1 Дорожная карта по введению инклюзивного образования в МБОУ «Образцовская СОШ» на 2015-2020 годы 2 Дорожная карта введения инклюзивного образования в МБОУ «Образцовская СОШ» на 2015 – 2020 годы № п/п Направление мероприятий 1. Нормативное правовое обеспечение реализации инклюзивного образования 1.1. Разработка Плана мероприятий по реализации инклюзивного образования 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. Разработка и утверждение положения «Об организации инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья» Внесение изменений в должностные инструкции педагогов, специалистов, сопровождающих образовательный процесс детей с ОВЗ Подготовка отчѐта по исполнению «дорожной карты» Разработка и утверждение план работы с детьми с особыми образовательными процессами 2. Организационное обеспечения реализации инклюзивного образования 2.1 Организация рабочей группы по введению инклюзивного образования 2.2. Организация межведомственного взаимодействия с организациями социального обслуживания, медицинскими организациями 2.3. Участие в межведомственных мероприятиях по вопросам организации обучения детей с особыми образовательными потребностями 2.4. Заполнение банка данных детей с ОВЗ, получающих образовательную услугу в условиях инклюзивного образования 2.5. Заполнение банка данных о педагогах, осуществляющих образовательный процесс детей –инвалидов в условиях инклюзивного образования 2.6. Составление перспективного плана повышения квалификации педагогических работников по вопросу организации инклюзивного образования детей с ОВЗ 2.7. Проведение мероприятий Недели инклюзивного образования Сроки Июнь-август Сентябрь-октябрь октябрь Ежегодно: Декабрь Май Ежегодно сентябрь Сентябрь 2015 В течение всего года По плану сентябрь сентябрь Апрель-май 11-15 марта (ежегодно) Ответственные Котельникова Л.В., зам директора по УВР И.А. Скориков, директор И.А. Скориков, директор Котельникова Л.В., зам директора по УВР учителяпредметники, методсовет Котельникова Л.В., зам директора по УВР И.А. Скориков, директор Котельникова Л.В., зам директора по УВР Котельникова Л.В., зам директора по УВР Котельникова Л.В., зам директора по УВР Котельникова Л.В., зам директора по УВР, Воробьева Н.А. 3 № п/п Направление мероприятий 2.8. Проведение мероприятий, посвященных Международному Дню инвалидов Сроки декабрь (ежегодно) 3. Методическое сопровождение процессов ведения и развития инклюзивного образования 3.1. Разработка раздела «Коррекционная работа» в основной образовательной программе сентябрь 3.2. 3.3 Участие в методических консультациях для педагогов, организаторов инклюзивного процесса Изучение методических рекомендаций по работе с родителями детей с ОВЗ Педсовет «Организация образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» по плану июнь-август ноябрь сентябрь 3.4 Ответственные Воробьева Н.А., и.о. зам директора по ВР Мануйлова Е.В., учитель И.А. Скориков, директор И.А. Скориков, директор Котельникова Л.В., зам директора по УВР Учителя-предметники Разработка индивидуального образовательного маршрута по предметам. 3.5. Внесение дополнений в план воспитательной работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ОВЗ, детей-инвалидов. сентябрь Классный руководитель 3.6 Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника 1раз в четверть 3.7 Отслеживание динамики развития ребенка в течение года 3.8 Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов: -внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ; -организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. в течение года Учителяпредметники, Котельникова Л.В., зам директора по УВР Учителяпредметники, Котельникова Л.В., зам директора по УВР Учителяпредметники, Воробьева Н.А., и.о. зам директора по ВР 4 № п/п Направление мероприятий 3.9 Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ. Сроки в течение года Планирование мероприятий с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса. Родительское собрание: «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»; Беседы с родителями: 1) «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»; 2) «Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Ежеквартальные встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителями, воспитателем, педагогом-психологом) по темам и проблемам воспитания и развития. 4. Кадровое обеспечение введения инклюзивного образования 4.1. Участие в обучающих семинарах по вопросам инклюзивного образования 4.2. Участие в практикоориентированных семинарах для педагогов и специалистов системы сопровождения 4.3. Участие в стажировочных мероприятиях организации инклюзивного образования в течение года 3.10 5. Материально-техническое обеспечение введения инклюзивного образования 5.1. Приобретение оборудования для детей с ОВЗ (слабовидящих, аутистов, детей с интеллектуальной недостаточностью) Дополнительные персональные компьютеры с обучающими адоптированными программами. 5.2. Организация школьной инфраструктуры для беспрепятственного доступа в школу маломобильных групп населения Установка поручней, кнопки вызова, маркировка ступеней, установка тактильных в течение года в течение года в течение года В течение года Ответственные Котельникова Л.В., зам директора по УВР, Цухникиди О.П., психолог Отдела образования ФМР Классный руководитель Учителяпредметники, Котельникова Л.В., зам директора по УВР И.А. Скориков, директор И.А. Скориков, согласно отдельному плану директор 5 № п/п Направление мероприятий пиктограмм, указателей, табличек 5.3. Внесение данных в мониторинг наличия оборудования и приспособлений, объектов спорта, оснащения учебных кабинетов необходимым ИКТ оборудованием 6. Информационное обеспечение введения инклюзивного образования 6.1. Создание и наполнение раздела «Инклюзивное образование» на сайте школы Организация информирования родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам 6.2 Сроки в течение года в течение года Ответственные Быстрова М.А., Котельникова Л.В., зам директора по УВР Котельникова Л.В., зам директора по УВР, кл. руководитель Формы инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ 1. Обучение, коррекция, воспитание: – включение ребенка с ОВЗ в процесс обучения с последующим получением коррекционной помощи в специальном (коррекционном) учреждении, центре; 2. Обучение – включение в процесс обучения в классе; – обучение по индивидуальному образовательному маршруту; – -обучение в домашних условиях. – Воспитание и социализация – – включение в социокультурное пространство школы, поселка; психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.