Муниципальное общеобразовательное учреждение «Образцовская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Старший методист по УВР Директор МОУ "Образцовская СШ" ________________________ ________________________ Ю.Г. Игнатова Протокол № 01 от «30» 08 2024 г. Л.В. Котельникова Приказ № 200 от «02» 09 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для учащихся 1класса (II вариант) п. Образцы 2024 1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 1 класса разработана в соответствии со следующими документами: Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания в организациях, осуществляющих образовательную обучения и деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26); Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"; Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". Рабочая программа по адаптивной физической культуре составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой (2011 г.). Уровень развития ребенка определяется тремя основными показателями: физическим, психическим (в том числе и личностным развитием) и социальной адаптацией к условиям меняющегося современного общества. В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. Повышенное внимание к проблеме детей с умственной отсталостью вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка умственная отсталость по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом. Целью обучения и 2 воспитания умственно отсталых детей становится приобретение ими знаний, умений и навыков, в том числе и двигательных, такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни. У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев. Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других - повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений. Коррекционно-образовательная область «Физическая культура» представлена в «Программе» учебным предметом «Адаптивная физическая культура». Специфичность понятия «Адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма ребенка. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью обучения данному предмету является освоение учащимся системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные 3 представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п. В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Цель рабочей программы: оптимизация физического состояния и развития ребенка. Задачи: 1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности. 2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим. 3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса. 4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений). 5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти. 2. Общая характеристика учебного предмета Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. В примерной рабочей программе представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. 4 Программа по адаптивной физической культуре включает 4 радела: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Общеразвивающие и корригирующие упражнения», «Игры на свежем воздухе, катание на санках». Основной формой работы по адаптивному физическому воспитанию в школе является урок. Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими принципами: постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока; чередование различных видов упражнений; подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся. Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе. На всех занятиях должны быть предприняты меры для предупреждения несчастных случаев. Чтобы учащиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Мы уже отмечали, что характерной особенностью учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них обстановку, учащиеся не могут воспроизвести даже хорошо знакомые физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях. На уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» детей и подростков учат: 5 в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к выполнению движений; согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные усилия для закрепления формируемых навыков; дисциплинированности, самостоятельности во организованности, время занятий ответственности, физическими максимальной упражнениями и элементарными видами спорта. В процессе обучения адаптивной физической культуре учащихся: • знакомят, а затем уточняют и закрепляют с ними понятийный аппарат (название движений, действий); • учат последовательности движений без предметов, с предметами (мячами, гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом; • учат адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с элементами спортивных; • учат осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время уроков. В процессе физического воспитания решаются конкретные задачи обучения: подготовка к уроку физкультуры; обучение правильному построению и знанию своего места в строю; обучение правильному передвижению из класса на урок физкультуры; обучение ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы); обучение простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движения в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз); обучение овладению приемами правильного дыхания (по показу учителя); обучение выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя; обучение выполнению ходьбы и бега в строю, в колонне по одному; обучение овладению навыками координации толчка двумя ногами в различных видах прыжков и умению мягко приземляться в прыжках; 6 формирование умений прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги); овладения навыками правильного захвата различных предметов, передачи и переноски их; формирование умений метать, бросать и ловить мяч; формирование умений ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку; формирование умений выполнять простейшие упражнения в определенном ритме; формирование умений сохранять равновесие в процессе движения по гимнастической скамейке и сенсорным тропам и дорожкам; формирование умений преодолевать различные препятствия; обучение переноске различных грузов и коллективным действиям при переноске тяжелых вещей; формирование целенаправленных действий под руководством учителя в подвижных играх. Средства, используемые при реализации программы: 1. физические упражнения; 2. корригирующие упражнения; 3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр; 4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; 5. наглядные средства обучения. 3. Место учебного предмета в учебном плане Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана и для 2 варианта ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. Программа рассчитана на учащихся 1 класса. Согласно учебному плану школы 2 часа в неделю. Общее количество 66 часов в год. Продолжительность учебного года составляет 33 недели. Продолжительность одного урока – 40 минут. 4. Планируемые результаты освоения программы В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных 7 потребностей. Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной физической культуры: 1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений: 1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств); 1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей; 1.3 совершенствование выносливости; физических качеств: ловкости, силы, быстроты, 1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др. 2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: легкая атлетика, подвижные игры и элементы спортивных игр, катание на санках и других. 2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности; 2.2 умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др. 3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью: 3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др. Основные педагогические требования, соответствующие формированию личности учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта на уроке адаптивной физической культуры: 1. Учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической 8 подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы); 2. Адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний; 3. Эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.); 4. Создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности; 5. Поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи; 6. Контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся. К психологическим требованиям относятся: создание комфортного психологического климата на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»; сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции); стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому ученику); примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.), концентрация внимания учащихся на положительном, позитивном, переориентировка внимания на саморегуляцию, самоконтроль, установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения. Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. 9 Личностные результаты: основы персональной принадлежности к 1) идентичности, осознание своей определенному полу, осознание себя как «Я»; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование уважительного отношения к окружающим; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, 5) покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе 6) представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных 7) ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации 8) к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Возможные результаты освоения. Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности: • подвижным играм, • выполнению основных видов движений, • катанию на санках. Предполагается то, что учащиеся будут знать: 1. Как должен одеваться ученик на занятия физкультурой. 2. Название предметов одежды, простейшего спортивного инвентаря. 3. Что значит «шеренга», «колонна», «круг», приемы построения. 4. Правила поведения в спортивном зале. 5. Что такое ходьба, бег, прыжки, метание. 6. Содержание и основные правила подвижных игр. Предполагается то, что учащиеся будут уметь: 10 1. Надевать спортивную форму с помощью учителя. 2. Выполнять команду « Становись!». 3. Строиться по начерченной линии. 4. Держать мячи, обручи. 5. Выполнять инструкции и команды учителя. 6. Выполнять ОРУ 7. Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке. 8. Чередовать ходьбу с бегом. 9. Подпрыгивать на одной и двух ногах. 10. Метать мячи одной рукой с места. 11. Мягко приземляться при прыжках. 12. Играть и соблюдать правила игры. 13. Эффективно сотрудничать со сверстниками. Управляет произвольными движениями: • статическими, • динамическими. Проявляет двигательные способности: • • общую выносливость, быстроту, • гибкость, • координационные способности, силовые способности. 5. Содержание учебного предмета Изучение предмета «Адаптивная физическая культура» в 1 классе направленно на формирование базовых учебных действий, которые включают следующие задачи: 1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию). 11 3. Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами). 4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Содержание предмета отражено в четырех разделах: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры» «Общеразвивающие и корригирующие упражнения», «Игры на свежем воздухе, катание на санках». Раздел «Физическая подготовка». Освоение физической подготовки предусмотрено в первой, второй и червертой четвертях и предполагается освоение: построений и перестроений, выполнение с учителем команд, ходьбы и бега с заданиями и изменением направления, прыжков, ползаний, подлезаний, передача предметов. Занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. Форма проведения занятий: фронтальная, парная, индивидуальная. Раздел «Коррекционные подвижные игры». Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» предусмотрено во второй четверти и построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два урока). Предложены подвижные игры для построения, с ходьбой, бегом, прыжками и мячом. В этом разделе используются коррекционные игры следующей направленности: - формирование способности вести совместные действия с партнером; - развитие тактильной чувствительности; - активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти; - развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию. Основная форма проведения урока: парная, групповая. Раздел «Катание на санках, игры на свежем воздухе». Освоение раздела предусмотрено в третей четверти. Упражнения на координацию движений, точность попадания в цель. Катание на санках парами, с горки, отталкиваясь палками, зигзагом между фишками. Лепка снежков, метание в цель (с места, с разбега, правой, левой рукой). Освоение и соблюдение правил подвижных игр «След в след», 12 «Загони льдинку», «Стрельба в цель», эстафеты. Форма урока: индивидуальная, парная, групповая. Раздел «Общеразвивающие и корригирующие упражнения». Содержание раздела предусмотрено в третьей и четвертой четверти и направленно на освоение: дыхательных упражнений по подражанию, со звукопроизношением, грудной, брюшной, смешанный тип дыхания; во время ходьбы и различными движениями руками, во время наклона, в положении стоя и лежа; с различными вариантами на 3 шага вдох, на 3 – выдох; основных положений (стойка – ноги вместе, на ширине плеч; основные положения рук) и движений (по подражанию); упражнений для мышц шеи (повороты, наклоны), для рук и кистей рук (сгибания, разгибания, движения в разные стороны) для мышц туловища (наклоны, повороты), для формирования правильной осанки (стоя, лежа, с удержанием груза на голове, на месте, в движении), ритмических упражнений; бросков, ловли, метания (из различных исходных положений), передачи предметов и переноски груза; лазания и перелезания, подлезания (препятствия с различной высотой, под наклоном); упражнений на равновесие (на месте, в ходьбе, с поворотами). Форма организации занятий: фронтальная, парная, индивидуальная. Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: • первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор) и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ). • второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словесным, физического сопровождения и т.д. • третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п. • четвертый этап – повторение используются словесный (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой. • пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д. 13 Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили). Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение. Поэтому, для формирования и закрепления разучиваемых движений содержание каждого урока повторяется дважды. Предусмотрены следующие виды деятельности на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды и т.д.; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по словесной инструкции. 6. I четверть Тематическое планирование Количество часов по четвертям II четверть III четверть IV четверть Всего за год 10 недель – 18 8 недель – 16 ч. ч. Количество часов Раздел I четверть II четверть III четверть Физическая подготовка 16 2 Коррекционные подвижные игры 14 Общеразвивающие и корригирующие 8 упражнения Игры на свежем воздухе, катание на 10 санках Итого 66 8 недель – 16 ч. № п/п 8 недель – 16 ч. Тема и содержание урока Основные виды учебной деятельности 66 ч. IV четверть 6 10 Кол-во часов Мат.-тех. обеспечение 1 Свисток, флажки. Раздел программы: Физическая подготовка – 18 часов 1 Вводный урок Входить и выходить из спортзала со звонком. Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания Правильно войти в спортивный зал и построиться на боковой линии. Основные упражнения: ходьба свободно по залу, по сигналу подойти к учителю 14 2 Построение в одну шеренгу, взявшись за руки 3 4 Выполнение команд по показу учителя 5 Ходьба за учителем, держась за руки 6 Ходьба в заданном направлении (к игрушке) Место ребенка в строю Равнение по начерченной линии. Подводящие упражнения: построение в одну шеренгу, в колонну по одному. Основные упражнения: - ходьба «стайкой» за учителем; - перестроение из шеренги в круг для выполнения ОРУ Соблюдение дисциплины при выполнении упражнений Подводящие упражнения: одновременные (поочередные) движения руками в и.п. «стоя», «сидя»: вперед, назад, в стороны, вверх, вниз. Основные упражнения: размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Корригирующие упражнения: круговые движения кистью. Соблюдение дистанции при ходьбе Подводящие упражнения: построение в одну шеренгу, взявшись за руки. Основные упражнения: ходьба по прямой вперед, взявшись за руки с учителем. Корригирующие упражнения: Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Обращение с предметами при выполнении упражнений Подводящие упражнения: ходьба и бег в колонне по одному за учителем. ОРУ по показу учителя. Основные упражнения: ходьба вперед по прямой к игрушке по указанию учителя Корригирующие упражнения: упражнения на дыхание 1 Свисток, дорожказмейка 2 Флажки, гимнаст. маты. 1 Свисток, крупные модули, кегли. 1 Ленточки разных цветов, картинки, игрушки. 15 7 8 ОРУ с мячом. Ходьба с Объяснить способы держания мяча изменением темпа Подводящие упражнения: простейшие ОРУ с резиновым мячом: руки вверх, вперед; наклоны и повороты туловища, мяч перед грудью; наклоны, мяч вперед; приседания. Основные упражнения: ходьба с изменением темпа (по инструкции учителя), направления движения (к ориентирам). Корригирующие упражнения: прыжки вперед, назад Правильное дыхание во время ходьбы и бега Принятие и.п. для построения и перестроения. О.С. ОРУ без предметов. Подводящие упражнения: ходьба и бег стайкой за учителем Основные движения: ходьба и бег в заданном направлении. Корригирующие упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос). Углубленное разучивание. Ходьба и бег в колонне по одному за учителем с изменением направления. Подводящие упражнения: ходьба «стайкой» за учителем. Основные упражнения: ходьба и бег к предметам по инструкции учителя. Повторение. Ходьба и бег в медленном темпе к ориентирам по инструкции учителя. ОРУ с ленточками. Корригирующие дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос). 9 Бег в сочетании с ходьбой 10 11 Бег с изменением направления движения 2 Мячи разного размера и цвета, свисток. 1 Колокольчик, свисток. 2 Кубики, кегли, игрушки, ленточки. 16 12 Основные положения Ознакомить с правилами игры и движения рук, ног, Подводящие упражнения: ходьба туловища и головы и бег в колонне по одному. Основные упражнения: руки вверх, вперед, в стороны, назад по показу учителя. Игра «Делай как я» Корригирующие упражнения: противопоставление первого 1 Картинки с предметами. 1 Гимн. Маты 2 Фишки, кегли, свисток. пальца остальным на одной руке 13 Наклоны, повороты головы и туловища в сочетании с движениями рук. 14 15 Перестроения Исправление ошибок при выполнении наклонов и поворотов Подводящие упражнения: ходьба и бег в колонне по одному. Основные упражнения: наклоны головы, руки за головой; наклон вправо-влево, руки к плечам; поворот направо-налево, руки в стороны. Корригирующие упражнения: дыхательные упражнения Правила выполнения перестроений Подводящие упражнения: ходьба и бег в колонне по одному за учителем. Основные упражнения: перестроения из шеренги в круг; из колонны по одному в круг с использованием ориентиров (фишки, кегли) Корригирующие упражнения: круговые движения кистью. 17 Назначение спортивного 2 инвентаря и оборудования Подводящие упражнения: ходьба и бег в медленном темпе. ОРУ. Основные упражнения: подскоки, стоя у г/стенки. Подскоки на месте, взявшись за руки. Корригирующие упражнения: упражнения на дыхание 18 Прыжки с Назначение прыжков 1 продвижением Подводящие упражнения: вперед Ходьба и бег в медленном темпе. ОРУ. Основные упражнения: перепрыгивание с одной ноги на другую на месте; с продвижением вперед. Корригирующие упражнения: упражнения на дыхание Раздел программы: Коррекционные подвижные игры – 14 часов 19 Подвижные игры с Сообщение сведений о 2 20 элементами подвижных играх. 16 17 Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки общеразвиваю-щих упражнений 21 22 Подвижные игры с бегом Ознакомление. Начальное разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Поезд». Коррекционная игра «Возьми флажок». Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Догони меня». Коррекционная игра «Найди предмет в зале» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Гимн. стенка, фишки. Свисток, флажок, картинки с предметами. 2 Игрушки мелкие, свисток. 18 23 24 Подвижные игры с мячом 25 26 Подвижные игры с прыжками 27 28 Подвижные игры с бегом 29 Подвижные игры с 30 мячом Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Подражательные ОРУ. Игра «Солнышко». Коррекционная игра «Рука все помнит» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Перепрыгни через ров». Коррекционная игра «Море, берег» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Ловишки» Коррекционная игра «Ровным кругом» («Затейники») Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Мой веселый звонкий мяч» Коррекционная игра «Раз, два, три – говори!» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) 2 Мячи разного размера, гимн. скамейка, ленточки цветные. 2 Свисток, гимн. скакалки. 2 Ленточки. 2 Мяч резиновый. 19 Правила подвижных игр 2 Скакалка Ознакомление. Начальное разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Удочка». Коррекционная игра «Паук» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Раздел программы: Катание на санках, игры на свежем воздухе – 10 часов 33 Игры на свежем Профилакти-ка травм и обморожений 6 Флажки, 34 воздухе мячики. во время игр на свежем воздухе 35 Ознакомление. Начальное 36 разучивание. 37 Подвижные игры 38 «След в след», «Загони льдинку», «Стрельба в цель», эстафеты Углубленное разучивание. Повторение. 