1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования науки и молодежной политики Волгоградской области Отдел образования Фроловского муниципального района МОУ "Образцовская СШ" РАССМОТРЕНО ______________________ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор _______________________________ ______________________ Игнатова Ю.Г. от « » 2024г. Котельникова Л.В. Протокол ______________ Приказ ______________ от « от « » 2024г. » 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 7 класс специальная (коррекционная) программа VIII вида составитель: Комиссарова И.В. п. Образцы 2024 год Русский язык (4 ч в неделю; 136 часов в год) 2 Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная рабочая программа общего образования по русскому языку составлена для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной государственной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (под ред. И.М.Бгажноковой) и в соответствии с приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, система оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс. Общая характеристика предмета Учебный предмет русский язык включен в федеральный компонент образовательной области «Язык и речь» учебного плана для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учащиеся овладевают предметом 4 часа в неделю, 136 часов в год. Русский язык в старших классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. В программе по русскому языку на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы: -сформировать у учащихся умение самостоятельно связно излагать свои мысли в устной или письменной форме, что поможет им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. Задачи: - развивать письменную речь учащихся, как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; -учить развернуто выражать мысли, понимать высказывания других людей; - воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля. В 8-м классе учащиеся продолжают овладевать способами образования слов, подбирать однокоренные слова. Старшеклассники учатся точному выбору слов для выражения мысли, ее обозначения в предложении, тексте. Ведется работа по построению словосочетаний, простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над обогащением и уточнением словаря. Также учащимся прививаются навыки делового письма, которые способствуют укреплению межличностных связей в различных жизненных ситуациях, адаптации в обществе. 3 Основные межпредметные связи с русским языком осуществляются на всех уроках. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень — предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Достаточный уровень: - писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (50-60 слов); - исправлять отмеченные учителем орфографические ошибки, комментируя орфограммы; - подбирать однокоренные слова, опираясь на вопросы (кто? какой?); - определять части речи; - писать объявления на заданную тему; - составлять план письма и обсуждать его содержание. Минимальный уровень: - писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами после предварительного анализа; - исправлять ошибки, отмеченные учителем; - различать части речи с опорой на таблицу; - принимать участие в составлении плана, в отборе речевого материала для создания текста. 4 Базовые учебные действия Личностные учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - испытывает чувство гордости за свою страну; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - активно включаться в общеполезную социальную деятельность; - бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. - испытывать познавательный интерес к новому учебному материалу; - соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами; Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс); - вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных задач; - договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или ситуациях взаимодействия с окружающими; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. - признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - владеть основами монологической речи; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы ,повествование ,отрицание ,и др.) в зависимости от ситуации; Регулятивные учебные действия: 5 - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения ( поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; - принимать оценку деятельности; - оценивать деятельность с учётом предложенных критериев; - корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. - принимать и сохранять цели и задачи решения учебных и практических задач; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных и практических задач; - осуществлять самоконтроль в процессе деятельности; - адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: - выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. - сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях). 6 № Раздел Количество часов 1. Повторение 6 2. Слово. Состав слова 15 3. Части речи 83 4. Предложение. Текст. 20 5. Связная речь (интегрировано в разделы) 12 6. Повторение 12 Краткий учебный курс Краткое содержание курса Простое и сложное предложение, их сравнение, составление. Союзы в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Обращение, знаки препинания. Однокоренные слова подбор однокоренных слов. Разбор их по составу. Правописание корней и приставок. Сложные слова с соединительной гласной и без неё. Образование разных слов с помощью одних и тех же суффиксов и приставок. Имя существительное (15ч). Значение существительных в речи. Определение грамматических признаков существительных с опорой на таблицу. Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе; склонение существительных во множественном числе. Составление словосочетаний с существительными во множественном числе; распространение предложений однородными членами, выраженными существительными во множественном числе. Имя прилагательное (13ч). Значение прилагательных в речи. Согласование прилагательных в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Склонение прилагательных во множественном числе. Личные местоимения (15ч). Значение личных местоимений в речи. Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний. Лицо и число местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Глагол (26ч). Значение глаголов в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и числам. Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. 1, 2, 3 лицо глаголов единственного и множественного числа Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам. Наречие (14ч). Значение наречий в речи. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда? Образование наречий от прилагательных. Неизменяемость наречий. Подбор наречий к глаголу по смыслу. Распространение предложений наречиями. Простое предложение с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Сложное предложение без союзов и с союзами и, а, но. Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений. Сравнение простых и сложных предложений Нахождение простых и сложных предложений в тексте Нераспространенные простые и сложные предложения. Распространение их в тексте. Свободный диктант по тексту повествовательного характера с элементами рассуждения. Сочинение с опорой на картинку и плансхему. Изложение текста с элементами рассуждения. Продолжение рассказа по заданному началу. Изложение на материале уроков с предварительным анализом. Составление текста на основе заглавия-темы и плана или заголовка-идеи и плана. Сочинение с элементами рассуждения. Составление писем друзьям и родным с элементами рассуждения. Составление текста заявления. Состав слова. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение. Простое и сложное предложение. 7 Календарно-тематическое планирование Раздел, тема Ко Дата лво часов I. Повторение (6 ч) 1. Предложение простое и сложное. 2. Сложные предложения с союзами и без них. 3. Однородные члены предложения. Знаки препинания при них. Деловое письмо. Объяснительная записка. 4. 5. 6. Диктант. Работа над ошибками. II. Слово. Состав слова. (15 ч) Формы Виды учебной оргадеятельности низации учебных занятий I четверть (32 часа) Повт. Различать, 1 1 Комб. называть, составлять 1 Повт. Определять, выделять 1 Комб. Оформлять 1 1 Пров. зн. Повт. Писать. Применять полученные знания, анализировать Предметные результаты Достаточный Минимальный БУД Личностные Коммуникативные Средства обучения Регулятивные Познавательные Уметь составлять и распространять предложения. Устанавливать связь между словами в предложении. Самостоятельно ставить знаки препинания. Уметь составлять объяснительную записку. Писать под диктовку текст (50-60 слов) Уметь применять изученные правила написания слов. Составлять предложения по образцу. Уметь ставить вопросы к словам в предложении. Определять союзы. Уметь составлять объяснительную записку с помощью учителя, опорных слов. Писать под диктовку текст после предварительного анализа. Уметь применять изученные правила написания слов (с помощью учителя). Л-проявлять интерес к изучению языка Таблицы по теме «Предложение». К-слушать собеседника, вступать в диалог Схемы Р-корректировать в соответствии с оценкой свою деятельность П-использовать анализ, синтез, устанавливать аналогию Карточки для самостоятельной работы 8 1. Разные по составу слова. 1 Повт. Разбор по образцу, по схеме Уметь различать части слова. Различать части слова (с помощью учителя). Л-проявлять мотивацию к изучению языка 2. Родственные слова. Корень слова. 1 Комб. Подбирать, выделять ,определять Орфограммы в корне слова, требующие проверки. Орфограммы в корне слова, требующие проверки. 1 Повт. 1 Повт. Суффиксы, слова с суффиксами оценки уменьшения, увеличения. 1 Нов. зн. Разбирать, образовывать 6. Слова с суффиксами оценки ласковости, пренебрежения. 1 Комб. Образовывать 7. Приставки. Гласные и согласные в приставках. 1 Комб. образовывать 8. Приставка и предлог. 1 Комб. 3. 4. 5. Выделять, проверять Проверять подбором Различать на письме Подбирать однокоренные слова, опираясь на вопросы (кто? какой?) (с помощью учителя и таблицы-алгоритма). Уметь Находить проверять непроверяемые гласные гласные в корне. с помощью учителя. Разбирать слова по Разбирать слова составу, образовыпо составу с повать слова с мощью учителя и помощью таблицыалгоритма. суффиксов. Образовывать слова с Образовывать помощью суффиксов. слова с помощью суффиксов (с помощью учителя). Образовывать слова с Образовывать помощью приставок. слова с помощью приставок (с помощью учителя). Таблица «Сложные слова». Репродукция картины Подбирать однокоренные слова, опираясь на вопросы (кто? какой?) Уметь различать приставки и предлоги. Уметь различать приставки и предлоги (с помощью учителя и ин- Таблицы «слова». А.Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь». Состав слова», «Родственные К-использовать доступные источники для получения информации Учебник Р-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку П-использовать в жизни полученные знания Шевандровой «В сельской библиотеке». Орфографический словарь. Карточки 9 струкции). 9. Приставка и предлог. 1 Повт. Образовывать новые слова Сложные слова с соединительными гласными и без них. 1 11. Повторение по теме «Слово». 