МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел образования Фроловского муниципального района МОУ "Образцовская СШ" РАССМОТРЕНО ______________________ от « » 2024г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по УВР Директор ________________________ ________________________ Игнатова Ю.Г. Котельникова Л.В. Протокол _____________ Приказ _______________ от « от « » 2024 г. » 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» 7 класс специальная (коррекционная) программа VIII вида Составитель; Комиссарова И.В. п. Образцы 2024 год ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /З.Ф.Малышева. Чтение. Учебник для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2023. – 287 с.: ил. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. В процессе изучения чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений. Задачи: Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения. Повысить уровень общего развития учащихся. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме. Развивать нравственные качества школьников. Расширять возможности в осознании читаемого материала. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи. Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю) Формы работы с учащимися: Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении. Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста по предполагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение наизусть; чтение по ролям; Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: - читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя; - выделять главную мысль - характеризовать действующих лиц - пересказывать содержание прочитанного Учащиеся должны знать: Наизусть 10 стихотворений Критерии оценки В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 80- 90слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программа: Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с. Для учащихся: В.В. Воронкова, И.Е. Пушкова, З.Д. Будаева, С.А. Казакова, Т.В. Лусс, В.В. Строганова. Чтение. Учебник для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.: ил. Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г. В.Даль «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», Москва Астрель, 2006г. Для учителя: А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва «Просвещение», 2004г. Н.Н. Бебешина и Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе (5-8 классы). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г. Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г. В.Даль «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», Москва Астрель, 2006г Интернет-сайты: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. www.school-collection.edu.ru http://zavuch.info/forums.html http://www.gramma.ru http://www.openclass.ru http://www.gramota.ru http://korped.rkc-74.ru http://www.mgn.ru/~gmc/work.html ХАРАКТЕРИСТИКА 8 КЛАССА На начало 2016 -2017 учебного года обучаются 12 человек. Все учащиеся стараются читать выразительно, допуская при чтении малое количество ошибок. Хорошо учат стихотворения наизусть. Все учащиеся читают по ролям. В классе с нормой техники чтения справляются 100% учащихся. Типология учащихся по возможностям обучения чтению и развитию речи Тип II III Фамилия и имя учащегося Конев Валентин Степаненко Валерия Юсупова Ольга Мачурина Яна Кокина Юлия Педа Артѐм Беспалов Владимир Плужникова Анна Овчинников Михаил Торхов Юрий Тихомирова Валерия Хуснуллин Дмитрий Основные проблемы в учебновоспитательном процессе Ошибки в составлении фраз при пересказе, при составлении рассказа по картине. Недостаточный словарный запас. Несформированность навыков самостоятельной читательской деятельности. Деление текста на части и озаглавливание их. Затруднение в составлении связных предложений при пересказе, неумение построить фразы. Некоторые трудности понимания при чтении текстов. Восприятие содержания при чтении носит фрагментарный характер и оно, иногда, понимается искажѐнно. Вид педагогической помощи Незначительная помощь при пересказе, при составлении рассказа, расширение словарного запаса. Развивать читательскую активность. Систематическая работа на уроке над делением текста на части и озаглавливанием их. Направляющая помощь педагога в организации деятельности учащихся на уроке. Развивать связную речь и расширять словарный запас. Учить анализу текста, умению делать выводы 8 класс чтение (3 часа в неделю) Чтение: Учебник для 8 класса специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. Автор В.