МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел образования Фроловского муниципального района МОУ "Образцовская СШ" РАССМОТРЕНО ______________________ от « » 2024г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по УВР Директор ________________________ ________________________ Игнатова Ю.Г. Котельникова Л.В. Протокол _____________ Приказ _______________ от « от « » 2024 г. » 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Отечества» 7 класс специальная (коррекционная) программа VIII вида п. Образцы 2024 год Пояснительная записка Программа предмета «История Отечества» разработана на основе нормативных документов: -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (в ред. от 08.11.2022 №955); -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022года №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной обще образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. В основу изучения предмета положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Основные цели изучения данного предмета: - формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; - развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; - развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Основные задачи изучения предмета: - овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; - формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; - формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; - формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; - усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; - формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; - формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; - воспитание гражданственности и толерантности; - коррекция и развитие познавательных психических процессов. В основу разработки данной рабочей программы заложены принцип коррекционной направленности, дифференцированный и деятельностный подходы. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Общая характеристика учебного предмета История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе для умственно отсталых детей. Причины этих трудностей объяснялись тем, что исторические факты, с которыми знакомятся школьники на уроках, не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении; кроме того, исторический материал содержит много таких понятий, которые остаются для них просто абстракцией. У учащихся специальной (коррекционной) школы до начала обучения истории круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден, а сами представления фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся специальной (коррекционной) школы должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни, особенно если они отдалены во времени от современности. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нем процессов. Изучение исторического материала основывается на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели на других предметах: на уроках чтения (умения работать с печатным текстом), русского языка (обогащение словаря), математики (изучение единиц измерения времени), географии (работа с картой), ИЗО и музыки (знакомство с искусством). Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным материалом ранее. Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий. Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи). Рассказ учителя необходимо сочетать с беседой, выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах, правильно устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме, связному высказыванию. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать обогащению словаря, развитию мыслительной деятельности и речи. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, формируют умение анализировать исторический материал, развивать логическое мышление, формируют пространственные и временные представления. Важный элемент изучения предмета – создание точных зрительных образов. Применение наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных социальных групп. Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии с использованием местного исторического материала. Внимание учащихся на экскурсии и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика. На уроках активно применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. На уроках истории в коррекционной школе используются наглядные, словесные и практические методы обучения. Технологии обучения: - коррекционно-развивающего обучения, - проблемного обучения, - здоровьесберегающие; - информационно-коммуникационные; - личностноориентированные; - технологии индивидуального (разноуровневого) и дифференцированного обучения, -игровые: (дидактические игры; игровые приёмы; занимательные упражнения; создание увлекательных ситуаций); Основные типы учебных занятий: - урок изучения нового учебного материала; - урок закрепления и применения знаний; - урок обобщающего повторения и систематизации знаний; - урок контроля знаний и умений; - нетрадиционные формы уроков: урок-игра, урок-презентация, путешествия. Основным типом урока является комбинированный. уроки – Учебный предмет «История Отечества» входит в предметную область «Человек и общество», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Настоящая программа разработана для учащихся 7 класса. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). По примерному годовому учебному плану на учебный предмет отведено: 7 класс- 68 часов в год. Результаты освоения учебного предмета. Личностные планируемые результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13)проявление готовности к самостоятельной жизни. Минимальный уровень: знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий; установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»; описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя; нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя. Достаточный уровень: знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»; знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном или нескольких источниках; установление и раскрытие причинноследственных связей между историческими событиями и явлениями. Базовые учебные действия: - Личностные учебные действия. Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. - Коммуникативные учебные действия. Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. - Регулятивные учебные действия. Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. - Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Содержание учебного предмета Введение в историю. Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени». Древняя Русь. Происхождение славян. Славяне и соседние народы. Облик славян и черты их характера. Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. Древнерусское государство. Как возникло древнерусское государство. Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945). Как княгиня Ольга отомстила древлянам. Сын князя Игоря и Ольги- Святослав. Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства. Сыновья князя Святослава. Князь Владимир Красное Солнышко. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром(1019-1054). Русь после смерти Ярослава Мудрого. Распад Руси на отдельные княжества в 12 веке. Ростово-Суздальское княжество в 12 веке. Русь в борьбе с завоевателями. Образование Монгольского государства. Нашествие монголов на Русь. Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Объединение русских земель против Золотой Орды. Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Наследники Дмитрия Донского. Единое Московское государство. Русь в 16 веке. Царь Иван Грозный (1533-1584). Войны Ивана Грозного. Россия после Ивана Грозного. Воцарение династии Романовых. Перечень практических и самостоятельных работ Практические работы. N п/п 7 класс 1 2 3 1 2 3 4 5 6 Счет лет в истории Моя родословная Составление хронологической таблицы Самостоятельные работы Введение в историю Древняя Русь Расцвет Русского государства Русь в борьбе с завоевателями Единое Московское государство Промежуточная аттестация Тематический план Раздел Введение Древняя Русь Древнерусское государство Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства. Русь в борьбе с завоевателями Единое Московское государство. Повторение по курсу Резерв Россия в конце XIXначале XX века Повторение по курсу Резерв в том числе: кол-во самостоятельные практические экскурсии НРК часов работы работы 7 класс, всего – 68 часов 7 1 2 9 1 1 1 6 15 1 - - - 14 1 - - - 11 2 1 - - 3 3 14 1 3 3 1 7 класс № п/п Темы разделов, уроков Введение в историю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Что такое история. Что изучает история Отечества Вещественные, устные и письменные памятники истории Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Практическая работа №1 «Моя родословная» Практическая работа №2 «Счет лет в истории» Самостоятельная работа по теме «Введение в историю». Древняя Русь. Происхождение славян. Славяне и соседние народы Облик славян и черты их характера Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Основные занятия восточных славян. Ремесла восточных славян Организация жизни славян. Как менялась жизнь людей в общине. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. Славянский поселок Языческие традиции восточных славян Экскурсия по теме «Пермяне – предки коми». НРК Самостоятельная работа по теме «Древняя Русь» Древнерусское государство Как возникло древнерусское государство. Князь Рюрик Об Аскольде, Дире и их походах в Византию Князь Олег. Правление Олега в Древней Руси Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945) Как княгиня Ольга отомстила древлянам Сын князя Игоря и Ольги- Святослав. Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства. Сыновья князя Святослава Князь Владимир Красное Солнышко Крещение Руси Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства Образование и грамотность на Руси Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054). Русская Правда Ярослава Мудрого Русь после смерти Ярослава Мудрого Распад Руси на отдельные княжества в 12 веке Всего часов 7 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 6668 Новгородская Республика. Господин Великий Новгород. Занятия и торговые пути новгородцев Новгородское вече Ростово-Суздальское княжество в 12 веке. История возникновения Москвы Культура Руси в 10-13 веках Летописи и летописцы. «Повесть временных лет» Самостоятельная работа по теме «Расцвет Русского государства » Русь в борьбе с завоевателями. Образование Монгольского государства Битва на Калке Нашествие монголов на Русь Героическая оборона русских земель Монгольское иго Рыцари-крестоносцы. Образование государства рыцарей-крестоносцев на границе с новгородскими землями Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Невская битва 1 Ледовое побоище. Значение победы над рыцарями-крестоносцами для русского народа. Объединение русских земель против Золотой Орды. Основание Московского княжества. Московский князь Иван Калита Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Куликовская битва Сергий Радонежский Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством Иваном III Самостоятельная работа по теме «Русь в борьбе с завоевателями» Единое Московское государство. Русь в 16 веке. Царь Иван Грозный (1533-1584). Начало правления Ивана Грозного. Близкое окружение Ивана Грозного Опричнина. Борьба Ивана Грозного с боярами. Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами Присоединение Поволжья Покорение Сибири Россия после Ивана Грозного. Смутное время Минин и Пожарский Воцарение династии Романовых. Промежуточная аттестация Самостоятельная работа по теме «Единое Московское государство» Практическая работа №3 «Составление хронологической таблицы» 1 1 1 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Информационно-методическое и техническое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Технические средства обучения (включая ноутбук, мультимедийные средства, магнитофон) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Данная программа отражает основные положения учебников «История Отечества, 7 класс», для специальных (коррекционных) образовательных учреждений И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала иллюстративного и символического. Наглядные пособия - исторические карты - «Лента времени» - плакаты по основным темам - иллюстрированные материалы (индивидуальные карточки, альбомы, комплекты открыток) Дидактические пособия - Образцы одежды, посуды. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства - Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «История Отечества». - Аудиозаписи. соответствующие содержанию обучения. - Слайды соответствующего содержания. - Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию.