Основная общеобразовательная программа среднего общего образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Образцовская средняя школа»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
Рассмотрена и принята на заседании
Управляющего совета
МОУ «Образцовская средняя школа»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Протокол от « 03 » 09 2020 г. № 02

Введено в действие
приказом директора
МОУ «Образцовская СШ»
от « 03 » 09 2020 г. № 118
_____________Л.В. Котельникова

Основная общеобразовательная программа
среднего общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
«Образцовская средняя школа»
Фроловского муниципального района Волгоградской
области

2020 г.

1

Оглавление
№ п/п
I
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.5.1.
1.5.2.
1.5.3.
1.5.4.
1.5.5.

1.5.6.

1.5.7.
1.5.8.
II
2.1.

2.1.1.

2.1.2.
2.1.3.

2.1.4.

2.1.5.

Название раздела
Целевой раздел
Пояснительная записка
Принципы и подходы к формированию ООП СОО
Нормативно-правовые
документы.
Регламентирующие
ООП СОО
Приоритетные направления реализации ООП СОО
Планируемые результаты освоения ООП СОО
Общие положения
Структура планируемых результатов
Личностные результаты освоения ООП СОО
Метапредметные результаты освоения ООП СОО
Предметные результаты освоения ООП СОО
Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
История
География
Обществознание
Математика: курсы «Алгебра и начала математического
анализа», «Геометрия».
Информатика
Физика
Химия
Биология
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности
Астрономия
Построение образовательных траекторий и планов в
области
профессионального
самоопределения.
Индивидуальный проект
Требования к результатам освоения ООП СОО
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения ООП СОО
Содержательный раздел
Программа развития универсальных учебных действий,
включающая формирование компетенций обучающихся в
области
использования
ИКТ-технологий,
учебноисследовательской и проектной деятельности
Формы
взаимодействия
участников
образовательного
процесса при создании и реализации программы развития
универсальных учебных действий
Цели и задачи программы, описание ее места, роли в
реализации требований ФГОС
Виды взаимодействия
с
учебными, научными,
социальными организациями. Формы привлечения
консультантов, экспертов и научных руководителей
Описание универсальных
учебных
действий
у
обучающихся, организационно-методического и ресурсного
обеспечения
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности
Методика и инструментарий мониторинга успешности

Страницы
5
6
7
8
9
9
10
10
11
12
12
14
16
20
21
23
29
49
50
54
55
57
58
66
67

68
69

77

77

79
81

81

82
2

2.2.
2.3.
2.3.1.
2.3.2.

2.3.3.

2.3.4.
2.3.5.

2.3.6.

2.3.7.
2.3.8.
2.3.9.

2.4.
2.4.1.

2.4.2.

2.4.3.

2.4.4.

2.4.5.

III

освоения и применения обучающимися универсальных
учебных действий
Программы учебных предметов и курсов внеурочной
деятельности
Программа воспитания и социализации обучающихся
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся
Направления развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
их профессиональной
ориентации,
здоровьесберегающей
деятельности
и
формирования
экологической культуры
Содержание, виды деятельности, формы занятий с
обучающимися по направлениям воспитания и социализации
обучающихся
Формы индивидуальной и групповой профессиональной
ориентации обучающихся
Этапы организации работы в системе социального
воспитания в школе, совместной деятельности школы с
предприятиями, общественными организациями, в том
числе с организациями дополнительного образования
Основные формы организации педагогической поддержки
социализации обучающихся с
учетом
урочной
и
внеурочной деятельности, формы участия специалистов и
социальных партнеров по направлениям социального
воспитания
Модели организации работы по формированию экологически
здорового и безопасного образа жизни
Методика и инструментарий мониторинга духовнонравственного развития и социализации обучающихся
Планируемые нравственного развития и социализации
обучающихся, формирования экологической культуры,
культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся
Программа коррекционной работы
Цели и задачи программы коррекции с обучающимися с
особыми образовательными потребностями, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, на
уровне среднего общего образования
Перечень и содержание комплексных, индивидуальноориентированных включающих
использование
методов
обучения
и воспитания, проведение индивидуальных и
групповых занятий под руководством специалистов
Система
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения и поддержки обучающихся с особыми
образовательными потребностями, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую
целевую
и
стратегическую
направленность
работы
учителей, специалистов в области коррекционной и
специальной
педагогики,
специальной
психологии,
медицинских работников
Планируемые результаты работы с обучающимися с
особыми образовательными потребностями, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
Организационный раздел

82
83
87
88

91

93
93

94

95
96
96

101
101

102

107

111

112

3

3.1.
3.2.
3.3.
3.3.1.
3.3.2.
3.3.3.
3.3.4.
3.3.5.
3.3.6.
3.4.
3.5.
3.6.

Учебный план
План внеурочной деятельности
Система условий реализации ООП СОО
Описание кадровых условий реализации ООП СОО
Психолого-педагогические условия реализации ООП СОО
Финансовое обеспечение реализации ООП СОО
Материально-технические условия реализации ООП СОО
Информационно-методические условия реализации ООП
СОО
Обоснование необходимых изменений в имеющихся
условиях в соответствии с ООП СОО
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе
условий
Разработка сетевого графика (дорожной карты) по
формированию необходимой системы условий
Контроль за состоянием системы условий

114
117
124
124
127
130
131
133
136
136
137
140

4

Введение
Основная образовательная программа является нормативно-управленческим
документом муниципального общеобразовательного учреждения «Образцовская средняя
школа»Фроловского муниципального района Волгоградской области. Она характеризует
специфику содержания образования и особенности организации образовательной
деятельности. ООП СОО МОУ «Образцовская СШ» рассчитана на два учебных года
реализации – 10 и 11 классы.
Разработка основной образовательной программы среднего общего образования
осуществлялась
самостоятельно
с
привлечением
органов
самоуправления
(Педагогический совет, Управляющий совет, Ученический Совет), обеспечивающих
государственнообщественный характер управления образовательной организацией.
Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции
развития образования в Российской Федерации и мировой педагогической практике,
социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы цели,
задачи и приоритетные направления Основной образовательной программы среднего
общего образования МОУ «Образцовская СШ».
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Целями реализации Основной образовательной программы среднего общего
образования являются:
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных
планов, готовность к самоопределению;
достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями
обучающегося
соответствующего школьного возраста (15-17 лет), индивидуальной
образовательной траекторией его развития и состояния здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации школой ООП СОО
предусматривает решение следующих основных задач:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на
изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа России;
обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования;

5

реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в
объеме ООП, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов,
входящих в Учебный план, в том числе учебных предметов по выбору из
обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов
по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том
числе на углубленном уровне, индивидуальный проект, а также внеурочную
деятельность;
обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО;
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством
личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского
становления, в том числе через реализацию образовательных программ,
входящих в основную образовательную программу;
обеспечение преемственности основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
развитие государственно-общественного управления в школе;
формирование основ оценки результатов освоения обучающимися ООП,
деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни обучающихся.
1.2. Принципы и подходы к формированию Основной образовательной
программы среднего общего образования
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход,
который предполагает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
школы;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
обучающихся;
воспитание и развитие качеств личности, отвечающей требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и
технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого
результата личностного и познавательного развития обучающихся;
6

ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм
общения при построении образовательного процесса и
определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
1.3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие ООП СОО.
Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ
«Образцовская СШ» разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Конституция Российской Федерации. К65. Официальное издание. – М.:
«Юридическая литература» Администрации Президента РФ. – 2009, - 64с.
2. Конвенция «О правах ребенка»: изд. «Омега – Л», серия Законы РФ, - 2016г. – 19с.
3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012г. М.: Центр «Школьная книга». – 2013. -240с.
4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»: изд. «Омега – Л», серия Законы РФ. -2015г. – 15с.
5. Национальная доктрина образования в РФ до 2025г. Утверждена постановлением
Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р с
изменениями от 08.08.2009г).
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: изд. «Просвещение»,
серия: Стандарты второго поколения. – 2011г. – 48с.
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования: Стандарты второго
поколения, изд. «Просвещение», 2009г., 48с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
(полного) образования (Приказ МОиН РФ от 17.05.2012 № 413), от 29.06.2017 г. №
613 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт среднего
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413».
11. Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от
25.12.2013)
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.
2821-10
Санитарно-

