контрольная работа (диктант)
№4
Урок закрепления

Комбинированный урок

Комбинированный урок
Работа с деформированными
предложениями.

Комбинированный урок
Тестирование
25

выражения
сравнения

82

умения определять морфологические
признаки глагола, роль глагола в тексте,
совершенствовать умения выполнять
различные виды разборов; развивать
память (зрительную, слуховую), внимание
и образное мышление детей;
совершенствовать работу с кластерами,
другими опорными схемами для
систематизации знаний, умений и навыков
по теме урока; воспитывать любовь к
родному языку и красоте родной природы.

дать знания о глаголе, повторить понятия
времени и числа, развивать речь,
творческое мышление, любовь и
внимательное отношение к природе.
совершенствовать умения определять
время и число глагола; развитие
орфографической зоркости, внимания,
речи обучающихся; воспитание интереса к
Время и число
русскому языку, при работе в группах
глаголов.
умение слушать и слышать друг друга,
сотрудничать на уроке; распознавать
изученные формы глаголов; определять
значение глаголов; правильно произносить
формы глагола.
закреплять у обучающихся понятия о
глаголе, как части речи; формировать
умение ставить вопрос к глаголам и
отличать от других частей речи,
Изменение глаголов
определять лицо и число глагола;
по числам
развивать умение правильно употреблять
глаголы в речи, подбирать подходящие по
смыслу глаголы, развивать
орфографическую зоркость,

Урок изучения нового материала

Время и число
глаголов.
83

84

Урок закрепления

Урок закрепления

26

85
Согласование
глаголов
прошедшего
времени с
существительными
в роде и числе.
86

Согласование
глаголов
прошедшего
времени с
существительными
в роде и числе.

87
Начальная форма
глагола
(неопределенная
форма) на –ть, ться, -ти, -чь, -чься
(что делать? Что
сделать?).

88

Начальная форма
глагола

совершенствовать навыки работы с
учебником; воспитывать ценностное
отношение к своему здоровью,
уважительное отношение к окружающим,
положительные качества личности;
прививать интерес к предмету.
развитие абстрактного и логического
мышления; развитие зрительного и
звукового внимания к языковым
единицам; развитие и совершенствование
навыков грамматического оформления
речи в ходе работы над словосочетаниями,
связью слов в предложении, моделями
предложений различных синтаксических
конструкций;
уточнение значений слов, имеющихся в
словарном запасе детей, дальнейшее
обогащение словарного запаса путём
накопления новых слов, относящихся к
различным частям речи, и за счёт развития
у детей умения активно пользоваться
различными способами словообразования.
Формирование представлений о глаголах
неопределённой формы и умений
определять их в устной и письменной
речи. Развитие познавательной
деятельности обучающихся, критического
мышления, умений ставить вопросы и
находить ответы, умений самоанализа и
самооценки своей деятельности.
Воспитание правильного отношения к
читательской деятельности, внимания,
трудолюбия.
Формирование представлений о глаголах
неопределённой формы и умений

Комбинированный урок

Комбинированный урок
Работа с деформированными
предложениями.

Урок изучения нового материала

Урок закрепления
27

(неопределенная
форма) на –ть, ться, - ти, -чь, - чься
(что делать? что
сделать?).

89
Постановка
глаголов в
начальную форму.

90
Постановка
глаголов в
начальную форму.

91
Правописание
частицы не с
глаголами.
Значение
отрицания.
92

Правописание

определять их в устной и письменной
речи. Развитие познавательной
деятельности обучающихся, критического
мышления, умений ставить вопросы и
находить ответы, умений самоанализа и
самооценки своей деятельности.
Воспитание правильного отношения к
читательской деятельности, внимания,
трудолюбия.
познакомиться с новым понятием
“Начальная форма глагола”;
закрепить знания о глаголе как части речи;
научить распознавать форму слова и
однокоренные слова;
развивать мыслительные операции,
сравнения, классификации;
воспитывать самостоятельность у
обучающихся.
Углубить представления о понятии
“Начальная форма глагола”;
закрепить знания о глаголе как части речи;
научить распознавать форму слова и
однокоренные слова;
развивать мыслительные операции,
сравнения, классификации;
воспитывать самостоятельность у
обучающихся.
расширить знания детей о служебных
частях речи познакомить с ролью
частицы не и её раздельным написанием с
глаголами выработать навык правильного
письма частицы не с глаголами на основе
алгоритма;
формировать
коммуникативные умения детей;
Воспитание культуры учебного труда

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок повторения
28

частицы не с
глаголами.
Значение
отрицания.