39 Катание на санках Назначение санок и правила катания 4 Санки 40 на них 41 Подводящие упражнения: 42 Аккуратно и правильно садиться на санки. Катание санок без партнера Основные упражнения: катание на санках с партнером Корригирующие упражнения: Сгибание фаланг пальцев Раздел программы: Общеразвивающие и корригирующие упражнения – 18 часов Название спортивного инвентаря, 43 Прыжки и способы 2 Гимн. 44 их выполнения скамейка, снарядов гимн. Подводящие упражнения: маты. Перестроение из шеренги в круг. ОРУ с 31 32 45 Подвижные игры с прыжками Прокатывание мяча двумя руками предметами. Основные упражнения: выпрыгивание вверх, спрыгивание на гимн/мат с г/скамейки. Корригирующие упражнения: произношение звуков на выдохе во время ходьбы Название спортивного инвентаря Подводящие упражнения: 1 Мячи 20 учителю 46 47 48 удержание мяча в двух руках, одной руке Основные упражнения: перекатывание мяча двумя руками. Корригирующие упражнения: перекладывание мяча из одной руки в другую Что такое прокатывание Прокатывание мяча Правила выполнения упражнений между предметами Подводящие упражнения: перекатывание мяча в парах. Основные упражнения: прокатывание мяча между двумя набивными мячами. Корригирующие упражнения: маховые движения руками Ползание на животе Правильное принятие исходного по прямой положения Подводящие упражнения: переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Основные упражнения: ползание на четвереньках и на животе по гимн/мату с помощью и по направлению учителя Корригирующие упражнения: противопоставле-ние первого пальца остальным на одной руке Отличия в способах преодоления Подлезание под препятствия на препятствий животе, на Подводящие упражнения: подлезание четвереньках под резиновыми шнурами, натянутыми на разной высоте. Основные упражнения: Подлезание под резиновым шнуром на животе, на четвереньках с помощью учителя и по словесной инструкции Корригирующие упражнения: и.п.- лежа на животе, поочередное поднимание рук 1 Мячи набивные. 1 Гимн. маты. 1 Гимн. скакалки, гимн. маты. 21 49 Равновесие Правила передвижения по г/скамейке Подводящие упражнения: Ходьба по линии, нарисованной на полу Основные упражнения: пройти по г/скамейке прямо, правым, левым боком (с помощью учителя и без него), с перешагиванием через предметы Игра «Переправа через ручей» 1 Гимн. скамейки, кубики. 50 Упражнения с кеглями 1 Кегли, мячи разных размеров, цветные кружки. 51 52 Лазание по наклонной гимнастической скамейке 2 Гимн. скамейка, гимн. Стенка 53 Лазание по гимнастической стенке Правила обращения с предметами при выполнении упражнений Подводящие упражнения: Взять и поставить кеглю на цветной кружок. Основные упражнения: Переноска кеглей по инструкции учителя. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Игра «Сбей кеглю» Правильно подниматься по г/скамейке и спускаться (по г/стенке, не спрыгивая) Подводящие упражнения: проползти по г/скамейке на животе Основные упражнения: лазание по наклонной г/скамейке, установленной на 3-4 рейке г/стенки: на четвереньках, - на животе с помощью учителя; Корригирующие упражнения: сгибание -разгибание пальцев в кулак Правила поведения при лазании по г/стенке: по команде учителя, не отвлекаться Подводящие упражнения: Вис на г/стенке Основные упражнения: Лазание по г/стенке на 3-5 рейку с помощью учителя и самостоятельно (со страховкой учителем). Игра «Медведи и пчелы» 1 Гимн. стенка, свисток, картинки с предметам и. 22 54 55 Прыжок в длину с места 56 Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия 57 58 Перелезание 59 Преодоление небольших препятствий Последовательность выполнения прыжка в длину с места Ознакомление. Начальное разучивание. Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места. Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Правила выполнения упражнений с мелкими предметами Подводящие упражнения: ходьба на носках, на пятках Основные упражнения: ходьба по сенсорной дорожке. Собирание стопами мелких предметов. Корригирующие упражнения: Катание теннисных мячей стопами в и.п. – сидя на г/скамейке 2 1 Дорожки с различным покротием, гимн. скамейка, мячи теннисные. Последовательность выполнения перелезания Подводящие упражнения: ползание на животе на гимн/мате Основные упражнения: перелезание через препятствия (г/скамейку), игровые упражнения Корригирующие дыхательные упражнения: вдох (через нос) – выдох (через рот) Способы преодоления препятствий: перешагивание, перелезание, перепрыгивание, подлезание Подводящие упражнения: прыжки вверх на месте. Основные упражнения: преодоление препятствий при ходьбе (беге): «змейка», по «болоту» (кирпичикам), по г/скамейке, подлезая под резиновым жгутом, перепрыгивая через канат, лежащий на полу. Корригирующие упражнения: круговые движения кистью. 2 Гимн. ска мейка, гимн. маты. 1 Гимн. маты, гимн. скамейка, гимн. палка, кирпичик. 23 Подводящие упражнения: Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Основные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом Корригирующие упражнения: сгибание и разгибание в голеностопных суставах Раздел программы: Физическая подготовка – 6 часов 61 Бег на короткие Правила поведения при беге по 62 дистанции прямой. Что такое линия старта Подводящие упражнения: Ходьба. ОРУ. Основные упражнения: Встать на линию старта и выполнить выбегание по сигналу учителя. Бег в парах на перегонки. Игра «Кто быстрее?» 