7

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях»,
зарегистрировано в
Минюсте России 03.03.2011 № 19993 (изменения от
29.04.2015г.№ 3).
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от
31.03.2014 № 253 (изменения: от 08.06.2015 № 576; от 28.12.2015 № 1529; от
26.01.2016 № 38; от 21.04.2016 №459; от 29.12.2016 № 1677; от 08.06.2017 № 535; от
20.06.2017 № 581; от 05.07.2017 № 629, от 28.12.18. №345)
1.4. Приоритетные направления реализации программы.
Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого
обучающегося, формирование многосторонне развитой личности, обладающей
прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по
углубленным дисциплинам. Задачи, связанные с дальнейшим развитием школы
отражают приоритетные направления реализации программы:
Формирование физически здоровой личности:
оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарногигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
использование в организации урочной и внеурочной деятельности
здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий;
- привлечениеобучающихся к занятиям в спортивных секциях, клубах,
коллективах дополнительного образования по интересам;
способствование проведению медицинских осмотров и диспансеризаций,
мониторингов контроля здоровья.
Развитие творческих способностей обучающихся:
оптимальный отбор учебных программ (общеобразовательного и углублённого
уровней), курсов по выбору (элективных, факультативных курсов, занятий
проектно-исследовательской деятельностью), коллективов дополнительного
образования для раскрытия творческого потенциала каждого школьника;
привлечение обучающихся к участию в творческих конкурсах
за пределами
школы;
совершенствование содержания образования в школе.
Совершенствование организации образовательной деятельности:
совершенствование Учебного плана школы;
осуществление дифференциации в обучении старшеклассников.
Совершенствование воспитательной работы:

8

совершенствование работы ученического самоуправления;
усиление воспитательного потенциала уроков и внеурочной деятельности;
формирование толерантной
личности
в
условиях
поликультурной
образовательной среды села;
воспитание патриотизма, гражданско-правовое воспитание;
распространение культуры мира.
Формирование творческого коллектива учителей-единомышленников:
обеспечение оптимальной нагрузки педагогов;
совершенствование работы предметных методических объединений учителей;
внедрение инновационного педагогического опыта в практику школы;
формирование системы дистанционного образования;
развитие системы профессиональной курсовой подготовки и переподготовки;
участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства;
аттестация педагогических работников.
Совершенствование системы управления школой:
усиление всех связей между управляющими звеньями школы;
формирование банка информации для более точного анализа и корректировки
образовательной ситуации в школе;
оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации;
введение дополнительных управленческих обязанностей для членов
педагогического коллектива.
1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего общего образования.
1.5.1. Общие положения.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего
общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями
ФГОС СОО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения
ООП СОО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ
учебных предметов, курсов, программ воспитания и социализации, с одной стороны и
системы оценки результатов – с другой.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО система планируемых результатов –
личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы
учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся
в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в
том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Выполнение задач
требует от обучающихся овладения системой учебных действий: универсальных и
специфических для каждого учебного предмета (регулятивных, коммуникативных,
познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным
материалом, служащим основой для последующего обучения.
1.5.2. Структура планируемых результатов.
9

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности
обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы результатов, к
освоению которых Стандарт устанавливает требования:









личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к 
осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в
познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и
осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной
образовательной траектории, владение
 навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
предметные результаты, включающие освоение обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, 
владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
1.5.3. Личностные результаты освоения ООП СОО.

1.

2.

3.
4.

5.

Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн).
Гражданская позиция личности – активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности.
Готовность к служению Отечеству, его защите.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

10

6.

7.

8.
9.

10.
11.

12.

13.

14.

15.

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
Принятие и реализация ценностей здорового образа жизни. Потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курение, употребление алкоголя,
наркотиков.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.
Осознанный выбор будущей профессии, возможности реализации собственных
жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
1.5.4. Метапредметные результаты освоения ООП СОО.