В. Воронкова. Москва: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2003 Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны уметь. 1. Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя». 2. Выделять главную мысль произведения. 3. Давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своѐ к ним отношение. 4. Пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста. Учащиеся должны знать. Наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок. Тема урока. Программные задачи на урок. Раздел программ. Цели. 1. Значение пословиц и поговорок в жизни человека. Выразительное чтение, ответы на вопросы. 2. Главный смысл рассказа «Одно дело делаешь, другого не порть». Выразительное чтение, ответы на вопросы. 3. Главный смысл рассказа «Шей да пори, не будет пустой поры». Выразительное чтение, ответы на вопросы. Устное народное творчество – 11 ч. Задачи. Коррекционно – образовательные. Учить учащихся правильно, бегло, осознанно, выразительно читать, учить подробно и сжато пересказывать, выделять главную мысль произведения, определять собственное отношение к поступкам героев, читать выборочно, озаглавливать смысловые части. № п/п 4. 5. Дата Значение пословицы в рассказе «Коня в гости зовут не мѐд пить, а воду возить». Особенности загадок в устном народном творчестве. Выразительное чтение, отгадывание загадок. Коррекционно – развивающие. Развивать связную, устную речь учащихся, активизировать и обогащать словарь. Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к народному творчеству. Развитие речи. Словарная работа. Изречение. Оборудование Наглядность. ТСО. Карточки – задания. Повтор ение. 6. Особенности сказок в устном народном творчестве. Выразительное чтение, ответы на вопросы. 7. Знакомство с русской народной сказкой «Иван – крестьянский сын». Чтение сказки учителем, беседа по прочитанному. 8. Тема любви к Родине в русской народной сказке «Иван – крестьянский сын». Выразительное чтение, ответы на вопросы, пересказ. 9. Особенности былин в устном народном творчестве. Выразительное чтение, ответы на вопросы. 10. Тема решительности и смелости богатыря в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник». Выразительное чтение 1 ч., Задачи. Коррекционно – образовательные. Учить учащихся правильно, бегло, осознанно, выразительно читать, учить подробно и сжато пересказывать, выделять главную мысль произведения, определять собственное отношение к поступкам героев, читать выборочно, озаглавливать смысловые части. Булатные, дозор, невестки, кушак. Коррекционно – развивающие. Гусли. Развивать связную, устную речь учащихся, активизировать и обогащать словарь. Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к народному творчеству. Заутреня, обеденка, Стольный Киев – град, пехотою, Чернигов – град, дорожка прямоезжая, святорусский Да ко тоей, Карточки – задания. ответы на вопросы. 11. Тема отважности богатыря в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Выразительное чтение 2 ч., ответы на вопросы. 12. Особенность литературных сказок. Выразительное чтение, ответы на вопросы. 13. Знакомство с творчеством Антония Погорельского. Рассказ биографии писателя учителем, беседа по прочитанному тексту. 14. Знакомство со сказкой А. Погорельского «Чѐрная курица, или подземные жители». Чтение сказки учителем, ответы на вопросы. 15. Знакомство с главными героями сказки А. Погорельского «Чѐрная корзни, волчья сыть да травяной мешок, тугой лук разрывчатый. Литературные сказки – 11 ч. Задачи. Коррекционно – образовательные. Учить учащихся правильно, бегло, осознанно, выразительно читать, учить подробно и сжато пересказывать, выделять главную мысль произведения, определять собственное отношение к поступкам героев, читать Пансион, выборочно, озаглавливать империал. смысловые части. Коррекционно – развивающие. Развивать связную, устную речь учащихся, активизировать и обогащать словарь. Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Иллюстрации к сказке. 16. 17. 18. 