63 Передача предметов Как удерживать и передавать мяч 64 одной и двумя руками Подводящие упражнения: броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Основные упражнения: передача предметов 60 Разновидности ходьбы 1 2 Свисток, фишки. 2 Мячи малые, средние в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Корригирующие упражнения: сжимание и разжимание пальцев 65 Метание теннисного Определять направление броска 2 Мяч 66 мяча с места теннисный Подводящие упражнения: броски теннисного мяча вверх, вперед. Основные упражнения: метание с места на дальность. Игра «Кто дальше?» Тестирование: метание малого мяча с места на дальность В Приложении 1 представлено календарно-тематическое планирование по предмету 24 7. Материально-техническое обеспечение 1. Нормативные документы. - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден ПриказомМинобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599); - АООП образования обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №18». 2. Методические и учебные пособия 1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003. 2. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011. 3. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, Издательство М., «Владос», 2011. 4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002 5. Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для учащихся с легкой и умеренной умственной отсталостью). – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с. 6. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007. 7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010 3. Материально-техническое оснащение. 1.Флажки. 2. Дорожка - змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см), 3. Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.). 4. Игрушки со съемными деталями. 5. Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые. 25 6. Игрушки сборно-разборные: матрешки (трех-четырех-составные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одного цвета и разноцветные и др. 7. Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях. 8. Колокольчики. 9. Кубики, кегли и шары пластмассовые. 10. Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов. 11. Ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12 х 3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см). 12. Массажные кольца, валики, мячи (диаметр 5, 6, 7, 8, 9, 10, 55, 65, 75 см). 13. Коврики гимнастические. 14. Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г). 15. Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров). 16. Обручи разных размеров. 17. Гимнастическая стенка. 18. Гимнастические скамейки. 19. Мягкие крупные модули. В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы. 26 Приложение 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 1кл (2вариант) № п/ п Тема и содержание урока Основные виды учебной деятельности Теоретичес-кие сведения урока Раздел программы: Физическая подготовка – 18 часов 1 Вводный урок Входить и выходить из спортзала со звонком. Правила поведения на уроках адаптивного физического воспитания 2 Построение в одну шеренгу, взявшись за руки Место ребенка в строю 3 4 Выполнение команд по Соблюдение дисциплины показу учителя при выполнении упражнений Речевой материал Дата Мат.-тех. обеспечение Практическая Работа Правильно войти в спортивный зал и построиться на боковой линии. Основные упражнения: ходьба свободно по залу, по сигналу подойти к учителю Физкультура, безопасность 1 Свисток, флажки. Равнение по начерченной линии. Подводящие упражнения: построение в одну шеренгу, в колонну по одному. Основные упражнения: - ходьба «стайкой» за учителем; перестроение из шеренги в круг для выполнения ОРУ Строй 1 Свисток, дорожказмейка Подводящие упражнения: одновременные (поочередные) движения руками в и.п. «стоя», «сидя»: вперед, назад, в стороны, вверх, вниз. Основные упражнения: размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Корригирующие упражнения: Колонна шеренга 2 Флажки, гимнаст. маты. круговые движения кистью. 27 5 Ходьба за учителем, держась за руки 6 Ходьба в заданном направлении (к игрушке) 7 8 ОРУ с мячом. Ходьба с изменением темпа Соблюдение дистанции Подводящие упражнения: построение в при ходьбе одну шеренгу, взявшись за руки. Основные упражнения: ходьба по прямой вперед, взявшись за руки с учителем. Корригирующие упражнения: Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Обращение с Подводящие упражнения: ходьба и бег в предметами при колонне по одному за учителем. выполнении ОРУ по показу учителя. упражнений Основные упражнения: ходьба вперед по прямой к игрушке по указанию учителя Корригирующие упражнения: упражнения на дыхание Объяснить способы Подводящие упражнения: простейшие ОРУ с резиновым мячом: держания мяча руки вверх, вперед; наклоны и повороты туловища, мяч перед грудью; наклоны, мяч вперед; приседания. Основные упражнения: ходьба с изменением темпа (по инструкции учителя), направления движения (к ориентирам). Корригирующие упражнения: прыжки вперед, назад Исходное положение 1 Свисток, крупные модули, кегли. Направление, «змейка» 1 Ленточки разных цветов, картинки, игрушки. Общеразв ивающее упражнен ие 2 Мячи разного размера и цвета, свисток. 28 9 Бег в сочетании ходьбой с Правильное дыхание во Принятие и.п. для построения время ходьбы и бега и перестроения. О.