П ОЛ О ЖЕН ИЕ об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе в муниципальном общеобразовательном учреждении «Образцовская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области (МОУ «Образцовская СШ») 2022 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ муниципального общеобразовательного учреждения "Образцовскаясредняя школа" (далее – Положение) разработанов соответствии с - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273- ФЗ); - Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; - приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - ПисьмомМинпросвещения России от 19.03.2020 №ГД-39/04 «Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», Устава школы; - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, - уставом и локальными нормативными актами муниципального общеобразовательного учреждения "Образцовская средняя школа" (далее – Школа). 1.2. В настоящем Положении используются термины: -электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников; -дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются в целях: - повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы независимо от местонахождения и времени. 1.4. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является место нахождения Школы независимо от места нахождения обучающихся. 2. Компетенция Школы при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 2.1. Школа вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 2.2. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 2.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа: - обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, административно-хозяйственных работников; - самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий(электронный журнал, электронный дневник ГИС «Образование», электронную почту, программу Skype, различные образовательные платформы, используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет); - самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; - ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 2.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа вправе не предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. 2.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа - создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; - обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения; - при обработке персональных данных обучающихся использует государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ. 2.6. Школа вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применениемэлектронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационнообразовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть интернет. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайнкурсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайнкурсов. Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение. 3. Организация процесса обучения с применением дистанционных технологий 3.1.Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются законодательством Российской Федерации. 3.2. Главными целями обучения с применением дистанционных образовательных технологий как важной составляющей в системе беспрерывного образования являются: - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); -предоставление детям-инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на дому; - повышение качества образования одаренных обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; - реализация дополнительного образования одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; 3.3. Обучающиеся, получающие обучение с применением дистанционных образовательных технологий, имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ» и Уставом школы, наравне с учащимися других форм обучения, могут принимать участие во всех проводимых школой учебных, познавательных, развивающих, культурных и, спортивных мероприятиях: уроках, консультациях, семинарах, в т.ч. выездных зачетах, экзаменах, в т.ч. конференциях, экспедициях, походах, викторинах, чемпионатах и другихмероприятиях, организуемых и (или) проводимых школой. 3.4. В период длительной болезни, в случае введения ограничительных мероприятий (карантина и др.) учащийся имеет возможность получать консультации преподавателя по соответствующей дисциплине через электронный журнал, электронный дневник ГИС «Образование», электронную почту, программу Skype, различные образовательные платформы, используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет. 3.5. Родители (законные представители) имеют право на выбор формы обучения, в том числе и обучения с применением дистанционных технологий. В данном случае Школа: - выявляет потребности и возможности обучающихся в обучении с применением дистанционных технологий; - принимает педагогическим советом решение об использовании обучения с применением дистанционных технологий для удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучении с целью углубления и расширения знаний по отдельным предметам и элективным курсам; - включает часы обучения с применением дистанционных технологий в учебное расписание Школы. Основанием для зачисления на обучение с применением дистанционных технологий являются: - заявление родителей обучающегося по форме согласно Приложению 2 к настоящему Положению; - наличие учителей – предметников, имеющих соответствующий уровень подготовки, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий. 4. Организация процесса обучения с применением дистанционных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья 4.1. Обучение с применением дистанционных технологий осуществляется на принципе добровольного участия детей с ОВЗ на основании заявления родителей (законных представителей) при наличии рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - рекомендации специалистов). 4.2. Для организации обучения с применением дистанционных технологий детейинвалидов школа осуществляет следующие функции: - проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей с ОВЗ; - создает и поддерживает на сайте школы пространство для обучения с применением дистанционных технологий детей с ОВЗ, в котором, в том числе, размещает информацию о порядке и условиях такого обучения детей с ОВЗ, форму заявления об учении с применением дистанционных технологий ребенка с ОВЗ; - осуществляет организацию учебно-методической помощи обучающимся детям с ОВЗ, родителям (законным представителям) обучающихся детейинвалидов; - информирует родителей (законных представителей) о порядке и условиях обучения с применением дистанционных технологий детей с ОВЗ. 4.3. Родители (законные представители) детей-инвалидов, желающие обучать детей с использованием дистанционных образовательных технологий, представляют в школу следующие документы: - заявление по форме согласно Приложению1 к настоящему Положению; - копию документа об установлении инвалидности; - справку о рекомендованном обучении ребенка-инвалида на дому. Заявление и необходимые документы (далее - документы) представляются в школу лично. 