1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях.
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты.
3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
11

4.
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности. Владение навыками получения информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
полученную из различных источников.
5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
6. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
8. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
1.5.5. Предметные результаты освоения ООП СОО.
Предметные результаты освоения ООП СОО устанавливаются для учебных
предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения ООП СОО для учебных предметов на
базовом
уровне
ориентированы
на
обеспечение
преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения ООП СОО для учебных предметов на
углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему
профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей
обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым
курсом, освоением основ наук, систематический знаний и способов действий,
присущих данному предмету.
Предметные результаты освоения учебных предметов ориентированы на
формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся
путем освоения систематических научных знаний и способов действий на
метапредметной основе.
Предметные результаты освоения ООП СОО должны обеспечивать
возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или
профессиональной деятельности.
Русский язык
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

12

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить
ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
13

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
(в том числе художественной литературы).
Литература
В результатеизучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой
литературы,приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы
или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский
опыт,а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве
аргумента
как
тему
(темы)
произведения,
так
и
его
проблематику(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
14

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять
две(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в
ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития
и связей элементов художественного мира произведения: места и времени
действия,способы изображения действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном
произведении
(включая
переносные
и
коннотативные
значения),оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки
произведения,
выбор
между
счастливой
или
трагической
развязкой,открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения(в том числе
и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в
немобъективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы
сдругими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и
др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического,драматического
илилирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
15

– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах,в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессеXIXиXXвеков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений
илитечений;
–
имена
ведущих
писателей,значимые
факты
их
творческой
биографии,названияключевых произведений, имена героев, ставших «вечными
образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,эпохой.
Иностранный язык
В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский) на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Коммуникативные умения
Говорение, диалогическая речь
– Вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной
тематики;
– при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать,
поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное
содержание речи»;
– выражать и аргументировать личную точку зрения;
– запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной
тематики;
– обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию.
Говорение, монологическая речь
– Формулировать несложные связные высказывания с использованием основных
коммуникативных
типов
речи
(описание,
повествование,
рассуждение,
характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
– передавать основное содержание прочитанного/ увиденного/услышанного;
– давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст
(таблицы, графики);
– строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на
ключевые слова/план/вопросы.
Аудирование
– Понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов
различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках
изученной тематики с четким нормативным произношением;
16

– выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных
аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера
врамках
изученной
тематики,
характеризующихся
четким
нормативным
произношением.
Чтение
– Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров,
используя
основные
виды
чтения
(ознакомительное,
изучающее,
поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
– отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную
информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты.
Письмо
– Писать несложные связные тексты по изученной тематике;
– писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать
сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;
– письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел
«Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.
Языковые навыки
Орфография и пунктуация
– Владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел
«Предметное содержание речи»;
– расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами
пунктуации. Фонетическая сторона речи
– владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел
«Предметное содержание речи»;
– владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от
коммуникативной ситуации.
Лексическая сторона речи
– Распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем,
включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
– распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые
глаголы;
– определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
– догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком,
по словообразовательным элементам и контексту;
– распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения
его целостности (firstly, tobeginwith, however, asforme, finally, atlast, etc.).
Грамматическая сторона речи
– Оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей;
17

– употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
утвердительные,
вопросительные
(общий,
специальный,
альтернативный,
разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и
отрицательной формах);
– употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые
предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в
определенном порядке (Wemovedto a newhouselastyear);
– употреблятьвречисложноподчиненныепредложенияссоюзамиисоюзнымисловами
what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so
that, unless;
– употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами
and, but, or;
– употреблятьвречиусловныепредложенияреального (Conditional I – If I see Jim, I’ll
invite him to our school party) инереальногохарактера (Conditional II – If I were you, I
would start learning French);
– употреблять в речи предложения с конструкцией I wish (I wish I hadmyownroom);
– употреблятьвречипредложениясконструкцией so/such (I was so busy that I forgot to
phone my parents);
– употреблятьвречиконструкциисгерундием: to love / hate doing something; stop talking;
– употреблятьвречиконструкциисинфинитивом: want to do, learn to speak; –
употреблятьвречиинфинитивцели (I called to cancel our lesson); –
употреблятьвречиконструкцию it takes me … to do something; –
использоватькосвеннуюречь;
– использоватьвречиглаголывнаиболееупотребляемыхвременныхформах: Present
Simple, Present Continuous, Future Simple, Past Simple, Past Continuous, Present Perfect,
Present Perfect Continuous, Past Perfect;
–
употреблятьвречистрадательныйзалогвформахнаиболееиспользуемыхвремен:
Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect;
– употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего
времени – tobegoingto, PresentContinuous; PresentSimple;
– употреблятьвречимодальныеглаголыиихэквиваленты (may, can/be able to,
must/have to/should; need, shall, could, might, would);
– согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и
прошлого;
– употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во
множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
– употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль;
– употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределенные,
относительные, вопросительные местоимения;
– употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и
превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
– употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной
степенях, а также наречия, выражающие количество (many / much, few / a few, little / a
little) и наречия, выражающие время;
– употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место
действия.
18