94
95

Правописание
глаголов 2 лица
единственного
числа
1 лицо глагола.
2 лицо глагола.

96

3 лицо глагола.

93

97

Р.р. Объявление.

создание творческого и благоприятного
микроклимата в коллективе развитие
интереса к изучению русского языка
развивать умение употреблять и правильно
писать не с глаголами развивать навыки
точного употребления глаголов в речи
побуждать самостоятельную
мыслительную работу обучающихся
развивать умение анализировать и делать
самостоятельные выводы развивать
умение оценивать себя и своих
одноклассников.
формировать орфографическую зоркость
Урок изучения нового материала
обучающихся. научить находить глаголы
1, 2, 3 лица; воспитывать интерес к
предмету; развитие мелкой моторики;
развитие мышления.
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Комбинированный урок
Повторение раннее изученных знаний о
составлении объявления. Формировать
представления о видах объявлений.
Объявление на улице. Расширение
тематического словаря. Тематика
объявлений. Составление объявлений на
заданные темы. Развитие устной и
письменной речи. Коррекция
мыслительной деятельности.

Урок развития речи
Урок повторения

29

98
Урок – игра «Части
речи- это…»

99
Повторение по
теме: «Глагол».

100
101

Подготовка к
контрольной работе
Диктант за 3
четверть по теме
«Глагол»

102
Анализ диктанта,
работа над
ошибками.
103

Местоимение.
Значение личных
местоимений в
речи.

104

Правильное
соотнесение

Повторение и обобщение пройденного по
теме «Части речи»; Формировать навыки
определения морфологических признаков
частей речи
Повторение и обобщение пройденного по
теме «Глагол»; Формировать навыки
определения морфологических признаков
глагола; Воспитывать любовь к искусству,
развивать творческое воображение
Закрепление орфографических навыков

Урок- повторение

Проверка и оценка знаний и умений
обучающихся

Контрольная работа (диктант)
№5

Работа над западающими темами,
подробный анализ ошибок;
взаимопомощь, практическая работа с
толковым словарем; закрепление
материала;
познакомить обучающихся с ролью
местоимений в речи, своеобразием личных
местоимений. Формирование умений
видеть местоимения в тексте, правильно
употреблять их в разговорной и
письменной речи.
Коррекция внимания, фонематического
восприятия и словесно-логического
мышления в процессе работы над темой
урока. Воспитание самоконтроля и
самоорганизации через самостоятельную
работу на уроке.
Формировать умение соотносить
местоимение с существительным;

Урок повторения

Урок- повторение

Урок изучения нового материала
Работа с деформированными
предложениями.

Урок изучения нового материала
30

местоимений с
существительными.

Развивать связную устную и письменную
речь. Воспитывать интерес к поэзии М.Ю.
Лермонтова.
Комбинированный урок

105
Личные
местоимения 1,2,3
лица единственного
и множественного
числа.

106

107

108

109

110

Личные
местоимения 1, 2, 3
лица
единственного и
множественного
числа.
Употребление
местоимения 2 лица
множественного
числа (вы, Вы).
Употребление
местоимения 2 лица
множественного
числа (вы, Вы).
Культура речи при
обращении к
нескольким лицам и
к одному человеку.
Культура речи при
обращении к
нескольким лицам и
к одному человеку.

актуализация знаний о местоимении,
выработка умений и навыков по их
применению; обобщить, повторить и
закрепить на практике знания о
местоимении; совершенствовать навык
правильного употребления местоимений в
речи;
навыки контроля и самоконтроля;
умению работать в парах.
актуализация знаний о местоимении,
выработка умений и навыков по их
применению; обобщить, повторить и
закрепить на практике знания о
местоимении; совершенствовать навык

Комбинированный урок

выработка умений и навыков
употребления местоимения 2 лица
множественного числа (вы, Вы).