1 Закр. 12. Связная речь. Составление рассказа по картине. 1 Комб. Деловое письмо. Автобиография. 1 14. Диктант. 1 Пров. Слушать, писать под диктовку Писать под диктовку текст со словами на изучение правила. 15. Работа над ошибками. 1 Закр. Подбирать и применять правила Исправлять ошибки, отмеченные учителем, комментируя орфограммы. Находить и различать Уметь определять часть речи. 10. 13. III. Части речи. Имя существительное (15 ч) 1. Имя существительное – 1 часть речи. 2. Грамматические признаки 1 Комб. Уметь образовывать слова с помощью приставок. Нов. зн. Нов. зн. Комб. Образовывать и писать по правилам Находить,подбирать ,образовывать. Составлять и писать по плану Запись по образцу Применять правила правописания сложных слов. Подбирать родственные слова самостоятельно. Составлять план к тексту. Оформлять деловые бумаги. Уметь определять Уметь образовывать слова с помощью приставок (с помощью). Различать сложные слова после разбора. Подбирать родственные слова с помощью учителя. Участвовать в составлении плана к тексту. Оформлять деловые бумаги с помощью. Писать под диктовку текст с предварительным анализом. Исправлять ошибки, отмеченные учителем. Уметь определять часть речи с помощью учителя и опорной таблицы Уметь определять Л-чувствовать выразительность речи Учебник Словарь К-стремиться к совершенствованию речи Р-осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности П- на основе анализа и аналогии применять полученные знания Рабочая тетрадь Образцы Тексты контрольных работ Карточки Тетради Л- гордиться личными успехами Лев Успенский «Ты и твоё имя», «Имя дома твоего». Таблица «Заглавная буква в именах существительных». 10 имени существительного. 3. Имена собственные. Определять, находить в тексте 1 Комб. Выделять в устной речи и на письме Существительные единственного числа с шипящей на конце. 1 5. Диктант. 1 Пров. зн. Применять полученные знания 6. 7. Работа над ошибками. Склонение имен существительных в единственном числе. 1 1 Закр. Комб. анализировать склонять Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе. 1 Подбор проверочных слов к безударным окончаниям существительных. Правописание падежных 1 4. 8. 9. 10. Комб. На письме выделять и применять правила 1 часть речи. часть речи с помощью учителя. Уметь различать имена собственные. Уметь различать имена собственные. Уметь определять существительные с шипящей на конце, комментируя написание. Уметь определять существительные с шипящей на конце, комментируя написание (с помощью учителя). Писать под диктовку текст после предварительного разбора. Писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения. Уметь склонять имена существительные единственного числа. Нов. зн. Применять правила Должны уметь подбирать проверочные слова. Закр. Подбирать, применять правила Подбирать, Должны уметь подбирать проверочные слова. Комб. Уметь склонять имена существительные единственного числа с помощью учителя. Должны уметь подбирать проверочные слова (с помощью учителя). Должны уметь подбирать проверочные слова (с помощью учите- К- принимать участие в совместной деятельности Таблица «Заглавная буква в именах существи-тельных Таблицы. Репродукции И.Н. Шишкин «Рожь», Р-принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять поиск средств их осуществления А.А. Митрофанов «Утро на берегу озера». Школьный орфографический словарь. Краткий словарь иностранных слов» под ред. .В.Лёхина. Таблица П-извлекать необходимую информацию из разных источников самостоятельно выполнять зада- Учебник Карточки Словарь 11 11. 1. 2. окончаний имен существительных во множественном числе. Существительные с шипящей на конце мужского и женского рода родительного падежа. Существительные с шипящей на конце во множественном числе родительного падежа. Несклоняемые имена существительные. 3. Связная речь. Сочинение по данному плану и опорным словам (упражнение № 98). 4. Обобщение по теме «Имя существительное». применять правила 1 Применять правила, пользоваться словарём Повт. Склонять, определять Комб. Составлять и запоминать 1 1 1 Комб. Писать по плану и образцу. 1 Обоб. и сист. Применять полученные знания. Нов. зн. Определять, отличать, находить. IV. Имя прилагательное (13 ч) 1. Имя прилагательное, его грамматические признаки и значение в речи. 1 Согласование прилагательных с существительными. 1 2. Комб. Комб. Составлять и Пользоваться словарем. Должны знать род и падеж имени существительного. ля). Пользоваться словарем ния в соответствии с целями и задачами Карточки Осуществлять самоконтроль Понимать личную ответственность в выполнении заданий II четверть (32ч) Уметь определять Уметь определять число и падеж суще- число и падеж ствительного. существительного (с помощью учителя и опорной таблице). Составлять словосоСоставлять словочетание с несклоняе- сочетание с немыми именами сусклоняемыми ществительными. именами существительными. Писать сочинение. Писать сочинение с помощью учителя и опорным словам. Название частей реНазвание чи, их значение. частей речи. Уметь определять части речи. Различать части речи с опорой на таблицу. Уметь составлять словосочетания су- Уметь составлять словосочетания Л- проявлять доброжелательность к окружающим Словарные слова Таблицы К-стремиться прислушиваться к ответам одноклассников Р-осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль Л-проявлять интерес к изучению языка Картинный план Учебник Карточки Таблицы по теме «Имя прилагательное» Словарь синонимов Сборник загадок. Литературно- 12 согласовывать. ществительных и прилагательных. существительных и прилагательных К- слушать собес опорой на схему. седника, вступать в диалог Выделять окончания Применять способы Уметь изменять по родам. Уметь выделять окончания прилагательных. Различать части речи. Уметь изменять по родам. Уметь выделять окончания прилагательных. Различать части речи с опорой на таблицу. Знать состав слова. Родовые окончания прилагательных. Способы проверки безударных окончаний прилагательных. Прилагательные, обозначающие признак принадлежности. Склонение прилагательных мужского, женского и среднего рода на - ий, -ье. Склонение прилагательных во множественном числе на - ьи. Правописание имен прилагательных во множественном числе. 1 Комб. 1 Комб. 9. Значение имени прилагательного в речи. 1 Комб. Различать, применять. Уметь различать имя прилагательное. 10. Связная речь. Коллективное сочинение по картине с опорой на план и словосочетания (упражнение № 149). 1 Комб. Писать по плану Писать сочинение. 11. Диктант. 1 Пров. зн. Писать под диктовку Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1 1 Нов. зн. Образовывать и писать Комб. Знать состав слова. Склонять. 1 Комб. 1 Закр. Склонять выделять окончания Применять правила Уметь склонять имена прилагательные по падежам. Уметь склонять имена прилагательные по падежам с помощью учителя. Уметь различать имя прилагательное с помощью учителя. Писать сочинение с помощью и данным словам, словосочетаниям. Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (после предвари- Р-корректировать в соответствии с оценкой свою деятельность художественные тексты. Репродукция с картины Н. Рериха «Поход князя Игоря» Наглядный дидактический материал П-использовать анализ, синтез, устанавливать аналогию Учебник К- проявлять мотивацию к изучению языка К-использовать доступные источники для получения информации Р-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку Таблицы. Карточки Картинный план Тексты контрольных работ. Учебник 13 тельного анализа). 12. Работа над ошибками. 1 Повт. 13. Обобщение по теме: «Имя прилагательное». 1 Повт. 1 Нов. зн. V. Личные местоимения (15 ч) 1. Местоимение – часть речи. Выписывать, подбирать орфограмму. Применять полученные знания 2. Основные грамматические признаки местоимения. 1 Комб. Находить, различать Определять. 3. Лицо и число местоимений. 1 Комб. Различать. 4. Местоимения 3-го лица единственного числа. Склонение местоимений 1го лица. Склонение местоимений 2го лица. Склонение местоимений 3го лица. Раздельное написание предлогов с местоимениями. 1 Комб. 1 Комб. Находить в тексте Склонять. 1 Комб. 1 Повт. 1 Комб. Диктант. 1 Пров. зн. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Работа над ошибками. 1 Повт. Склонять и записывать Склонять по лицам Писать , применяя правило Писать под диктовку, применяя изученные правила корректировать Находить и решать орфографические задачи Решать орфографические задачи с помощью учителя Различать части речи. Различать части речи с опорой на таблицу. Знать основные грамматические признаки (с помощью учителя). Уметь находить местоимение в предложении. Различать части речи с помощью. Должны уметь различать речевые недочёты с помощью учителя Знать основные грамматические признаки. Уметь различать 1,2,3 лицо местоимений. Различать части речи. Должны уметь различать речевые недочёты Уметь различать предлоги. Писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения. Уметь различать предлоги (с помощью учителя). Писать под диктовку текст (после предварительного разбора). П-использовать в жизни полученные знания Использовать в речи при ответе на вопросы сложные предложения Л- гордиться личными успехами Упражнения для закрепления Таблицы по теме «» Образцы разных К- принимать участие в совместной деятельности Местоимения заявлений. Таблицы Р-принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять поиск средств их осуществления Карточки Учебник 14 11. Деформированный текст. 1 Комб. Связная речь. Написание текста по плану. Деловое письмо. Заявление. 1 Комб. 1 Комб. 14. Употребление местоимений в тексте. 1 Комб. 15. Обобщение по теме «Местоимение» 1 Обоб. и сист. 12. 13. 1. 2. 3. VI. Части речи. Глагол (26 ч) Глагол. Его значение в речи. 1 Грамматические признаки глагола. Неопределенная форма глагола. Нов. зн. 1 Комб. 1 Комб. 1 1 Комб. 6. Не с глаголами. 1 Комб. 7. Изменения глаголов по лицам и числам. 1 Комб. 5. Определять границы предложения. Писать текст по плану. Писать по образцу. Составлять план. Использовать в устной и письменной речи. Уметь составлять предложения с местоимениями. Уметь писать заявление. Использовать в Уметь определять речи распрочасти речи. страненные предложения III четверть (40 ч) Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глаголов. Род и число. 4. Находить и исправлять. Комб. Находить, подбирать, ставить вопросы Определять по признакам Различать по вопросам Изменять по временам Определять. Отрабатывать правила Изменять, определять. Определять части речи. Определять границы предложения (с помощью учителя). Участвовать в составлении плана. Уметь писать заявление (с помощью учителя). Уметь составлять предложения с местоимениями. Тексты П-извлекать необходимую информацию из разных источников самостоятельно выполнять задания в соответствии с целями и задачами Образцы Образцы деловых бумаг Карточки для самостоятельной работы Уметь определять части речи с опорой на таблицу. Различать части речи с опорой на таблицу. Уметь различать гла- Уметь различать голы неопределенной глаголы неопреформы. деленной формы (с помощью учителя). Уметь изменять глаЗнать времена голы по времени. глаголов. Знать род и число Знать род и число глаголов с опорой глаголов. на таблицу. Уметь писать не с Уметь писать не с глаголами. глаголами. Уметь Знать изменять время и Л-использовать в Таблицы по теме жизни и деятель- «Глагол» ности приобретаемые знания Газеты, журналы разного назначения. К-слушать собеседника, вступать в диалог 15 глаголы по лицам и числам. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Связная речь. Изложение текста по плану (упражнение № 212). Различение глаголов на -тся и - ться. Контрольное списывание с пропущенными орфограммами. Изменение глаголов по лицам и числам. Два спряжения глаголов. Личные ударные и безударные окончания глаголов. 1 Комб. Согласовывать. Комб. Писать по плану Комб. Различать по вопросам 1 1 1 Пров. зн. 1 Нов. 1 Нов. зн. Списывать текст, применяя орфограммы Спрягать глаголы Определять окончания Уметь составлять план рассказа. число глаголов. Принимать участие в составлении плана. Уметь различать гла- Уметь различать голы неопределенной глаголы неопреформы по вопросам. деленной формы по вопросам (с помощью учителя). Уметь Уметь списывать с печатно- списывать с пего текста. чатного текста. Знать Знать части речи. части речи. Знать состав слова. Знать состав слова с опорой на таблицу. Р-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности П- устанавливать аналогию, причинноследственные связи К- активно включаться в учебную деятельность К-использовать доступные источники и средства получения информации -осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных за Орфографический словарь. Таблицы Карточки Перфокарты 16 14 Окончания глаголов. Их проверка. 1 Комб. Писать, делать проверку Знать состав слова. 15. Глаголы 2-го спряжения. 1 Комб. Спрягать. Знать спряжение глаголов. 16. 17. 18. Глаголы 1-го спряжения. Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения. 1 1 Комб. Повт. Различать. Знать неопределенную форму глагола. 19. Диктант. 1 Контр. и оценка Писать под диктовку, применять правила Писать под диктовку текст. 20. Работа над ошибками. 1 Закр. корректировать Уметь подбирать правило на допущенную ошибку. 21. Деловое письмо. Письмо в газету. 1 Комб. Писать по образцу Писать письмо на заданную тему. Знать состав слова с опорой на таблицу. Спрягать ( с помощью учителя) Находить неопределенную форму глагола, с помощью учителя ставить вопрос. Писать под диктовку текст после предварительного разбора. Уметь подбирать правило на допущенную ошибку ( с помощью учителя). Принимать участие в отборе речевого материала. П-использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач Таблицы Перфокарты Учебник дифференцированно воспринимать окружающий мир, временную ориентацию Наглядный материал Газеты (образцы писем в газету) 17 22. Использование глаголов движения в описательных картинах. 1 Повт. Использовать в устной и письменной речи Различать части речи. Различать части речи (с помощью) 23. 24. Способы проверки безударных окончаний глаголов. 1 Комб. Знать и применять способы проверки Проверять по образцу 25. Обобщение по теме: «Глагол». 1 Повт. Обоб. и сист. Применение правил Применять полученные знания Знать грамматические признаки глагола. Таблицы Карточки 1 Комб. Писать сочинение по плану Писать сочинение. Различать и подбирать слова, обозначающие действие предмета. Писать сочинение (с помощью). 1 Нов. зн. Находить, ставить вопросы Определять части речи. Различать части речи с опорой на таблицу. Различать части речи (с помощью) Уметь ставить вопрос с помощью учителя. Уметь ставить вопрос к .НАРЕЧИЯМ Уметь оформлять деловые бумаги (с помощью). Уметь составлять словосочетания с помощью учителя. Уметь составлять простые предложения. Различать часть речи наречие. Таблицы Связная речь. Краткое сочинение по рисунку и данному плану (упражнение № 286). VII. Наречие (14 ч) 1. Наречие. Значение наречий в речи. 26. 2. Признаки наречия. 1 Комб. Различать по признакам Различать части речи. 3. Неизменяемость наречий. 1 Комб. Применять правило Уметь ставить вопрос. 4. Образование наречий от прилагательных. Деловое письмо. Анкета. 1 Комб. образовывать 1 Комб. Писать по образцу Уметь ставить вопрос к НАРЕЧИЯМ. Уметь оформлять деловые бумаги. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в речи. Распространение предложения наречиями. 1 Комб. 1 Комб. Дополнять, употреблять в речи Различать, распространять Употребление наречий для связи предложений в тексте. 1 Комб. 5. 6. 7. 8. Находить и употреблять в тексте Уметь составлять словосочетания. Уметь составлять распространенные предложения. Признаки части речи наречие. Картинный материал Учебник Картинный план Лпроявлять интерес к изучению языка Наглядный материал Учебник Карточки гордиться успехами своими и товарищей Словарь Учебник К- слушать собеседника, вступать в диалог Наглядный материал Карточки 18 9. 10. 11. Составление предложений, распространяя их наречиями. Диктант. 1 Повт. составлять 1 Конт. пров. зн. Писать под диктовку Работа над ошибками. Повт. 1 12. 13. 14. Обобщение по теме «Наречие». Связная речь. Сочинение по картине, вопросам и опорным словам. Повторение части речи. 1 Закр. Комб. 1 Повт. 1 Уметь составлять и распространять предложения. Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами. Корректировать работы Знать наиболее распространенные правила слов. Применять полученные знания Писать по вопросам и опорным словам Различать части речи Признаки части речи наречие. Уметь составлять и распространять предложения. Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами после предварительного анализа. Знать наиболее распространенные правила слов (с помощью вопросов). Различать часть речи наречие. Писать сочинение. Писать сочинение (с помощью) Определять части речи. Различать часть речи с опорой на таблицу. Наглядный материал Р-корректировать в соответствии с оценкой свою деятельность Тексты контрольных работ Карточки П--использовать анализ, синтез, устанавливать аналогию Учебник Учебник Работать с информацией, понимать схемы, таблицы Репродукция картины В.