МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел образования Фроловского муниципального района МОУ "Образцовская СШ" РАССМОТРЕНО ______________________ от « » 2024г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по УВР Директор ________________________ ________________________ Игнатова Ю.Г. Котельникова Л.В. Протокол _____________ Приказ _______________ от « от « » 2024 г. » 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы социальной жизни» 7 класс специальная (коррекционная) программа VIII вида Составитель: Комиссарова И.В. п. Образцы 2024 год Тип программы Статус программы Паспорт программы Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа разработана в соответствии: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014№ 1599 (в редакции от 08.11.2022 № 955); • ФАОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Минпросвещением России № 1026 от 24.11.2022г; • АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на 2023-2024 учебный год; • Учебный план ОГКОУШИ № 18 на 2023-2024 учебный год; • Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799); • Санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (СП 2.4.3648-20); • Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (СанПиН 1.2.3685-21). Назначение программы Категория обучающихся Сроки освоения программы Объём учебного времени Форма обучения Режим уроков Форма контроля Программа адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Обучающиеся 7 класса Срок освоения программы 1 учебный год (сентябрь 2023 – май 2024 года). Рабочая программа по предметам учебного плана рассчитана на 68часов, 2 часа в неделю (34 учебных недели) Очная Фронтальный, индивидуальный, групповой, подгрупповой Текущий контроль, самостоятельная работа, практическая работа итоговая контрольно-диагностическая работа, проект. 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часа в год. ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы социальной жизни». Цель умственной обучения – отсталостью практическая подготовка (интеллектуальными обучающихся нарушениями) с к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Задачи обучения: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; 3 ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 7 классе определяет следующие задачи: формирование знаний о представлении разных групп продуктов питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; формирование умений соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи; формирование знаний о ремонте одежды (пришивание пуговиц, зашивание шва, наложение заплат и т.д.); формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания; формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые блюда; формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного назначения; 4 формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены подростка; формирование умений соблюдение техники безопасности при работе с чистящими и моющими средствами и электробытовыми приборами; формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; формирование умений использовать навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); формирование умений самостоятельно пользоваться услугами бытовых учреждений (прачечная, почта и т.д.). 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение «Основам социальной жизни» в 7 классе носит продолжение изучения теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Программа обучения в 7 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На третьем году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, формирования правильных жизненных установок, применения теоретических знаний на практике и формирование правильных отношений самостоятельно транспорта. в семье. пользоваться Особое внимание В ходе услугами уделяется занятий учреждений дети учатся торговли и темам, направленным на формирование безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей, умение организовывать себя и помогать другим. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование культуры поведения в семьи, организацию собственной деятельности и социальную адаптацию в обществе. При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, 6 оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые в повседневной жизни обучающимися. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться пользоваться самостоятельно общественным транспортом и различными учреждениями быта. Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству. Содержание разделов № Название раздела Количество часов Контрольные работы, тесты 1 Личная гигиена и здоровье 6 1 2 Охрана здоровья 3 1 7 3 Жилище 12 4 Одежда и обувь 10 5 Питание 17 1 6 Транспорт 4 1 7 Средства связи 4 8 Предприятия, организации, учреждения 4 9 Семья 7 10 Итоговое занятие 1 1 Итого: 68 6 1 8 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации; овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, взаимопомощи. Предметные: Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; 9 совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); Достаточный уровень: знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого). 10 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ Кол-во часов № Тема урока 1 Особенности соблюдения личной гигиены подростком 1 2 Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками 1 ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Личная гигиена и здоровье – 6 часов Особенности личной Слушают информацию от учителя о Слушают информацию от учителя о гигиены в жизни взрослении и его влияние на организм взрослении и его влияние на организм подростка. Понятия человека. Совместно с учителем и с человека. Самостоятельно дают «подросток», «личная опорой на учебник дают определение определение понятию «подросток», гигиена». Роль личной понятию «подросток», «личная гигиена». «личная гигиена» Работают с гигиены для сохранения Работают с учебником: читают учебником: читают информационный и укрепления здоровья информационный текст, отвечают на текст, отвечают на вопросы. вопросы с опорой на текст и Записывают в тетрадь основные изображения. Записывают в тетрадь понятия. Делятся личным опытом о основные понятия. С использованием соблюдении ежедневной гигиены, карточек, делятся личным опытом о рассказывают о проблемах, с которыми соблюдении ежедневной гигиены, сталкиваются в подростковом возрасте рассказывают о проблемах, с которыми по уходу за собой. С опорой на сталкиваются в подростковом возрасте учебник, самостоятельно составляют по уходу за собой. С помощью карточек таблицу «Гигиена –это»: записывают в и текста составляют таблицу «Гигиена – таблицу основные критерии заботы о это»: записывают в таблицу основные личной гигиене (гигиена кожи, полости критерии заботы о личной гигиене рта, питания, одежды, жилища, (гигиена кожи, полости рта, питания, закаливание, отказ от вредных одежды, жилища, закаливание, отказ от привычек) вредных привычек) Особенности Читают текст в учебнике об особенностях Читают текст в учебнике об ежедневного ухода в соблюдения личной гигиены в особенностях соблюдения личной подростковом возрасте. подростковом возрасте. С помощью гигиены в подростковом возрасте. С Правила и приемы презентации, знакомятся с информацией помощью презентации, знакомятся с соблюдения личной о правилах и приемах по уходу за кожей информацией о правилах и приемах по гигиены. Гигиена кожи и лица и тела, за полостью рта. Записывают уходу за кожей лица и тела, за 11 уход за ней. Гигиена зубов и правила по уходу за зубами. Влияние правильного и активного образа жизни на здоровье подростка 3 Гигиенические требования к использованию личного белья 1 Гигиенические требования к использованию личного белья: нижнее белье, носки, колготки. Правила соблюдения смены одежды, нательного и постельного белья. Особенности ухода за бельем в тетрадь и приклеивают картинки об основных правилах ухода. Слушают информацию от учителя о косметических средствах по уходу за телом: средства по уходу за кожей, полостью рта, дезодоранты/антиперспиранты и т.