19. курица, или подземные жители». Выразительное чтение 1 ч., озаглавливание части, еѐ краткий пересказ. Чудеса с героем сказки А. Погорельского «Чѐрная курица, или подземные жители». Выразительное чтение 2 ч., озаглавливание части, еѐ краткий пересказ. Тема предательства в сказке А. Погорельского «Чѐрная курица, или подземные жители». Выразительное чтение 3 ч., озаглавливание части, еѐ краткий пересказ. Знакомство с творчеством С. Т. Аксакова. Рассказ биографии писателя учителем, беседа по прочитанному тексту. Знакомство со сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Чтение сказки учителем. литературным сказкам. Балдахин, пол – аршина, мантия. Задачи. Коррекционно – образовательные. Учить учащихся правильно, бегло, осознанно, выразительно читать, учить подробно и сжато пересказывать, выделять главную мысль произведения, определять собственное отношение к поступкам героев, читать выборочно, озаглавливать смысловые части. Коррекционно – развивающие. Развивать связную, устную речь учащихся, активизировать и обогащать словарь. Иллюстра ции к сказке. Портрет писателя. Карточки – задания. В некиим, казна, вдовец, тувалет, яства. Коррекционно – воспитательные. Закручинился. Воспитывать любовь к народному творчеству. Иллюстра ция к сказке. 20. 21. 22. 23. 24. Знакомство с героями сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Выразительное чтение 1 ч., ответы на вопросы. Поступки героев в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Выразительное чтение 2 ч., ответы на вопросы. Карточки – задания. Внеклассное чтение. Особенность произведений С. Т. Аксакова. Выразительное чтение, ответы на вопросы. Продолжение знакомства с творчеством А. С. Пушкина. Чтение биографии писателя, ответы на вопросы. Описание природы в стихотворении А. Пушкина «Осень». Выразительное чтение, ответы на вопросы, заучивание отрывка наизусть. Русская литература XIX в - . Коррекционно – образовательные. Учить пересказывать по основным датам биографию писателя. Совершенствовать технику чтения. Делать словесные зарисовки картин природы, давать полные развѐрнутые ответы. Озаглавливать части рассказа, составлять план, пересказывать по составленному плану. Развивать навыки давать характеристики героям, иллюстрировать черты характера героев примерами из Портрет писателя. 25. Тема любви к природе в стихотворении А. Пушкина «Цветок». Выразительное чтение, ответы на вопросы, текста, обосновывать своѐ отношение к поступкам действующих лиц. Работать над средствами языковой выразительности. 26. Контрольное чтение. 2 четверть. А Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Выразительное чтение, ответы на вопросы, Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. 27. 28. 29. 30. Знакомство с отрывками из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». Чтение поэмы учителем, беседа по вопросам, чтение песни первой. . Тема храбрости в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». Выразительное чтение, ответы на вопросы песни второй. Тема одиночества и страха в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». Выразительное чтение, Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Воспитывать на примере персонажей положительные нравственные качества. Гридница, Владимир – солнце, брада, козни. Карточки – задания. Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Портрет писателя. ответы на вопросы песни третьей. 31. 32. 33. 34. 35. Тема отважности в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». Выразительное чтение, ответы на вопросы песни 5й. Тема измены в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». Выразительное чтение, ответы на вопросы песни пятой. Тема правосудия в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». Выразительное чтение, ответы на вопросы песни шестой. Знакомство с повестью А. Пушкина «Метель». Чтение повести учителем, беседа по вопросам, чтение 1ч. Знакомство с главными героями повести А. Пушкина «Метель». . Выразительное чтение, Иллюстрации к произведению. Портрет писателя. Коррекционно – образовательные. Учить пересказывать по основным датам биографию писателя. Совершенствовать технику чтения. учить давать полные развѐрнутые ответы. Озаглавливать части рассказа, составлять план, пересказывать по составленному плану. Развивать навыки давать характеристики героям, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывать своѐ отношение к поступкам действующих лиц. Работать над средствами языковой выразительности. Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. Булава, нет мочи боле. Портрет писателя. Карточки – задания. Бостон, прапорщик, предаться, венчаться, девушка, капот. Портрет писателя. Портрет писателя. ответы на вопросы, озаглавливание и пересказ 1 ч. 36. 37. 38. 39. 40. Тема несправедливости в повести А. Пушкина «Метель». . Выразительное чтение, ответы на вопросы, озаглавливание и пересказ 2 ч. Тема судьбы в повести А. Пушкина «Метель». . Выразительное чтение, ответы на вопросы, озаглавливание и пересказ 3 ч. Продолжение знакомства с творчеством М. Ю. Лермонтова. Чтение биографии писателя, ответы на вопросы. Коррекционно – воспитательные. Воспитывать на примере персонажей положительные нравственные качества личности. Иллюстрации к произведению. Коррекционно – образовательные. Совершенствовать навыки техники чтения, выразительного Паперть, налой. чтения, чтения по ролям, делить на части произведения и озаглавливать их, учить пересказывать биографию писателя по основным датам, давать полные развѐрнутые ответы, обосновывать своѐ отношение к поступкам действующих лиц. Тема страдания поэта в стихотворении М.Лермонтова «Тучи». Выразительное чтение, ответы на вопросы, заучивание наизусть. Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. Воспоминания о жизни поэта на Кавказе в стихотворении М. Лермонтова «Кавказ». Коррекционно – воспитательные. Воспитывать на примере персонажей положительные Портрет писателя. Портрет писателя. Карточки – задания. Выразительное чтение, ответы на вопросы. 41. 42. Знакомство с отрывком из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» «Бэла». Чтение всего отрывка учителем, беседа по вопросам, чтение 1ч. Знакомство с героями романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» «Бэла». Выразительное чтение, ответы на вопросы, озаглавливание и пересказ 1 ч. нравственные качества. Портрет писателя. Провиант, верста, мирной, кунаки, мулла, буза, бешмет, 44. Продолжение знакомства с творчеством И. А. Крылова. Чтение биографии писателя, ответы на вопросы. Коррекционно – образовательные. сакля, Учить пересказывать по абрек. основным датам биографию писателя. Совершенствовать технику чтения, учить давать полные развѐрнутые ответы. Озаглавливать части рассказа, составлять план, пересказывать по составленному плану. Развивать Калым, чадра. навыки давать характеристики героям, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывать своѐ отношение к поступкам действующих лиц. Работать над средствами языковой выразительности. 45. Тема нравственности в басне И. Крылова «Лебедь, Щука и Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать 43. Жизнь на Кавказе в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» «Бэла». Выразительное чтение, ответы на вопросы, озаглавливание и пересказ 2 ч. Карточки – задания. Портрет писателя. Портрет писателя. Рак». Выразительное чтение, ответы на вопросы, заучивание наизусть. 46. 47. 48. 49. 50. Тема невежества в басне И. Крылова «Свинья под дубом». Выразительное чтение, ответы на вопросы. Контрольное чтение. 3 четверть. Знакомство с творчеством Н. В. Гоголя. Осознанное чтение, ответы на вопросы. Знакомство с отрывками из поэмы «Мертвые души» «Чичиков» . Чтение всего отрывка учителем, беседа по вопросам, чтение 1части. устную речь учащихся. Портрет писателя. Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Портрет писателя. Коррекционно – образовательные. Совершенствовать навыки техники чтения, выразительного чтения, чтения по ролям, делить на части произведения и озаглавливать их, учить пересказывать биографию Полтина писателя по основным датам, Треух давать полные развѐрнутые Фуфайка ответы, обосновывать своѐ отношение к поступкам действующих лиц. Тема чѐрствого равнодушия в отрывках из поэмы «Мертвые души» «Чичиков» . Выразительное чтение 2 ч., ответы на вопросы, пересказ по составленному плану. Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. Знакомство с творчеством Коррекционно – воспитательные. Протекция Повытчик Насупротив Вакантное место Портрет писателя. Карточки задания 51. 