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Коммуникативные умения
Говорение, диалогическая речь
– Вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках
изученнойтематики; кратко комментировать точку зрения другого человека;
– проводить подготовленное интервью,проверяя и получая подтверждение какойлибо информации;
–
обмениваться
информацией,проверять
и
подтверждать
собраннуюфактическую информацию.
Говорение, монологическая речь
– Резюмировать прослушанный/прочитанный текст;
– обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного
текста.
Аудирование
–
Полно
и
точно
воспринимать
информацию
в
распространенныхкоммуникативных ситуациях;
– обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии
споставленной задачей/вопросом.
Чтение
– Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей
ижанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов.
Письмо
– Писать краткий отзыв на фильм,книгу или пьесу.
Языковые навыки
Фонетическая сторона речи
–
Произносить
звуки
английского
языка
произношением,недопуская ярко выраженного акцента.

четко,естественным

Орфография и пунктуация
– Владеть орфографическими навыками;
– расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами
пунктуации.
Лексическая сторона речи
– Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем,уместно
употребляяих в соответствии со стилем речи;
19

– узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы(collocations).
Грамматическая сторона речи
– Использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности
иливероятности в прошедшем времени (could + havedone; might + havedone);
– употреблять в речи структуруhave/get + something + Participle II
(causativeform)как эквивалент страдательного залога;
– употреблять в речи эмфатические конструкции типаIt’shimwho…
It’stimeyoudidsmth;
– употреблять в речи все формы страдательного залога;
– употреблятьвречивременаPastPerfectиPastPerfectContinuous;
– употреблять в речи условные предложения нереального характера(Conditional
3);
– употреблятьвречиструктуруtobe/get + usedto + verb;
– употреблять в речи структуруusedto / would + verbдля обозначения
регулярныхдействий в прошлом;
– употреблятьвречипредложениясконструкциямиas…as; not so…as; either…or;
neither … nor;
– использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления
иразличия в сложных предложениях.
История
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории
из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую
характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму
как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
20

– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события
российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные
особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу
мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности
современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов
новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.,
заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в
контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории
России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание
исторических фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики России;
– владеть элементами проектной деятельности.
География
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
21

– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных
и
геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности
для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в
странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и
миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов
мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического
развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и
развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа
статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и
диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
22

– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям,
протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать
основные
направления
международных
исследований
малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.
Обществознание
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуациисвободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
23

– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном
обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о
тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм
их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики
в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское
поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами
своих экономических интересов;
24

– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведениядля человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить
примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
– высказывать
обоснованные
суждения
о
факторах,
влияющих
на
демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с
позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
25

– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями
гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной
жизни;
26

– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема
в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов
учебной деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного
понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира
аргументировать ее.