д. Совместно с учителем принимают участие в обсуждении влияния правильного образа жизни на здоровье подростка. Закрепляют знания и изучают памятку о правилах и приемах соблюдения личной гигиены для мальчиков/девочек Знакомятся с информацией в учебнике о гигиенических требованиях к использованию личного белья. Отвечают на вопросы из учебника с опорой на текст. С опорой на презентацию, записывают в тетрадь правила соблюдения смены одежды. Слушают информацию от учителя об особенностях ухода за личным бельем, о роли чистоты одежды для личной гигиены. С опорой на учебник и записи в тетради, называют основные правила использования личного белья. Выполняют задания на карточках/интерактивной доске по пройденной теме полостью рта. Записывают в тетрадь основные правила ухода. Слушают информацию от учителя о косметических средствах по уходу за телом: средства по уходу за кожей, полостью рта, дезодоранты/антиперспиранты и т.д. Принимают участие в обсуждении влияния правильного образа жизни на здоровье подростка. Закрепляют знания и изучают памятку о правилах и приемах соблюдения личной гигиены для мальчиков/девочек Знакомятся с информацией в учебнике о гигиенических требованиях к использованию личного белья. Самостоятельно отвечают на вопросы из учебника. С опорой на презентацию, записывают в тетрадь правила соблюдения смены одежды. Слушают информацию от учителя об особенностях ухода за личным бельем, о роли чистоты одежды для личной гигиены. Рассказывают правила использования личного белья. Выполняют задания на карточках/интерактивной доске по пройденной теме 12 4 Уход за волосами. Средства для ухода за волосами 1 Правила и приемы ухода за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Правила мытья волос, расчесывания и опрятного вида 5 Виды шампуней в зависимости от типов волос 1 Типы волос и кожи головы: жирные, сухие, нормальные. Особенности ухода за кожей головы и волос разного типа. Практическая работа подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния. Памятка «Правильный Читают информацию в учебнике об уходе за волосами: правилах и приемах ухода. С помощью презентации, знакомятся со средствами для ухода за волосами и средствами индивидуальной гигиены: шампуни, кондиционеры, маски, расчески. Приклеивают в тетрадь картинки основных средств по уходу за волосами, записывают краткую характеристику, назначение. Просматривают видео о правилах мытья волос. Совместно с учителем выделяют основные правила опрятного вида волос у девочек и юношей. Приклеивают правила в тетрадь. Повторяют правила с опорой на записи в тетради. Совместно с обучающимися второй группы (в парах) выполняют практическое задание: расчесывание волос, создание простых аккуратных причесок для эстетического вида Читают информацию в учебнике о типах кожи головы и волос: чем отличаются, особенности ухода, средства по уходу. Записывают основную информацию в тетрадь, заполняют таблицу с опорой на текст в учебнике и раздаточные картинки. Просматривают презентацию/видеоролик о влиянии питания на здоровье волос. Совместно с учителем, с помощью предложенных картинок и текста составляют памятку Читают информацию в учебнике об уходе за волосами: правилах и приемах ухода. С помощью презентации, знакомятся со средствами для ухода за волосами и средствами индивидуальной гигиены: шампуни, кондиционеры, маски, расчески. Записывают в тетрадь информацию об основных средствах по уходу за волосами: название, краткую характеристику, назначение. Просматривают видео о правилах мытья волос. Самостоятельно выделяют основные правила опрятного вида волос у девочек и юношей. Приклеивают правила в тетрадь. Рассказывают выученные правила. Самостоятельно выполняют практическое задание и помогают обучающимся второй группы: расчесывание волос, создание простых аккуратных причесок для эстетического вида Читают информацию в учебнике о типах кожи головы и волос: чем отличаются, особенности ухода, средства по уходу. Записывают основную информацию в тетрадь, самостоятельно заполняют таблицу с опорой на учебник. Просматривают презентацию/видеоролик о влиянии питания на здоровье волос. Самостоятельно составляют памятку по уходу за волосами. Приклеивают 13 уход за волосами» 6 Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос 1 7 Виды врачебной помощи на дому 1 по уходу за волосами. Приклеивают памятку в тетрадь. С помощью демонстрации учителем специальных средств по уходу за волосами, знакомятся со средствами по уходу за волосами и видами шампуней. Совместно с учителем выполняют практическое задание: подбирают шампунь для кожи и волос с учетом их состояния Заболевания кожи Просматривают презентацию о головы. Лечение перхоти заболеваниях кожи головы, знакомятся с и выпадения. Средства понятиями «перхоть». Обсуждают борьбы с перхотью и материал с учителем, отвечают на выпадением волос. вопросы учителя с раздаточный Тестирование по итогам материал. Знакомятся с информацией в изучаемого раздела для учебнике о лечении перхоти и выпадении систематизации волос. Знакомятся с наглядными полученных знаний примерами средств по борьбе с перхотью и выпадению волос. Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют тест Охрана здоровья – 3 часа Виды медицинской Просматривают презентацию о видах помощи и врачебной медицинских учреждениях и их помощи на дому. работников. Совместно с учителем и с Воспитание бережного опорой на записи в тетради повторяют отношения к виды доврачебной помощи. Читают собственному здоровью информацию о видах врачебной помощи на дому и в медицинских учреждениях. Отвечают на вопросы по памятку в тетрадь. С помощью демонстрации учителем специальных средств по уходу за волосами, знакомятся со средствами по уходу за волосами и видами шампуней. Самостоятельно выполняют практическое задание: подбирают шампунь для кожи и волос с учетом их состояния Просматривают презентацию о заболеваниях кожи головы, знакомятся с понятиями «перхоть». Обсуждают материал с учителем, самостоятельно отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с информацией в учебнике о лечении перхоти и выпадении волос. Знакомятся с наглядными примерами средств по борьбе с перхотью и выпадению волос, классифицируют их, дают краткую характеристику назначения. Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют тест Просматривают презентацию о видах медицинских учреждениях и их работников. Рассказывают о видах доврачебной помощи. Читают информацию о видах врачебной помощи на дому и в медицинских учреждениях. Отвечают на вопросы по карточкам/проигрывают игру с 14 8 Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом 1 Способы и алгоритм вызова врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом 9 Вызов «скорой» или неотложной помощи 1 Понятие «скорая помощь». Медицинские показания для вызова скорой помощи. Алгоритм вызова скорой помощи. Практическое упражнение – «Вызов скорой помощи». Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний карточкам/проигрывают игру с использованием карточек с разными специалистами медицинских учреждений (педиатр, окулист, дерматолог, хирург, стоматолог и т.д.). Выполняют задание в таблице: симптомы – врач-специалист Знакомятся с медицинскими показаниями для вызова врача на дом: симптомы, состояние организма, травмы и т.п. Слушают учителя и просматривают демонстрацию алгоритма вызова врача на дом. Записывают в тетрадь алгоритм действий. Выполняют практическое задание «Вызов врача на дом»: действуют согласно алгоритму под руководством учителя Знакомятся с понятием «скорая помощь», узнают подробнее о работе скорой неотложной помощи и её специалистах. Слушают информацию от учителя о медицинских показаниях для вызова скорой помощи. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают презентацию с алгоритмом вызова скорой помощи. Записывают в тетрадь этапы действий и основную информацию о данных пациента при вызове скорой помощи. Совместно с учителем и обучающимися второй группы принимают участие в ролевой игре «Вызов скорой помощи». Выполняют тест использованием карточек с разными специалистами медицинских учреждений (педиатр, окулист, дерматолог, хирург, стоматолог и т.д.). Выполняют задание в таблице: симптомы – врач-специалист Знакомятся с медицинскими показаниями для вызова врача на дом: симптомы, состояние организма, травмы и т.п. Слушают учителя и просматривают демонстрацию алгоритма вызова врача на дом. Записывают в тетрадь алгоритм действий. Самостоятельно выполняют практическое задание «Вызов врача на дом» Знакомятся с понятием «скорая помощь», узнают подробнее о работе скорой неотложной помощи и её специалистах. Слушают информацию от учителя о медицинских показаниях для вызова скорой помощи. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают презентацию с алгоритмом вызова скорой помощи. Записывают в тетрадь этапы действий и основную информацию о данных пациента при вызове скорой помощи. Самостоятельно в парах разыгрывают диалог вызова скорой помощи. Принимают участие в ролевой игре «Вызов скорой помощи». Выполняют 15 тест 10 Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение 1 11 Правила безопасного поведения в ванной комнате 1 Жилище – 12 часов Санузел и ванная Просматривают презентацию о части комната в жилой жилища – санузел и ванная комната. квартире/доме. Знакомятся с видами оборудования Знакомство с ванной комнаты и санузла, его оборудованием ванной назначением. Выполняют работу на комнаты и санузла, его карточках/цифровой образовательной назначение платформе – называют предметы и оборудование ванной комнаты и санузла и подбирают описание назначения предмета к раздаточному тексту. Приклеивают картинки с изображением предметов и описанием в тетрадь Знакомство с правилами Читают текст о правилах безопасного безопасного поведения в поведения в ванной комнате, отвечают на ванной комнате, с вопросы учителя с опорой на текст. правилами техники Просматривают презентацию о правилах безопасности техники безопасности пользования пользования стиральной электроприборами в ванной комнате. машины, феном в ванной Записывают основные правила в тетрадь. комнате. Формирование Повторяют правила за учителем с опорой разумного пользования на текст в тетради. Просматривают водой познавательный видеоролик «Сохраняем воду». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя Просматривают презентацию о части жилища – санузел и ванная комната. Знакомятся с видами оборудования ванной комнаты и санузла, его назначением. Выполняют работу на карточках/цифровой образовательной платформе – классифицируют предметы в ванной комнаты и описываю их назначение. Записывают основную информацию об оборудовании санузла и ванной комнаты в тетрадь Читают текст о правилах безопасного поведения в ванной комнате, отвечают на вопросы учителя. Просматривают презентацию о правилах техники безопасности пользования электроприборами в ванной комнате. Записывают основные правила в тетрадь. Рассказывают правила с опорой на текст в тетради. Просматривают познавательный видеоролик «Сохраняем воду». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя 16 12 Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств 1 Знакомство с видами моющих и чистящих средств по уборке жилых помещений. Изучение правил техники безопасности использования чистящих и моющих средств 13 Уборка санузла и ванной комнаты 1 Правила и алгоритм уборки санузла и ванной комнаты. Подбор моющих и чистящих средств для уборки, с помощью инструкций на этикетке 14 Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание 1 Правила и способы ручной стирки. Алгоритм действий при ручной стирке белья. Обозначение «ручная стирка» на бирках одежды Слушают учителя и знакомятся с видами моющих и чистящих средств, с помощью демонстрации средств. Учатся пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам. С помощью карточек и наглядных предметов, называют моющие средства для уборки кухни, санузла: порошки, пасты, гели, жидкости; называют для чего они предназначены. Записывают рекомендации по выбору моющих средств в тетрадь. Читают правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Записывают правила в тетрадь, повторяют за учителем и с опорой на текст Читают о правилах уборки санузла и ванной комнаты. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Записывают алгоритм уборки в тетрадь. Выполняют задание: подбор моющих средств для уборки. Совместно с учителем выполняют разбор инструкции на этикетке Читают текст в учебнике о видах ручной стирки. Знакомятся с правилами ручной стирки, видами специальных моющих средств для ручной стирки. Учатся правильно расшифровывать знаки на бирках изделий одежды. Записывают в тетрадь алгоритм действий при ручной стирке Слушают учителя и знакомятся с видами моющих и чистящих средств, с помощью демонстрации средств. Учатся пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам. Самостоятельно выбирают средства, опираясь на инструкции на этикетке для уборки санузла, кухни; для мытья стекол и других покрытий. Записывают рекомендации по выбору моющих средств в тетрадь. Читают правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Записывают правила в тетрадь, рассказывают правила с опорой на текст Читают о правилах уборки санузла и ванной комнаты. Отвечают на вопросы учителя. Записывают алгоритм уборки в тетрадь. Самостоятельно выполняют задание: подбор моющих средств для уборки. Самостоятельно разбирают инструкции на этикетках моющих средств Читают текст в учебнике о видах ручной стирки. Знакомятся с правилами ручной стирки, видами специальных моющих средств для ручной стирки. Самостоятельно расшифровывают знаки на бирках изделий одежды. Записывают в тетрадь алгоритм действий при ручной стирке 17 15 Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств 1 Виды стиральных средств для ручной стирки. Правила техники безопасности при использовании моющих средств Просматривают презентацию о видах стиральных средств для ручной стирки. Знакомятся с демонстрацией стиральных средств, учатся читать инструкцию на вкладыше, определять, для какого белья подходит данное моющее средство. Слушают информацию от учителя о технике безопасности при использовании моющих средств. Записывают правила в тетрадь. Совместно с учителем выполняют задание: подбирают стиральное средство для разных видов одежды 16 Ручная стирка белья. Практическая работа 1 Повторяют правила техники безопасности использования моющих средств. Совместно с учителем выполняют практическую работу – ручная стирка белья 17 Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения 1 Выполнение практической работы: ручная стирка белья. Повторение техники безопасности использования моющих средств Электробытовые приборы по уборке жилых помещений. Знакомство с техникой безопасности при использовании бытовых электроприборов по уборке помещения. Выполнение практической работы – чистка ковра с помощью Просматривают презентацию о видах стиральных средств для ручной стирки. Знакомятся с демонстрацией стиральных средств, читать инструкцию на вкладыше, самостоятельно определяют, для какого белья подходит данное моющее средство. Слушают информацию от учителя о технике безопасности при использовании моющих средств. Записывают правила в тетрадь. Самостоятельно выполняют задание: подбирают стиральное средство для разных видов одежды Рассказывают правила техники безопасности использования моющих средств. Самостоятельно выполняют практическую работу – ручная стирка белья Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов предназначенных для уборки жилых помещений. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: выбирают из множества электробытовых приборов – приборы для уборки, называют их. Читают правила техники безопасности использования бытовых электроприборов при уборке помещений. Записывают правила в Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов предназначенных для уборки жилых помещений. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: выбирают из множества электробытовых приборов – приборы для уборки, называют их, дают краткую характеристику. Читают правила техники безопасности использования бытовых электроприборов при уборке 18 пылесоса 18 Уход за различными видами напольных покрытий 1 Знакомство с видами напольных покрытий: деревянные полы, линолеум, ковер и т.