52. 53. 54. 55. Н.А. Некрасова. Осознанное чтение, ответы на вопросы. Тема жизни крестьянских детей в стихотворении Н. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок) Выразительное чтение, наизусть отрывка стихотворения. Тема крестьянской жизни в стихотворении «Крестьянка» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Выразительное чтение, ответы на вопросы Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Воспитывать на примере персонажей положительные нравственные качества личности. Коррекционно – образовательные. Совершенствовать навыки техники чтения, выразительного чтения, чтения по ролям, делить на части произведения и озаглавливать их, учить Знакомство с творчеством А. пересказывать биографию В. Кольцова. Осознанное писателя по основным датам, чтение, ответы на вопросы давать полные развѐрнутые ответы, обосновывать своѐ Тема грусти и одиночества в отношение к поступкам стихотворении А. В. действующих лиц. Кольцова «Раздумье селянина» Коррекционно – развивающие. Выразительное чтение, Обогащать и активизировать ответы на вопросы устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, Тема бессилия и болезни в эстетические чувства учащихся. Портрет писателя. Портрет писателя. Карточки задания Иллюстрации к произведению 56. 57. 58. 59. 60. 61. стихотворении «Горькая доля» Выразительное чтение, ответы на вопросы Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Знакомство с творчеством Воспитывать на примере И.С.Никитина персонажей положительные Осознанное чтение, ответы нравственные качества личности. на вопросы Тема грусти в стихотворении И. Никитина «Зимняя ночь в деревне» (отрывок) Выразительное чтение, ответы на вопросы Тема доли бедняка в стихотворении «Деревенский Коррекционно – образовательные. бедняк» (отрывок) Совершенствовать навыки Выразительное чтение, техники чтения, выразительного беседа по прочитанному чтения, чтения по ролям, делить на части произведения и озаглавливать их, учить Внеклассное чтение: «Приключение Тома Сойера» пересказывать биографию писателя по основным датам, Выразительное чтение, давать полные развѐрнутые ответы на вопросы ответы, обосновывать своѐ Знакомство с творчеством отношение к поступкам Л. Н. Толстого. действующих лиц. Осознанное чтение, ответы на вопросы Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать Тема высокого духа устную речь учащихся, развивать Денная защитников Севастополя в эмоциональную сферу, Ялик Портрет писателя. 62. 63. 64. 65. 66. рассказе Л. Толстого. «Севастополь в декабре месяце» (в сокращен) Выразительное чтение, ответы на вопросы, пересказ по составленному плану эстетические чувства учащихся. Траверс Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Воспитывать на примере персонажей положительные Тема героизма защитников нравственные качества личности. Севастополя в рассказе Л. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» (в сокращении) Осознанное чтение и выборочный пересказ Знакомство с главами из Коррекционно – образовательные. повести Л. Толстого «Детство». Выразительное Совершенствовать навыки чтение, ответы на вопросы техники чтения, выразительного чтения, чтения по ролям, делить Тема жизни богатых дам в на части произведения и повести Л. Толстого озаглавливать их, учить «Детство». Выразительное пересказывать биографию писателя по основным датам, чтение, ответы на вопросы давать полные развѐрнутые Тема жизни богатых в ответы, обосновывать своѐ повести Л. Толстого отношение к поступкам «Детство». Выразительное действующих лиц. чтение, ответы на вопросы Коррекционно – развивающие. Тема духовного развития Обогащать и активизировать Шило человека в повести Л. устную речь учащихся, развивать Дратва Карточки задания Иллюстрации к произведению Портрет писателя. Карточки задания 67. 68. 69. 70. 71. 72. Толстого «Детство». эмоциональную сферу, Выразительное чтение, эстетические чувства учащихся. ответы на вопросы Коррекционно – воспитательные. Тема жизни прислуг в Воспитывать любовь к Родине, господских домах в повести любовь к родной природе. Л. Толстого «Детство». Воспитывать на примере Выборочный пересказ, персонажей положительные ответы на вопросы нравственные качества личности. Иллюстрации к произведению Знакомство с творчеством А.