в
в

в
и

Общество как сложная динамическая система
– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных
сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ,
тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и
представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
27

– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных
экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической
глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном
обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития
семьи в современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на
основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им
оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в
России.
Политика
– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства
и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении
местного самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных
задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
28

– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных
органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского
общества в противодействии терроризму.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Раздел

Цели
освоения
предмета

Базовый уровень
«Проблемно-функциональные результаты»
I. Выпускник научится
III.
Выпускник
получит
возможность
научиться
Для
использования
в Для
развития
повседневной жизни и мышления,
обеспечения возможности использования
в
успешного
продолжения повседневной
образования
по жизни
специальностям,
не и
обеспечения
связанным с прикладным возможности
использованием
успешного
математики
продолжения
образования
по
специальностям, не
связанным
с
прикладным
использованием
математики
Требования к результатам

Углубленный уровень
«Системно-теоретические результаты»
II.
Выпускник IV.
Выпускник
научится
получит
возможность
научиться
Для
успешного Для
обеспечения
продолжения
возможности
образования
по успешного
специальностям,
продолжения
связанным
с образования
по
прикладным
специальностям,
использованием
связанным
с
математики
осуществлением
научной
и
исследовательской
деятельности
в
области математики
и смежных наук

на  Оперировать 2  Свободно
Элемент  Оперировать
1
базовом
уровне
понятиями:
оперировать
ы теории
понятиями:
конечное
конечное
понятиями:
множест
множество,
элемент
множество,
конечное
в
и
множества,
элемент
множество,
математ
подмножество,
множества,
элемент
ической
пересечение
и
подмножество,
множества,
логики
объединение множеств,
пересечение и
подмножество,



числовые множества на
координатной прямой,
отрезок, интервал;
оперировать на базовом
уровне
понятиями:
утверждение,

объединение
множеств,
числовые
множества на
координатной
прямой,

пересечение,
объединение
разность
множеств,
числовые
множества


3



и

на

Достижение
результатов
раздела II;
оперировать
понятием
определения,
основными
видами
определений,
основными
видами теорем;
понимать
суть
косвенного
доказательства;

1

Здесь и далее: распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в
соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
2
Здесь и далее; знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при
проведении рассуждений, решении задач.
3
Здесь и далее: знать определение понятия, знать и уметь обосновывать свойства(признаки, если они есть) понятия,
характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целостного комплекса, использовать
понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.

29







отрицание
утверждения, истинные
и ложные утверждения,
причина,
следствие,
частный случай общего
утверждения,
контрпример;
находить пересечение и
объединение
двух
множеств,
представленных
графически на числовой 
прямой;
строить на числовой
прямой подмножество
числового множества,
заданное простейшими
условиями;
распознавать ложные
утверждения, ошибки в
рассуждениях,
в
том
числе
с
использованием
контрпримеров.

В повседневной жизни и
при изучении других
предметов:
 использовать числовые
множества
на
координатной прямой
для описания реальных
процессов и явлений;
 проводить логические
рассуждения
в
ситуациях
повседневной жизни

отрезок,
интервал,полуи
нтервал,
промежуток с
выколотой
точкой,
графическое
представление
множеств
на
координатной
плоскости;
оперировать
понятиями:
утверждение,
отрицание
утверждения,
истинные
и
ложные
утверждения,
причина,
следствие,
частный случай
общего
утверждения,
контрпример;
проверять
принадлежност
ь
элемента
множеству;
находить
пересечение и
объединение
множеств,
в
том
числе
представленны
х графически
на
числовой
прямой и на
координатной
плоскости;
проводить
доказательные
рассуждения
для
обоснования
истинности
утверждений.

координатной
прямой, отрезок,
интервал,
полуинтервал,
промежуток
с
выколотой
точкой,
графическое
представление
множеств
на
координатной
плоскости;
 задавать
множества
перечислением и
характеристическ
им свойством;
 оперировать
понятиями:
утверждение,
отрицание
утверждения,
истинные
и
ложные
утверждения,

причина,
следствие,
частный случай
общего
утверждения,

контрпример;
 проверять
принадлежность
элемента
множеству;
 находить
пересечение
и
объединение
множеств, в том
числе

представленных
графически
на
числовой прямой
и
на
координатной
плоскости;
 проводить
доказательные
В
повседневной
рассуждения для
жизни и при
обоснования
изучении
истинности
других
утверждений.
предметов:
В
повседневной
 использовать
жизни
и
при
числовые
изучении других
множества на
предметов:
координатной
 использовать
прямой и на
числовые
координатной
множества
на
плоскости для
координатной