д. Правила ухода за различными видами напольных покрытий 19 Ежедневная уборка 1 Повторение правил техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Правила ежедневной уборки. Значение уборки для гигиены жилища и здоровья человека 20 Практическая работа по уборке школьных помещений 1 Практическая работа. Помощь техническому персоналу и учителям в соблюдении чистоты и порядка в школе 21 Сезонная уборка 1 Знакомство с понятием тетрадь. Под руководством учителя выполняют практическую работу: пылесосят ковер Читают текст в ученике о различных видах напольных покрытий и особенностях ухода за ними. Выполняют задания в учебнике с опорой на текст. С опорой на раздаточный материал, выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на различие напольных поверхностей. С опорой на текст и раздаточный материал, заполняют таблицу в тетради: «Правила ухода за различными напольными покрытиями» Читают текст в учебнике о значимости ежедневной уборки для гигиены жилища и её связи со здоровьем человека. Знакомятся с правилами ежедневной уборки. Записывают правила в тетрадь. Повторяют правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Делятся личным опытом ежедневной уборки жилища Закрепляют полученные знания на практике – выполняют практическую работу. Под руководством учителя выполняют сухую уборку кабинета/коридора: вытирают пыль на поверхностях, подметают мусор и т.д Читают текст в учебнике о сезонной помещений. Записывают правила в тетрадь. Самостоятельно выполняют практическую работу: пылесосят ковер Читают текст в ученике о различных видах напольных покрытий и особенностях ухода за ними. Выполняют задания в учебнике. Самостоятельно выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на различие напольных поверхностей. Заполняют таблицу в тетради: «Правила ухода за различными напольными покрытиями» Читают текст в учебнике о значимости ежедневной уборки для гигиены жилища и её связи со здоровьем человека. Знакомятся с правилами ежедневной уборки. Записывают правила в тетрадь. Рассказывают правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Делятся личным опытом ежедневной уборки жилища Закрепляют полученные знания на практике – выполняют практическую работу. Самостоятельно выполняют влажную уборку кабинета/ коридора: моют стеклянные поверхности, полы и т.д Читают текст в учебнике о сезонной 19 жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету 22 Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования 1 23 Глажение изделий 1 «сезонная уборка». уборке в жилом помещении. Знакомятся Знакомство с понятием и с правилами сезонной уборки. услугой «клининг». Принимают участие в обсуждении: «От чего зависит комфорт в доме? Как влияет Правила и приемы сезонной уборки жилых чистый воздух на здоровье человека? Как влияют на человека жара и холод?». С помещений. Значение сезонной уборки для помощью учителя определяют значение гигиены и чистоты дома. сезонной уборки для здоровья человека. Правила подготовки Знакомятся с правилами подготовки квартиры и дома к зиме и лету. квартиры и дома к зиме и лету. Записывают правила в тетрадь. Тестирование по итогам Выполняют тест изучаемого раздела для систематизации полученных знаний Одежда и обувь – 10 часов Знакомство с Просматривают презентацию о видах электробытовыми электробытовых приборов для глажения. приборами для Знакомятся с видами электробытовых глажения, их названием, приборов для глажения одежды, видами назначением. Знакомство утюгов. Записывают в тетрадь правила с видами утюгов, пользования электробытовыми правилами пользования. приборами для глажения. Повторяют за Правила работы с учителем правила работы с электробытовыми электробытовыми приборами. приборами Выполняют задания на карточке с опорой на картинки и текст: классифицируют электробытовые приборы, выбирают приборы для глажения, называют их Знакомство с правилами Просматривают презентацию о правилах уборке в жилом помещении. Знакомятся с правилами сезонной уборки. Принимают участие в обсуждении: «От чего зависит комфорт в доме? Как влияет чистый воздух на здоровье человека? Как влияют на человека жара и холод?». С помощью учителя определяют значение сезонной уборки для здоровья человека. Знакомятся с правилами подготовки квартиры и дома к зиме и лету. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов для глажения. Знакомятся с видами электробытовых приборов для глажения одежды, видами утюгов. Записывают в тетрадь правила пользования электробытовыми приборами для глажения. Рассказывают правила работы с электробытовыми приборами. Самостоятельно выполняют задания на карточке/цифровой образовательно платформе на классификацию электробытовых приборов: различают их, дают краткую характеристику Просматривают презентацию о 20 из различных видов тканей 24 Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды 1 25 Практическая работа: глажение изделий 1 26 Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва 1 и приемами глажения изделий из различных видов ткани: хлопок, шелк, синтетические материалы и т.д. Различие видов тканей по внешнему виду и на ощупь и приемах глажения изделий из различных видов ткани. Записывают основную информацию в тетрадь. Рассматривают образцы тканей, совместно с учителем учатся их различать. Совместно с учителем выполняют задание: классифицируют образцы тканей, называют их Знакомство с правилами и приемами глажения белья, брюк и спортивной одежды. Алгоритм действий при глажении одежды. Повторение правил работы с электробытовыми приборами для глажения одежды Выполнение практическое работы: глажение одежды Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы с опорой на текст. Записывают правила и приемы глажения белья, брюк и спортивной одежды в тетрадь. Просматривают демонстрацию глажения одежды. Повторяют правила за учителем. Выполняют задание на карточках с опорой на текст учебника – последовательность действий при глажении одежды Знакомство с правила и приемами пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивания шва. Алгоритм выполнения практических действий. Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Приклеивают памятку в тетрадь. Просматривают презентацию о правилах пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Повторяют правила работы с электроприборами. Повторят алгоритм действий при глажении простых изделий, белья, футболок. Совместно с учителем выполняют практическую работу правилах и приемах глажения изделий из различных видов ткани. Записывают основную информацию в тетрадь. Рассматривают образцы тканей, называют их и различают. Самостоятельно выполняют задание на карточках: классифицируют ткани, называют их, подбирают характеристику и правила глажения Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы по тексту. Записывают правила и приемы глажения белья, брюк и спортивной одежды в тетрадь. Просматривают демонстрацию глажения одежды. Рассказывают выученные правила. Самостоятельно выполняют задание на карточках – последовательность действий при глажении одежды Повторяют правила работы с электроприборами. Повторят алгоритм действий при глажении спортивной одежды, брюк. Самостоятельно и в парах, с опорой на памятку, выполняют практическую работу Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Приклеивают памятку в тетрадь. Просматривают презентацию о правилах пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание 21 27 Практическая работа. Пришивание пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва 1 28 Продление срока службы одежды 1 29 Практическая работа. Ремонт одежды: штопка и 1 Правила безопасности работы с иглой Записывают правила в тетрадь. Просматривают демонстрацию пришивания пуговиц, крючков, петель Повторение правил безопасности работы с иглой. Выполнение практической работы: пришивание пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва Правила и способы продления срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Различие видов ремонта одежды: мелкий ремонт и крупный ремонт. Понятия и назначение видов ремонта: штопка и наложение заплат. Правила и алгоритм действий при штопке одежды и наложении заплат Повторяют правила работы иглой с опорой на памятку. Выполняют практическую работу совместно с учителем: пришивают пуговицу и зашивают шов Повторение правил и алгоритма штопки одежды и наложения Читают текст в учебнике: «Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат». Знакомятся с видами заплат: накладные, подкладные, декоративные. Учатся различать виды заплат на наглядном материале. Знакомятся со способами наложения заплат. Записывают основную информацию в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст и наглядный материал. Просматривают демонстрацию работы: штопка одежды и наложение заплат. Слушают о правилах и алгоритме действий штопки одежды и наложении заплат. Записывают правила в тетрадь. Повторяют правила с опорой на записи в тетради Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Рассказывают правила с опорой на распоровшегося шва. Записывают правила в тетрадь. Просматривают демонстрацию пришивания пуговиц, крючков, петель Повторяют правила работы иглой с опорой на памятку. Самостоятельно выполняют практическую работу с опорой на записи в тетради: пришивают пуговицу, зашивают шов, пришивают крючок Читают текст в учебнике: «Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат». Знакомятся с видами заплат: накладные, подкладные, декоративные. Самостоятельно различают виды заплат, называют их. Знакомятся со способами наложения заплат. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно отвечают на вопросы учителя. Просматривают демонстрацию работы: штопка одежды и наложение заплат. Слушают о правилах и алгоритме действий штопки одежды и наложении заплат. Записывают правила в тетрадь. Рассказывают правила Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Рассказывают правила работы с иглой. 22 наложение заплат заплат. Выполнение практической работы: штопка и наложение заплат 30 Прачечная. Виды услуг 1 Понятие «прачечная», её назначение. Знакомство с видами услуг прачечной и правилами пользования прачечной. Заполнение бланков сдачи белья в прачечную 31 Экскурсия в прачечную 1 Посещение прачечной. Повторение правил поведения в общественных местах 32 Виды питания. Пищевая ценность продуктов 1 памятку. Повторяют правила штопки одежды и наложения заплат с опорой на текст и картинки. Выполняют практическую работу под руководством учителя Читают текст в учебнике: знакомятся с понятием «прачечная», её назначением. Знакомятся с видами услуг прачечной. Отвечают на вопросы учебника с опорой на текст. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о специальных правилах подготовки и сдачи белья в прачечную. Записывают правила сдачи белья в прачечную. Совместно с учителем выполнят задание: заполняют бланки сдачи белья в прачечную Повторяют правила поведения в общественных местах. Посещают прачечную. Знакомятся с работой прачечной. Учатся заполнять бланки на сдачу белья в прачечную Питание – 17 часов Виды питания: Читают информацию в учебнике о видах традиционный стиль питания: традиционный стиль питания, питания, вегетарианство, вегетарианство, сыроядение, вредная сыроядение, вредная еда/фаст-фуд. Обсуждают прочитанный еда/фаст-фуд. Значение текст, делятся личным мнением о том, пищевой ценности какого питания нужно придерживаться продуктов для здоровья для здоровой жизни. Просматривают человека видеоролик о значении пищевой Самостоятельно рассказывают правила штопки одежды и наложения заплат. Выполняют практическую работу самостоятельно и в парах Читают текст в учебнике: знакомятся с понятием «прачечная», её назначением. Знакомятся с видами услуг прачечной. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о специальных правилах подготовки и сдачи белья в прачечную. Записывают правила сдачи белья в прачечную. Самостоятельно выполняют задания с опорой на записи в тетради: заполняют бланки сдачи белья в прачечную Рассказывают правила поведения в общественных местах. Посещают прачечную. Знакомятся с работой прачечной. Самостоятельно заполняют бланки на сдачу белья в прачечную Читают информацию в учебнике о видах питания: традиционный стиль питания, вегетарианство, сыроядение, вредная еда/фаст-фуд. Обсуждают прочитанный текст, делятся личным мнением о том, какого питания нужно придерживаться для здоровой жизни. Просматривают видеоролик о значении 23 33 Мука и крупы. Виды муки 1 Знакомство с видами муки: пшеничная, ржаная, гречневая. Сорта муки: крупчатка, высший, первый и второй сорт. Умение называть и различать виды, сорт муки 34 Виды круп 1 Знакомство с видами круп. Способы приготовления круп. Рецепты приготовления круп. Умение называть и различать виды круп 35 Правила хранения муки и круп 1 Знакомство с правилами хранения муки и круп. Посуда для хранения ценности продуктов для здоровья человека. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе – классифицируют продукты на: полезные, неполезные и вредные Просматривают презентацию о видах муки: пшеничная, ржаная, гречневая. Знакомятся с сортами муки. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о блюдах, в приготовлении которых используется мука. Делятся личным опытом использования муки. Посматривают познавательный видеоролик «Процесс производства муки» Просматривают презентацию о видах круп. Знакомятся со способами приготовления круп. Записывают основную информацию и рецепты по приготовлению в тетрадь. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: различают и называют крупу. Слушают информацию от учителя о значимости круп в питании человека Читают текст о правилах и способах хранения муки и круп. Знакомятся с посудой для хранения муки и круп. пищевой ценности продуктов для здоровья человека. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: подбирают определение к видам питания Просматривают презентацию о видах муки: пшеничная, ржаная, гречневая. Знакомятся с сортами муки. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о блюдах, в приготовлении которых используется мука. Делятся личным опытом использования муки. Посматривают познавательный видеоролик «Процесс производства муки» Просматривают презентацию о видах круп. Знакомятся со способами приготовления круп. Записывают основную информацию и рецепты по приготовлению в тетрадь. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: выбирают крупы и подбирают блюда, которые можно из неё приготовить. Слушают информацию от учителя о значимости круп в питании человека Читают текст о правилах и способах хранения муки и круп. Знакомятся с посудой для хранения муки и круп. 24 муки и круп. Срок годности муки и круп 36 Вредители круп и муки. Просеивание муки 1 Знакомство с вредителями круп и муки. Способы профилактики появления вредителей. Способы и правила просеивания муки 37 Мясо и мясопродукты. Первичная обработка, правила хранения 1 Знакомство с мясом и видами мясных продуктов. Правила и способы первичной обработки мяса. Правила хранения мяса 38 Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи 1 Знакомство с понятиями «заморозка», «размораживание» продуктов. Правила и способы заморозки и размораживания мяса. Практическая работа – размораживание мяса с помощью Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют задания на карточках Просматривают презентацию о вредителях круп и муки. Знакомятся со способами профилактики появления вредителей. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию просеивания муки. Слушают информацию от учителя о способах и правилах просеивания муки. Под руководством учителя выполняют практическую работу: просеивают муку Читают текст о видах мясных продуктов. Знакомятся с правилами и способами первичной обработки мяса. Записывают в тетрадь правила хранения мяса и основную информацию. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: из предложенных продуктов выбирают мясные, называют их Знакомятся с понятиями «заморозка» и «размораживание» продуктов. Читают текст о способах размораживания мяса. Записывают основную информацию в тетрадь. С помощью учителя выполняют практическую работу: размораживают мясо в микроволновой печи Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют задания на карточках Просматривают презентацию о вредителях круп и муки. Знакомятся со способами профилактики появления вредителей. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию просеивания муки. Слушают информацию от учителя о способах и правилах просеивания муки. Самостоятельно выполняют практическую работу: просеивают муку Читают текст о видах мясных продуктов. Знакомятся с правилами и способами первичной обработки мяса. Записывают в тетрадь правила хранения мяса и основную информацию. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: из предложенных продуктов выбирают мясные, называют их Знакомятся с понятиями «заморозка» и «размораживание» продуктов. Читают текст о способах размораживания мяса. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно выполняют практическую работу: размораживают мясо в микроволновой печи 25 микроволновой печи Знакомство с видами мясных блюд. Способы приготовления мясных блюд. Правила хранения мяса 39 Мясные блюда 1 40 Рыбные блюда 1 Знакомство с видами рыбных блюд. Способы приготовления рыбных блюд. Правила хранения рыбы 41 Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий 1 Знакомство с видами гарниров: овощные, из круп, макаронные изделия. Способы приготовления гарниров. Правила техники безопасности при работе на кухне Просматривают презентацию о видах мясных блюд. Знакомятся со способами приготовления мясных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из мяса. Читают текст о правилах хранения мяса. Слушают информацию от учителя о пищевой ценности мяса и его влияния на организм Просматривают презентацию о видах рыбных блюд. Знакомятся со способами приготовления рыбных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из рыбы. Читают текст о правилах хранения рыбы. Просматривают видеоролик о значении рыбы для роста человека и его здоровья. Выполняют задание на карточках/в таблице на систематизацию знаний о пищевой ценности продуктов Просматривают презентацию о разнообразии видов гарнира, знакомятся с видами гарниров. Читают о способах приготовления гарниров. Записывают в тетрадь основную информацию и рецепты приготовления простых гарниров. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Слушают информацию от учителя о правилах техники безопасности при работе на кухне Просматривают презентацию о видах мясных блюд. Знакомятся со способами приготовления мясных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из мяса. Читают текст о правилах хранения мяса. Слушают информацию от учителя о пищевой ценности мяса и его влияния на организм Просматривают презентацию о видах рыбных блюд. Знакомятся со способами приготовления рыбных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из рыбы. Читают текст о правилах хранения рыбы. Просматривают видеоролик о значении рыбы для роста человека и его здоровья. Выполняют задание на карточках/в таблице на систематизацию знаний о пищевой ценности продуктов Просматривают презентацию о разнообразии видов гарнира, знакомятся с видами гарниров. Читают о способах приготовления гарниров. Записывают в тетрадь основную информацию и рецепты приготовления простых гарниров. Отвечают на вопросы учителя. Слушают информацию от учителя о правилах техники безопасности при работе на 26 42 Практическая работа приготовление гарнира 1 Выполнение практической работы – приготовление гарнира Повторяют правила техники безопасности при работе на кухне. Повторяют алгоритм приготовления простого гарнира. Под руководством учителя подготавливают рабочее место для приготовления блюда. Совместно с учителем выполняют практическое задание – приготовление гарнира Просматривают презентацию о видах блюд, которые можно приготовить на обед. Опираясь на рецепты, отбирают необходимые продукты для приготовления того или иного блюда. Читают текст в учебнике: «Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление». Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: из предложенных блюд выбирают блюда для обеда. Совместно с учителем и с помощью раздаточных картинок составляют меню для обеда Читают текст в учебнике о понятии «бюджет» и правильном расчете стоимости продуктов при походе в магазин. С помощью учителя, с опорой на меню, определяют список продуктов, которые нужно купить для приготовления обеда. Под руководством учителя и обучающихся второй группы, – 43 Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда 1 Знакомство с блюдами, которые можно приготовить на обед. Продукты для приготовления блюд на обед. Составление меню для обеда 44 Стоимость и расчет продуктов для обеда 1 Знакомство с понятием «бюджет». Формирование умения правильно рассчитывать свой бюджет, при покупке продуктов в магазине. Порядок приобретения товаров в кухне Рассказывают правила техники безопасности при работе на кухне. Рассказывают алгоритм приготовления простого гарнира. Самостоятельно подготавливают рабочее место для приготовления блюда. По выученному алгоритму выполняют практическое задание в парах – приготовление гарнира Просматривают презентацию о видах блюд, которые можно приготовить на обед. Отбирают необходимые продукты для приготовления того или иного блюда. Читают текст в учебнике: «Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление». Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: опираясь на предложенные продукты, определяют блюдо. Самостоятельно составляют меню для обеда Читают текст в учебнике о понятии «бюджет» и правильном расчете стоимости продуктов при походе в магазин. Самостоятельно подбирают блюда на обед и определяют список продуктов, которые нужно купить для приготовления обеда. Принимают участие в сюжетно-ролевой игре 27 45 Экскурсия в магазин 1 46 Посуда для обедов. Сервирование стола для обеда 1 47 Праздничный обед 1 магазине (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи) Посещение супермаркета. Нахождение нужного отдела в магазине. Покупка продуктов по списку на определенную сумму. Повторение правил поведения в общественном месте Знакомство с видами посуды для обеда. Название и назначение. Правила и способы сервировки стола для обеда. Сервировка стола Разнообразие продуктов и блюд для праздничного обеда. Составление меню для праздничного обеда принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Покупка продуктов для приготовления обеда» Повторяют правила поведения в общественном месте. Посещают супермаркет. Под руководством учителя находят нужные отделы в магазине. Совершают покупки продуктов по заданному списку на определенную сумму денег. Учатся использовать калькулятор в магазине, для контроля заданного бюджета Просматривают презентацию о видах посуды для обеда. Знакомятся с наглядными примерами посуды для обеда. С помощью учителя называют, определяют назначение. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на классификацию посуды для обеда. Слушают учителя о правилах сервировки стола для обеда. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию сервировки. Сервируют стол для обеда под руководством учителя Просматривают презентацию о блюдах для праздничного обеда. С помощью раздаточных карточек определяют, какие продукты нужны для приготовления предложенных блюд. Знакомятся с порядком подачи блюд во время праздничного обеда. Слушают «Покупка продуктов для приготовления обеда», помогают обучающимся первой группы Повторяют правила поведения в общественном месте. Посещают супермаркет. Самостоятельно находят нужные отделы в магазине. Совершают покупки продуктов по заданному списку на определенную сумму денег. Контролируют предоставленный бюджет, проверяют себя с помощью калькулятора Просматривают презентацию о видах посуды для обеда. Знакомятся с наглядными примерами посуды для обеда. Называют посуду, определяют назначение. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на классификацию посуды для обеда. Слушают учителя о правилах сервировки стола для обеда. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию сервировки. Самостоятельно сервируют стол для обеда Просматривают презентацию о блюдах для праздничного обеда. Опираясь на рецепты, определяют, какие продукты нужны для приготовления предложенных блюд. Знакомятся с порядком подачи блюд во время праздничного обеда. Слушают 28 информацию от учителя о напитках, которые можно предложить гостям во время праздничного обеда. С помощью картинок составляют меню для праздничного обеда 48 Правила этикета за столом 1 49 Междугородний железнодорожный транспорт. Расписание поездов 1 Знакомство с правилами этикета за столом. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний Знакомятся с правилами этикета за столом. Просматривают видеоролик «Правила этикета за столом». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест Транспорт – 4 часов Виды железнодорожного Знакомятся с понятием «железнодорожный транспорт». Читают транспорта. Правила поведения в транспорте. текст в учебнике о видах железнодорожного транспорта, отвечают Понятие на вопросы учителя с опорой на учебник. «железнодорожный Просматривают презентацию о транспорт». Справочная железнодорожных вокзалах, помещениях служба вокзалов. вокзалов, знакомятся с работой Расписание поездов. справочного бюро. Слушают Алгоритм покупки информацию от учителя о правилах и билета на поезд алгоритма обращения в справочное бюро, узнают номер единой справочной РЖД. Записывают в тетрадь правила и алгоритмы действий на железнодорожном вокзале. Совместно с учителем принимают участие в сюжетноролевой игре «Ситуации на железнодорожном вокзале». информацию от учителя о напитках, которые можно предложить гостям во время праздничного обеда. Самостоятельно составляют несколько вариантов меню для праздничного обеда Знакомятся с правилами этикета за столом. Просматривают видеоролик «Правила этикета за столом». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест Знакомятся с понятием «железнодорожный транспорт». Читают текст в учебнике о видах железнодорожного транспорта, самостоятельно отвечают на вопросы из учебника. Просматривают презентацию о железнодорожных вокзалах, помещениях вокзалов, знакомятся с работой справочного бюро. Слушают информацию от учителя о правилах и алгоритма обращения в справочное бюро, узнают номер единой справочной РЖД. Записывают в тетрадь правила и алгоритмы действий на железнодорожном вокзале. В парах с обучающимися второй группы принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Ситуации на железнодорожном 29 50 Виды пассажирских вагонов 1 Знакомство с видами пассажирских вагонов: сидячий, плацкартный, общий, купейный, спальный, вагон класса премиум. Способы приобретения железнодорожных билетов. Умение находить нужную информацию в билете (дата, номер поезда, тип вагона, номер вагона, номер места и т.д.) 51 Правила поведения детей на железной дороге 1 52 Экскурсия на железнодорожный 1 Повторение и закрепление правил поведения детей на железной дороге. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний Посещение железнодорожного Просматривают видеоролик о правилах поведения в транспорте. Повторяют правила за учителем Читают текст в учебнике «Виды пассажирских вагонов и формы приобретения билетов». Совместно с учителем обсуждают прочитанный текст, отвечают на вопросы с опорой на учебник. Просматривают презентацию о видах пассажирских вагонов. Совместно с учителем, при помощи карточек, учатся различать и называть пассажирские вагоны. Слушают информацию от учителя о способах приобретения билетов на железнодорожный транспорт, просматривают алгоритм покупки билета онлайн на сайте РЖД. Записывают основную информацию в тетрадь, приклеивают картинки. Совместно с учителем учатся «читать» билет, находить на нем нужную информацию Знакомятся с правилами поведения на железной дороге. Записывают правила в тетрадь. Просматривают видеоролик об опасных ситуациях на железной дороге. Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест Посещают железнодорожную станцию. Применяют полученные знания на вокзале». Просматривают видеоролик о правилах поведения в транспорте. Рассказывают правила Читают текст в учебнике «Виды пассажирских вагонов и формы приобретения билетов». Совместно с учителем обсуждают прочитанный текст, отвечают на вопросы. Просматривают презентацию о видах пассажирских вагонов. Самостоятельно выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на классификацию пассажирских вагонов. Слушают информацию от учителя о способах приобретения билетов на железнодорожный транспорт. По алгоритму учатся выбирать и покупать билет онлайн на сайте РЖД. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно находят нужную информацию на билете Знакомятся с правилами поведения на железной дороге. Записывают правила в тетрадь. Просматривают видеоролик об опасных ситуациях на железной дороге. Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест Посещают железнодорожную станцию. Применяют полученные знания на 30 вокзал практике: обращение в справочное бюро, нахождение нужного поезда/электропоезда в расписании, покупка билета Средства связи – 4 часа Значение бандеролей. Читают текст в учебнике «Виды Определение видов бандеролей»: знакомятся с видами бандеролей: простая, (простая, заказная, ценная, с заказная, ценная, с уведомлением). Узнают перечень уведомлением. Их предметов, посылаемых бандеролью, различие. Перечень максимальных вес почтовых предметов, посылаемых отправлений. Отвечают на вопросы с бандеролью опорой на учебник и раздаточные картинки. Слушают информацию от учителя о правилах отправления бандеролей. Записывают основную информацию в тетрадь. С опорой на картинки и записи в тетради выполняют задания на карточках/цифровых образовательных платформах на классификацию видов бандеролей Порядок и правила Читают о правилах и порядке отправления бандеролей. отправления бандеролей. Отвечают на Знакомство с видами и вопросы с опорой на текст и картинки. способами упаковки Записывают порядок отправления бандеролей. Значение бандеролей в тетрадь. Просматривают упаковки бандероли при видеоролик «Упаковка бандеролей»: отправке. Стоимость знакомятся с видами упаковки, пересылки. Выполнение стоимостью пересылки, устанавливают практического задания – связь между видом бандероли и упаковка бандероли упаковкой с помощью учителя. Просматривают наглядную вокзала. Формирование правильного поведения в общественном месте 53 Бандероли. Виды бандеролей 1 54 Порядок отправления бандеролей. Упаковка. Стоимость пересылки 1 практике: обращение в справочное бюро, нахождение нужного поезда/электропоезда в расписании, покупка билета Читают текст в учебнике «Виды бандеролей»: знакомятся с видами (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Узнают перечень предметов, посылаемых бандеролью, максимальных вес почтовых отправлений. Самостоятельно отвечают на вопросы по тексту. Слушают информацию от учителя о правилах отправления бандеролей. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно выполняют задания на карточках/цифровых образовательных платформах на классификацию видов бандеролей Читают о правилах и порядке отправления бандеролей. Отвечают на вопросы по тексту. Записывают порядок отправления бандеролей в тетрадь. Просматривают видеоролик «Упаковка бандеролей»: знакомятся с видами упаковки, стоимостью пересылки, устанавливают связь между видом бандероли и упаковкой. Просматривают наглядную демонстрацию упаковки. 31 демонстрацию упаковки. Совместно с учителем и с помощью обучающихся второй группы выполняют практическое задание – упаковка бандероли 55 Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления 1 Знакомство с видами упаковок посылок. Знакомство с правилами отправления посылок и со стоимостью отправления. Практическая работа – упаковка посылки 56 Экскурсия на почту. Ознакомление с работой почты 1 Посещение отдела почты России. Знакомство с работой почты. Оформление и отправление посылки. Формирование правильного поведения в общественном месте Просматривают презентацию о видах посылок и их упаковки. Читают правила и алгоритм отправления посылок, знакомятся со стоимостью отправления. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Записывают основную информацию в тетрадь. Повторяют алгоритм оформления и отправки посылки с опорой на тетрадь. Совместно с учителем выполняют практическое задание – упаковка посылки Посещают отделение почты России. Знакомятся с работой почты, услугами отделения почты. Учатся обращаться за помощью к работникам почты. Совместно с учителем оформляют бланки для оправления посылки Самостоятельно выполняют практическое задание – упаковка бандероли. Помогают в выполнении практического задания обучающимся первой группы Просматривают презентацию о видах посылок и их упаковки. Читают правила и алгоритм отправления посылок, знакомятся со стоимостью отправления. Самостоятельно отвечают на вопросы по тексту. Записывают основную информацию в тетрадь. Рассказывают алгоритм оформления и отправки посылки. Выполняют практическое задание с опорой на наглядность – упаковка посылки Посещают отделение почты России. Знакомятся с работой почты, услугами отделения почты. Учатся обращаться за помощью к работникам почты. Совместно с учителем оформляют бланки для оправления посылки 32 57 Местные и промышленные и сельскохозяйстве нные предприятия 1 58 Названия предприятия, вид деятельности. Основные виды выпускаемой продукции 1 59 Профессии рабочих и служащих 1 Предприятия, организации, учреждения – 4 часа Определить Читают текст в учебнике о промышленные и промышленных и сельскохозяйственных сельскохозяйственные предприятиях. Отвечают на вопросы предприятия городского учителя. Записывают основную округа. Дать описание информацию в тетрадь. С помощью промышленным учителя рассказывают о назначении предприятиям предприятий. Знакомятся с местными предприятиями. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе – описывают предприятия с опорой на изображения Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Названия предприятий города. Виды выпускаемой продукции предприятий городского округа Виды рабочих специальностей, их названия, характеристика деятельности. Классификация профессий Просматривают презентацию о местных предприятиях, знакомятся с их названиями. Знакомятся с видами выпускаемой продукции местных предприятий. Отвечают на вопросы учителя. Совместно с учителем принимают участие в обсуждении значение предприятия для жителей города и села Знакомятся с разнообразием рабочих профессий. Читают характеристику профессий. С помощью учителя выделяют основные профессиональные и личностные навыки, которые нужны для той или иной профессии. Посматривают видеоролик «Мир профессий». Обсуждают просмотренный видеоролик, Читают текст в учебнике о промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно описывают предприятия, рассказывают об их назначении. Знакомятся с местными предприятиями. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе – классифицируют предприятиях, называют их, описывают Просматривают презентацию о местных предприятиях, знакомятся с их названиями. Знакомятся с видами выпускаемой продукции местных предприятий. Отвечают на вопросы учителя. Принимают участие в обсуждении - значение предприятия для жителей города и села Знакомятся с разнообразием рабочих профессий. Читают характеристику профессий. Выделяют основные профессиональные и личностные навыки и качества, которые нужны для той или иной профессии. Посматривают видеоролик «Мир профессий». Обсуждают 33 делятся личным мнением о профессиях (какая нравится, какие навыки хотят освоить). Выполняют задание с помощью учителя – называют профессию по карточкам. С помощью раздаточного текста создают таблицу - название предприятий города - название рабочей специальности 60 Экскурсия на предприятие 1 61 Помощь старших младшим: домашние обязанности 1 62 Помощь старших младшим: 1 Посещение местного предприятия. Знакомство с работой предприятия. Повторение правил поведения в общественных местах Повторяют правила поведения в общественных местах. Посещают местное предприятие. Знакомятся с работой предприятия Семья – 7 часов Виды домашних Читают текст о домашних обязанностях в обязанностей и помощи в семье, о помощи младшим сестрам, семье братьям, племянникам. Делятся личным опытом присмотра за младшими братьями и сёстрами, рассказывают о своих обязанностях по дому. Приклеивают в тетрадь алгоритм одевания ребенка на прогулку/улицу. Записывают в тетрадь игры для младшего возраста, проигрывают их в классе. Совместно с учителем, с помощью карточек и предложенного текста, составляют личный график домашних дел и помощи семье на неделю Выполнение практической Повторяют правила одевания и обувания работы - оказание помощи детей на улицу/прогулку. Выполняют просмотренный видеоролик, делятся личным мнением о профессиях (какая нравится, какие навыки хотят освоить). Самостоятельно выполняют задание – дают определение профессии, выбирают предприятие для работы. Самостоятельно создают таблицу название предприятий города название рабочей специальности Рассказывают правила поведения в общественных местах. Посещают местное предприятие. Знакомятся с работой предприятия Читают текст о домашних обязанностях в семье, о помощи младшим сестрам, братьям, племянникам. Делятся личным опытом присмотра за младшими братьями и сёстрами, рассказывают о своих обязанностях по дому. Приклеивают в тетрадь алгоритм одевания ребенка на прогулку/улицу. Записывают в тетрадь игры для младшего возраста, проигрывают их в классе. Самостоятельно составляют личный график домашних дел и помощи семье на неделю Повторяют правила одевания и обувания детей на улицу/прогулку. 34 практическая работа первокласснику в одевании, обувании на прогулку/улицу Помощь старших младшим: практическая работа проведение игр с младшими школьниками Досуг как источник получения новых знаний 1 65 Отдых. Отдых и его разновидности 1 66 Необходимость 1 63 64 1 практическую работу под руководством учителя: помогают обучающимся младших классов со сборами домой (помогают собрать портфель, одеться, обуться) Выполнение практической Под руководством учителя повторяют работы – проведение игр с разученные игры с опорой на младшими школьниками памятки/карточки. Выполняют практическую работу совместно с учителем – проводят подвижные игры с младшими школьниками Знакомство с видами Знакомятся с видами досуга, как досуга, как источником источников получения новых знаний. получения новых знаний: Делятся личным опытом досуга. Повторяют правила поведения в экскурсии, прогулки, общественных местах. Посещают музей посещения музеев, театров. Повторение правил поведения в общественных местах. Посещение экскурсии в музее Знакомство с видами Читают текст в учебнике о правильного отдыха. разновидностях отдыха. Делятся личным Важность правильного опытом отдыха. Принимают участие в отдыха для здоровья обсуждении важности правильного человека. Создание отдыха для здоровья человека. С творческого мини-проекта помощью картинок, фотографий и текста «Мой идеальный создают личный мини-проект «Мой выходной» идеальный выходной». Презентуют проект одноклассникам Определение понятия Знакомятся с понятием Самостоятельно выполняют практическую работу: помогают обучающимся младших классов со сборами домой (помогают собрать портфель, одеться, обуться) В парах и мини группах повторяют разученные игры. Выполняют практическую работу в парах – проводят подвижные игры с младшими школьниками Знакомятся с видами досуга, как источников получения новых знаний. Делятся личным опытом досуга. Рассказывают правила поведения в общественных местах. Посещают музей Читают текст в учебнике о разновидностях отдыха. Делятся личным опытом отдыха. Принимают участие в обсуждении важности правильного отдыха для здоровья человека. Самостоятельно составляют рассказ «Мой идеальный выходной». Презентуют рассказ одноклассникам Знакомятся с понятием 35 разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность «бездеятельность», его влияние на жизнь человека. Формирование правильного отношения к труду и отдыху. Составление графика работы/учебы, личных дел и отдыха 67 Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование 1 68 Итоговое занятие 1 «бездеятельность», принимают участие в обсуждении, как бездеятельность влияет на нашу жизнь. Просматривают познавательный видеоролик «Как труд и активное времяпровождение влияет на жизнь и развитие людей». Обсуждают просмотренный видеоролик, выделяют основные понятия разумной смены работы и отдыха. По наглядному алгоритму, с помощью картинок и текста, составляют личный график учебы, домашних дел и отдыха на неделю Знакомство с видами Просматривают презентацию о видах проведения летнего проведения летнего отдыха. Делятся отдыха. Правила личным опытом проведения летних планирования летнего каникул. Слушают учителя о правилах отдыха. Творческое планирования летнего отдыха, задание составления списка дел и развлечений на летний период. Выполняют творческое задание – составляют список дел, которые хотят осуществить на летних каникулах (развлечения, походы, книги, встречи с друзьями, домашние дела и т.д.) Итоговое занятие – 1 час Обобщение изученного в Повторяют и закрепляют ранее течение года. Выполнение изученный материал. Выполняют тест итогового теста «бездеятельность», принимают участие в обсуждении, как бездеятельность влияет на нашу жизнь. Просматривают познавательный видеоролик «Как труд и активное времяпровождение влияет на жизнь и развитие людей». Обсуждают просмотренный видеоролик, выделяют основные понятия разумной смены работы и отдыха. Самостоятельно составляют личный график учебы, домашних дел и отдыха на неделю Просматривают презентацию о видах проведения летнего отдыха. Делятся личным опытом проведения летних каникул. Слушают учителя о правилах планирования летнего отдыха, составления списка дел и развлечений на летний период. Выполняют творческое задание – составляют список дел, которые хотят осуществить на летних каникулах (развлечения, походы, книги, встречи с друзьями, домашние дела и т.д.) Повторяют и закрепляют ранее изученный материал. Выполняют тест 36