Н. Майкова Осознанное чтение, ответы на вопросы Тема любви к природе в стихотворениях А. Майкова Коррекционно – образовательные. «Осень» и «Пейзаж» Совершенствовать навыки (отрывок) техники чтения, выразительного Выразительное чтение, чтения, чтения по ролям, делить ответы на вопросы на части произведения и озаглавливать их, учить Знакомство с творчеством пересказывать биографию Ф.И. Тютчева писателя по основным датам, Осознанное чтение, ответы давать полные развѐрнутые на вопросы ответы, обосновывать своѐ отношение к поступкам Картины природы в действующих лиц. Зефиры стихотворениях Ф. Тютчева Коррекционно – развивающие. «Листья» и «Неохотно и несмело». Выразительное Обогащать и активизировать Портрет писателя. Карточки - чтение, ответы на вопросы 73. 74. 75. 76. Знакомство с творчеством А.П. Чехова Осознанное чтение, ответы на вопросы Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Тема юмора в рассказе А. Воспитывать на примере Чехова«Лошадиная фамилия» персонажей положительные (в сокращении) нравственные качества личности. Осознанное чтение, ответы на вопросы, составление характеристик героев, пересказ Тема сатиры в рассказе А. Чехова «Пересолил» (в сокращении) Выразительное чтение, ответы на вопросы, пересказ Внеклассное чтение: А. Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев» Выразительное чтение, ответы на вопросы Контрольное чтение. 4 четверть. 77. устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. задания Портрет писателя. Приказчик Акцизный Депеша Коррекционно – образовательные. Землемер Совершенствовать навыки Сермяга техники чтения, выразительного Целковый чтения, чтения по ролям, делить на части произведения и озаглавливать их, учить пересказывать биографию писателя по основным датам, давать полные развѐрнутые ответы, обосновывать своѐ отношение к поступкам действующих лиц. Знакомство с творчеством М. Коррекционно – развивающие. Иллюстрации к произведению Портрет писателя. Карточки задания 78. 79. 80. 81. 82. 83. Горького Осознанное чтение, ответы на вопросы Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. Тема трудолюбия в рассказе Коррекционно – воспитательные. «Сказки об Италии» Осознанное чтение, ответы Воспитывать любовь к Родине, на вопросы, пересказ любовь к родной природе. Воспитывать на примере Знакомство с творчеством В. персонажей положительные нравственные качества личности. В. Маяковского Осознанное чтение, ответы на вопросы Тема лени в стихотворении В. Маяковского «История Власа – лентяя и лоботряса» Выразительное чтение, ответы на вопросы, Коррекционно – образовательные. составление характеристик Совершенствовать навыки героев техники чтения, выразительного чтения, чтения по ролям, делить Знакомство с творчеством С. на части произведения и озаглавливать их, учить Есенина пересказывать биографию Осознанное чтение, ответы писателя по основным датам, на вопросы давать полные развѐрнутые Тема описывания утра в ответы, обосновывать своѐ стихотворении С. Есенина отношение к поступкам «Задремали звезды действующих лиц. золотые…» Выразительное Портрет писателя Иллюстрации к произведению Портрет писателя. Карточки задания 84. 85. 86. 87. чтение стихотворения, Коррекционно – развивающие. заучивание наизусть Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать Тема любви к Родине в эмоциональную сферу, стихотворениях С. Есенина эстетические чувства учащихся. «Топи да болота…» и «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Коррекционно – воспитательные. Выразительное чтение, Воспитывать любовь к Родине, ответы на вопросы любовь к родной природе. Воспитывать на примере Знакомство с творчеством М. персонажей положительные Шолохова и с рассказом «Дед нравственные качества личности. Щукарь». Осознанное чтение, ответы на вопросы Знакомство с главными героями рассказа М. Шолохова «Дед Щукарь» (отрывки из романа «Поднятая целина») Выразительное чтение, ответы на вопросы, составление характеристик героев, пересказ Знакомство с творчеством А. Фадеева и отрывками романа «Молодая гвардия» Осознанное чтение, ответы на вопросы Иллюстрации к произведению Лавошные Смыканѐт Коррекционно – образовательные. Совершенствовать навыки техники чтения, выразительного чтения, чтения по ролям, делить на части произведения и озаглавливать их, учить пересказывать биографию писателя по основным датам, давать полные развѐрнутые ответы, обосновывать своѐ отношение к поступкам действующих лиц. Выдобриться Гумно Мякина Кондѐр Портрет писателя 88. 