С. ОРУ без предметов. Подводящие упражнения: ходьба и бег стайкой за учителем Основные движения: 10 11 Бег с изменением направления движения 12 Основные положения и движения рук, ног, туловища и головы Ознакомить с правилами игры ходьба и бег в заданном направлении. Корригирующие упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос). Углубленное разучивание. Ходьба и бег в колонне по одному за учителем с изменением направления. Подводящие упражнения: ходьба «стайкой» за учителем. Основные упражнения: ходьба и бег к предметам по инструкции учителя. Повторение. Ходьба и бег в медленном темпе к ориентирам по инструкции учителя. ОРУ с ленточками. Корригирующие дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос). Подводящие упражнения: ходьба и бег в колонне по одному. Основные упражнения: руки вверх, вперед, в стороны, назад по показу учителя. Игра «Делай как я» Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца Направля ющий, замыкаю щий 1 Колокольчик, свисток. Вперед, назад 2 04.10 07.10 Кубики, кегли, игрушки,лент очки. Исходное положение 1 11.10 Картинки с предметами. 29 остальным на одной руке 13 Наклоны, повороты головы и туловища в сочетании с движениями рук. Ошибки при Подводящие упражнения: выполнении наклонов и ходьба и бег в колонне по одному. поворотов Основные упражнения: наклоны головы, руки за головой; наклон вправо-влево, руки к плечам; - поворот направо-налево, руки в стороны. Корригирующие упражнения: Наклон, поворот 1 14.10 Гимн. маты 2 18.10 21.10 Фишки, кегли, свисток. 2 25.10 Гимн. стенка, фишки. дыхательные упражнения 14 15 Перестроения 16 17 Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки Правила выполнения перестроений Подводящие упражнения: ходьба и бег в Размыкание колонне по одному за учителем. Основные уупражнения: перестроения из шеренги в круг; из колонны по одному в круг с использованием ориентиров (фишки, кегли) Корригирующие упражнения: круговые движения кистью. Назначение Подводящие упражнения: Подскок спортивного инвентаря ходьба и бег в медленном темпе. ОРУ. и оборудования Основные упражнения: подскоки, стоя у г/стенки. Подскоки на месте, взявшись за руки. Корригирующие упражнения: упражнения на дыхание 30 18 Прыжки с продвижением вперед Назначение прыжков Подводящие упражнения: Ходьба и бег в медленном темпе. ОРУ. Основные упражнения: перепрыгивание с одной ноги на другую на месте; с продвижением вперед. Корригирующие упражнения: упражнения на дыхание Отталкив ание Раздел программы: Коррекционные подвижные игры – 14 часов 19 Подвижные игры с Сообщение сведений о Ознакомление. Начальное разучивание. Игра 20 элементами Сюжетные ОРУ. Игра «Поезд». подвижных играх. общеразвиваю-щих Коррекционная игра «Возьми флажок». упражнений Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) 21 22 Подвижные бегом игры с Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Быстро Сюжетные ОРУ. Игра «Догони меня». Коррекционная игра «Найди предмет в зале» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) 1 2 2 Свисток, флажок, картинки с предметами. Игрушки мелкие, свисток. 31 23 24 Подвижные игры мячом 25 26 Подвижные игры с прыжками 27 28 Подвижные бегом игры с Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Ловля Подражательные ОРУ. Игра «Солнышко». Коррекционная игра «Рука все помнит» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) 2 Мячи разного размера, гимн. скамейка, ленточки цветные. Берег 2 Свисток, гимн. скакалки. с Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Круг, Сюжетные ОРУ. Игра «Ловушки» ловля Коррекционная игра «Ровным кругом» («Затейники») Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) 2 Ленточки. Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Перепрыгни через ров». Коррекционная игра «Море, берег» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) 32 29 30 Подвижные мячом игры 31 32 Подвижные игры с прыжками с Правила подвижных игр Правила подвижных игр Ознакомление. Начальное разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Мой веселый звонкий мяч» Коррекционная игра «Раз, два, три – говори!» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Мяч, бросок Ознакомление. Начальное Вращение разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Удочка». Коррекционная игра «Паук» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Раздел программы: Катание на санках, игры на свежем воздухе – 10 часов на свежем Профилакти-ка травм и Ознакомление. Начальное 33 Игры 34 воздухе обморожений во время разучивание. 35 игр на свежем воздухе Подвижные игры 36 «След в след», «Загони льдинку», 37 «Стрельба в цель», эстафеты 38 Углубленное разучивание. Повторение. Переохлаждение, обморожение 2 Мяч резиновый. 2 6 Флажки, мячики. 33 Назначение санок и Подводящие упражнения: Склон, катание правила катания на них Аккуратно и правильно садиться на санки. Катание санок без партнера Основные упражнения: катание на санках с партнером Корригирующие упражнения: Сгибание фаланг пальцев Раздел программы: Общеразвивающие и корригирующие упражнения – 18 часов 43 Прыжки и способы их Название спортивного Подводящие упражнения: Спрыгивание, 44 выполнения инвентаря, снарядов Перестроение из шеренги в круг. ОРУ с 39 40 41 42 Катание на санках 4 Санки 2 Гимн. скамейка, предметами. Выпрыгивание Основные упражнения: выпрыгивание вверх, спрыгивание на гимн/мат с г/скамейки. Корригирующие упражнения: произношение звуков на выдохе во время ходьбы 45 Прокатывание мяча Название спортивного двумя руками учителю инвентаря Подводящие упражнения: удержание мяча в двух руках, одной руке Основные упражнения: перекатывание мяча двумя