4.4. Причинами отказа во включении в Реестр являются: - предоставление недостоверных сведений о ребенке-инвалиде; - отсутствие технических возможностей по организации рабочего места ребенка-инвалида и (или) педагогического работника. 4.5. С учетом технических возможностей, при наличии согласия образовательного учреждения и педагогического работника рабочее место педагогического работника оснащается аппаратно-программным комплексом и обеспечивается доступом к сети Интернет в образовательном учреждении или непосредственно по месту проживания педагогического работника. 4.6. Для обеспечения процесса обучения с применением дистанционных технологий детей с ОВЗ используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно- тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы (далее учебно-методический комплекс), предназначенные для передачи по телекоммуникационным и иным каналам связи посредством комплектов компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения. 4.7. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ОВЗ. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. 4.8. Организация обучения с применением дистанционных технологий детей-инвалидов предполагает выбор детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории с уточнением индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных в учебном плане образовательного учреждения. 4.9. Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации обучения с применением дистанционных технологий детей с ОВЗ, должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. 4.10.Для детей с ОВЗ, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, с учетом согласия их родителей (законных представителей) наряду с обучением с применениемдистанционных технологий организуются занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах). 4.11. При организации обучения с применением дистанционных технологий детей с ОВЗ учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот ведется на бумажном или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона РФ. 4.12. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным учреждением традиционными методами или с использованием дистанционных образовательных технологий. 4.13. Государственная (итоговая) аттестация осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими формы и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы начального, среднего (полного) общего образования. 5. Учебно-методическое обеспечение 5.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), входящие в федеральный перечень электронно-образовательных ресурсов, допущенных к использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами Школы. 5.2. Учебно-методическое обеспечение должно обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 5.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий входят: − рабочая программа; − сценарий обучения с указанием видов работ, сроков выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения; − методические указания для обучающихся, включающие график выполнения работ и контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений; − электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), входящие в федеральный перечень электронно-образовательных ресурсов, допущенных к использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами Школы. 6. Техническое обеспечение учебного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 6.1 Учебный процесс с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивается следующими техническими средствами: - классами, оснащенными персональными компьютерами, web-камерами, микрофонами и звукоусилительной и проекционной аппаратурой; - программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса; - локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебнометодическим ресурсам. 6.2. Техническое обеспечение обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий, в период длительной болезни или при обучении на дому: - персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; - стабильный канал подключения к Интернет; - программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами. Приложение 1 Директору ____________________________ ____________________________ (Ф.И.О. директора) _____________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя) заявление. Прошу Вас перевести моего (ю) сына (дочь)__________________________________________________________________ (Ф.И.О. обучающегося, дата рождения) ученика(цу) _______ класса на индивидуальное обучение на дому по состоянию здоровья с __________ по ________ с использованием дистанционных образовательных технологий. Занятия по предметам прошу организовать в следующем режиме: Предмет В образовательном учреждении Занятия На дому Дистанционно Дата заполнения: « »____________ 20 г. __________________________ подпись __________________________ родителя расшифровка подписи (законного представителя) Приложение 2 Директору ________________________________ _______________________________ родителя (законного представителя) __________________________________________ __________________________________________ ребёнка __________________________________________ __________________________________________ (фамилия, имя, отчество ребёнка) зарегистрированного по адресу : ______________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ Номер телефона: ___________________________ Документ, удостоверяющий личность: __________________________________________ серия _____________ № ____________________ кем и когда выдан __________________________ __________________________________________ __________________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ об обучении ребёнка с использованием дистанционных образовательных технологий Прошу организовать обучение ________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество ребёнка, число, месяц и год рождения) проживающего по адресу: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ с использованием дистанционных образовательных технологий. «____» ______________ 20 __ г. _____________________ (подпись) /__________________/ (расшифровка) Заявление зарегистрировано «_____» ____________20_____ г. № __________ Должность и подпись ответственного лица _________________ ____________________ «____» ______________ 20 __ г. _____________________ (подпись) /__________________/ (расшифровка)