оперировать
понятиями
счетного
и
несчетного
множества;
 применять метод
математической
индукции
для
проведения
рассуждений
и
доказательств и
при
решении
задач.
В
повседневной
жизни и при
изучении других
предметов:
 использовать
теоретикомножественный
язык
и
язык
логики
для
описания
реальных
процессов
и
явлений,
при
решении
задач
других учебных
предметов

30



Числа и 
выражени
я










Оперировать
на 
базовом
уровне
понятиями:
целое
число, делимость чисел,
обыкновенная
дробь,
десятичная
дробь,
рациональное
число,
приближённое значение
числа,
часть,
доля,
отношение,
процент,
повышение
и
понижение на заданное
число
процентов,
масштаб;
оперировать на базовом
уровне
понятиями:
логарифм
числа,
тригонометрическая
окружность, градусная
мера угла, величина
угла, заданного точкой
на тригонометрической
окружности,
синус, 
косинус, тангенс и
котангенс
углов,
имеющих
произвольную
величину;

выполнять
арифметические
действия с целыми и
рациональными
числами;
выполнять несложные
преобразования
числовых выражений,
содержащих
степени
чисел, либо корни из
чисел, либо логарифмы
чисел;
сравнивать
рациональные
числа
между собой;
оценивать и сравнивать
с
рациональными

описания
реальных
процессов
и
явлений;
проводить
доказательные
рассуждения в
ситуациях

повседневной
жизни,
при
решении задач
из
других
предметов
Свободно
оперировать
понятиями:
целое
число,
делимость
чисел,
обыкновенная
дробь,
десятичная
дробь,
рациональное
число,
приближённое
значение числа,
часть,
доля,
отношение,
процент,
повышение и
понижение на
заданное число
процентов,
масштаб;
приводить
примеры чисел
с
заданными
свойствами
делимости;
оперировать
понятиями:
логарифм
числа,
тригонометрич
еская
окружность,
радианная
и
градусная мера
угла, величина
угла, заданного
точкой
на
тригонометрич
еской
окружности,
синус, косинус,
тангенс
и
котангенс









прямой
и
на
координатной
плоскости
для
описания
реальных
процессов
и
явлений;
проводить
доказательные
рассуждения
в
ситуациях
повседневной
жизни,
при
решении задач из
других предметов
Свободно
оперировать
понятиями:
натуральное
число, множество
натуральных
чисел,
целое
число, множество
целых
чисел,
обыкновенная
дробь, десятичная
дробь, смешанное
число,
рациональное
число, множество
рациональных
чисел,
иррациональное
число,
корень
степени
n,
действительное
число, множество
действительных
чисел,
геометрическая
интерпретация
натуральных,
целых,
рациональных,
действительных
чисел;
понимать
и
объяснять
разницу
между
позиционной
и
непозиционной
системами записи
чисел;
переводить числа
из одной системы
записи (системы
счисления)
в
другую;
доказывать
и
использовать















Достижение
результатов
раздела II;
свободно
оперировать
числовыми
множествами при
решении задач;
понимать
причины
и
основные
идеи
расширения
числовых
множеств;
владеть
основными
понятиями
теории
делимости
при
решении
стандартных
задач
иметь
базовые
представления о
множестве
комплексных
чисел;
свободно
выполнять
тождественные
преобразования
тригонометричес
ких,
логарифмических
,
степенных
выражений;
владеть
формулой
бинома Ньютона;
применять
при
решении
задач
теорему
о
линейном
представлении
НОД;
31














числами
значения
целых степеней чисел,
корней
натуральной
степени
из
чисел,
логарифмов чисел в
простых случаях;
изображать точками на
числовой прямой целые
и рациональные числа;
изображать точками на
числовой прямой целые
степени чисел, корни
натуральной степени из
чисел, логарифмы чисел
в простых случаях;
выполнять несложные
преобразования целых и
дробно-рациональных
буквенных выражений;
выражать в простейших
случаях из равенства
одну переменную через
другие;
вычислять в простых
случаях
значения
числовых и буквенных
выражений,
осуществляя
необходимые
подстановки
и
преобразования;
изображать
схематически
угол,
величина
которого
выражена в градусах;
оценивать знаки синуса,
косинуса,
тангенса,
котангенса конкретных
углов.









