РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебному курсу «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебному курсу «Сельскохозяйственный труд»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
9

класс

п. Образцы 2024

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по предмету " Сельскохозяйственный труд " для
учащихся 9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)составлена на основе:
• Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ,
принятого Государственной Думой 21 декабря 2012;
• СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление от
28.09.2020 № 28);
• ФГОС для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599;
• Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ
«Образцовская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской
области, утвержденной приказом от 11.08.2016 №02;
• программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9
классы, сборник под ред. В.В. Воронковой;
• Учебным планом основного общего образования для учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год.
II.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа содержит необходимый объём сельскохозяйственных знаний и навыков,
которые нужны для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных
хозяйствах. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ 8
вида.
Основные задачи обучения сельскохозяйственному труду состоят в следующем:
1) Овладение учащимися сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и
навыками, достаточными для работы на производстве.
2) Коррекция недостатков трудовой деятельности.
3) Воспитание положительного отношения к труду.
4) Содействие физическому развитию, укреплению их здоровья.
Программа составлена с учётом психофизических возможностей учащихся, учтены
принципы последовательности и преемственности обучения, местные почвенноклиматические условия, а также сезонность полевых работ.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие
формы занятий, как экскурсия и практическая работа.
Обязательным этапом проведения практических занятий является инструктаж по
технике безопасности. Для проверки и закрепления умений и навыков в конце каждой
четверти проводятся уроки практического повторения и самостоятельная работа.
Практические занятия по свиноводству не проводятся в связи с отсутствием базы.
Программа 9 класса состоит из тем, раскрывающих особенности уборки корнеплодов,
выращивания капусты и лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы, содержащие
элементарные теоретические сведения об овощеводстве на защищённом грунте, о
плодоводстве и семеноводстве. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с
правилами и приёмами ухода за свиньями. Также в программу входят осенние
сельскохозяйственные работы: уборка лука, уборка стеблей с семенами моркови, подготовка
парника к зиме, уборка столовых корнеплодов, уход за ягодными кустарниками. На занятиях

по овощеводству учащиеся знакомятся с основными плодовыми деревьями, видами зеленных
овощей, правилами выращивания капусты. В связи с неустойчивостью погодных условий
изучение таких тем «Заготовка почвы для теплицы и парника». «Подготовка парника к зиме»
переведены из II четверти в I четверть. Из III четверти во II четверть переведены следующие
темы «Кормление свиноматки и уход за ней», «Минеральные удобрения». Из IVчетверти вIII
четверть переведена тема «Зеленные овощи». Из III четверти в IV четверть переведены
следующие темы «Заготовка навоза для парника», Посев семян капусты», «Набивка парника
под рассаду», «Подготовка парника под рассаду», «Выращивание рассады капусты».
III.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом МОУ "Образцовская СШ", учебный предмет
"Сельскохозяйственный труд представлен в обязательной части учебного плана, общий
объем учебного времени в 9 классе составляет 238 часов в год (7 часов в неделю).
Преподавание сельскохозяйственного труда в 9 классе включает следующие разделы:
Основные плодовые деревья.
Зеленные овощи.
Капуста.
Заготовка навоза для парника.
Посев семян капусты.
Набивка парника навозом. Подготовка парника под рассаду.
Выращивание рассады капусты.
Выращивание овощей и редиса.
Высадка рассады капусты в открытый грунт и уход за ней.
Выращивание редиса для получения семян.
Таким образом, программа способствует профориентации и социальной адаптации
учащихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на
личностные свойства.
Учащиеся 9 класса должны знать.
✓ Правила ухода за основными ягодными кустарниками и плодовыми деревьями.
✓ Виды минеральных удобрений.
✓ Значение и виды зеленных овощей.
✓ Сроки, способы посадки капусты и уход за ней.
✓ Выращивание корнеплодов для получения семян.
Учащиеся 9 класса должны уметь.
✓ Ухаживать за основными ягодными кустарниками и плодовыми деревьями
✓ Выращивать капусту и ухаживать за ней.
✓ Выращивать зеленные овощи и редис.
✓ Подготавливать гряды для посадки.
IV.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие
Основные плодовые деревья