руками. Корригирующие упражнения: перекладывание мяча из одной руки в другую Мяч, бросок, ловля гимн. маты. 1 Мячи 34 46 Прокатывание мяча Что такое прокатывание Правила между предметами выполнения упражнений 47 Ползание на животе по прямой Правильное принятие исходного положения Подводящие упражнения: перекатывание мяча в парах. Основные упражнения: прокатывание мяча между двумя набивными мячами. Корригирующие упражнения: маховые движения руками Мяч, бросок, ловля 1 Мячи набивные. Подводящие упражнения: переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Прямая 1 Гимн. маты. Основные упражнения: ползание на четвереньках и на животе по гимн/мату с помощью и по направлению учителя Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке 35 48 Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках Отличия в способах преодоления препятствий 49 Равновесие Правила передвижения по г/скамейке 50 Упражнения с кеглями Правила обращения с предметами при выполнении упражнений Подводящие упражнения: подлезание под резиновыми шнурами, натянутыми на разной высоте. Основные упражнения: Подлезание под резиновым шнуром на животе, на четвереньках с помощью учителя и по словесной инструкции Корригирующие упражнения: и.п.- лежа на животе, поочередное поднимание рук Подводящие упражнения: Ходьба по линии, нарисованной на полу Основные упражнения: Прямая 1 Гимн. скакалки, гимн. маты. Равновесие, координа ция 1 Гимн. скамейки, кубики. пройти по г/скамейке прямо, правым, левым боком (с помощью учителя и без него), с перешагиванием через предметы Игра «Переправа через ручей» Подводящие упражнения: Кегли, мячи, Взять и поставить кеглю на цветной кружки кружок. Основные упражнения: Переноска кеглей по инструкции учителя. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Игра «Сбей кеглю» 1 Кегли, мячи разных размеров, цветные кружки. 36 51 52 Лазание по наклонной гимнастической скамейке 53 Лазание по гимнастической стенке 54 55 Прыжок в длину с места Объяснить правильно подниматься г/скамейке спускаться г/стенке, не спрыгивая) как Подводящие упражнения: проползти по г/скамейке на животе по Основные упражнения: и лазание по наклонной г/скамейке, (по установленной на 3-4 рейке г/стенки: - на четвереньках, - на животе с помощью учителя; Корригирующие упражнения: сгибание - разгибание пальцев в кулак Правила поведения при Подводящие упражнения: лазании по г/стенке: по Вис на г/стенке команде учителя, не Основные упражнения: отвлекаться Лазание по г/стенке на 3-5 рейку с помощью учителя и самостоятельно (со страховкой учителем). Игра «Медведи и пчелы» Последовательность выполнения прыжка в длину с места Наклонная гимн/ скамейка, гимнастическая стенка 2 Гимн. скамейка, гимн. Стенка Приседан ия, рейка 1 Гимн. стенка, свисток, картинки с предметами. Ознакомление. Начальное разучивание. Заступ Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. 2 Прыжки в длину с места. Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) 37 56 Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия Правила выполнения упражнений с мелкими предметами Подводящие упражнения: ходьба на Стопа носках, на пятках Основные упражнения: ходьба по сенсорной дорожке. Собирание стопами мелких предметов. Корригирующие упражнения: Катание теннисных мячей стопами в и.п. – сидя на г/скамейке 1 Дорожки с различным покротием, гимн. скамейка, мячи теннисные. 57 58 Перелезание Последовательность выполнения перелезания Подводящие упражнения: ползание на животе на гимн/мате Основные упражнения: перелезание через препятствия (г/скамейку), игровые упражнения Корригирующие дыхательные упражнения: вдох (через нос) – выдох (через рот) Ползание 2 Гимн. ска мейка, гимн. маты. 59 Преодоление небольших препятствий Способы преодоления препятствий: перешагива-ние, перелезание, перепрыгива-ние, подлезание Подводящие упражнения: прыжки вверх на месте. Основные упражнения: преодоление препятствий при ходьбе (беге): «змейка», по «болоту» (кирпичикам), по г/скамейке, подлезая под резиновым жгутом, перепрыгивая через канат, лежащий на полу. Корригирующие упражнения: Препятст вие 1 Гимн. маты, гимн. скамейка, гимн. палка, кирпичик. круговые движения кистью. 38 60 Разновидности ходьбы Раздел программы: Физическая подготовка – 6 часов 61 Бег на короткие Правила поведения при 62 дистанции беге по прямой. Объяснить, что такое линия старта 63 Передача предметов 64 65 66 Как удерживать и передавать мяч одной и двумя руками Подводящие упражнения: Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Основные упражнения: Ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом Корригирующие упражнения: сгибание и разгибание в голеностопных суставах Широкий шаг, приставной шаг 1 Подводящие упражнения: Ходьба. ОРУ. Основные упражнения: Встать на линию старта и выполнить выбегание по сигналу учителя. Бег в парах на перегонки. Игра «Кто быстрее?» Подводящие упражнения: броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Основные упражнения: передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Корригирующие упражнения: сжимание и разжимание пальцев Дистанция, старт, финиш 2 Свисток, фишки. Передать 2 Мячи малые, средние Метание, сектор 2 Мяч теннисный Метание теннисного Объяснить направление Подводящие упражнения: мяча с места броска броски теннисного мяча вверх, вперед. 39 Основные упражнения: метание с места на дальность. Игра «Кто дальше?» Тестирование: метание малого мяча с места на дальность для метания 40