89. 90. 91. Знакомство с главными героями отрывка из романа А. Фадеева «Молодая гвардия» Выразительное чтение, ответы на вопросы, составление характеристик героев, пересказ. Тема героизма в отрывке из романа А. Фадеева «Молодая гвардия» Выразительное чтение, ответы на вопросы, составление характеристик героев, пересказ Знакомство с творчеством В. П. Катаева и с главами из повести «Сын полка» Осознанное чтение, ответы на вопросы Тема героизма русских разведчиков в главе повести В. Катаева «Сын полка». Выразительное чтение 1 главы, ответы на вопросы, пересказ Тема спасения мальчика в главе повести В. Катаева Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. Карточки – задания Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Воспитывать на примере персонажей положительные нравственные качества личности. Портрет писателя Коррекционно – образовательные. Совершенствовать навыки техники чтения, выразительного чтения, чтения по ролям, делить на части произведения и озаглавливать их, учить пересказывать биографию писателя по основным датам, давать полные развѐрнутые Крошѐнка ответы, обосновывать своѐ отношение к поступкам Портки Карточки – задания 92. 93. 94. 95. 96. «Сын полка». Выразительное чтение 4 главы, ответы на вопросы, пересказ Тема находчивости главного героя в главе повести В. Катаева «Сын полка». Выразительное чтение 6 главы, ответы на вопросы, пересказ Тема счастливой жизненной перемены в главе повести В. Катаева «Сын полка». Выразительное чтение 9 главы, ответы на вопросы, пересказ Знакомство с творчеством Б. Полевого и с «Повестью о настоящем человеке» Осознанное чтение, ответы на вопросы Тема героизма русского лѐтчика в «Повести о настоящем человеке» Выразительное чтение 1 ч, ответы на вопросы, пересказ Тема выносливости и терпения русского лѐтчика в действующих лиц. Кацавейка Торба Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. Иллюстрации к произведению Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Воспитывать на примере персонажей положительные нравственные качества личности. Портрет писателя Коррекционно – образовательные. Совершенствовать навыки техники чтения, выразительного Унты чтения, чтения по ролям, делить на части произведения и озаглавливать их, учить пересказывать биографию писателя по основным датам, давать полные развѐрнутые ответы, обосновывать своѐ Карточки – задания 97. 98. 99. 100. «Повести о настоящем человеке» Выразительное чтение 2 ч, ответы на вопросы, пересказ Тема упорства и решительности русского лѐтчика в «Повести о настоящем человеке» Выразительное чтение 3 ч, ответы на вопросы, пересказ Знакомство с творчеством А. Суркова и со стихотворениями «День торжества», «В землянке» Выразительное чтение, ответы на вопросы Тема красоты зимнего леса Ю.Нагибина в рассказе «Зимний дуб» (в сокращении) Выразительное чтение, ответы на вопросы, составление характеристик героев, пересказ Знакомство с рассказом А. Алексина «Самый отношение к поступкам действующих лиц. Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Воспитывать на примере персонажей положительные нравственные качества личности. Коррекционно – образовательные. Совершенствовать навыки техники чтения, выразительного чтения, чтения по ролям, делить на части произведения и озаглавливать их, учить пересказывать биографию писателя по основным датам, давать полные развѐрнутые Гангрена Иллюстрации к произведению Портрет писателя Карточки задания 101. 102. счастливый день» Осознанное чтение, ответы на вопросы ответы, обосновывать своѐ отношение к поступкам действующих лиц. Тема счастья в рассказе А. Алексина «Самый счастливый день» Совершенствование техники чтения, беседа по прочитанному Коррекционно – развивающие. Обогащать и активизировать устную речь учащихся, развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства учащихся. Контрольное чтение. Обобщающий урок. 103. 104. Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, любовь к родной природе. Воспитывать на примере персонажей положительные нравственные качества личности.