Маковского «Свидание». Таблица «Части речи» IV четверть (32 ч) VIII. Предложение (20 ч) 1. Предложение. Члены предложения. 2. 3. 1 Повт. Определять. Делить текст на предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. 11 Комб. Различать. Знать главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами без союзов. 1 Комб. Находить и выделять. Уметь находить однородные члены. Делить текст на предложения с помощью учителя. Знать главные члены предложения. Уметь находить однородные члены с помощью учителя. Л- гордиться личными успехами Таблицы по теме «Предложение». Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?».М.: Просвещение, 1980. Учебники чтения 7, 8 классы. Схемы предложений 19 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Простое предложение с союзами и, а, но. Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения. 1 Комб. 1 Комб. Знаки препинания при однородных членах предложения. Связная речь. Изложение текста с опорой на словосочетания (упражнение № 297). Сложное предложение без союзов. 1 Повт. 1 Комб. Применять правила. Излагать текст. 1 Комб. Различать. Сложное предложение с союзами и, а, но. Сложные предложения с союзами и союзными словами. Самостоятельная работа. 1 Комб. 1 Повт. Закр. 1 Конт. Оценка зн. Применять правила. Распространять. Знать союзы. Должны уметь распространять предложения. Знать главные и второстепенные члены предложения. Писать изложение. Называть союзы по таблице. Должны уметь распространять предложения (с помощью). Знать главные члены предложения. Писать изложение (с помощью). Уметь различать сложное предложение от простого. Уметь различать сложное предложение от простого (с опорой на таблицу). Строить сложное распространенное предложение. Строить простое распространенное предложение. Находить и решать орфографические задачи. Решать орфографические задачи с помощью учителя. К- принимать участие в совместной деятельности Р-принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять поиск средств их осуществления Схемы предложений разного типа. Карточки Наглядный материал Строить. Строить и находить в тексте. Применять полученные знания. П-извлекать необходимую информацию из разных источников Таблицы 12. Работа над ошибками. 1 Закр. Знать части речи. Нов. зн. Корректировать ошибки. Писать по образцу. 13. Деловое письмо. Объявление. 1 14. Сравнение простых и сложных предложений. 1 Комб. Сравнивать. 1 Повт. Различать простое и сложное предложения. Строить сложные 15. Различие сложных предло- Писать объявления на заданную тему. Знать части речи. Принимать участие в отборе речевого материала. Различать простое и сложное предложения. Строить простые самостоятельно выполнять задания в соответствии с целями и задачами Л-проявлять интерес к изучению языка Газеты, журналы, публицистика Учебник Учебник 20 16. 17. 18. 19. 20. 1. жений с союзами и простых с однородными членами. Обращение. Знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Связная речь. Составление рассказа по картине. Нахождение простых и сложных предложений в тексте. Повторение по теме «Предложение». 1 Комб. Комб. Различать и строить. Употреблять, находить, выделять голосом. Делить текст. предложения. Составлять и записывать. Находить в тексте. Писать изложение. Применять полученные знания. Находить и решать орфографические задачи. Применять полученные знания. Подбирать однокоренные слова. 1 1 1 1 Нов. зн. Повт. Обоб. и сист. X. Повторение (12 ч) Повторение. Состав слова. 1 Комб. Правописание орфограмм в разных частях слова. Упражнения в написании орфограмм. Письмо с комментированием. 1 Комб. Применять. 1 Повт. Упражнять. 4. Имя существительное. 1 5. Имя прилагательное. 2. 3. Глагол. 1 Делить текст на предложения. Строить сложные предложения. Применять изученные правила Знать наиболее распространенные правила правописания слов. Определять части речи. Повт. Различать части речи. Повт. Различать. Определять части речи. Повт. Различать. Определять части речи. 1 6. Уметь выделять обращение в тексте. распространенные предложения. Уметь выделять обращение в тексте с помощью учителя. Делить текст на предложения с помощью учителя. Писать изложение (с помощью) Строить простые распространенные предложения. Решать орфографические задачи с помощью учителя. Подбирать однокоренные слова, опираясь на вопросы. Списывать текст без ошибок Знать наиболее распространенные правила правописания слов. Различать части речи с опорой на таблицу. Различать части речи с опорой на таблицу. Различать части речи с опорой на К-слушать собеседника, вступать в диалог Учебник Р-корректировать в соответствии с оценкой свою деятельность Учебник П-использовать анализ, синтез, устанавливать аналогию Виды разных текстов. Л- гордиться личными успехами Орфографический словарь К- принимать участие в совместной деятельности Таблицы Карточки 21 7. Диктант. 1 Писать под диктовку. Определять части речи. 1 Конт. и оценка зн. Закр. 8. Работа над ошибками. Корректировать. Определять части речи. 9. Местоимение. 1 Повт. Определять части речи. 10. Простые и сложные предложения. Знаки препинания. 1 Повт. Находить, определять, называть. Составлять и различать. 11. Связная речь. Сочинение на свободную тему. Обобщение и систематизация за год. 1 Нов. зн. Обоб. и сист. 12. 