Комбинированный урок

выработка умений и навыков
употребления местоимения 2 лица
множественного числа (вы, Вы).

Комбинированный урок

Развитие связной речи

Комбинированный урок

Развитие связной речи

Комбинированный урок

31

111

112

113

114

Употребление
местоимения 2 лица
множественного
числа.
Изменение
местоимений 3 лица
единственного
числа по родам.
Изменение
местоимений 3 лица
единственного
числа по родам.
Р.р. Сочинение по
картине (описание
пейзажа) с
предварительным
анализом,
составлением
плана, опорой на
схему, отбором
речевого материала.

115

Р.р. Сочинение по
картине (описание
пейзажа) с
предварительным
анализом,
составлением
плана, опорой на
схему, отбором
речевого материала.

116

Использование
местоимений как
средства связи

выработка умений и навыков
употребления местоимения 2 лица
множественного числа (вы, Вы).

Комбинированный урок

выработка умений и навыков изменения
местоимений 3 лица единственного числа
по родам.

Комбинированный урок

выработка умений и навыков изменения
местоимений 3 лица единственного числа
по родам.

Комбинированный урок

Развитие устной и письменной речи.
Коррекция мыслительной деятельности.
Накапливать активный словарь и
коммуникативные умения.

Урок развития речи

Урок развития речи

Развитие связной речи

Комбинированный урок

32

117

предложений в
тексте.
Замена
местоимениями
повторяющихся
существительных и
словосочетаний с
ними в рядом
стоящих
предложениях.

118
Повторение по теме
«Местоимения»
119

Повторение по теме
«Местоимения»

120

Диктант по теме
«Местоимение»

121

Анализ диктанта,
работа над
ошибками.

122

Р.р.
Объяснительная
записка.

123

Р.р. Членение
текста

Умение заменять местоимениями
повторяющихся существительных и
словосочетаний с ними в рядом стоящих
предложениях.

Комбинированный урок

Повторение и обобщение пройденного по
теме ; Формировать навыки определения
морфологических признаков местоимения;
Воспитывать любовь к искусству,
развивать творческое воображение
Повторение и обобщение пройденного по
теме ; Формировать навыки определения
морфологических признаков местоимения;
Воспитывать любовь к искусству,
развивать творческое воображение
Проверка и оценка знаний и умений
обучающихся

Уро к повторения

Работа над западающими темами,
подробный анализ ошибок;
взаимопомощь, практическая работа с
толковым словарем; закрепление
материала;
Формировать умение составлять
объяснительную записку; развивать
связную речь. Текст объяснительной
записки, ее структурные части (адресат,
название деловой бумаги, объяснение,
фамилия, имя, отчество и подпись
составителя, число). Тематический

Урок повторения

Урок повторения

Контрольная работа (диктант)
№6

Урок развития речи

Урок развития речи
33

объяснительной
записки на
структурные части
и правильное
расположение их на
листе бумаги.
124
Простое
предложение с
однородными
членами.

125

126

127

Простое
предложение с
однородными
членами
(перечисление без
союзов и с
одиночным союзом
и). Знаки
препинания.
Распространение
предложений
однородными
членами,
выраженными
разными частями
речи.
Однородные члены
предложения с
союзами а, но.
Интонация
сопоставления.

словарь. Нахождение и установление
значения слов. Формирование умения
преодолевать разрыв в 2-3 предложениях,
связанных по смыслу, путём изменения
порядка слов, употребления лексических
повторов.
Упражнять в комментировании для
выработки аргументов пояснения
правописания; Вырабатывать прочные
умения для перевода в навык. Накапливать
активный словарь и коммуникативные
умения.
Корригировать мышление на основе
упражнений в умозаключении
Упражнять в комментировании для
выработки аргументов пояснения
правописания; Вырабатывать прочные
умения для перевода в навык. Накапливать
активный словарь и коммуникативные
умения.
Корригировать мышление на основе
упражнений в умозаключении
закреплять умение находить однородные
члены в предложении, правильно
расставлять знаки препинания при
однородных членах; закреплять умение
различать научный и художественный
стили речи; закреплять умение
развёртывать текст-описание на основе
данного начала, по опорным словам,
правильно употреблять предложения в
структуре текста. развивать устную и
письменную речь обучающихся; развивать
произвольное внимание, мыслительные

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

34

Знаки препинания.