Объект работы. Плодовые деревья.
Теоретические сведения. Яблоня, груша, слива, вишня — основные плодовые деревья
средней полосы России.
Строение плодового дерева. Рост, развитие и плодоношение основных плодовых
деревьев.
Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в их размножении. Сорта
плодовых деревьев.
Выращивание саженца плодового дерева. Плодовые и листовые почки на плодовом
дереве.
Характер кроны и цвет коры плодового дерева.
Экскурсия. Безлистный сад плодовых деревьев (яблонь, груш, слив, вишен).
Умение. Распознавание вида плодового дерева, плодовой и листовой почки.
Наблюдение. Появление листьев и цветков на срезанных веточках вишни, размещенных
в теплом и светлом месте.
Упражнения. Определение плодового дерева по характеру кроны и цвету коры.
Определение плодовой и листовой почки.
Заготовка навоза для парника
Объект работы. Парник.
Теоретические сведения. Навоз как биотопливо для парника. Конский навоз как лучший
вид биотоплива.
Подготовка других видов навоза для использования в качестве биотоплива. Правила
укладки навоза, приемы разогревания.
Перебивка навоза для разогревания перед закладкой в парник.
Капуста
Теоретические сведения. Пищевая ценность капусты. Особенности капусты как
двулетнего растения.
Строение растения капусты первого и второго года жизни. Капуста ранних, средних и
поздних сортов.
Наиболее распространенные современные сорта ранней, средней и поздней капусты.
Сорта капусты, пригодные для потребления в свежем виде, квашения и зимнего
хранения кочанов.
Плотность кочанов ранней, средней и поздней капусты. Рассадный и безрассадный
способ выращивания капусты.
Наглядное пособие. Кочан поздней капусты. Кочерыга с почками, из которых
развиваются цветоносные стебли.
Набивка парника навозом
Объект работы. Парник.
Теоретические сведения. Глубина набивки котлована парника навозом. Правила укладки
навоза.
Практические работы. Подвоз навоза к парнику, укладка в котлован. Добавка навоза
после осаждения.
Укрытие парника пленочными рамами. Наблюдение за температурой навоза и началом
«горения».
Посев семян капусты

Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Сроки посева семян капусты ранних, средних и поздних
сортов.
Целесообразность выращивания в школьных условиях ранней и поздней капусты.
Умение. Разметка маркером. Выращивание капусты.
Практические работы. Подготовка земляной смеси. Заполнение посевных ящиков земляной
смесью.
Полив земляной смеси слабым раствором марганца. Выравнивание почвы в ящике после
просушки.
Разметка посевных рядков с помощью маркера. Раскладка и заделка семян в рядках.
Полив посева теплой водой, укрытие пленкой и установка ящиков в теплое место.
Наблюдение за всходами.
Подготовка парника под рассаду
Объект работы. Парник.
Теоретические сведения. Состав земляной смеси для выращивания рассады капусты. Глубина
насыпки грунта в парник.
Практические работы. Смешивание дерновой земли с перегноем и торфом. Подвоз
смеси к парнику.
Насыпка земляной смеси поверх навоза глубиной не менее 18 см. Укрытие парника
рамами.
Выращивание рассады капусты
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Условия для выращивания здоровой рассады капусты.
Заболевание рассады в парнике черной ножкой и меры предупреждения этого
заболевания. Закалка сеянцев рассады.
Признаки готовности сеянцев к пикировке. Правила пикировки. Уход за рассадой в
парнике.
Умение. Пикировка рассады.
Практические работы Снижение температуры в помещении после появления всходов
капусты.
Умеренный полив. Подготовка парника к пикировке рассады: полив, маркировка.
Пикировка рассады. Полив.
Подкормка рассады раствором минеральных удобрений. Проветривание парника.
Снятие укрытий в теплую погоду.
Зеленные овощи
Теоретические сведения. Виды зеленных овощей (салат, шпинат, петрушка, укроп).
Виды салата (листовой, кочанный, листовая горчица, кресс-салат и др.).
Достоинство зеленных овощей (раннее получение витаминной продукции).
Внешнее строение и особенности зеленных овощей.
Наглядные пособия. Семена зеленных овощей. Изображения растений в фазе снятия
продукции.
Выращивание овощей и редиса
Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Подготовка почвы под зеленные культуры. Сроки посева
редиса, салата, петрушки, укропа.
Рассадный способ выращивания салата кочанного. Способы посева салата, укропа,
петрушки, редиса. Сорта редиса.
Маркеры для разметки рядков.
Умение. Выращивание редиса, салата, петрушки, укропа.
Практические работы. Разбивка гряд для выращивания зеленных овощей и редиса.
Разметка рядков под посев укропа, салата, петрушки. Разметка гряд зубовым маркером
для посева редиса.
Посев семян укропа, петрушки и салата в рядки. Раскладка семян редиса в лунки,
сделанные зубовым маркером.
Заделка семян. Полив. Прополка в рядках и междурядиях. Сбор урожая.
Высадка капусты в открытый грунт и уход за ней
Объект работы.Овощи.
Теоретические сведения. Сроки высадки рассады капусты в открытый грунт.
Способы посадки рассады ранних и поздних сортов.
Требования капусты к плодородию почвы и ее обработке. Вредители и болезни
капусты и меры борьбы с ними.
Практические работы. Внесение навоза в почву перед вскапыванием под капусту.
Выравнивание поверхности почвы после вскапывания.
Разметка маркером мест посадки рассады в продольном и поперечном направлении.
Выкопка лунок на пересечении маркерных линий. Внесение в лунки перегноя,
смешанного с минеральными удобрениями.
Полив лунок. Вынос рассады из парника, посадка ее на почву в лунки и полив. Полив,
подкормка рассады, рыхление почвы.
Выращивание редиса для получения семян
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Получение семян редиса в год посева. Выращивание редиса
специально для семенников.
Подбор сорта редиса для получения семян.
Приемы получения крупных корнеплодов редиса для использования в качестве
семенников.
Практические работы. Внесение перегноя в гряду, перемешивание и выравнивание
поверхности почвы.
Разметка мест посадки семян маркером с увеличенным расстоянием между зубьями.
Раскладка семян в лунки по одному семени. Заделка семян. Систематический полив.
Подготовка почвы для пересадки редиса, внесение перегноя. Отбор самых крупных
корнеплодов с мощной розеткой листьев.
Осторожное выкапывание корнеплодов, осмотр их, удаление корня примерно
наполовину,
обрезка листьев с сохранением в середине розетки.
Выкопка лунок на подготовленной гряде, пересадка корнеплодов в лунки, полив.
Систематический полив и наблюдение за образованием цветоносных стеблей, а также
семенных стручков.