В повседневной жизни и
при изучении других
учебных предметов:
 выполнять вычисления
при решении задач 
практического
характера;
 выполнять
практические расчеты с
использованием
при
необходимости
справочных материалов
и
вычислительных
устройств;
 соотносить
реальные 
величины,
характеристики
объектов окружающего
мира с их конкретными
числовыми значениями;

углов,
имеющих
произвольную
величину,
числа е и π;
выполнять
арифметически
е
действия,
сочетая устные
и письменные
приемы,
применяя при
необходимости
вычислительны
е устройства;
находить
значения корня
натуральной
степени,
степени
с
рациональным
показателем,
логарифма,
используя при
необходимости
вычислительны
е устройства;
пользоваться
оценкой
и
прикидкой при
практических
расчетах;
проводить по
известным
формулам
и
правилам
преобразования
буквенных
выражений,
включающих
степени, корни,
логарифмы и
тригонометрич
еские функции;
находить
значения
числовых
и
буквенных
выражений,
осуществляя
необходимые
подстановки и
преобразования
;
изображать
схематически
угол, величина
которого
выражена
в
градусах
или













В



признаки
делимости суммы
и
произведения
при выполнении
вычислений
и
решении задач;
выполнять
округление
рациональных и
иррациональных
чисел с заданной
точностью;
сравнивать
действительные
числа
разными
способами;
упорядочивать
числа, записанные
в
виде
обыкновенной и
десятичной дроби,
числа, записанные
с использованием
арифметического
квадратного
корня,
корней
степени больше 2;
находить НОД и
НОК
разными
способами
и
использовать их
при
решении
задач;
выполнять
вычисления
и
преобразования
выражений,
содержащих
действительные
числа, в том числе
корни
натуральных
степеней;
выполнять
стандартные
тождественные
преобразования
тригонометрическ
их,
логарифмических,
степенных,
иррациональных
выражений.
















применять
при
решении
задач
Китайскую
теорему
об
остатках;
применять
при
решении
задач
Малую теорему
Ферма;
уметь выполнять
запись числа в
позиционной
системе
счисления;
применять
при
решении
задач
теоретикочисловые
функции: число и
сумма делителей,
функцию Эйлера;
применять
при
решении
задач
цепные дроби;
владеть
понятиями
приводимый
и
неприводимый
многочлен
и
применять их при
решении задач;
применять
при
решении
задач
Основную
теорему алгебры;
применять
при
решении
задач
простейшие
функции
комплексной
переменной как
геометрические
преобразования

повседневной
жизни
и
при
изучении других
предметов:
выполнять
и
объяснять
32



использовать
методы

округления,
приближения
и
прикидки при решении
практических
задач
повседневной жизни



В





Уравнени 
я
и
неравенст
ва

Решать
линейные 
уравнения
и
неравенства,
квадратные уравнения;

радианах;
использовать
при
решении
задач
табличные
значения
тригонометрич
еских функций
углов;
выполнять
перевод
величины угла 
из радианной
меры
в
градусную
и
обратно.
повседневной
жизни и при

изучении
других
учебных
предметов:
выполнять
действия
с
числовыми
данными при
решении задач
практического
характера
и
задач
из
различных
областей
знаний,
используя при
необходимости
справочные
материалы
и
вычислительны
е устройства;
оценивать,
сравнивать
и
использовать
при
решении
практических
задач числовые
значения
реальных
величин,
конкретные
числовые
характеристики
объектов
окружающего
мира
Решать
рациональные,
показательные
и



сравнение
результатов
вычислений при
решении
практических
задач, в том числе
приближенных
вычислений,
используя разные
способы
сравнений;
записывать,
сравнивать,
округлять
числовые данные
реальных величин
с использованием
разных
систем
измерения;
составлять
и
оценивать
разными
способами
числовые
выражения
при
решении
практических
задач и задач из
других учебных
предметов

Свободно
оперировать
понятиями:
уравнение,




Достижение
результатов
раздела II;
свободно
33







В


решать
логарифмические
уравнения вида loga (bx
+ c) = d и простейшие
неравенства
вида
logax                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».