128

Обращение. Место
обращения в
предложении.
Знаки препинания.
Культура речи при
обращении.

129

Сложное
предложение без
союзов и с союзом
и. Знаки
препинания.

130

Сравнение
сложного
предложения с
простым
предложением.
Смысловая и

131

процессы: обобщение, классификация на
основе работы со словарными словами,
сравнение – на основе работы с
лексическим материалом; прививать
интерес к предмету; воспитывать
бережное отношение к родной природе;
сформировать представление об
Урок изучения нового материала
обращении, учить правильно оформлять на
письме предложения с обращением.
Развивать умения точно употреблять в
речи обращение, совершенствовать
навыки постановки знаков препинания при
обращении. Развитие мыслительных
операций посредством наблюдений,
сравнений, обобщений, конкретизаций,
сознательного восприятия учебного
материала, развитие зрительной и
смысловой памяти, речи обучающихся.
Воспитывать культуру поведения
обучающихся, содействовать усвоению
правил вежливого обращения к людям,
воспитание культуры общения.
Дать общее представление об основных
Комбинированный урок
видах сложных предложений. Тренировать
в умении строить схемы сложных
предложений разного вида; воспитывать у
учеников истинное понимание доброты,
стремление поступать по- доброму, быть
неравнодушным к людям.
Сравнить сложное и простое предложение; Комбинированный урок
развивать мыслительные операции анализа
и синтеза; развитие пространственнозрительной ориентировки
дифференциация понятий слово-

Комбинированный урок
35

интонационная
законченность
сложного
предложения.

132

133

Составление
сложных
предложений с
опорой на рисунки
и схему сложного
предложения.
Итоговый диктант
по теме
«Предложение»

134
Анализ диктанта,
работа над
ошибками.
135

Состав слова.

136

Правописание
гласных и
согласных в корне

предложение; учить осознавать
предложение как минимальную единицу
речи, обладающей смысловой и
интонационной законченностью; развитие
речеслуховой памяти. формировать
умение анализировать интонацию
предложения, соотносить с правилами
обозначения предложения на письме.
закрепление умения отвечать полным
предложением на поставленный вопрос;
Формирование умения составлять
сложные предложения с опорой на
рисунки. Развивать интерес к учебной
деятельности; продолжать воспитывать у
детей навыки доброжелательности,
уважения друг к другу.
Проверка и оценка знаний и умений
обучающихся
Работа над западающими темами,
подробный анализ ошибок;
взаимопомощь, практическая работа с
толковым словарем; закрепление
материала;
повторить и закрепить знания
обучающихся о составе лова. Развивать
умение выделять части слова (морфемы);
закрепить знания об однокоренных словах
и умение их образовывать; расширять
словарный запас обучающихся.
обобщить полученные ранее знания по
теме «Правописание гласных и согласных
в корне слова», развивать умение
применять конкретное правило на
практике, способствовать формированию

Комбинированный урок

Контрольная работа (диктант)
№7
Урок закрепления

Урок повторения

Урок повторения

36

резервные темы

Текст. Повторение
пройденного.

Правописание
гласных и
согласных в корне.

интереса к слову и языку в целом.
Закрепить знания о тексте, его видах и
признаках;
Повторить знания о правописании гласных
и согласных в корне; развивать устную и
письменную речь обучающихся; развивать
произвольное внимание, мыслительные
процессы: обобщение, классификация на
основе работы со словарными словами,
сравнение – на основе работы с
лексическим материалом;

Урок повторения
Работа с деформированными
предложениями
Урок повторения

Список учебно-методической литературы:
1. Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб – М: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.;
2. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Русский язык.7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида- М,:
Просвещение, 2012.;
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи обучающихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. - 335с. (коррекционная педагогика).;
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с.
(коррекционная педагогика).;
5. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:
Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».