В начале созревания стручков укрытие растений мелкой сеткой или расстановка пугал
против птиц.
Практическое повторение
Виды работы. Вскапывание почвы лопатой. Посадка картофеля.
Самостоятельная работа
Виды работы. Разделка и разметка гряды, посев укропа или другой зеленной культуры.
V.

№ п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД»

Тема урока
(практической работы).

Кол-во
часов

Охрана труда и Т/Б при сельскохозяйственных
работах.
Томат. Сорта и гибриды томата.
Сорта томата для открытого грунта.

1

3
3
3
3

32-34
35-37

Уборка томата.
Дозревание плодов томата и их переработка.
Почва. Подготовка почвы и внесение удобрений.
Разнообразие плодовых деревьев. Строение
плодового дерева.
Яблоня. Строение и некоторые особенности
растения.
Груша. Строение и некоторые особенности
растения.
Вишня. Строение и некоторые особенности
растения.
Слива. Строение и некоторые особенности
растения.
Размножение плодовых деревьев.
Выращивание саженцев плодовых деревьев.

38-40.

Высокорослые и низкорослые деревья.

3

41-43
44-46

Вредители плодовых деревьев.
Уход за плодоносящим садом ранней осенью.

3
3

47-49

Уход за плодоносящим садом поздней осенью.

3

50-52

Уход за молодым неплодоносящим садом.

3

53-55

Подготовка молодого сада к зиме.

3

1.
2-4
5-7

8-10
11-13
14-16
17-19
20-22
23-25
26-28
29-31

3
3

3
3
3
3
3
3

Дата
план.

факт.

Обрезка плодовых деревьев.
Инструменты для обрезки плодовых деревьев.
Т/Б.
Крупный рогатый скот. Породы крупного
рогатого скота.
Содержание коров и телят на молочной ферме.

3
3

Крупная молочная ферма с частичной
механизацией.
Содержание крупного рогатого скота на
небольшой молочной ферме.
Уход за коровами в стойловый период.

3

77-78

Понятие о пастбище. Значение летней и осенней
пастьбы для молодых животных.