1 Запись информации Применять полученные знания. Простое предложение с однородными членами, сложное предложение. Писать сочинение. Определять части речи таблицу. Различать части речи с опорой на таблицу. Различать части речи с опорой на таблицу. Различать части речи с опорой на таблицу. Строить простое распространенное предложение. Писать сочинение (с помощью) Различать части речи с опорой на таблицу. Р-принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять поиск средств их осуществления Схемы Карточки Таблицы П-извлекать необходимую информацию из разных источников самостоятельно выполнять задания в соответствии с целями и задачами Таблицы Схемы предложений Наглядный материал Таблицы 22 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации Дата Проверочные Повторение. Состав слова. Деформированный текст. Контрольное списывание с пропущенными орфограммами. Знаки препинания при однородных членах. Дата Диктанты I четверть Правописание падежных окончаний имен существительных. II четверть Части речи. Имя прилагательное. Местоимение. III четверть Изменение глаголов по лицам и числам. IV четверть Итоговый диктант за год. Дата Деловое письмо, словарные диктанты Объяснительная записка. Автобиография. Заявление. Письмо в газету. Словарный диктант. Анкета. Объявление. Словарный диктант. 23 Контрольно-измерительные материалы 1 четверть Словарный диктант с заданиями по теме «Слово» 1. Светло, светлый, светильник. Мягкий, мягонький, смягчить. Место, местечко, уместить. Поставить ударение. Выделить корни. Подчеркнуть в каждом ряду родственных слов те, которые являются проверочными. 2. Насмешка, подснежник, пешеход. Разобрать слова по составу. 3. Аэродром, типография, электростанция, телеграф, автобиография. Поставить ударения в «словарных» словах. Диктант (достаточный уровень) В купе вагона Бежит, торопится наш поезд. Стучат колёса, качаются вагоны, мелькают за окном огни станций и дальних деревень. Мирно течёт наша беседа, и я уже много знаю о своих спутниках. Один участвовал в боях под Курском. Другой руководит работой технических училищ в Рязани. Третий едет в далёкое село к родителям. Село находится в живописной местности среди садов и берёзовых лесов. Я с большим интересом слушаю рассказы своих попутчиков и время бежит незаметно. (73 слова). Задания. 1. В 1 абзаце найти и подчеркнуть предложения с однородными членами. 2. Разобрать по составу слова «спутниках», «попутчиков». Контрольное списывание (минимальный уровень) Списать текст, вставить пропущенные буквы. Береза Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. Из всех деревьев леса милее всех наша береза. Хорош... и чисты березовые светлые рощи. 24 В лесу сошел снег. На березах набухли смолистые душ…стые почки. Много пе…чих птиц собирается в рощ…х. В летние дни хор…шо бродить по б…резовой роще. Теплый ветерок шелестит над г…ловой зеленой листвой. В народных песнях и ска…ках ч…сто упоминается березка. Люди ласково называют ее березонькой. четверть 2 Диктант слов и словосочетаний с выполнением заданий. 1. Территория, кафе, кулинария, экспедиция, искусство. Спектакль, антракт, театр, метро, эскалатор. Поставить ударения. 2. Речной песок, речная рыба, речное дно, речной транспорт, речные обитатели, речная прогулка. Определить род, число, падеж имён прилагательных. 3. Молодой, головой, трудовой, золотой. Со стариком, на дорогом, в боковом, в простом. Найти и подчеркнуть «Четвёртый лишний». Диктант (достаточный уровень) На полянке Зима. Лесная полянка. Она в чистом пушистом снегу. На ней тихо и пусто. Думаете, что на полянке никто не живёт? Это не так. Возле куста торчит старый, трухлявый пень. Он – настоящий теремок. Много в нём уютных квартир для лесных обитателей. Под корой спрятались от холода мелкие букашки. Чудесно устроился здесь и усатый жук. А между корнями тугим колечком улеглась проворная ящерица. Хорошо ей там! Каждый занял в старом пне крохотную спаленку и заснул в ней на долгую зиму. (80 слов) Задания: 1. В третьем предложении над словами написать названия частей речи. 2. Найти в тексте личные местоимения. Подчеркнуть их. Контрольное списывание (минимальный уровень) Списать текст, вставить пропущенные буквы. Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычн... растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покач…л головой. Тогда мы обратились к учительниц… Она сказала: «Какие вы любознательные! Это растение – багульник». Найти местоимения, подчеркнуть. 25 четверть 3 Контрольное списывание текста с пропущенными орфограммами по теме «Глагол». Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубосвская. Русский язык.8класс. М.: Просвещение, 2006. Упражнение № 225, стр.165. Задание: списать текст, вставленные орфограммы подчеркнуть. Диктант (достаточный уровень) Посещение театра Посещение театра – праздник, к которому надо тщательно готовиться. Плащ и пальто зрители оставляют в гардеробе. Теперь найди нужный ряд, повернись к сидящим там зрителям лицом, а не спиной и пройди на своё место. Соблюдай тишину. Отложи до антракта всё, что хочешь сказать. Не ешь, не шелести бумажками, отключи телефон. Когда спектакль окончится, не срывайся с места. Бери пример с актёров. Они не мчатся сразу за кулисы, а благодарят тебя за внимание, прощаются с тобой. Учись вежливости и ты. (80 слов). Задания: Базовый уровень. 1. Найти и подчеркнуть в третьем абзаце глаголы. 