2

79-80
81-82

Правила пастьбы телят.
Правила работы при уборке столовых
корнеплодов.
Хранение столовых корнеплодов.
Смородина. Строение и некоторые особенности
растения.
Крыжовник. Строение и некоторые особенности
растения.
Малина. Строение и некоторые особенности
растения.
Вредители и болезни ягодных кустарников.

2
2

Подготовка почвы и внесение удобрений при
осенней (весенней) посадке черенков смородины
и малины.
Корма. Виды кормов.
Зеленые корма.
Грубые корма.
Сочные корма.
Концентрированные корма.
Корма животного происхождения.
Витаминные, минеральные и комбинированные
подкормки.
Комбинированные корма.
Подготовка грубых кормов.
Подготовка сочных кормов.
Подготовка концентрированных кормов.
Нормы и рационы кормления КРС.
Кормление сухостойных и дойных коров в
стойловый период.
Производственная санитария на ферме.
Поддержание чистоты в коровниках.
Личная гигиена работников молочной фермы.

2

56-58
59-61
62-64
65-67
68-70
71-73
74-76

83-84
85-86
87-88
89-90
91-92
93-94

95-96
97-98
99-100
101-102
103-104
105-106
107-108
109-110
111-112
113-114
115-116
117-118
119-120
121-122
123-124
125-126

127-128 Значение и правила личной гигиены дояра

3
3

3
3

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

129-130 Строение вымени коровы.
131-132 Образование и отдача молока.
133-134 Ручное доение коров. Подготовка к доению.
135-136
137-138
139-140
141-142
143-144
145-146
147-148

Техника доения коровы.
Учёт молока на ферме.
Очистка молока и охлаждение.
Уход за молочной посудой.
Содержание ремонтных тёлок.
Нормы кормления тёлок.
Суточный рацион для тёлок в стойловый период.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Уход за тёлками.
Значение машинного доения.
Признаки близкого отёла коровы.
Кормление коровы накануне отёла.
Поение коровы после отёла.
Уход за новотельной коровой.
Кормление новотельной коровы и уход за ней при
раздое.
163-164 Кормление телёнка и уход за ним в
профилакторный период.
165-166 Размещение телёнка в индивидуальной клетке.

2
2
2
2
2
2
2

167-168 Постепенная замена цельного молока при
кормлении телёнка.
169-170 Устройство и оборудование профилактория для
телят.
171-172 Уход за доильным аппаратом.
173-174 Откорм молодняка крупного рогатого скота
175-176 Содержание и уход за бычками.
177-178 Машинное доение коров двумя доильными
аппаратами.
179-180 Устройство и принцип действия доильного
аппарата.
181-182 Виды ручного сельскохозяйственного инвентаря.
Т/б при работе с/х инвентарем.
183-184 Виды пастбищ. Правила пастьбы коров.

2

185-186 Кормовые травы пастбищ. Способы пастьбы.

2

187-188 Ядовитые травы пастбищ. Их опасность.

2

189-191 Лошади.

3

192-194 Значение и особенности лошадей.

3

195-197 Породы лошадей.

3

198-200 Содержание рабочих лошадей и уход за ними.

3

149-150
151-152
153-154
155-156
157-158
159-160
161-162

2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

201-203 Кормление рабочих лошадей.

3

204-206 Одноконная упряжь и запряжка рабочих лошадей. 3
207-209 Правила Т/Б при уходе за домашними лошадьми. 3
210-212 Весенние работы в парниках и теплицах

3

213-214 Выращивание рассады томата.

2

214-216 Выращивание томата безрассадным способом.

3

217-219 Строение растения огурца

3

220-221 Некоторые особенности растения огурца.

2

222-224 Сорта и гибриды огурца для открытого грунта.

3

225-226 Посев семян огурца.

2

227-229 Выращивание рассады огурца для весенних
теплиц.
230-232 Выращивание огурца в весенних теплицах.

3

233-235 Уход за растениями огурца.

3

236
237.

238

Вредители и болезни растений огурца в
защищённом грунте.
Вскапывание почвы и работа на пришкольном
участке. Посадка цветочно-декоративных
растений.
Обобщающий урок по сельскохозяйственному
труду.

3

1
1

1

VI. Методическое сопровождение
1. Учебник: Ковалёва Е.А. Технология Сельскохозяйственный труд: учебник для 9
класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2022г.
2. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной
школе. Пособие для учителя.- 2е изд. переработанное и дополненное. – М.
Просвещение, 2022г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».