2. Выписать слово «благодарят», - определить его время, лицо, число, спряжение. Минимальный уровень Контрольное списывание Лесные страхи Стоял теплый день. Медведица с медвежонком ходили по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился лапами за него. Со страшным грохотом обломок вместе с медвежонком полетел вниз. Поднялась пыль. Затрещали кусты. Застучали лесные камешки. Малыш от страха и от боли заревел. Медведица быстро бросилась к нему. А перепуганный Мишка уже тянулся к матери. Он тихо скулил. Подчеркнуть глаголы, указать время глаголов.4 четверть Словарный диктант. Абонемент, искусство, кафе, квитанция, образование, пациент, почтамт, национальность, гражданин, бюллетень, ученик, учитель, класс, коллектив, Россия. (15 слов). Тишина, участок, чулан, пассажир, прощание, щука, счастье, дружина, чудо, машина. (10 слов). Красивая вещь, Иван Петрович, испечь хлеб, мой товарищ, из тёмных туч, серая мышь, быстро идёшь. (15 слов). Что делать? Улыбаться, кататься, учиться. Что делает? Улыбается, катается, учится. (10 слов). 26 Контрольный диктант. Достаточный уровень Ольха Наступила пора весенних первоцветов. Днём сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, а ночью земля стынет. Ребята, обратите внимание на ольху! Среди деревьев ольха зацветает первой. Длинные серёжки её качаются от ветра. Под ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. В шишечках находятся семена. Созревают они только поздней осенью, осыпаются зимой. Ольха растёт во влажных местах, по берегам рек, озёр, ручьёв. Ольху ценит каждый врач. Её шишечек, кору и листья успешно применяют в медицине. Ну как, хороша ольха? Задания: Достаточный уровень: В первом предложении обозначить части речи. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения. Выписать слово «первоцветов», разобрать по составу. Минимально-допустимый уровень: Найти и подчеркнуть предложения с обращением. Разобрать по составу слово «семена». Минимальный уровень: текст тот же. 27 Оценка предметных результатов от 35% до 50%- уд. «удовлетворительно» ; от 51% до 65% -хор. «хорошо»; свыше 65 % -о/хор. «очень хорошо» (отлично) № п/п I четверть Имя, фамилия ученика минимальный 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. достаточный по русскому языку II четверть минимальный достаточный класс III четверть минимальный достататочный уч. год IV четверть минимальный достаточный год минималь -ный достаточный 28 Оценка сформированности БУД класс уч.год 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации. н/а-неактуально № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Имя, фамилия ученика испытывать чувство гордости за свою страну гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей Личностные базовые учебные действия адекватно эмоционально уважительно и бережно откликаться на относиться к людям труда произведения литературы, и результатам их музыки, живописи и др. деятельности активно включаться в общеполезную социальную деятельность начало года начало года начало года начало года середина года конец года середина года конец года середина года конец года начало года середина года конец года середина года конец года бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны начало сере конец года дина года года 29 Оценка сформированности БУД класс уч.год 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации. н/а-неактуально № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Имя, фамилия ученика принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления начало середина конец года года года Регулятивные базовые учебные действия осознанно действовать на осуществлять взаимный контроль обладать готовностью к основе разных видов в совместной деятельности осуществлению самоконтроля в инструкций для решения процессе деятельности практических и учебных задач начал о года середина года конец года начало года середина года конец года начало года середин а года конец года адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность начало середин конец года а года года 30 Оценка сформированности БУД класс уч.год 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации. н/а-неактуально № п/п Имя, фамилия ученика дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию начало года 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. середина года конец года Познавательные базовые учебные действия использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями начало середина конец года года года использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами начало середина конец года года года 31 Оценка сформированности БУД класс уч.год 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации. н/а-неактуально № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Имя, фамилия ученика вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) начало середина конец года года года Коммуникативные базовые учебные действия слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач начало середина конец года года года использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач начало года середина года конец года 32 Учебно–методический комплекс 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010. 2. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2006. 3. Н.Н. Степченко. Сборник диктантов. 1-9 классы. Екатеринбург. 4. О.Д. Ушакова. Самые важные правила русского языка. Орфография. (Картинки, стихи и загадки для запоминания правил). С-П: Литера, 2010. 5. Н.Н. Чистякова. Основы работы над орфографическими ошибками. С-П.:Спецлит, 1996. 6. В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова. Сочинение по картинкам. Тула: Астрель, 2006. 7. Т.В. Шклярова. Толково-этимологический словарь. М.: Вако, 2011. 8. А.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение. 9. Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова. Диктанты и изложения по русскому языку. Изд-во Аквариум, 1999. 10. Р.Н. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999. 11. Картины, таблицы по русскому языку.